Облачко
Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.168
Реакции:3
Баллы:36
21-22 ДЕКАБРЯ ~ «Карачун». День зимнего солнцестояния
«Стояше вся осенина дъждева отъ Госпожина дни в Корочуна»
В годовом цикле зимних празднований главным славянским семейным, культовым праздником был праздник "Корочуна". Астрономически приходится на 21 декабря в 23:03.
Название Корочун (коротышка, калатун, колотун) трактуют по-разному, в том числе "как праздник дня , что постепенно увеличивается (ночь сокращается), как название солнечных лучей, входящих с этого времени под земную кору". По мнению К.Сосенка, верования в Корочуна достигают культа солнца, распространенного в славянских верованиях. Празднование Корочуна-Рождества происходило с начала декабря по 7 января. Это Праздник Новолетие - конца и начала летоисчисления.
С 21 на 22 декабря самая длинная ночь в году - колдовская, мистическая ночь Корочуна, а на утро - появляется новое, "будто заново рожденный" Яр-Солнышко - зимнее Новолетие, начинается Новый Круг - день начинает потихоньку добавляться, начинается праздник Коляда (некоторые Роды празднуют как Корочун) - это Белые святки и приурочены они к Зимнему солнцестояния - с 22 декабря.
Древнее название зимнего солнца Корочун есть в украинском, у словаков, у россиян, у румын, у венгров, у молдаван, у болгар и др. Считают, что Корочун - это название славянского Бога Зимы, смерти Солнца. Дословно это название можно объяснить и как короткий день, то есть Бог короткого дня в году. Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает холодом землю, будто погружая ее в смертный сон.
Зимнее солнцестояние считается началом астрономической зимы. Солнце будет "стоять" на протяжении трех дней (откуда и происходит собственно название "солнцестояние"), а затем начнет постепенно подниматься над горизонтом - его "небесный путь" будет увеличиваться, а световой день начнет прибывать. Издавна именно это трехдневное "замирание" Солнца и последующее его "рождение" праздновалось как Праздник рождения Солнца - или Рождество Божича Коляды. Божич - это молодое Солнце.
Цикл зимних праздников напоминает греческие и римские. "Врумалия" - от 24 ноября до 17 декабря в честь Диониса; "Сатурналии" - от 17 до 24 декабря; "Воты" - от 24 декабря по 1 января. Этому цикла соответствуют : "Калита-Андрей", "Екатерина"; "Корочун" - теперь Рождество; "Маланка", "Василий" - Новый год и Крещения. Древние названия праздников, кроме Калиты и Корочуна, забытые в памяти народной, а с принятием христианства все эти праздники получили христианские названия. Среди древних праздников дольше всего в Европе существовали "календы". Вероятно, упомянутые праздники через Азию, Грецию и Рим распространились в Европе. "Корочун" Руси-Украины, что покрылся Святым Рождеством, - исключительно радостный, веселый, большой праздник. солнца не светит…»
Основная идея рождественских празднований заключается в том, чтобы словом и делом, магическими действиями инсценировать образ богатства, счастья, мира и покоя в своем доме на весь следующий год.
Сноп-Дидух ("Рай") - это место пребывания духов дедов-прадедов, опекунов или "покровителей" дома. По древним верованиям, все духи (души) умерших - это святые души, благотворители рода и семьи; святые души попадали в рай (отсюда название - "сноп-Рай"). Отец с сыном вносили Дидух-Рай в дом. Его устанавливали на сене в углу, сын приносил остальные вязанки сена. Хозяйка поднимала со стола скатерть, а хозяин застилал стол тонким слоем сена и сверху чистой белой скатертью. Хозяйка брала волшебное зелье (в последнее время - чеснок), и раскладывала по всем четырем углам. При этом она говорила магические слова, предотвращающие темные силы: "Злая сила, темная сила, иди на болота, камыши, овраги-скалы, в глубокие воды-пропасти, куда куриный голос не доходит, куда свет солнца не светит…»
Заканчивается Корочун - темная часть года. Вместе с ржаным снопом-Дидухом, входят в дом Духи Рода. На столе двенадцать блюд - по числу месяцев года. Первую ложку кутьи старейшина Рода подбрасывает к потолку и говорит: «Дедов кутьей помяните и блин не обмените». В эту святую ночь души предков, символически воплощеные в Дидух, слетаются к своим родам.
Особой властью наделялись в это время темные силы, которые очень близко подходили к миру живых. В этот день люди повсеместно разводят огонь, жгут костры - помогая тем самым возродиться Солнцу. Так человек осознает себя частью Природы и принимает посильное участие в процессах, происходящих в ней.
