Скальдическая поэзия
"Старшая Эдда" и "Младшая Эдда" более известны широкому кругу читателей. Данные поризведения носят как культурно- историческое так и эзотерическое большое значение. Многие последующие литераторы черпали вдохновения в данных источниках прошлого: например, "Сломанный меч", "Приключения Гарольда Ши", "Хроники Хьерварда".
Эддическая поэзия всегда несла сугубо сюжетную нагрузку. Скальдическая поэзия тяготеет к формализации стихотворного ряда. Главной чертой является аллитерации, и многоколенные метафоры, и внутренние рифмы, словом полное подчинение содержания форме.По мнению исследователей это является прямым следствием осознанного перехода от певца к поэту. То есть песни Эдды авторов не имели, поскольку формировались десятилетиями, оттачиваясь и отшлифовываясь бесчисленными сказителями. В творчестве скальдов на первое место вышел человек - автор стихотворной формы.
"Гипертрофия формы - первый шаг на пути творческого освобождения поэта от связанности традицией, трамплин, благодаря которому совершается скачок огоромной важности в истории человеческого сознания - скачок от неосознанного авторства в осознанное." - М.И. Стеблин-Каминский.
Как эддическое, так и скальдическое стихосложение восходит в своей основе к древнегерманскому аллитерационному стиху. Однако, в то время как эддический стих - форма максимально простая, то скальдический стих - форма максимально усложненная.
В скальдическом стихе все строго формализованно:
количество слогов в строке;
наличие и положение внутренних рифм;
количество строк в строфе.
Самый распространенный скальдический размер - дротткветт. "Им сочинено пять шестых всей скальдической поэзии". Виса, т.е. строфа дротткветта состоит из восьми строк, образующих два четверостишия или четыре двустишия. В нечетных строках дротткветтной висы всегда два аллитерирующих слога, в четных - один, и это всегда первый слог.
Кроме того в каждой строке должны присутствовать внутренние рифмы (хендинги), которые по мнению скальдов и создавали красоту дротткветта. Хендинг может слагаться из согласной с предшествующей ей гласной (полная рифма) и из согласного без предшествующего ему гласного (неполная рифма).
Ведать будут, верно,
Вдовица и девица,
Что на град я ратным
Обрушился оружьем.
След от струй преострых
Стали там остался.
Мне от Нанны ниток
Несть из Руси вести
(Харальд Суровый, пер. С.В.Петрова)
В каждой строке дротткветта должно быть шесть слогов, из которых три несут метрические ударения. Предпоследний слог в строке всегда должен был нести метрическое ударение, а также его должен нести первый слог четной строки, поскольку на него всегда падала "главная аллитерация".
Жаль, бежал обидчик,
Вежеству обучен.
Самое, конечно, сложное и почти нереальное в исполнении, ввиду особенностей фонетики русского (украинского) языка, то есть не романогерманской группы - это переплетение предложений дротткветта. Они могут втискиваться друг в друга кусочками.
Верно я - а ворог –
Лишь видел плоть девичью,-
Врать горазд – устами
Тронул губы любы.
(Эйндриди Эйнарссон, пер. С.В.Петрова)
Менее распространены такие ритмы и размеры: тёглаг, хрюнхент, рунхент и квидухатт.
Тёглаг - четырехсложный размер:
Злато благ
Влаге чаек,
Где конь Рёккви
Гривой реет...
(Эгиль сын Грима Лысого, пер. С.В.Петрова)
Хрюнхент - восьмисложный и четырехтактный размер, аналогичный дротткветту. Ударные и не ударные слоги обычно располагаются по схеме хорея.
Слушай, Магнус, песню славну.
Слова я не вем иного.
Я твою, владыка даков,
Доблесть славлю речью доброй.
(Арнор сын Торда скальд ярлов, пер. С.В.Петрова)
Рунхент - единственный размер с конечной рифмой. Также в нем используется внутренняя рифма и аллитерация.
Воспеть велите ль,
Как наш вчитель
Славит своїми
Делами имя?
(Эгиль сын Грима Лысого, пер. С.В.Петрова)
Квиндухатт - самый простой размер. Здесь ни внутренних, ни конечных рифм, а расстановка аллитерирующих слогов весьма свободная.
В скальдической поэзии основными стилистическими элементами являются - хейти и кеннинги. Хейти - замена одного названия или имени собственного другим названием или именем собственным. Пример из "Старшей Эдды":имя Одина меняется на Высокий, Вещий, либо на любое из других его имен, каждое из которых и является хейти Одина.
Кеннинг - это замена существительного обычной речи двумя существительными, из которых второе определяет первое.
Традиционные кеннинги - конь моря, древо битвы, холм шлема. Кеннинги могут быть многочленными (огонь треска стрел - меч, т.к. треск стрел - битва, огонь битвы - меч).
Основной жанр скальдической поэзии - хвалебная песнь. Основная форма скальдической хвалебной песни - драпа. В средней части драпы всегда находился так называемый стев (припев, разбивающий драпу на несколько кусков). Таким образом, драпа представляет собой чередование вис и стевов, которые могут быть прозаическими, а могут - стихотворными. Драпа без стевов - флокк. Он представлял собой просто цикл вис и считался менее престижной формой.
Нид восходит к первобытным заклинаниям, налагавшимся на врага как явно, так и скрыто.
Это общий литературный анализ