RIGDEN
Administrator
Регистрация:28 Июн 2016
Сообщения:1.293
Реакции:111
Баллы:48
С самого своего зарождения, мусульманская религия была тесно связано с астрологией. Для наблюдения за движением звезд, строились огромные обсерватории, ученые создавали обширные трактаты.
Но самый расцвет астрологической науки пришелся на VII-XI века. Доказательством популярности ее в арабских странах является знаменитая сказка «Тысяча и одна ночь». В ней доступным языком рассказывается о планетах, Солнце, Луне, знаках Зодиака.
Среди известных арабских астрологов того времени были Авраам ибн Эзра из Испании, Ибн ал Банна, родом из Марокко, Ал-Хамзави из Сирии и другие представители из различных стран.
До VIII века научным центром был Багдад, потом он переместился в Испанию – именно там были созданы знаменитые «Толедские таблицы». Затем начались войны с монголами, во время которых популярность наук, в том числе и астрологии, заметно упала и возродилась только в конце XV века в Османской империи с центром в Стамбуле.
Большой популярностью в арабской литературе пользовались «Введения в юдициарную астрологию», которые содержали основные правила составления гороскопов, и зиджи – несколько сотен таблиц, по которым ученые определяли положения планет.
Крупнейшим астрологом этого периода был Насир ад-Дин ат- Туси, который был личным астрологом монгольского хана. С его помощью была основана обсерватория, где было собрано бесчисленное количество книг и рукописей.
Зиджи были главной "технической литературой" астрологов. Они представляли собой астрономические таблицы, дающие возможность определить положения планет на небесной сфере. Эти таблицы составлялись по наблюдениям, проводившимся в крупных астрономических обсерваториях арабского мира. Во многих зижди заключительная часть представляла собой руководство по толкованию гороскопов. Общее число известных зиджей составляет несколько сотен.
Даже в народе астрология была очень популярна. Так, например, в книге "1001 ночь" рабыня Таваддуд ("Рассказ о Таваддуд", ночи 436-462) объясняет свойства семи планет, значение лунных домов, основные свойства знаков Зодиака, рассказывает о соответствии лунных домов знакам Зодиака, дней недели - планетам и сообщает ещё много других астрологических сведений. Необходимо заметить, что повесть о Таваддуд была своеобразной краткой энциклопедией сведений, которыми должен обладать каждый образованный мусульманин.
Все вы помните, как пытал с помощью "веревки и палки" Ходжа Насреддин придворного астролога. Арабские созвездия
В исламском мире, где господствовала идея высшего предопределения, особенно почитались элективная и хорарная астрология, развивались учения об аспектах, жребиях, неподвижных звёздах и циклах планет, особенное значение придавалось политической астрологии. С этой активностью была связана необходимость дальнейшего развития математических и астрономических основ астрологии. После IX в. исламская астрология всё больше склоняется к составлению компиляций, кратких руководств и карманных справочников. С течением времени в исламской астрологии появились тенденции к объединению гороскопии с магией.
По мнению ал-Фараби, астрология содержит 8 разделов:
построение гороскопов;
медицинская астрология;
изучение физических законов;
астрологические влияния на сельское хозяйство;
астрологические влияния на мореходство;
астрологическая алхимия;
учение о драгоценных камнях и талисманах;
теория зеркал и законов оптики.
Этот список хорошо иллюстрирует области, которые разрабатывались арабскими астрологами.
Стоит отметить, что виднейшие суфийские мыслители (в частности, ибн Араби и ал-Газзали) включали астрологические соответствия в свои мистические воззрения на космос как единое начало бытия. Оригинальное астрологическое учение было разработано шиитской сектой батинитов.
Вплоть до наших дней астрология играет важную роль в жизни стран ислама. Достижения исламской астрологии оказали существенное влияние на развитие европейской астрологии в эпоху позднего Средневековья и Возрождения. Европа ознакомилась с мусульманской астрологией благодаря многочисленным переводам, в основном делавшимся в XI - XII веках в Испании (среди наиболее известных "передатчиков" арабской мудрости - Иоанн Севильский, Аделярд из Бата, Герард из Кремоны, Платон Тиволийский, Хуго Санталийский, Роджер из Херефорда, Михаэль Скот, Арнольд Вилланова). Кроме того, через посредство арабских учёных Европа ознакомилась с сочинениями многих античных авторов (в т.ч. Платона, Аристотеля, Птолемея). К сожалению, мы не можем в должной мере оценить вклад исламских учёных в развитие астрологии до тех пор, пока не будут переведены многочисленные манускрипты на арабском, персидским и турецком языках. До сегодняшнего дня эти трактаты хранятся невостребованными в музейных коллекциях в разных регионах мира. Печально сознавать, что не переведены даже работы светил арабской астрологии, не говоря уже о менее крупных астрологах.
Основные термины арабской астрологии:
Знаки Зодиака (бурудж - "замки"): Овен - хамал, Телец - саур, Близнецы - джауза, Рак - саратан, Лев - асад, Дева - сунбула, Весы - мизан, Скорпион - акраб, Стрелец - каус, Козерог - джадй, Водолей - далв, Рыбы - хут.
Наййиран - "два ярких светила": Солнце (Шамс) и Луна (Камар).
Кавакиб ал-мутахаййира - "блуждающие светила": Меркурий (`Утарид), Венера (Зухра), Марс (Миррих), Юпитер (Муштари), Сатурн (Зухал).
Эклиптика - фалак ал-бурудж ("зодиакальный круг").
Гороскоп - тали` ("восходящий").
Углы гороскопа - аутад ("колышки").
Дома гороскопа - буйут.
Афесис - тасйир.
Домификация - тасвийа ал-буйут.