Афродита-Ди
Well-Known Member
Регистрация:25 Апр 2013
Сообщения:2.677
Реакции:0
Баллы:0
С давних времен топи и болота у разных народов считались местами нехорошими, населенными всевозможной нечистью, так и норовящей погубить случайно попавшего в их владения путника.
Многоликий хозяин
Среди заволжских народов в дореволюционные годы бытовала легенда о старце-пустыниике. Этот седовласый. с благообразным лицом, увешанный ржавыми веригами старик иногда встречался грибникам, охотникам или рыбакам и заводил с ними душеспасительную беседу о посте, безгрешной жизни и молитвах, не упоминая при этом имени Господа. Очарованный мудрыми речами путник соглашался на предложение посетить отшельнический скит, где. мол. можно прекрасно отдохнуть от мирских забот. Плутая тайными тропами через непролазную чащу и топи. старец приводил гостя на небольшую поляну, где стоял чистенький деревянный сруб. Однако только человек собирался зайти в уютный скит, как тот вдруг исчезал, а вместо почтенного старца перед замороченным гражданином появлялось страшилище с бескровным лицом, которое начинало неистово хохотать. И метался несчастный по полянке, не в силах выбраться с крохотного островка, со всех сторон окруженного непролазным болотом, и ругал себя на чем свет стоит за то, что дал себя заморочить болотнику - безжалостному хозяину смертоносной топи...
По старинным русским поверьям, болотник - пузатый голый старик с лягушачьими лапками, выпученными глазами, огромным безобразным ртом и длинной седой бородой. Любит показывать из болотной жижи свою спину, которую путешественник принимает за кочку. Едва только шагнет человек на нее, как тотчас кочка уходит из-под ног. Это болотник ныряет в глубину, чтобы оттуда схватить путника за ноги и тянуть вниз - барахтающегося и цепляющегося за зыбкую растительность.
Для того чтобы морочить людей, болотник придумал чарусу - островок зеленой растительности, обычно радующий глаз на опушке мертвого леса-сухостоя. Привлеченный видом ярких цветов любитель природы ступает на чарусу, под которой скрывается смертельная для всего живого топкая жижа.
В прежние времена было известно: если на поверхности болота появляются пузыри, это значит, болотник дремлет, покуда солнце не скроется за макушками деревьев. Считалось, что чудище питается мхом и гнилушками, а комары и прочий гнус, находящийся у него в услужении, загоняют путников в самую трясину.
Коварная обольстительница
Другой, не менее опасный для человека обитатель топей - болотница, дальняя родственница русалки. Народы, живущие на Урале, называют это таинственное существо болотной ведьмой, а жители Севера России - русальницей. Однако в отличие от прозрачных водянистых русалок, облик болотной ведьмы или русальницы практически неотличим от облика реальной женщины, а своей красотой болотная ведьма способна очаровать любого. У нее -тонкий грациозный стан, длинные, развевающиеся на ветру русые волосы, правильные черты миловидного лица с выразительными голубыми глазами. Вот только предстает перед путником эта нечисть в виде сидящей красотки с поджатыми под себя ногами - прячет русальница от людей лягушачьи лапки.
Как и у болотника, у болотной ведьмы в запасе много способов обмануть доверчивого прохожего. Так, бывает, заведет она протяжную песню, услышав которую, грибник или охотник, помимо своей воли, идет на чарующие звуки, пока не увидит на зеленой, безопасной с виду лужайке прекрасную незнакомку с грустными глазами.
Частенько болотница принимает вид плачущей девушки, которая начинает умолять человека вывести ее - заблудившуюся - из лесной чащи. Бывает, что обернется белым лебедем-подранком или бьющимся на земле глухарем, которых азартный охотник принимает за легкую добычу и по своей наивности попадает в коварную трясину. Вот тут-то и является болотная ведьма в своем настоящем облике - облике страшного существа с широким, как у лягушки. ртом, полным мелких острых зубов. Увидев русальницу в ее естественном виде и не успев вовремя отвести глаза, человек, поверивший болотной ведьме, превращается в корягу, которой век суждено гнить среди болота. А нечисть, сотворив свое черное дело, с неистовым хохотом ныряет в трясину, ожидая приближения очередного незадачливого путника.
Духи и повелители трясин
У коренных народов Зауралья пантеон загадочных обитателей болот велик и многообразен. Самоеды - так называли аборигенов первые русские переселенцы - самым страшным обитателем приполярных топей считали бункушку, или бунушу - одноглазое существо, покрытое рыбьей чешуей. Местные жители верили, что этот злой дух насылает «черный мор», как в прежние времена они называли чуму, и питается кровью попавших в болотный плен живых существ. Особенно опасна бункушка поздней весной - едва только сойдет лед, она просыпается от долгой зимней спячки и. подплыв к поверхности болотной глади, поджидает свою жертву.
