vilen
Наша великая страна Россия очень большая, с древней и богатой историей, и мусульмане являются её неотъемлемой и важной частью. Ислам пришел в Россию практически одновременно, через т.н. "Южные ворота" - Дербент (Дагестан), и "Северные ворота" - Булгар (Татарстан). Причем в последнем случае это произошло ещё при жизни самого Пророка Мухаммада (мир ему). Хотелось бы нашим пользователям немного осветить эту часть мусульманской истории России. Думаю, многим будет интересно, и откроют для себя новые знания.
</I>
«История предков всегда интересна тому, кто достоин иметь Отечество»
Н.М.Карамзин
<i></i>Н.М.Карамзин
Согласно историческим сведениям, пророк Мухаммад (мир ему) 9 рамазана 9 года хиджры (631 г. н.э.) направил трех своих сподвижников – Адурахмана ибн Зубайра, Зубайра ибн Джагду и Талху ибн Гусмана в далекие северные земли. Они прибыли в древние Булгары год спустя. Сохранилась история о чудесном исцелении дочери булгарского хана – Туйбике, после дуа сподвижников Пророка, и о принятии ислама самим ханом булгар – Айдарханом и его окружении. Сахабы строили мечети, обучали людей религии. Сейчас в Булгаре в ознаменование этого события установлен памятный знак. А один из сахабов даже похоронен на территории древнего города. С тех пор началось распространение светоча Ислама по Поволжью и Приуралью, по всей нашей стране, а затем в Финляндии и Японии.
Справедливости ради, стоит отметить и о существовании других данных. Одним из таких свидетельств является сочинение известного османского писателя XVI–XVII вв. Мухаммада ибн Мухаммада, известного под псевдонимом Чокрыкчызадэ «Алты бармак китабы» («Шесть пальцев» или «Доводы пророка»). Каждый баб посвящен деяниям Пророка в одном определенном году. Наряду с другими событиями в 7 году по хиджри (629 г. по григорианскому), приводится рассказ о принятии правителем булгар Фарухом ибн Гамрой Хизами ислама из рук сподвижников.
Таким образом, у нас существуют две даты прихода сподвижников в Булгары: 631 год и 629 год. Какой из них более соответствует действительности? Ученые до сих пор выясняют это. Однако бесспорный факт – впервые ислам появился в Булгарии еще при жизни пророка Мухаммада (мир ему).
16 мухаррама 310 года хиджры (май 922 г. н.э.) булгарский хан Алмас ибн Салки (Алмуш бин Шилки), после всенародного обсуждения на булгарском Соборе (Джиене), официально объявил о добровольном принятии волжскими булгарами Ислама, перед посланниками багдадского халифа Муктадира, в качестве государственной религии, и сменил своё имя на мусульманское – Джагфар бин Абдуллах. Однако еще Ахмад ибн Фадлан – секретарь посольства багдадского халифа писал в своей книге «Ар-рисаляту Ибн Фадлан» о том, что в большинстве городов и селениях Булгарии уже к тому времени (т.е. к 922 году) существовали мечети и медресе, а в столичной Соборной (Джамиг) мечети читалась пятничная хутба, с упоминанием в ней имени булгарского хана. Уже тогда наши предки были приверженцами ханафитского мазхаба, и еще до прибытия посольства из Багдада большая часть булгарского народа придерживалась ислама.
Принятие ислама булгарами в качестве государственной религии сыграло исключительную роль в создании Булгарской цивилизации в Поволжье и Приуралье, а также дало мощный импульс в дальнейшем развитии наших предков. В XI-XII веках, периоде наивысшего расцвета, Волжскую Булгарию называют страной Ислама, что запечатлелось даже в работах мусульманских ученых, таких как аль-Бируни, аль-Балхи, аль-Гарнати и мн.др. В городах Булгар, Биляр, Сувар, Казань, Ошель и др. образовываются крупные центры науки, просвещения и культуры, которые не только распространяли воззрения известных арабских и персидских ученых и философов, но и формировали свою собственную богословскую школу и традиции. Со второй половины VII века начался процесс отказа от рунической булгарской письменности, которая заменяется на арабскую. Закладываются основы булгарской литературы и культуры на основе ислама. Непосредственно после 922 года стало увеличиваться число мечетей, мектебов и медресе. Булгария взрастила целую плеяду талантливых ученых в различных областях науки, а также писателей и поэтов. Широкое мировое признание получили труды Ходжи Ахмада Булгари, Бурханеддина Булгари, Абу Аля Хамида Идриса Булгари, Кул Гали, Кутба, Сейфи Сараи Булгари, Сулеймана ибн Дауда Саксини Сувари и мн. др. Принятие ислама помогло булгарской аристократии объединить разрозненные племена, укрепить мощь и государственность булгар, способствовало формированию качественно нового мировоззрения и дальнейшему расширению экономических и культурных связей народов Урало-Поволжья с арабо-персидским миром.
Выросшие и обучавшиеся в Булгарии просвещенные люди были известны в восточных странах под почетным именем «ал-Булгари». Этим тахаллусом (приставкой к имени), очевидно, они хотели выразить популярность, известность булгарских медресе и преподававших в них учителей.
Давнюю историю, начиная с XII в., когда в Булгарию приходит тарикат «ясавия», в Урало-Поволжском регионе имеет и суфизм – «сердце» ислама, его духовная составляющая. Суфизм, - путь благочестивых людей, целиком посвятивших себя служению Аллаху, стал массовым и вовлек в себя много мусульман изо всех уголков исламского мира. На протяжении столетий для мусульман понятие «суфизм» и «ислам» не существовали изолированно друг от друга, а были неразделимы, и в единстве составляли духовную основу жизни верующих. Усилия европейских востоковедов в XIX веке сыграли недобрую службу, размежевавшие понятие «ислам» и «суфизм» как совершенно разные понятия. Наиболее известными татарскими (булгарскими) суфийскими шейхами были Мухаммад-Мурад Рамзи аль-Мензелеви аль-Булгари (1855-1934), Кул Шариф (ум. 1552), шейх Мухаммад-Салих, Зейнулла бин Хабибулла Расули ан-Накшбанди аль-Булгари (1833-1917), Мухаммад-Закир аль-Чистави аль-Булгари (1804-1893), Галимджан Баруди, Шакир Ходжи Ибрагимов, Гатаулла Ходжи Камалов, Валиахмад Ходжи Сабиров и мн.др.
На картинах изображена церемония принятия Ислама волжскими булгарами (предками современных поволжских татар).
<I>Продолжение следует....