Unagdomed
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.498
Реакции:371
Баллы:83
Фрэнсис Грум так писал о цыганских детях (Groom F. In Gypsy Tent. London: Nimmo, 1880): они были «странным сочетанием дерзости и робости, нахальства и любезности, легкомыслия и задумчивости, резвости и какой-то старомодной чопорности».
Дэнис Харвей в своей книге (Harvey D. The Gypsies, Waggon Time and After. London: Batsford, 1975) отмечает следующее:
«Цыганским детям всегда многое позволялось, им предоставлялась значительная свобода. Тем не менее они должны были выполнять повседневные обязанности – например, „кеттеринг коштис“ (собирать дрова и хворост для растопки), чистить упряжь и ходить за водой. Не имея дорогих игрушек, они забавлялись с животными, подражали действиям родителей, взрослых братьев и сестёр. Это стимулировало развитие ума и воображения и служило подготовкой к независимой жизни на дорогах».
В цыганской семье между детьми наблюдается необычайная близость – как кажется, гораздо большая, чем в семьях гауджо. К беременной женщине члены всего племени относятся с величайшим почтением. У французских цыган предводитель племени, или цыганский барон, хранит разнообразные иконы и красивые изображения земных правителей. Он даёт их будущей матери (и никому больше), чтобы та, вынашивая ребёнка, была окружена красивыми предметами. Предполагается, что в этом случае она родит красивое дитя. Похожий обычай упоминается и в «Камасутре».
Большинство цыганок, ожидающих ребёнка, продолжают вплоть до родов заниматься самой разнообразной работой. Клебер пишет, что некоторые французские цыганки сами заходят в шалаш-бендер, чтобы там разродиться, и рожают стоя. Среди славянских цыган принято за шесть недель до родов укладывать женщину в постель. Обычно в период беременности цыганская женщина продолжает вести нормальный образ жизни, только в момент родов за ней приглядывают её мать и пуридаи племени. Они расстёгивают пуговицы и ослабляют шнуровку на одежде роженицы, распускают ей волосы, символически освобождая от всех ограничений, приносят ей еду и питьё.
В романэс, языке английских цыган, есть слово «моккади», что означает «нечистый». Женщина в период родов – моккади, вот почему её изолируют в бендере и не пускают в вардо. Всё, чем пользуется эта женщина, также изолируется- её посуда даже моется отдельно от остальной. Её не должен видеть ни один мужчина, в том числе и муж, пока не родится ребёнок- такой период длится от трёх дней до трёх недель. Женщинам вход не воспрещён, но они, проведая роженицу, не дотрагиваются ни до неё, ни до ребёнка из боязни стать моккади.
В Шотландии и в континентальной Европе распространён такой обычай. Если роды протекают тяжело, то пуридаи кладёт между ног рожающей женщины яйцо, говоря:
«Йоура, тыкни йоура си коло,
Сор си коло.
Чавви, ав адре састим.
Дуввел, ми-дуввел, тут-те милое».
(«Яйцо, маленькое яйцо, круглое,
Всё круглое.
Ребёнок, выходи здоровым.
Бог, Бог зовёт тебя».)
Дэнис Харвей в своей книге (Harvey D. The Gypsies, Waggon Time and After. London: Batsford, 1975) отмечает следующее:
«Цыганским детям всегда многое позволялось, им предоставлялась значительная свобода. Тем не менее они должны были выполнять повседневные обязанности – например, „кеттеринг коштис“ (собирать дрова и хворост для растопки), чистить упряжь и ходить за водой. Не имея дорогих игрушек, они забавлялись с животными, подражали действиям родителей, взрослых братьев и сестёр. Это стимулировало развитие ума и воображения и служило подготовкой к независимой жизни на дорогах».
В цыганской семье между детьми наблюдается необычайная близость – как кажется, гораздо большая, чем в семьях гауджо. К беременной женщине члены всего племени относятся с величайшим почтением. У французских цыган предводитель племени, или цыганский барон, хранит разнообразные иконы и красивые изображения земных правителей. Он даёт их будущей матери (и никому больше), чтобы та, вынашивая ребёнка, была окружена красивыми предметами. Предполагается, что в этом случае она родит красивое дитя. Похожий обычай упоминается и в «Камасутре».
Большинство цыганок, ожидающих ребёнка, продолжают вплоть до родов заниматься самой разнообразной работой. Клебер пишет, что некоторые французские цыганки сами заходят в шалаш-бендер, чтобы там разродиться, и рожают стоя. Среди славянских цыган принято за шесть недель до родов укладывать женщину в постель. Обычно в период беременности цыганская женщина продолжает вести нормальный образ жизни, только в момент родов за ней приглядывают её мать и пуридаи племени. Они расстёгивают пуговицы и ослабляют шнуровку на одежде роженицы, распускают ей волосы, символически освобождая от всех ограничений, приносят ей еду и питьё.
В романэс, языке английских цыган, есть слово «моккади», что означает «нечистый». Женщина в период родов – моккади, вот почему её изолируют в бендере и не пускают в вардо. Всё, чем пользуется эта женщина, также изолируется- её посуда даже моется отдельно от остальной. Её не должен видеть ни один мужчина, в том числе и муж, пока не родится ребёнок- такой период длится от трёх дней до трёх недель. Женщинам вход не воспрещён, но они, проведая роженицу, не дотрагиваются ни до неё, ни до ребёнка из боязни стать моккади.
В Шотландии и в континентальной Европе распространён такой обычай. Если роды протекают тяжело, то пуридаи кладёт между ног рожающей женщины яйцо, говоря:
«Йоура, тыкни йоура си коло,
Сор си коло.
Чавви, ав адре састим.
Дуввел, ми-дуввел, тут-те милое».
(«Яйцо, маленькое яйцо, круглое,
Всё круглое.
Ребёнок, выходи здоровым.
Бог, Бог зовёт тебя».)