Samir7
Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.463
Реакции:105
Баллы:48
Альрауны — в мифологии и фольклоре европейских народов духи низшего порядка, крохотные существа, обитающие в корнях мандрагоры, очертания которых напоминают собой человеческие фигурки. Альрауны дружелюбны к людям, однако не прочь подшутить над ними, порой весьма жестоко. Это оборотни, способные перекидываться в кошек, червей и маленьких детей. Они приходятся дальними родственниками кобольдам.
Предание гласит, что с годами альрауны поменяли образ жизни: им настолько понравилось тепло и уют в людских домах, что они стали переселяться туда. Перед тем как перебраться на новое место, альрауны, как правило, испытывают людей: рассыпают по полу всякий мусор, кидают в молоко комья земли или куски коровьего кизяка. Если люди не выметают мусор и выпивают молоко, альраун понимает — здесь вполне можно обосноваться. Прогнать его практически невозможно: даже если дом сгорел и люди куда-либо переезжают, альраун следует за ними.
К Альрауну нужно было относиться с большой заботой из-за его волшебных свойств. Надо было обертывать или одевать его в белые одежды с золотым поясом, купать каждую пятницу, и держать в коробке, иначе Альраун, начинал вопить для внимания. Альрауны использовались в волшебных ритуалах. Предполагалось так что что они приносят большую удачу, на подобии талисмана - четырехлистника. Но владение ими несло риск судебного преследования в колдовства, и в 1630 три женщины были казнены в Гамбурге по этому обвинению.
Согласно немецкому фольклору, Альраун помогал легко рожать, а так же предотвращал опухоли у животных. Из-за большого спроса на Альраунов они часто вырезались из корней брионии, так как подлинные мандрагоры было трудно найти. Они были экспортированы из Германии в различные страны, в том числе и в Англию, времен господства Генри VIII.
Антропоморфный символизм отражала идентификация альраунов с человекоподобными корнями мандрагоры. Когда корень вырывают из земли, слышится громкий стон альраунов. Всякому услышавшему этот стон суждено умереть, поэтому, чтобы отвести от себя месть альраунов, для выкапывания мандрагоры использовались собаки, которых привязывали к растению. Смерть должна была постигнуть не человека, а собаку.
Фигурки альраунов изготовлялись в качестве оберега. Материалом для них служила, как правило, рябина - если не было под рукой корня самой мандрагоры.
На эти альрауны смотрели как на приносящие счастье домашние божества, бережно хранили их в потайном месте где-нибудь в шкатулке, заботливо ухаживали за ними (напр. великолепно одевали, каждую субботу купали в вине и т. п.). Тайному обладателю этого сокровища оно доставляло, по прежним взглядам, богатство, здоровье и другие земные блага: удачу в процессах, плодовитость женщинам, благополучный исход родов и пр., и пр. В Средние века многие шарлатаны продавали таких болванчиков за ужасные деньги. Более всего ценились альрауны, которые будто бы были находимы под виселицей. Вера в таких болванчиков в некоторых странах еще до сих пор живет среди народа.
Магическое предписание по изготовлению альраунов гласило: «Ночью, когда луна возрастает, вокруг рябины начертите по часовой стрелке круг ритуальным ножом с черной ручкой, призывая имя Херты. Сделав это, поливайте дерево в течение лунного месяца такой же смесью, которая использовалась для мандрагоры, выбирая достаточно толстую ветвь для вырезания и провозглашая имя Херты. По прошествии лунного месяца отделите выбранную ветку ритуальным ножом с черной ручкой и вырежьте из нее маленькое изображение, от 15 до 20 см длиной, используя заклинание, как и при изготовлении мандрагоры, до тех пор, пока не выполните работу. Окурите изображение в дыму вербены. Чтобы завершить изготовление альрауна, спите с ним в своей постели в полнолуние. Альраун должен помещаться около очага, чтобы выполнять заклинания и защищать дом».
