IPSISSIMUS
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.263
Реакции:1.378
Баллы:113
Веретено — орудие прядения, наделяемое магическими свойствами.
Как символ женского занятия Веретено присутствует в ритуалах и верованиях всех славян. У восточных славян новорожденной девочке часто пуповину перерезали на Веретене, прялке или гребне. У сербов в случае затянувшихся родов через рубаху роженицы пропускали топор или Веретено и говорили, обращаясь к ребенку:
«Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!»
Сербка, сажая курицу на яйца, «мешала» их Веретеном, «чтобы было больше курочек и меньше петушков».
У южных славян Веретено использовалось для защиты от демонов; его клали, например, в колыбель ребенка; с помощью перевернутого Веретена опознавали чертей, пришедших на праздник к девушкам под видом парней; выносили Веретена во двор во время грозы вместе с другими предметами для отвращения молнии и т.п. В Полесье с помощью Веретена вызывали дождь, окуная его в воду.
Восточные славяне применяли Веретено в лечебной магии: кололи Веретеном больного, размахивали девятью Веретено, читая заговор; клали Веретено в воду вместе с ножом и поили этой водой больного.
Русские в Онежском крае, когда ребенок не спал по ночам, делали из лучины маленькое Веретено и прялку, клали у их изголовья и произносили:
«Полунощница, щекотаренка!
Не играй моим дитяткой,
играй прялочкой,
веретеночком да помельной лопаточкой!».
В любовной магии использовались и вращение, и острота Веретено. Карпатские девушки крутили Веретено, чтобы парни «так же крутились вокруг них».
В Сербии девушки протыкали Веретеном сердце крота с приговором:
«Как веретено крутится,
так пусть крутится (имя парня) вокруг меня».
Запрет пользоваться Веретеном (и даже видеть его) касался святок и других дней, когда нельзя было прясть, ткать, шить. В Сочельник прятали все Веретена, чтобы летом жнецы «не кололись»; в то же время эти Веретена должны быть «полными», т.е. с намотанными на них нитками, чтобы в грядущем году такими же полными были кукурузные початки. Словаки прятали Веретена из опасения, что от взгляда на них могла появиться боль в боку. Сербы не позволяли прикасаться Веретеном или веником к ребенку, т.к. считали, что от этого он перестанет расти.
Уподобление Веретена змее выражено в полесском представлении, что оставленные на праздник в хате Веретена «пойдут в лес ужами», что сколько оставишь в хате Веретен, столько увидишь летом змей. Согласно волынской легенде, большая и опасная змея веретеница (Конрад: на самом деле не змея, а безногая ящерица) произошла из Веретена, которым женщина пряла на святки, а потом выбросила, вместо того чтобы сжечь.
Веретено является атрибутом таких мифологических персонажей, как восточнославянские Пятница и кикимора, которые проказят с Веретеном и не убранной на ночь пряжей — путают и пачкают нитки и т.п. Словенская Перехта в рождественские вечера обходит дома и следит, все ли пряхи кончили прядение; нарушительниц она колет Веретеном в живот, а не соблюдающим пост прокалывает живот и «высасывает все скоромное». В то же время женщины, прядущие в неурочное время, колют своими Веретенами саму Параскеву Пятницу, св. Варвару или Богородицу, которые являются к ним в истерзанном виде как укор в совершенном грехе.
Как символ женского занятия Веретено присутствует в ритуалах и верованиях всех славян. У восточных славян новорожденной девочке часто пуповину перерезали на Веретене, прялке или гребне. У сербов в случае затянувшихся родов через рубаху роженицы пропускали топор или Веретено и говорили, обращаясь к ребенку:
«Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!»
Сербка, сажая курицу на яйца, «мешала» их Веретеном, «чтобы было больше курочек и меньше петушков».
У южных славян Веретено использовалось для защиты от демонов; его клали, например, в колыбель ребенка; с помощью перевернутого Веретена опознавали чертей, пришедших на праздник к девушкам под видом парней; выносили Веретена во двор во время грозы вместе с другими предметами для отвращения молнии и т.п. В Полесье с помощью Веретена вызывали дождь, окуная его в воду.
Восточные славяне применяли Веретено в лечебной магии: кололи Веретеном больного, размахивали девятью Веретено, читая заговор; клали Веретено в воду вместе с ножом и поили этой водой больного.
Русские в Онежском крае, когда ребенок не спал по ночам, делали из лучины маленькое Веретено и прялку, клали у их изголовья и произносили:
«Полунощница, щекотаренка!
Не играй моим дитяткой,
играй прялочкой,
веретеночком да помельной лопаточкой!».
В любовной магии использовались и вращение, и острота Веретено. Карпатские девушки крутили Веретено, чтобы парни «так же крутились вокруг них».
В Сербии девушки протыкали Веретеном сердце крота с приговором:
«Как веретено крутится,
так пусть крутится (имя парня) вокруг меня».
Запрет пользоваться Веретеном (и даже видеть его) касался святок и других дней, когда нельзя было прясть, ткать, шить. В Сочельник прятали все Веретена, чтобы летом жнецы «не кололись»; в то же время эти Веретена должны быть «полными», т.е. с намотанными на них нитками, чтобы в грядущем году такими же полными были кукурузные початки. Словаки прятали Веретена из опасения, что от взгляда на них могла появиться боль в боку. Сербы не позволяли прикасаться Веретеном или веником к ребенку, т.к. считали, что от этого он перестанет расти.
Уподобление Веретена змее выражено в полесском представлении, что оставленные на праздник в хате Веретена «пойдут в лес ужами», что сколько оставишь в хате Веретен, столько увидишь летом змей. Согласно волынской легенде, большая и опасная змея веретеница (Конрад: на самом деле не змея, а безногая ящерица) произошла из Веретена, которым женщина пряла на святки, а потом выбросила, вместо того чтобы сжечь.
Веретено является атрибутом таких мифологических персонажей, как восточнославянские Пятница и кикимора, которые проказят с Веретеном и не убранной на ночь пряжей — путают и пачкают нитки и т.п. Словенская Перехта в рождественские вечера обходит дома и следит, все ли пряхи кончили прядение; нарушительниц она колет Веретеном в живот, а не соблюдающим пост прокалывает живот и «высасывает все скоромное». В то же время женщины, прядущие в неурочное время, колют своими Веретенами саму Параскеву Пятницу, св. Варвару или Богородицу, которые являются к ним в истерзанном виде как укор в совершенном грехе.