IPSISSIMUS
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.263
Реакции:1.396
Баллы:113
Числа Фибоначчи известны с XIII века, однако настоящий к ним интерес возник в XX веке со времени формирования теории фракталов и возрождения работ с использованием "золотого сечения".
Во многих современных статьях (Н. Васютинский [1], В. Коробко [2], В. Буданов [3], В. Смирнов [4]) золотое сечение связывают с числами Фибоначчи.
Авторы указанных работ рассматривают онтологическую сущность как чисел Фибоначчи, так и "золотой пропорции".
Например, согласно представлениям В. Буданова [3] золотое сечение — признак эволюционирующих систем, обладающих достаточно богатым структурным иерархическим потенциалом, а также механизмами наследования и коммуникации.
Если эволюционные преобразования протекают по относительно строгой итерационной программе, то эволюционирующие объекты характеризуются фрактальными динамическими свойствами. В. Буданов [5], В. Коробко [6], J. Levi-Vehel [7]. Н. Васютинский [1] указывают на особый статус золотой пропорции во фрактально изменяющихся объектах- появление золотой пропорции в динамических фракталах связано с переходом системы в устойчивое состояние.
Таким образом, исходя из этих представлений, можно сделать вывод о том, что золотая пропорция — это код устойчивости фрактальной структуры.
Ряд Фибоначчи может быть использован при анализе устойчивости развития сложных систем, так как числа ряда, построенного по рекуррентной схеме, "отражают точки этой устойчивости в процессе самоорганизующихся систем и соответствующую этим точкам специфику систем" [8, с. 228].
Соотношение чисел Фибоначчи и золотой пропорции можно охарактеризовать как единство дискретного и непрерывного в природе [1].
При этом рекуррентный ряд Фибоначчи описывает непрерывный процесс изменений фрактального объекта, сами конкретные числа этого ряда соответствуют особым состояниям изменяющейся системы, гармоническим и относительно стабильным. Количественные соотношения характеристик (возможно, параметров порядка) устойчивых состояний равны числам золотой пропорции.
Таким образом, непрерывный динамический процесс фрактально организованной системы имеет особые состояния, для которых характерна стабильность и преобладание порядка над хаосом.
Статистические макропараметры таких состояний могут быть, вероятно, сведены к некоторым мерам — численным "сверткам", соотносящимся с аналогичными мерами других гармоничных состояний по законам золотого сечения.
Согласно существующим концепциям динамических фракталов и теории хаоса [9-11] подобные устойчивые состояния могут рассматриваться как аттракторы, к которым стремится система в своем развитии.
Операции над числами Фибоначчи довольно давно являются предметом математических исследований. Хорошо известна формула Люка, по которой можно рассчитать значение любого члена ряда Фибоначчи, исходя из номера члена в ряду и значения золотого числа, равного 1,618033....
Естественно, что сделать это для члена ряда с большим номером (например с 25) можно только с помощью современной быстродействующей ЭВМ, так как потребуется возвести иррациональное число в 26-ю степень.
Линейные преобразовайия применяют и для золотой пропорции, результатом которых может быть вычисление целого натурального числа через возведение в степень иррациональных чисел золотого сечения [1].
Все встреченные нами в литературе математические операции над числами Фибоначчи и золотой пропорцией относятся к преобразованиям так называемой системы абсолютно счислимых чисел, которая не пересекается с древней числовой системой — магической [12], восходящей к пифагорейско-платоновской традиции.
Принципиальные отличия двух этих систем показаны в работе Г. Вейля [13], согласно которой основные качества чисел в магической математике связаны с их теоретико-смысловыми свойствами, тогда как в естественно-научной системе знаний — с их свойствами в виде определенных величин.
Современный читатель, тем более материалистически ориентированный исследователь, мало знаком с магической (архаической) математикой, лежащей в основе различных нумерологических операций, несмотря на известные теоретические работы А. Лосева [14]. А. Лосев, анализируя античную культуру, большое внимание уделил проблемам числа и золотой пропорции, многократно возвращаясь к формулировке Прокла о том, что число — это единичность, данная как подвижный покой самотождественного различия.
Смысл древнейшего представления о числе ускользает от нас — людей XX - XXI вв. из-за его парадоксальности, сочетания в одном утверждении таких противоречивых характеристик, как подвижность и покой или самотождественность и различие. Снятие противоречий,
очевидно, происходит через категорию единичности, уникальности каждого конкретного числа.