Альраун в литературе
В литературу альрауна вводит Ахим фон Арним. В повести «Изабелла Египетская, первая любовь императора Карла V» (1812) альраун появляется в качестве «денежного человечка», выращенного героиней из корня мандрагоры. В повести это нечистый дух, ищущий клады для Карла V.
Эрнест Теодор Амадей Гофман сравнивает с альрауном героя своей повести «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Маленький Циннобер описывается следующим образом: «Бедная женщина по справедливости могла плакать на мерзкого уродца, которого родила два с половиной года назад. То, что с первого взгляда можно было вполне принять за диковинный обрубок корявого дерева, на самом деле был уродливый, не выше двух пядей ростом, ребенок, лежавший поперек корзины, — теперь он выполз из неё и с ворчанием копошился в траве. Голова глубоко ушла в плечи, на месте спины торчал нарост, похожий на тыкву, а сразу от груди шли ножки, тонкие, как прутья орешника, так что весь он напоминал раздвоенную редьку. Не зоркий глаз не различил бы лица, но, вглядевшись попристальнее, можно было приметить длинный острый нос, выдававшийся из-под черных спутанных волос, да маленькие черные искрящиеся глазенки, — что вместе с морщинистыми, совсем старческими чертами лица, казалось, обличало маленького альрауна».
Одно из наиболее известных упоминаний этого существа в литературе — роман Ганса Гейнц Эверса «Альрауне». Герой романа узнает предание о том, что мандрагора (альрауне) якобы вырастает из последнего семени преступников, которые теряют его, когда при распятии им ломают позвоночник. Он предлагает своему дяде-генетику создать подобное существо в человеческом обличье, искусственно оплодотворив проститутку (коей, по мнению героя, и является земля, из которой прорастает мандрагора—альрауне) семенем преступника, которое тот потерял во время казни. В результате на свет (а рождается она в полночь) появляется очень красивая девочка с необыкновенными способностями: юная Альрауне может заставлять людей исполнять любые свои желания, часто весьма жестокие и изощренные, обладает даром внушения, приносит опекуну—генетику богатство. В то же время все, кто попадают под ее влияние, обречены на смерть.
Предание гласит, что с годами альрауны поменяли образ жизни: им настолько понравилось тепло и уют в людских домах, что они стали переселяться туда. Перед тем как перебраться на новое место, альрауны, как правило, испытывают людей: рассыпают по полу всякий мусор, кидают в молоко комья земли или куски коровьего кизяка. Если люди не выметают мусор и выпивают молоко, альраун понимает — здесь вполне можно обосноваться. Прогнать его практически невозможно: даже если дом сгорел и люди куда-либо переезжают, альраун следует за ними.
К Альрауну нужно было относиться с большой заботой из-за его волшебных свойств. Надо было обертывать или одевать его в белые одежды с золотым поясом, купать каждую пятницу, и держать в коробке, иначе Альраун, начинал вопить для внимания. Альрауны использовались в волшебных ритуалах. Предполагалось так что что они приносят большую удачу, на подобии талисмана - четырехлистника. Но владение ими несло риск судебного преследования в колдовства, и в 1630 три женщины были казнены в Гамбурге по этому обвинению.
Согласно немецкому фольклору, Альраун помогал легко рожать, а так же предотвращал опухоли у животных. Из-за большого спроса на Альраунов они часто вырезались из корней брионии, так как подлинные мандрагоры было трудно найти. Они были экспортированы из Германии в различные страны, в том числе и в Англию, времен господства Генри VIII.
Антропоморфный символизм отражала идентификация альраунов с человекоподобными корнями мандрагоры. Когда корень вырывают из земли, слышится громкий стон альраунов. Всякому услышавшему этот стон суждено умереть, поэтому, чтобы отвести от себя месть альраунов, для выкапывания мандрагоры использовались собаки, которых привязывали к растению. Смерть должна была постигнуть не человека, а собаку.
