dr.hamelion
Well-Known Member
Имя этого человека в течение полувека вызывало у жителей Центральной Азии ужас и священный трепет. Однако многие кочевые народы почитали его как святого, несущего в жестокий мир добро и справедливость. Среди монголов было распространено убеждение, что он принадлежит к таинственной секте лам, живущих в легендарном монастыре Вечной Жизни в Гималаях. По преданию, те избранные, кто прикоснулся к Великой Тайне лам, получали невероятную силу, способность творить чудеса и исцелять людей. Они будто бы владели тайнами времени и могли заглянуть в будущее. Того, кто в глазах народа и был этим одним из этих избранных, звали Джа-лама.
Живое воплощение буддийского божества
Согласно официальным источникам. Джа-лама. или Дамбиджалцан, родился в 1860 году в семье калмыков Санаевых из Астраханской губернии. Со временем Санаевы перебрались в Монголию, где Дамбиджалцан весьма успешно учился, получив прекрасное буддийское образование.
Почувствовав собственные силы, Джа-лама стал выдавать себя за воплощение Амурсаны - джунгарского князя, в XVIII веке восставшего против власти китайцев и вновь родившегося. чтоб избавить монголов от китайского ига. Тогда же начала расти невероятная слава Джа-ламы - люди верили, что он олицетворяет собой одного из «черных» буддийских божеств - ужасного Махакалу, грозного защитника «желтой веры», отличающегося особой беспощадностью к врагам.
Джа-лама – ужасный и загадочный
Через несколько лет, собрав под свои знамена довольно многочисленную армию, Джа-лама начал непримиримую борьбу с китайцами, все еще остававшимися хозяевами в тех краях. Жестокость Джа-ламы поражала современников. Говорят, что, пытая пленных, Джа-лама собственноручно отрезал несчастным носы и уши, выдавливал глаза, заливая в окровавленные глазницы жертв расплавленную смолу.
Не были редкостью и ритуальные жертвоприношения. В качестве жертв кровожадный вояка выбирал ратников, проявивших трусость на поле боя или не выполнивших приказ, их родственников, а также многочисленных пленников, которых ждала неминуемая смерть. Сохранились свидетельства о том, как Джа-лама вспарывал ритуальным ножом грудь жертвы, вырывал еще бьющееся сердце и окроплял свежей кровью боевые знамена, дабы всегда добиваться успеха в сражении.
Наибольшая известность пришла к Джа-ламе в 1912 году, после штурма его войсками города-крепости Кобдо с засевшими в нем китайцами. Проявив находчивость, Джа-лама велел погнать к неприступным стенам крепости десятки собранных по всей степи старых верблюдов с привязанными к их хвостам вязанками подожженного хвороста. Вид обезумевших от страха, охваченных пламенем животных, несущихся к городу, посеял панику в рядах гарнизона, защищавшего Кобдо. Именно это и позволило монгольскому войску ворваться в крепость. По преданию, когда бой был закончен. Джа-лама склонился к седлу и выгреб из-за пазухи горсть расплющенных пуль, которые не брали бесстрашного героя...
В 1914 году считавшийся подданным Российской империи Джа-лама был арестован и отправлен в ссылку в Забайкалье. Официальным поводом для этого стало обвинение в ритуальных убийствах. При обыске в его жилище были обнаружены мумифицированные фрагменты человеческих тел, а также тулум - кожа, снятая с живого человека цельным мешком, которая использовалась в ритуальных жертвоприношениях. Это обстоятельство еще более укрепило веру местного населения в то, что Джа-лама есть не кто иной, как живой Махакала.
Ученик тибетских лам
Божество не божество, но человек этот обладал неординарными способностями, многие из которых объяснить с точки зрения материалистической науки довольно затруднительно.
