RIGDEN
Administrator
Регистрация:28 Июн 2016
Сообщения:1.293
Реакции:111
Баллы:48
Сорокадневный период с последней декады июня до первой декады августа в Узбекистане и других странах, согласно народной традиции, называют чиллёй, что в переводе с узбекского и означает «сорок дней». В это время температура воздуха днем поднимается выше +40 градусов, и даже ночью не падает ниже +30.
Суфии Средней Азии имели обычай в чиллю уединяться для поста, молитв, медитаций, чтения Корана и сосредоточенных размышлений. Практичные в бытовых делах мусульманские мистики средневековья считали, что сам Всевышний отвел это время, когда неудобно трудиться и тяжело странствовать, для удаления от мирской суеты и духовного самосовершенствовании. Среди исторических памятников Узбекистана встречается очень много типичных сооружений чилля-хона - глинобитных куполов-келий, больше чем на две трети скрывающихся под землей, что обеспечивало относительную прохладу, скрывавшимся в них на сорок дней чилли дервишам и наставникам.
Самая знаменитая Чилля-хона XI века, связанная с именем Шейха Зайнуддина из ордена Сухраварди, находится в Ташкенте, в районе мечети Кукча, где прежде располагалось селение Куи Арифон – «Квартал мудрых». У этого уникального сооружения даже два подземных яруса, соединенных отверстием, точно ориентированным на точку летнего солнцестояния. Ученые предполагают, что Чилля-хона Зайнутдина могла одновременно служить и примитивной обсерваторией, с помощью которой, отслеживая движение дневных и ночных светил по небосклону, устанавливались точные календарные даты, в том числе срок наступления чилли.
Современные мусульмане Узбекистана, не имея возможности оторваться на целый месяц от повседневных дел и от полевых работ, все же стараются выкроить среди чилли хотя бы пару дней для посещения святых мест, таких, например, как источник Авлия в Галляаральском районе Джизакской области, целебные свойства которого, согласно преданию, открыл один из сподвижников Пророка Мухаммада - Хазрат Саъд ибн Абу Ваккос. Тысячи горожан в будние и выходные дни посещают урочище Авлия, превратившееся в своеобразный национальный парк. Совершив паломничество, люди не спешат покидать прохладные берега здешних озер и ручьев, целыми семьями отдыхают на топчанах у воды под сенью чинар, пьют чай, готовят пищу, спят.
Традиционные жилища узбеков так же приспособлены для ежегодного переживания чилли. Если в квартирах многоэтажных панельных домов в спальных районах Ташкента воздух может прогреваться еще на 6-8 градусов выше, чем на улице, то жителей глинобитных построек Старого города от зноя чилли защищают толстые внешние стены, проветриваемые внутренние дворы с густыми фруктовыми садами и обязательным хаузом - прудом - в центре.
По данным архитекторов, «летние пространства» в традиционном узбекском доме в два-три раза превышают площадь жилых комнат, тогда как лоджия или балкон в типовой квартире занимают не более двадцати процентов, но и от них нет никакого толка в чиллю, особенно если они находятся на солнечной стороне. Застекленный балкон с бетонными стенами без кондиционера в таком случае превращается в настоящий генератор раскаленного воздуха. А если еще начинаются перебои с подачей холодной воды, во многих спальных районах не доходящей выше третьего этажа, и, из-за перегрузки сетей, отключается электроэнергия, то чилля превращается для горожан в настоящую пытку и борьбу за выживание.