Представления Прокла в интерпретации А. Лосева были подхвачены М. Марутаевым [15], согласно которому только число — самый конкретный и одновременно абстрактный математический образ из-за его способности выражать не только количество, но и качество, что может определять единичность события или вещи (объекта).
Обращаясь к истории развития науки как таковой, можно отметить, что расширение и углубление знаний в какой-либо определенной области практически всегда заканчивалось дифференциацией научной области на более частные отрасли.
Началом такого деления было расчленение некогда единой системы знаний на сведения материального плана в виде предмета точных и естественных наук и на сведения религиозного, магического содержания, которыми долгое время наука пренебрегала [16-18].
Однако существовавшее ранее единство можно обнаружить и по сей день, причем подчас самым неожиданным образом. В качестве примера можно привести хорошо знакомую со второго класса школы таблицу умножения, преобразованную из известной всем таблицы Пифагора.
Но гораздо менее известно, что данная таблица Пифагора является заготовкой и для составления таблицы, называемой "Ведическим квадратом". Этот квадрат использовался и поныне используется, с одной стороны, для осуществления магических практик, а, с другой, — для составления узоров ковров, картин, полотен художниками и мастерами древнего и современного Востока.
Принцип получения Ведического квадрата достаточно прост и для его расчетов на базе таблицы Пифагора используется издавна известный (скорее всего ранее V - VI вв. до н. э.) и весьма распространенный в нумерологии прием теософской редукции [19].
Теософская редукция подразумевает преобразование исходного числа путем сложения всех его цифр до последнего, минимально возможного значения, пока не получится одна итоговая цифра, равная или меньшая девятки (9). Например, число 39 преобразуется следующим образом: 3 + 9 = 12, а 1+2 = 3.
Полученное число 3 и будет итогом этой процедуры.
Представленный в таблице "Ведический квадрат", получаемый с помощью приема теософской редукции, как раз и позволяет осуществлять практику магии (прежде всего гадания) и создавать произведения, имеющие определенную художественную ценность за счет так называемой "игры" чисел-противоположностей.
Числами-противоположностями в данном случае являются пары чисел, образующих в сумме число 9. Соответственно число 8 противоположно чис-лу 1-7 — 2- 6 — 3- 5 — 4.
Использование же указанных выше пар чисел в магической практике базируется на установлении взаимосвязи между конкретным числом и планетой со всеми ее качествами, свойствами и характеристиками.
Во многих современных статьях (Н. Васютинский [1], В. Коробко [2], В. Буданов [3], В. Смирнов [4]) золотое сечение связывают с числами Фибоначчи.
Авторы указанных работ рассматривают онтологическую сущность как чисел Фибоначчи, так и "золотой пропорции".
Например, согласно представлениям В. Буданова [3] золотое сечение — признак эволюционирующих систем, обладающих достаточно богатым структурным иерархическим потенциалом, а также механизмами наследования и коммуникации.
Если эволюционные преобразования протекают по относительно строгой итерационной программе, то эволюционирующие объекты характеризуются фрактальными динамическими свойствами. В. Буданов [5], В. Коробко [6], J. Levi-Vehel [7]. Н. Васютинский [1] указывают на особый статус золотой пропорции во фрактально изменяющихся объектах- появление золотой пропорции в динамических фракталах связано с переходом системы в устойчивое состояние.
Таким образом, исходя из этих представлений, можно сделать вывод о том, что золотая пропорция — это код устойчивости фрактальной структуры.
Ряд Фибоначчи может быть использован при анализе устойчивости развития сложных систем, так как числа ряда, построенного по рекуррентной схеме, "отражают точки этой устойчивости в процессе самоорганизующихся систем и соответствующую этим точкам специфику систем" [8, с. 228].
Соотношение чисел Фибоначчи и золотой пропорции можно охарактеризовать как единство дискретного и непрерывного в природе [1].
При этом рекуррентный ряд Фибоначчи описывает непрерывный процесс изменений фрактального объекта, сами конкретные числа этого ряда соответствуют особым состояниям изменяющейся системы, гармоническим и относительно стабильным. Количественные соотношения характеристик (возможно, параметров порядка) устойчивых состояний равны числам золотой пропорции.
Таким образом, непрерывный динамический процесс фрактально организованной системы имеет особые состояния, для которых характерна стабильность и преобладание порядка над хаосом.
Статистические макропараметры таких состояний могут быть, вероятно, сведены к некоторым мерам — численным "сверткам", соотносящимся с аналогичными мерами других гармоничных состояний по законам золотого сечения.