Фигурки альраунов изготовлялись в качестве оберега. Материалом для них служила, как правило, рябина - если не было под рукой корня самой мандрагоры.
На эти альрауны смотрели как на приносящие счастье домашние божества, бережно хранили их в потайном месте где-нибудь в шкатулке, заботливо ухаживали за ними (напр. великолепно одевали, каждую субботу купали в вине и т. п.). Тайному обладателю этого сокровища оно доставляло, по прежним взглядам, богатство, здоровье и другие земные блага: удачу в процессах, плодовитость женщинам, благополучный исход родов и пр., и пр. В Средние века многие шарлатаны продавали таких болванчиков за ужасные деньги. Более всего ценились альрауны, которые будто бы были находимы под виселицей. Вера в таких болванчиков в некоторых странах еще до сих пор живет среди народа.
Магическое предписание по изготовлению альраунов гласило: «Ночью, когда луна возрастает, вокруг рябины начертите по часовой стрелке круг ритуальным ножом с черной ручкой, призывая имя Херты. Сделав это, поливайте дерево в течение лунного месяца такой же смесью, которая использовалась для мандрагоры, выбирая достаточно толстую ветвь для вырезания и провозглашая имя Херты. По прошествии лунного месяца отделите выбранную ветку ритуальным ножом с черной ручкой и вырежьте из нее маленькое изображение, от 15 до 20 см длиной, используя заклинание, как и при изготовлении мандрагоры, до тех пор, пока не выполните работу. Окурите изображение в дыму вербены. Чтобы завершить изготовление альрауна, спите с ним в своей постели в полнолуние. Альраун должен помещаться около очага, чтобы выполнять заклинания и защищать дом».
Альраун в литературе
В литературу альрауна вводит Ахим фон Арним. В повести «Изабелла Египетская, первая любовь императора Карла V» (1812) альраун появляется в качестве «денежного человечка», выращенного героиней из корня мандрагоры. В повести это нечистый дух, ищущий клады для Карла V.
Эрнест Теодор Амадей Гофман сравнивает с альрауном героя своей повести «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Маленький Циннобер описывается следующим образом: «Бедная женщина по справедливости могла плакать на мерзкого уродца, которого родила два с половиной года назад. То, что с первого взгляда можно было вполне принять за диковинный обрубок корявого дерева, на самом деле был уродливый, не выше двух пядей ростом, ребенок, лежавший поперек корзины, — теперь он выполз из неё и с ворчанием копошился в траве. Голова глубоко ушла в плечи, на месте спины торчал нарост, похожий на тыкву, а сразу от груди шли ножки, тонкие, как прутья орешника, так что весь он напоминал раздвоенную редьку. Не зоркий глаз не различил бы лица, но, вглядевшись попристальнее, можно было приметить длинный острый нос, выдававшийся из-под черных спутанных волос, да маленькие черные искрящиеся глазенки, — что вместе с морщинистыми, совсем старческими чертами лица, казалось, обличало маленького альрауна».
Одно из наиболее известных упоминаний этого существа в литературе — роман Ганса Гейнц Эверса «Альрауне». Герой романа узнает предание о том, что мандрагора (альрауне) якобы вырастает из последнего семени преступников, которые теряют его, когда при распятии им ломают позвоночник. Он предлагает своему дяде-генетику создать подобное существо в человеческом обличье, искусственно оплодотворив проститутку (коей, по мнению героя, и является земля, из которой прорастает мандрагора—альрауне) семенем преступника, которое тот потерял во время казни. В результате на свет (а рождается она в полночь) появляется очень красивая девочка с необыкновенными способностями: юная Альрауне может заставлять людей исполнять любые свои желания, часто весьма жестокие и изощренные, обладает даром внушения, приносит опекуну—генетику богатство. В то же время все, кто попадают под ее влияние, обречены на смерть.