RIGDEN
Administrator
Регистрация:28 Июн 2016
Сообщения:1.293
Реакции:111
Баллы:48
Ибн Хиббан и Нисаи сообщают, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Есть группа рабов Аллаха, которой даже пророки и мученики будут завидовать». Тогда кто-то сказал: «Кто эти люди, может быть, мы полюбим их?» И он сказал: «Это люди, которые любят друг друга благодаря свету Аллаха, а не благодаря богатству или семейным связям. Их лица полны нура, и они на кафедрах света, и не боятся они, когда люди боятся, и не печалятся они, когда люди печалятся». Затем Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) прочитал аят: «Истинно, аулия Аллаха не боятся и не печалятся»
_________________________________________________________________________________________
ВАЛИ (от араб. валийа – «стоять рядом», «быть близким») – святой в мусульманской традиции, особенно в суфизме, подвижник, которого Аллах за особые заслуги перед исламом наделил своим покровительством и чудотворной силой . В Коране слово встречается не только в значении «покровитель», «заступник» применительно к Богу и Мухаммаду, но и к людям (мавали). В хадисах одно из значений («друг») переосмысливается как «близкий, приближенный к Богу». В ранней традиции аскетов (это захидун) – подвижник, приближенный к Богу через осуществление мистической практики и безраздельное упование на него (тавакулл). Основы традиции понимания вали как (в первую очередь) обладателя мистического знания (марифа) заложил Зу-н-Нун ал-Мисри. У ат-Тустари и ат-Тирмизи данный аспект приобретает все большее значение: в отличие от других, вали знает «скрытое» (ал-гайб), благодаря чему способен лицезреть Бога. Идеи ат-Тирмизи послужили базисом для всех дальнейших построений. Еще ранняя суфийская традиция разделила вали на две группы. «Ищущие» (муридун) пытаются приблизиться к Богу, соблюдая предписания Божественной истины (хакк); они идут по мистическому пути, опираясь на искренность (сидк). Вторая группа («желанные» – мурадун) порывают с миром и отрекаются от своего «Я» через божественную милость. Попытка уравнять вали в статусе с пророками выразилась в концепции печати святых наравне с печатью пророков. В доктрине «умеренных суфиев» святые признавались ниже пророков, но часто выше ангелов. Каррамиты считали, что вали превосходят пророков. Ибн аль-Араби также отдавал пальму первенства святым. Он разделял общую святость, присущую искренне верующим любой религии и воплотившуюся в Иисусе Христе, и святость Мухаммада, существующую в исламе и воплотившуюся в кутбе . Последующая суфийская традиция детально разработала иерархию святых, превратив ее в сложную структуру, которая отражала структуру суфийских братств, имела большое сходство с шиитской иерархией святых и имамов. Вали сродни христианскому святому, хотя в исламе нет их канонизации (ислам не признает поклонения никому, кроме Аллаха), но они занимают большое место в народных верованиях, где возможность творить чудеса получила большую популярность. Особое значение придавалось ясновидению (фираса) – умению читать в сердцах людей. С возникновением суфийских братств появился культ наиболее почитаемых святых и практика поклонения (зияра) их могилам и гробницам. В глазах простых мусульман вали обладает непосредственным контактом с Аллахом, поэтому к нему (как к посреднику) обращаются с просьбами о заступничестве, помощи в житейских делах, исцелении и т.п. Могилы святых также считаются источником чудодейственной божественной благодати , особенно в день рождения святого. Эта практика вызвала резкую критику со стороны факихов, особенно ханбалитов и, позже, ваххабитов. Однако культы местных святых распространились по всему мусульманскому миру. В Северной Африке их называют марабутами.
أولياء