Гармала известна издревле и имеет многочисленные имена:степная рута, могильник, белобок, исрык, собачье зелье, дикая рута, бибик, адраспан, испанд, хазориспанд, исирик, хармаль. Это многолетнее травянистое растение произрастает на сорных местах, холмах, степях в Средней Азии,на юге Европейской части России, на Кавказе, а также в Южной Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Монголии и Китае. Гармала была также завезена в Америку и Австралию, где известно как турецкая или африканская рута. Еще в «Авесте» (VII-V в.в, до н.э.)—древнейшей священной книге зороастризма адраспан описывается как успокаивающее и очистительное средство. Им окуривали больных, храмы, использовали в ритуалах погребения. Племенам древних ариев, которые дали начало цивилизациям Европы, Ирана и Индии был известен священный напиток—«Эликсир бессмертных» под названием Сома(Хаома) и есть мнение, что гармала входила в состав этого сакрального напитка. Древние жители Иранского нагорья поклонялись множественным божествам Месопотамии и Вавилона. Одна из них богиня Исфанд – богиня Луны, и трава, посвященная этой богине – гармала, тогда носила имя этой древней богини и использовалась в религиозных и мистических ритуалах. И сегодня гармалу и ладан как дань традиции воскуряют на праздник Навруз в Иране, а семена разбрасывают на пылающие угли на свадьбах, чтобы отогнать злые силы и дурной глаз. Также считается, что дым способен рассеивать множество болезней. Знаменитый греческий врач Диоскорид (I в.) рекомендовал гармалу для лечения слабости зрения. Абуханифа Динавари (815-895г.) рекомендовал отваром корней исрыка лечить тяжелую лихорадку. Абу Али ибн Сино(Авиценна)(980-1037г.) в своем «Алканоне» писал, что исрык (хармал) хорош при болях в суставах и при воспалении седалищного нерва, если смазывать маслом адраспана больное место. Исырык в виде питья сильно гонит мочу, месячные и вызывает сильную тошноту. Кроме того, Авиценна в своем труде «Алвохия» отмечал, что адраспаном лечил некоторые болезни селезенки, кишок, геморрой и др. Дервиши – приверженцы мусульманского мистического братства суфиев, ритуально использовали семена исрыка для изменения сознания и достижения состояния религиозного экстаза. Исрык в степи Бедуины называли ее Хармель или Гарйяль и верили, что Хармель была женщиной. Арабские мудрецы полагали, что «за каждым корнем, каждым листком Хармель, следит ангел, который ждет человека, ищущего исцеления». И если есть в доме пучок адраспана, дэвы и джинны не смогут приблизиться к нему за семьдесят домов, а небольшое количество сока листьев адраспана или его семян, принимаемые ежедневно, защитят от семидесяти болезней. В Северной Африке исырык расценивался, как волшебная и лекарственная панацея, начиная с древних времен. Семенные коробочки использовались, как ладан. Их рассыпали поверх тлеющих углей для изгнания злых духов. Дымом лечили головные боли, последствия дурного глаза и венерических заболеваний. У арабов, семена адраспана использовались в качестве афродизиака, абортивного и рвотного средства, от зубной боли, как антисептик при порезах; в борьбе с эпилепсией и психическими расстройствами. Бедуины также часто используют сухую гармалу, как топливо при разжигание костра. Традиционно, Бедуинами семена адраспана использовались для окраски шерсти. При варке, семена выделяют красящий фермент. В зависимости от времени варки: от полу часа к часу, окрашивается от жёлтого к голубому. В Марокко, дымом исрыка изгоняли из жилища демонов и нечистую силу. Одержимого демоном человека закрывают одного в комнате и напускают туда дыма исрыка. При этом, одерживый вынужден им дышать, в результате чего он встречается со своими демонами, которые тут же покидают пациента. В Индии считалось, что дым от сжигаемой травы облегчает роды,а также помогает от бесплодия. В индийской медицине семена адраспана широко применяются как жаропонижающее, седативное, снотворное, при импотенции, диуретическое, при астме, как абортивное. В Пакистане адраспан использовали для нейтрализации чар джина и изгнания духа. Человек, который попал под очарование джина, должен вдохнуть как можно больше дыма адраспана. Считается, что такая обработка приводит к быстрому результату. В Азербайджане адраспан называют узерли, и она считается талисманом удачи и оберегом для дома. Турция – на кухне, среди развешенных по стенам связок красного перца, лука и чеснока, рядом с пучками сушеной мяты обязательно присутствуют сухие букетики узерлик (исрыка) в качестве оберега и талисмана, приносящего удачу и отводящего «дурной глаз».
На Украине отвар корней адраспана в виде ванн применяли и применяют в настоящее время при ревматизме, чесотке, судорогах. Индейские шаманы используют адраспан как заменитель тропической лианы яге и делают из него напиток яге или аяхуаска, который стимулирует воображение и изменяет сознание, позволяя им диагностировать болезни и совершать магические обряды. В Средней Азии с давних пор исрык используют как оберег - пучок травы подвешивают при входе в дом - от дурного глаза. Исрык - наипервейшее средством от сглаза, особенно детей. Когда в доме появляется новорожденный, перед тем как внести его в комнату, все помещение окуривают дымом исрыка и пучок травы подвешивают на правой стороне дверного косяка внутри комнаты, кладут под подстилку в колыбель. Семена исрыка зашивают в мешочек из ткани – тумор и носят на теле.
Есть ряд молитв,формул,мантр и воззваний,которые используются при окуривании адраспаном или испандом.Эти слова и окуривание дают в тех или иных подходах очищение,защиту,благоденствие,удачу,успех и рост достатка.
Если будут желающие,то тема будет продолжена о чудесных и магических силах этого божественногорастения.