Unagdomed
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.498
Реакции:361
Баллы:83
Тенгри — верховное божество неба политеистического пантеона народов Евразии тюрко-монгольского происхождения.
Тенгрианство — обозначение доисламской религии или мировоззрения кочевников евразийских степей, где присутствовал культ Тенгри — обожествлённого неба. В казахской литературе принят термин «тенгризм»
«匈奴谓天为撑犁» : Хунну называют Тянь (天 название неба или Небес по-китайски) Тенгри.
Предки тюркских народов были анимистами, следуя шаманским верованиям, они почитали небесных богов и силы природы. Тенгри был известен как создатель растений и громовержец.
Культ Тенгри как культ Неба зародился в Центральной Азии от Vдо I тыс. до н. э. Его сближают с аналогичными представлениями древних китайцев (Небо-Тянь в конфуцианстве), хунну (чинли) и древних шумеров (Dingir). Культовая практика тенгрианства сближалась с традиционным шаманизмом, хотя и не сливалась с ним. Некоторые исследователи (А. Кодар) предполагают, что в тенгрианстве было два модуса: народный и имперский. Если связанные с культом Неба народные верования уходят в глубину веков, то монотеистическая имперская стадия сформировалась в эпоху тюркского каганата.
Л. Н. Гумилев указывает, что «Культ неба — Тенгри — зафиксирован также орхонскими надписями». Он также называет «почитание Тенгри — Голубого Неба» общей «первобытной религией» для половцев и «всей степной Евразии».
Основными божественными сущностями в монгольском тенгрианстве являлись Небесный Отец (монг. Тэнгэр Эцэг) и Мать-Земля (монг. Газар Ээж).
Помимо Тенгри в тенгрианстве присутствовал культ Богини Земли Умай, а также было известно о владыке подземного мира рогатом старике Эрлике.
Символ
Символом тенгрианства является солярный знак «шанырак» (равносторонний крест в круге), восходящий к палеолитическим петроглифам и означающий также колесо и бубен[20]. Также символом тенгрианства является руническое написание Тенгри.
Ритуал
Тэнгри поклонялись, поднимая руки вверх, и клали земные поклоны. Праздник в честь Тенгри отмечался в середине июня (его отголоском является сабантуй), носил общенародный характер, сопровождался возжиганием огня на открытом воздухе и жертвоприношением коня. При выборе места для ритуала приоритет отдавался возвышенному месту, где росли березы. В процессе праздника у Тенгри испрашивали удачи и здоровья, молитвы именовались словом алгыс. Заканчивался праздник соревнованиями (стрельба из лука) и угощениями (ценился кумыс).
Особым почтением тенгрианцы окружали огонь, который нельзя было осквернять. Существовал обычай кормления огня.
Современное положение
В 90-х годах ХХ вв. у Тенгри внезапно обнаружилось множество поклонников. На протяжении 1990-х годов декларации тенгрианства звучали у казахов, киргизов (по некоторым сведениям, интерес к тенгрианству проявлял одно время президент Акаев), башкир, кумыков, склонны причислять себя к этому движению и некоторые из современных алтайских бурханистов. На современном этапе тенгрианство воспринимается как «исконная» и «традиционная» религия тюркских народов, где Тенгри не только синоним Аллаха, но выражение коллективного духа тюркских народов.
В 2003 году в Бишкеке была проведена конференция по тенгрианству. В 2014 году инициативная группа во главе с А. Усупбаевым заявила о намерении признать тенгрианство религией Киргизии. Общее количество тенгрианцев в Киргизии насчитывает 5 тыс. человек.
Принципы тенгрианства
Признание безличного Бога как Тенгри
Уважение к матери природе (Умай, Этуген), «экологическая этика»
Вера в жизненную силу (Кут).
Уважение к умершим предкам (онгон, аруах, которые незримо помогают своим потомкам)
Почтительность к старшим.
Активность, упорство, взаимовыручка.