Так, советник адмирала Колчака и исследователь Тувы и Западной Монголии Ф. Оссендовский присутствовал при проведении Джа-ламой хирургической операции. По описаниям Ф. Оссендовского, Джа-лама вначале положил ладонь на лоб больного пастуха, после чего тот заснул спокойным и глубоким сном. Затем Джа-лама вскрыл грудь пациента ножом и, коснувшись пальцем раны, остановил обильное кровотечение. После этого начал удалять «некий больной орган». Со слов Ф. Оссендовского, не в силах созерцать столь ужасную картину, он на какое-то время закрыл глаза, а когда открыл, то на месте обширного разреза увидел уже сшитую грубыми нитками кожу. Прооперированный же пастух по-прежнему безмятежно спал.
В 1917 году, во время своего бегства из России, Джа-лама чудесным образом расправился с отрядом гнавшихся за ним казаков. По воспоминаниям жителей небольшого кочевья, видевших эту сцену, прижатый к берегу озера беглец неожиданно повернулся лицом к скакавшим и стал пристально на них смотреть. Вооруженные пиками и шашками всадники с громкими криками начали вдруг разворачиваться, а затем принялись рубить и колоть друг друга, не обращая внимания на поскакавшего прочь Джа-ламу.
Другой весьма любопытный случай произошел в 1919 году, когда Джа-лама вместе с небольшим отрядом попал в засаду, устроенную китайцами. Когда разгорелся бой, монголы вдруг поняли, что их предводитель таинственным образом исчез. В тот же день и примерно в то время, когда еще шел бой, но почти в сотне верст от места схватки обитатели монгольского селения, в котором проживал тогда Джа-лама, видели его скачущим к своей юрте в полном боевом облачении.
Коварное убийство
В начале двадцатых годов прошлого века Джа-лама построил в центре пустыни Гоби неприступную крепость, которая, как он думал, со временем должна была стать столицей его собственного независимого государства. Примерно в это же время в результате революционного восстания, возглавляемого Сухэ-Батором, в Монголии установилась советская власть. Красное правительство, естественно, не мог устроить такой «сосед» - пользующийся большим авторитетом у местного населения опасный воин-отшельник, промышлявший, помимо прочего, грабежами караванов, шедшими через пустыню из Монголии в Советскую Россию. Однако неоднократные попытки убрать Джа-ламу не имели успеха. Словно чувствуя нависшую над ним опасность, он никогда не покидал своего убежища и оставлял без ответа многочисленные приглашения в столицу новой Монголии - Ургу.
В 1922 году Джа-лама получил официальное письмо с предложением занять пост министра монгольского правительства и просьбой принять послов из Урги, которые хотели бы обсудить с ним детали такого назначения...
Осторожный Джа-лама встретил послов в окружении своих верных телохранителей. Но на второй день переговоров послам удалось заманить Джа-ламу в свою юрту под предлогом того, что должны научить его пользоваться картой. Едва только Джа-лама вошел в юрту, как один из членов делегации упал на колени, прося у хозяина благословения. Хозяин в просьбе не отказал и принялся совершать молитву над головой гостя, а когда, наконец, закончил молиться и поднял руки, чтобы благословить стоявшего на коленях человека, тот схватил Джа-ламу. В этот момент другой участник покушения, до этого подкладывавший в печь дрова, выхватил револьвер и одним выстрелом в голову уложил Джа-ламу наповал. В этой же юрте заговорщики отрубили Джа-ламе голову и в качестве подтверждения удачно проведенной операции отправили трофей в Ургу.
В день, когда всадник привез к зданию правительства в Урге голову Джаламы на пике, внезапно скончался «главком монгольской революции» товарищ Сухэ-Батор. Для многих монголов это стало еще одним подтверждением могущественной божественной сущности воина, который даже после смерти был способен расправиться со своими врагами...
Долгое время мумифицированную голову Джа-ламы возили по селам и городам (ее тогда прозвали «Белой головой» из-за соли, выступившей на ней после мумификации), давая понять монголам, что их герой - никакое не божество. За это время трагически закончили свой жизненный путь все, кто имел отношение к убийству Джа-ламы. А в середине двадцатых годов голова попала в Ленинград, в знаменитую Кунсткамеру, где с нее удалили мягкие ткани и поместили в запасник под номером 3394 («Череп монгола»), где она хранится и по сей день.