Unagdomed
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.498
Реакции:362
Баллы:83
Древнерусские иконы пошли от принятия на Руси христианства в 988 г. Мне понравилось высказывание одного из отцов церкви -- Нила Синайского, он писал, что иконы находятся в храмах «с целью наставления в вере тех, кто не знает и не может уметь читать священное писание».
Основой для возникновения русской живописи послужили образцы византийского искусства. Именно оттуда пришли на Русь и каноны.
И каноны выражались , к примеру, как жесты.
Жест передает определенный духовный импульс, несет определенную духовную информацию:
рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание-
рука, поднятая вверх – призыв к покаянию-
рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности-
две руки, поднятые вверх – моление о мире-
руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы-
руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.
Большое значение имели также и предметы в руках изображенного святого, как знаки его служения. Так, апостол Павел обычно изображался с книгой в руках – это Евангелие, реже с мечом, символизирующим Слово Божье.
У Петра в руках обычно ключи – это ключи от царства Божия. Мученики изображаются с крестом в руках или пальмовой ветвью – символами принадлежности к Царству Небесному, пророки обычно держат в руках свитки своих пророчеств.
Все живописцы прибегали к символике красок, каждый цвет нес свою смысловую нагрузку.
Золотой – цвет, символизирующий сияние Божественной славы, в котором пребывают святые. Золотой фон иконы, нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и Богородицы – все это служит выражением святости и принадлежащих к миру вечных ценностей.
Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.
Белый – цвет, символизирующий чистоту и непорочность, причастность к божественному миру. Белыми пишутся одежды Христа, например в композиции «Преображение», а также одежды праведников на иконах, изображающих Страшный Суд.
Черный – цвет, символизирующий в одних случаях ад, максимальную удаленность от Бога, в других – знак печали и смирения.
Голубой – цвет Богородицы, означал также чистоту и праведность.
Синий – цвет величия, символизировал божественное, небесное, непостижимость тайны и глубину откровения.
Красный – царский цвет, символ власти и могущества (плащ Михаила Архангела – предводителя небесного воинства и Святого Георгия – победителя змея)- в других случаях мог быть символом искупительной крови, мученичества.
Зеленый – символизировал вечную жизнь, вечное цветение, это также цвет Духа Святого.
Основой для возникновения русской живописи послужили образцы византийского искусства. Именно оттуда пришли на Русь и каноны.
И каноны выражались , к примеру, как жесты.
Жест передает определенный духовный импульс, несет определенную духовную информацию:
рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание-
рука, поднятая вверх – призыв к покаянию-
рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности-
две руки, поднятые вверх – моление о мире-
руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы-
руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.
Большое значение имели также и предметы в руках изображенного святого, как знаки его служения. Так, апостол Павел обычно изображался с книгой в руках – это Евангелие, реже с мечом, символизирующим Слово Божье.
У Петра в руках обычно ключи – это ключи от царства Божия. Мученики изображаются с крестом в руках или пальмовой ветвью – символами принадлежности к Царству Небесному, пророки обычно держат в руках свитки своих пророчеств.
Все живописцы прибегали к символике красок, каждый цвет нес свою смысловую нагрузку.
Золотой – цвет, символизирующий сияние Божественной славы, в котором пребывают святые. Золотой фон иконы, нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и Богородицы – все это служит выражением святости и принадлежащих к миру вечных ценностей.
Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.
Белый – цвет, символизирующий чистоту и непорочность, причастность к божественному миру. Белыми пишутся одежды Христа, например в композиции «Преображение», а также одежды праведников на иконах, изображающих Страшный Суд.
Черный – цвет, символизирующий в одних случаях ад, максимальную удаленность от Бога, в других – знак печали и смирения.
Голубой – цвет Богородицы, означал также чистоту и праведность.
Синий – цвет величия, символизировал божественное, небесное, непостижимость тайны и глубину откровения.
Красный – царский цвет, символ власти и могущества (плащ Михаила Архангела – предводителя небесного воинства и Святого Георгия – победителя змея)- в других случаях мог быть символом искупительной крови, мученичества.
Зеленый – символизировал вечную жизнь, вечное цветение, это также цвет Духа Святого.