Согласно существующим концепциям динамических фракталов и теории хаоса [9-11] подобные устойчивые состояния могут рассматриваться как аттракторы, к которым стремится система в своем развитии.
Операции над числами Фибоначчи довольно давно являются предметом математических исследований. Хорошо известна формула Люка, по которой можно рассчитать значение любого члена ряда Фибоначчи, исходя из номера члена в ряду и значения золотого числа, равного 1,618033....
Естественно, что сделать это для члена ряда с большим номером (например с 25) можно только с помощью современной быстродействующей ЭВМ, так как потребуется возвести иррациональное число в 26-ю степень.
Линейные преобразовайия применяют и для золотой пропорции, результатом которых может быть вычисление целого натурального числа через возведение в степень иррациональных чисел золотого сечения [1].
Все встреченные нами в литературе математические операции над числами Фибоначчи и золотой пропорцией относятся к преобразованиям так называемой системы абсолютно счислимых чисел, которая не пересекается с древней числовой системой — магической [12], восходящей к пифагорейско-платоновской традиции.
Принципиальные отличия двух этих систем показаны в работе Г. Вейля [13], согласно которой основные качества чисел в магической математике связаны с их теоретико-смысловыми свойствами, тогда как в естественно-научной системе знаний — с их свойствами в виде определенных величин.
Современный читатель, тем более материалистически ориентированный исследователь, мало знаком с магической (архаической) математикой, лежащей в основе различных нумерологических операций, несмотря на известные теоретические работы А. Лосева [14]. А. Лосев, анализируя античную культуру, большое внимание уделил проблемам числа и золотой пропорции, многократно возвращаясь к формулировке Прокла о том, что число — это единичность, данная как подвижный покой самотождественного различия.
Смысл древнейшего представления о числе ускользает от нас — людей XX - XXI вв. из-за его парадоксальности, сочетания в одном утверждении таких противоречивых характеристик, как подвижность и покой или самотождественность и различие. Снятие противоречий,
очевидно, происходит через категорию единичности, уникальности каждого конкретного числа.
Представления Прокла в интерпретации А. Лосева были подхвачены М. Марутаевым [15], согласно которому только число — самый конкретный и одновременно абстрактный математический образ из-за его способности выражать не только количество, но и качество, что может определять единичность события или вещи (объекта).
Обращаясь к истории развития науки как таковой, можно отметить, что расширение и углубление знаний в какой-либо определенной области практически всегда заканчивалось дифференциацией научной области на более частные отрасли.
Началом такого деления было расчленение некогда единой системы знаний на сведения материального плана в виде предмета точных и естественных наук и на сведения религиозного, магического содержания, которыми долгое время наука пренебрегала [16-18].
Однако существовавшее ранее единство можно обнаружить и по сей день, причем подчас самым неожиданным образом. В качестве примера можно привести хорошо знакомую со второго класса школы таблицу умножения, преобразованную из известной всем таблицы Пифагора.
Но гораздо менее известно, что данная таблица Пифагора является заготовкой и для составления таблицы, называемой "Ведическим квадратом". Этот квадрат использовался и поныне используется, с одной стороны, для осуществления магических практик, а, с другой, — для составления узоров ковров, картин, полотен художниками и мастерами древнего и современного Востока.
Принцип получения Ведического квадрата достаточно прост и для его расчетов на базе таблицы Пифагора используется издавна известный (скорее всего ранее V - VI вв. до н. э.) и весьма распространенный в нумерологии прием теософской редукции [19].
Теософская редукция подразумевает преобразование исходного числа путем сложения всех его цифр до последнего, минимально возможного значения, пока не получится одна итоговая цифра, равная или меньшая девятки (9). Например, число 39 преобразуется следующим образом: 3 + 9 = 12, а 1+2 = 3.
Полученное число 3 и будет итогом этой процедуры.
Представленный в таблице "Ведический квадрат", получаемый с помощью приема теософской редукции, как раз и позволяет осуществлять практику магии (прежде всего гадания) и создавать произведения, имеющие определенную художественную ценность за счет так называемой "игры" чисел-противоположностей.
Числами-противоположностями в данном случае являются пары чисел, образующих в сумме число 9. Соответственно число 8 противоположно чис-лу 1-7 — 2- 6 — 3- 5 — 4.
Использование же указанных выше пар чисел в магической практике базируется на установлении взаимосвязи между конкретным числом и планетой со всеми ее качествами, свойствами и характеристиками.