Коечух - хозяин таежных топей в бассейне реки Подкаменная Тунгуска -знаменит тем. что может превращаться в водяную змею, укус которой усыпляет человека. Тогда коечух утаскивает несчастного в свое логово под корягами гнилых деревьев. С этого времени человек становится бесплотной сущностью, попавшей в вечное услужение хозяину топей. У камчадалов болотный дух – меречь - часто предстает в образе блуждающего по трясинам шамана, одетого в серые, светящиеся в темноте лохмотья. О приближении меречи наблюдательному человеку говорит сильный запах тухлой рыбы, а также пляшущие вокруг огоньки, следы болотного злыдня. Согласно местным поверьям, сила меречи возрастает, если в трясине утонет камчадальский шаман. Поэтому болотный дух напускает на него «отвод глаз», и тогда служитель местного шаманского культа перестает ориентироваться в пространстве и попадает на болото, откуда ему уже не выбраться.
Спасительные «средства защиты»
По мнению известного русского философа Даниила Андреева, высказанному в философско-мистическом труде «Роза Мира», трясины, топи и болота в обилии населены многочисленными демоническими духами природы - стихиалиями. пребывающими в особом инфрафизическом слое, называемом Ганникс. Предназначение этих духов - заманивать людей в гибельные места, получая при этом наслаждение от осознания собственной силы и безнаказанности.
Несколько по-иному природу таких существ объясняют народные предания. Так, считается, что болотными ведьмами становятся молодые девицы, покончившие с жизнью путем утопления в болотной воде, а также злобные колдуньи, использовавшие в своем черном ремесле так называемую болотную магию, основные компоненты ритуалов которой - болотная вода, лягушки, жабы, тина и мох. В болотников также превращаются детоубийцы, нашедшие свою смерть в трясине...
Многовековое соседство человека с зыбким, ненадежным и обманчивым пространством топей и болот привело к тому, что народ выработал большой арсенал «средств защиты» от коварных обитателей этого пространства. В частности, даже в наши дни знающие люди не ходят в такие гиблые места без того, чтобы не захватить с собой какой-либо металлический предмет. Тому, кто шел на болота, у староверов было принято сыпать в правый карман горсть земли. взятой у порога родного дома. Не выносит болотная нечисть и креста, крепко зажатого в правой ладони, а также молитвы. От этого таинственные обитатели топей тут же исчезают или с визгом проваливаются в трясину, не успев навести свои злобные чары. Спасительной для путника, которого начинают морочить хозяева болот, может стать фраза «Чур меня!-. По древним поверьям, она призовет на помощь человеку души умерших предков, лучше нас знавших, как вести себя с таинственными силами природы.
Многоликий хозяин
Среди заволжских народов в дореволюционные годы бытовала легенда о старце-пустыниике. Этот седовласый. с благообразным лицом, увешанный ржавыми веригами старик иногда встречался грибникам, охотникам или рыбакам и заводил с ними душеспасительную беседу о посте, безгрешной жизни и молитвах, не упоминая при этом имени Господа. Очарованный мудрыми речами путник соглашался на предложение посетить отшельнический скит, где. мол. можно прекрасно отдохнуть от мирских забот. Плутая тайными тропами через непролазную чащу и топи. старец приводил гостя на небольшую поляну, где стоял чистенький деревянный сруб. Однако только человек собирался зайти в уютный скит, как тот вдруг исчезал, а вместо почтенного старца перед замороченным гражданином появлялось страшилище с бескровным лицом, которое начинало неистово хохотать. И метался несчастный по полянке, не в силах выбраться с крохотного островка, со всех сторон окруженного непролазным болотом, и ругал себя на чем свет стоит за то, что дал себя заморочить болотнику - безжалостному хозяину смертоносной топи...
По старинным русским поверьям, болотник - пузатый голый старик с лягушачьими лапками, выпученными глазами, огромным безобразным ртом и длинной седой бородой. Любит показывать из болотной жижи свою спину, которую путешественник принимает за кочку. Едва только шагнет человек на нее, как тотчас кочка уходит из-под ног. Это болотник ныряет в глубину, чтобы оттуда схватить путника за ноги и тянуть вниз - барахтающегося и цепляющегося за зыбкую растительность.
Для того чтобы морочить людей, болотник придумал чарусу - островок зеленой растительности, обычно радующий глаз на опушке мертвого леса-сухостоя. Привлеченный видом ярких цветов любитель природы ступает на чарусу, под которой скрывается смертельная для всего живого топкая жижа.
В прежние времена было известно: если на поверхности болота появляются пузыри, это значит, болотник дремлет, покуда солнце не скроется за макушками деревьев. Считалось, что чудище питается мхом и гнилушками, а комары и прочий гнус, находящийся у него в услужении, загоняют путников в самую трясину.