«Стояше вся осенина дъждева отъ Госпожина дни в Корочуна»
В годовом цикле зимних празднований главным славянским семейным, культовым праздником был праздник "Корочуна". Астрономически приходится на 21 декабря в 23:03.
Название Корочун (коротышка, калатун, колотун) трактуют по-разному, в том числе "как праздник дня , что постепенно увеличивается (ночь сокращается), как название солнечных лучей, входящих с этого времени под земную кору". По мнению К.Сосенка, верования в Корочуна достигают культа солнца, распространенного в славянских верованиях. Празднование Корочуна-Рождества происходило с начала декабря по 7 января. Это Праздник Новолетие - конца и начала летоисчисления.
С 21 на 22 декабря самая длинная ночь в году - колдовская, мистическая ночь Корочуна, а на утро - появляется новое, "будто заново рожденный" Яр-Солнышко - зимнее Новолетие, начинается Новый Круг - день начинает потихоньку добавляться, начинается праздник Коляда (некоторые Роды празднуют как Корочун) - это Белые святки и приурочены они к Зимнему солнцестояния - с 22 декабря.
Древнее название зимнего солнца Корочун есть в украинском, у словаков, у россиян, у румын, у венгров, у молдаван, у болгар и др. Считают, что Корочун - это название славянского Бога Зимы, смерти Солнца. Дословно это название можно объяснить и как короткий день, то есть Бог короткого дня в году. Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает холодом землю, будто погружая ее в смертный сон.
Зимнее солнцестояние считается началом астрономической зимы. Солнце будет "стоять" на протяжении трех дней (откуда и происходит собственно название "солнцестояние"), а затем начнет постепенно подниматься над горизонтом - его "небесный путь" будет увеличиваться, а световой день начнет прибывать. Издавна именно это трехдневное "замирание" Солнца и последующее его "рождение" праздновалось как Праздник рождения Солнца - или Рождество Божича Коляды. Божич - это молодое Солнце.
Цикл зимних праздников напоминает греческие и римские. "Врумалия" - от 24 ноября до 17 декабря в честь Диониса; "Сатурналии" - от 17 до 24 декабря; "Воты" - от 24 декабря по 1 января. Этому цикла соответствуют : "Калита-Андрей", "Екатерина"; "Корочун" - теперь Рождество; "Маланка", "Василий" - Новый год и Крещения. Древние названия праздников, кроме Калиты и Корочуна, забытые в памяти народной, а с принятием христианства все эти праздники получили христианские названия. Среди древних праздников дольше всего в Европе существовали "календы". Вероятно, упомянутые праздники через Азию, Грецию и Рим распространились в Европе. "Корочун" Руси-Украины, что покрылся Святым Рождеством, - исключительно радостный, веселый, большой праздник. солнца не светит…»
Основная идея рождественских празднований заключается в том, чтобы словом и делом, магическими действиями инсценировать образ богатства, счастья, мира и покоя в своем доме на весь следующий год.
Сноп-Дидух ("Рай") - это место пребывания духов дедов-прадедов, опекунов или "покровителей" дома. По древним верованиям, все духи (души) умерших - это святые души, благотворители рода и семьи; святые души попадали в рай (отсюда название - "сноп-Рай"). Отец с сыном вносили Дидух-Рай в дом. Его устанавливали на сене в углу, сын приносил остальные вязанки сена. Хозяйка поднимала со стола скатерть, а хозяин застилал стол тонким слоем сена и сверху чистой белой скатертью. Хозяйка брала волшебное зелье (в последнее время - чеснок), и раскладывала по всем четырем углам. При этом она говорила магические слова, предотвращающие темные силы: "Злая сила, темная сила, иди на болота, камыши, овраги-скалы, в глубокие воды-пропасти, куда куриный голос не доходит, куда свет солнца не светит…»
Заканчивается Корочун - темная часть года. Вместе с ржаным снопом-Дидухом, входят в дом Духи Рода. На столе двенадцать блюд - по числу месяцев года. Первую ложку кутьи старейшина Рода подбрасывает к потолку и говорит: «Дедов кутьей помяните и блин не обмените». В эту святую ночь души предков, символически воплощеные в Дидух, слетаются к своим родам.
Особой властью наделялись в это время темные силы, которые очень близко подходили к миру живых. В этот день люди повсеместно разводят огонь, жгут костры - помогая тем самым возродиться Солнцу. Так человек осознает себя частью Природы и принимает посильное участие в процессах, происходящих в ней.