Цвет церковных куполов

София Арма

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:170
Реакции:0
Баллы:0
Традиция сооружать над основным зданием храма один или несколько куполов пришла к нам из Византии. Купол является символом небесного (сфера) и вечного (круг).
Но канона на цвет церковных глав, насколько известно, нет. Действительно, некоторые цвета имеют символическое значение в православии, но при окраске храмов и их отдельных частей зачастую руководствуются эстетическими или иными соображениями. Так, синий цвет в оформлении купола появился по той причине, что купол символизирует небо. Обычно на Руси купола золотили, что указывало на божественный свет славы.

Оформление куполов, безусловно, зависит еще и от материальных возможностей. Если средств не хватает, их просто красят в какой-либо цвет. Так, например, с XVIII веке появились голубые купола, иногда с золотыми звездами, что опять же выражает небосвод. К тому же голубой — цвет Богородицы, поэтому с голубыми куполами много храмов, посвященных Божией Матери. Раньше у храмов главы были просто кирпичные или белокаменные, а также покрытые черепицей с поливой или деревянным тесом. Позднее купола стали покрывать металлом (железом и медью) и красить. В XVII веке и в более поздние века для этих целей использовалось еще и луженое железо серебристо-серого цвета.

Многое также зависит от архитектурного стиля, периода. Так, в барокко и классицизме почти нет незолоченых глав. В XVII веке любили яркие цвета, а в XIX - приглушенные. В течение жизни храмов многие из них перекрашивались, не исключая и главы.

Например, купола Смоленского собора Новодевичьего монастыря начиная с XVII века, были покрыты медянкой и имели голубой цвет, а также покрывались луженым железом. До революции купола Смоленского собора были вообще выкрашены в белый цвет, чтобы не давили своей массой на окружающую архитектуру. В 1975 г. было решено выкрасить купола опять в белый цвет, но краска оказалась до того нестойкой, что быстро сползла и цвет куполов превратился в грязный серо-зеленый грунт, и поэтому сейчас выбрано качественное покрытие — имитация под луженое железо. Кстати, купола многих церковных памятников (храмов) в Москве в стиле барокко XVII века покрыты именно такой краской.

Если купол один, то он обозначает Единого Бога, три соответственно Святую Троицу, пять, что встречается уже редко – Христос и четыре евангелиста, семь – семь таинств церкви, девять – ангельские чины и, наконец, тринадцать, несмотря на такое магическое число, такое количество куполов, встречается, - Христос и двенадцать апостолов.
Однако это не предел количества куполов, как отмечают архитекторы-историки: «Число глав (куполов) достаточно редко, но все же встречается, доходит до 33. Такое количество характеризуется, как число лет земной жизни Спасителя.»
Золотой купол – восхваляет Христа, небо. Золото куполов символизирует небесную славу. Только самые большие храмы, а также храмы, посвященные Спасителю и двунадесятым праздникам, завершаются золотыми куполами Если же купол яркий, например, все тот же золотой или синий, а на нем звезды, то это значит, что храм посвящен святой Богородице, а звезда символизирует рождение Христа от Девы Марии. Увидев храм с зеленым куполом, можете быть уверены, что это Троицкий храм, ведь зелёный цвет считается цветом Святого Духа. Также зелёные и серебристые купола венчают храмы, посвящённые святым.
А чёрный оказался цветом монашества, такие купола бывают у монастырей. ( И не только ).
Но все это не является строгим правилом. Взять хотя бы храм Василия Блаженного с его разноцветием.

Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре, Казанская церковь). Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда символизировали два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого в Московском Кремле). Трехглавые храмы, символизируя Святую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом Новгороде).

А вот мнение эксперта искусствоведа: " В общем случае цвет купола может ничего не обозначать.
Чёрные купола могут быть "траурные". А могут - просто так, чёрной краской покрашенные.
Строгих требований подбирать краску для купола в зависимости от посвящения церкви нет, а раньше, когда с красками гораздо тяжелее, чем сейчас было - и вовсе не было. Цвет купола вполне может меняться "по ходу жизни" здания. Сделали деревянный, тесовый, со временем тёс посерел, несколько раз менялся. Потом обили железом, а железо выкрасили медянкой, стал купол зелёный. Потом пришёл благотворитель, пожертвовал денег, и купол (верхушку) вызолотили. После революции позолоту ободрали. Потом реставрация, снова тесовая кровля. Потом вместо тёса - металлическая, чёрного цвета.
мнение комиссии по искусствоведению при Московской патриархи: купол символизирует небо. Обычно на Руси купола золотили, что указывало на божественный свет славы. Но оформление куполов, безусловно, зависит еще и от материальных возможностей. Если средств не хватает, их просто красят в какой-либо цвет. Так, например, с XVIII в. появились голубые купола, иногда с золотыми звездами, что опять же выражает небосвод. К тому же голубой — цвет Богородицы, поэтому с голубыми куполами много храмов, посвященных Божией Матери. Николай Романов, сотрудник Центральной научно-исследовательской проектной реставрационной мастерской, рассказал нам, что раньше у храмов главы были просто кирпичные или белокаменные, а также покрытые черепицей с поливой или деревянным тесом. Позднее купола стали покрывать металлом (железом и медью) и красить. В XVII в. и в более поздние века для этих целей использовалось еще и луженое железо серебристо-серого цвета. Купола Смоленского собора Новодевичьего монастыря начиная с XVII в. были покрыты медянкой и имели голубой цвет, а также покрывались луженым железом. До революции купола Смоленского собора были вообще выкрашены в белый цвет, чтобы не давили своей массой на окружающую архитектуру. В 1975 г. было решено выкрасить купола опять в белый цвет, но краска оказалась до того нестойкой, что быстро сползла и цвет куполов превратился в грязный серо-зеленый грунт, и поэтому сейчас выбрано качественное покрытие — имитация под луженое железо. Кстати, купола многих церковных памятников (храмов) в Москве в стиле барокко XVII в. покрыты именно такой краской. "

Взято с просторов инета.
 

pit347

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:732
Реакции:0
Баллы:0
Возраст:45
Адрес: Польша, Вроцлав
Мне моя Учитель говорила, что купола - это "концентраторы" космической/земной/Божественной энергии. Храмы строят не абы где, а на участках выхода из земли разной по параметрам энергии. И вот, чтобы качественно ее собирать - придумали купол, а алтарь - "устройство" по сбору и переработке этой энергии. Не знаю точно, но возможно и цвет и материал покрытия купола играют свою "роль" в этом процессе.
 

Пальмира

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:918
Реакции:0
Баллы:0
в моем городе получилась с церковными куполами такая история. собор, построенный в городе до революции был взорван еще в 20х годах прошлого века его решили восстановить. одновременно строили цирк. все строила одна организация. самый крупный строитель в нашем регионе. ну и как водится во всех полугосударственных-полувоенных организациях все перепутали. тот материал, что был предназначен цирку пошел на купала храма и наоборот. теперь у нас цирк с золотым куполом и церковь с небесно-голубым. в народе почему-то эту церковь страшно не любят. и я заметила, что там порчи легче и успешнее идут. знакомые виритники тоже ее хвалят. может конечно не в куполах дело
 

Personalize

Сверху Снизу