Коварная обольстительница
Другой, не менее опасный для человека обитатель топей - болотница, дальняя родственница русалки. Народы, живущие на Урале, называют это таинственное существо болотной ведьмой, а жители Севера России - русальницей. Однако в отличие от прозрачных водянистых русалок, облик болотной ведьмы или русальницы практически неотличим от облика реальной женщины, а своей красотой болотная ведьма способна очаровать любого. У нее -тонкий грациозный стан, длинные, развевающиеся на ветру русые волосы, правильные черты миловидного лица с выразительными голубыми глазами. Вот только предстает перед путником эта нечисть в виде сидящей красотки с поджатыми под себя ногами - прячет русальница от людей лягушачьи лапки.
Как и у болотника, у болотной ведьмы в запасе много способов обмануть доверчивого прохожего. Так, бывает, заведет она протяжную песню, услышав которую, грибник или охотник, помимо своей воли, идет на чарующие звуки, пока не увидит на зеленой, безопасной с виду лужайке прекрасную незнакомку с грустными глазами.
Частенько болотница принимает вид плачущей девушки, которая начинает умолять человека вывести ее - заблудившуюся - из лесной чащи. Бывает, что обернется белым лебедем-подранком или бьющимся на земле глухарем, которых азартный охотник принимает за легкую добычу и по своей наивности попадает в коварную трясину. Вот тут-то и является болотная ведьма в своем настоящем облике - облике страшного существа с широким, как у лягушки. ртом, полным мелких острых зубов. Увидев русальницу в ее естественном виде и не успев вовремя отвести глаза, человек, поверивший болотной ведьме, превращается в корягу, которой век суждено гнить среди болота. А нечисть, сотворив свое черное дело, с неистовым хохотом ныряет в трясину, ожидая приближения очередного незадачливого путника.
Духи и повелители трясин
У коренных народов Зауралья пантеон загадочных обитателей болот велик и многообразен. Самоеды - так называли аборигенов первые русские переселенцы - самым страшным обитателем приполярных топей считали бункушку, или бунушу - одноглазое существо, покрытое рыбьей чешуей. Местные жители верили, что этот злой дух насылает «черный мор», как в прежние времена они называли чуму, и питается кровью попавших в болотный плен живых существ. Особенно опасна бункушка поздней весной - едва только сойдет лед, она просыпается от долгой зимней спячки и. подплыв к поверхности болотной глади, поджидает свою жертву.
Коечух - хозяин таежных топей в бассейне реки Подкаменная Тунгуска -знаменит тем. что может превращаться в водяную змею, укус которой усыпляет человека. Тогда коечух утаскивает несчастного в свое логово под корягами гнилых деревьев. С этого времени человек становится бесплотной сущностью, попавшей в вечное услужение хозяину топей. У камчадалов болотный дух – меречь - часто предстает в образе блуждающего по трясинам шамана, одетого в серые, светящиеся в темноте лохмотья. О приближении меречи наблюдательному человеку говорит сильный запах тухлой рыбы, а также пляшущие вокруг огоньки, следы болотного злыдня. Согласно местным поверьям, сила меречи возрастает, если в трясине утонет камчадальский шаман. Поэтому болотный дух напускает на него «отвод глаз», и тогда служитель местного шаманского культа перестает ориентироваться в пространстве и попадает на болото, откуда ему уже не выбраться.
Спасительные «средства защиты»
По мнению известного русского философа Даниила Андреева, высказанному в философско-мистическом труде «Роза Мира», трясины, топи и болота в обилии населены многочисленными демоническими духами природы - стихиалиями. пребывающими в особом инфрафизическом слое, называемом Ганникс. Предназначение этих духов - заманивать людей в гибельные места, получая при этом наслаждение от осознания собственной силы и безнаказанности.
Несколько по-иному природу таких существ объясняют народные предания. Так, считается, что болотными ведьмами становятся молодые девицы, покончившие с жизнью путем утопления в болотной воде, а также злобные колдуньи, использовавшие в своем черном ремесле так называемую болотную магию, основные компоненты ритуалов которой - болотная вода, лягушки, жабы, тина и мох. В болотников также превращаются детоубийцы, нашедшие свою смерть в трясине...
Многовековое соседство человека с зыбким, ненадежным и обманчивым пространством топей и болот привело к тому, что народ выработал большой арсенал «средств защиты» от коварных обитателей этого пространства. В частности, даже в наши дни знающие люди не ходят в такие гиблые места без того, чтобы не захватить с собой какой-либо металлический предмет. Тому, кто шел на болота, у староверов было принято сыпать в правый карман горсть земли. взятой у порога родного дома. Не выносит болотная нечисть и креста, крепко зажатого в правой ладони, а также молитвы. От этого таинственные обитатели топей тут же исчезают или с визгом проваливаются в трясину, не успев навести свои злобные чары. Спасительной для путника, которого начинают морочить хозяева болот, может стать фраза «Чур меня!-. По древним поверьям, она призовет на помощь человеку души умерших предков, лучше нас знавших, как вести себя с таинственными силами природы.