ЕГИПЕТ Лекция V

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.506
Реакции:75
Баллы:48
Лекция V

Каждое имя Бога в Древнем Египте значимо, каждое из них описывает
какую-либо грань божественной сущности. Каждое имя это не особая
сущность, а лишь грань божественной сущности. Подобно тому, как и у нас
сейчас именуя Господь, Всемогущий, Вечный мы называем лишь аспекты
различных сторон божественности, но при этом ни на минуту не
сомневаемся, что речь идёт о Едином Боге. Примерно то же самое
относительно Бога Творца было и в Древнем Египте.

Бог, который почитался как Творец, это был не далёкий Бог, который
бесконечно отделён от человека, это был Бог спасающий, Бог близкий, Бог
главная роль которого для человека была роль Спасителя, даже не подателя
каких-то земных благ. Здесь можно привести заупокойный текст из гробницы
Антефа, который датируется третьим тысячелетием до Р. Х., в нём
упоминается женское божество, которое именуется Хатхорк. Имя Хор (Гор) –
это вышний, а Хат – это дом, палата, то есть это Дом Гора, та утроба в
которой Гор был рождён, это то божественное что рождает Бога в этот мир.
И это та палата, небо, которая принимает в себя умерших. Поэтому образ
Хатхор это образ божественного бытия умерших, это обожение. «Сын Ра,
Антеф, дающий приношения Великому. ( Категория Ра величайшая категория
человеческого понимания, когда человек именует себя сыном Бога.
Величайший дар – именовать Бога Отцом, так как это обозначает, что ты и
Бог одна суть. Этим самым подчёркивается природное единство. ) Меру
хлеба и пива, меру рыбы и птицы, меру одежд, меру всех добрых вещей (то
есть он приносит Отцу, который всё это ему дал). Почитаемому Праатумом,
дающему свет вечерний (то есть Он почитается полнотой Бога подателя
жизни и Он даёт вечерний свет, даёт добрую кончину), почитаемому Хатхор,
кормящей грудью в ночи (Кормление грудью означает единство плоти,
единство достигаемое через пищу. Здесь кормит Хатхор, то есть та, в
которой пребывает Вышний. Имеется в виду инобытие, божественный мир.
Почему в ночи? Потому что смерть - это ночь, то положение, когда солнце
уходит за горизонт. Но в этой ночи ты не потерян, не заброшен, ты
находишься в божественном мире, который даёт тебе своё естество.)
Глаголет он (Антеф): «Шест твой, Отец мой Ра, пока ты призовёшь меня,
пребываю в горне пока ты призовёшь меня. Повели ночи и тем кто в ней
дабы был я среди славящих тебя, среди тех, о Ра, которые возносят
молитвы Тебе при восходе Твоём, тех кто оплакивают Тебя при захождении
Твоём (то есть я хочу быть с теми, кто живут с Тобой в смерти и в
воскресении). Когда ночь принимает меня в объятия Твои и сковывает меня
смертная тьма, повели, о Ра, дабы шествие моё с Тобой не прекращалось,
ибо я представитель Твой с той поры как соделал Ты меня владыкой жизнь
(то есть когда дал мне жизнь и свободную волю), соделал тем, кто не
умрёт (то есть создал бессмертным). Повели сумраку дабы простёр он
покров свой над нами, повели утру дабы простёрло оно покров свой над
нами (то есть и смерть, и жизнь чтобы далась нам), ибо тот я, кто должен
сосать млеко груди утром (то есть не только в ночи, но и по воскресении,
в инобытии я буду сосать тоже молоко), тот я кому должен дать грудь в
сумраке. Буду я трапезничать в ночи и буду я жить жизнью Отца моего Ра,
Который не страшится властителей силящихся отвернуть сосцы. (Египтяне
вовсе не считали, что путь в тот мир прост, что жизнь не отягощена
борьбой. Оказывается есть властители которые желают помешать человеку
пить это божественное млеко. Но Ра их не страшится, Он их победитель.)
Защита моя красный жар Твоего ока, обрети меня во время прохождения
Твоего (то есть во время прохождения в мире умерших)». Этот гимн
посвящён победе над смертью с помощью Ра, который является Отцом
умершего. То есть Бог воспринимается не как нечто внешнее для
египтянина. Да, человек маленький и ничтожный, но в то же время он сын
Ра, он божественный, и поэтому он может просить Его. Потому что человек
с Ним онтологически, усийно одно.

Теперь рассмотрим текст Нового Царства, он написан где-то за 1300 лет до
Р. Х. «Приди ко мне, о Ра-хор-ахтиа, водительствуй мною, Ты тот, кто
творит и нет никого творящего без Тебя, чтобы Ты не был с ним. Приходи
ко мне, о Атум, каждый день, Ты царствующий Бог. Сердце моё простирается
к Иуну (Голиополь – главный центр почитания Бога в виде Ра) и сердце моё
в ликовании и дыхание моё радостно. Каждодневные молитвы мои, прошения
мои и ночные поклонения мои услышаны тобою. Не прекращаются прошения мои
в устах моих и сегодня Ты внял им. Ты один и единственный, о
Ра-хор-ахти, нет никого иного подобного Тебе, оберегающего миллионы,
спасающего сотни тысяч. Защитник того, кто в взывает к тебе, о Господь
Иуну, не отвергни меня за множество прегрешений моих ибо тот я, кто не
ведает Тебя, безрассудный я человек, провожу я день следуя желаниям рта
моего, как корова водимая травой. Но когда провожу я в молитвословии
вечер свой, возвращается мир в душе моей». В Новом Царстве религиозная
жизнь уже во многом стала индивидуальной, персонолистической.

Бог-Творец важен потому что Он даёт жизнь, он подаёт не только временные
блага, Он даёт вечную жизнь, и в этом главная радость, которую от Него
получает древний египтянин. И этот принцип многократно упоминается.
«Книга Врат» - текст Нового Царства. «Хвала Тебе, Ра-хор-ахти, привет
Тебе сила могущественное на земле, привет Тебе Вечность, Владыка годов,
бесконечность, которая неразрушима». «Привет Тебе Ра, приди к нам
великий Бог, Владыка страны мёртвых». В Египте страной мёртвых владели
не какие-то жуткие чудовища, ей владел Бог-Творец. Мёртвые были живы,
они умерли, но они живы. И только, кто в не Бога здесь они не получили
второго рождения там. То есть тот мир тоже во власти Бога. «Ра это
великий Бог не знающий саморазрушения». То есть всё земное разрушается,
тление тела – это образ разрушения нашей жизни, но Бог незыблем, и
поэтому умерший в Боге тоже целостен и вечен, и мумификация тела – это
икона духовной неразрушимости, которая в Боге. Если ты сын Божий ты тоже
неразрушим.

Второй очень важный божественный образ, который привязан к Ра-Атуму, но
он другой. Он именуется Отцом Атума – это Птах. Этимология этого слова
неизвестна. Этого именем практически нет заупокойных текстов, особенно в
Текстах Пирамид, где оно встречается всего трижды, и то косвенно где
говорится о слугах Птаха. Но в личных именах Птах употребляется с первых
времён письменности Египта, это одно из любимых личных имён. Известно
около 50-ти имён связанных с именем Птах (например, Ирукаптах – слуга
духа Птаха, Мериптах – любимый Птахом, Птаххотеп – Птах доволен). С
другой стороны с именем Птаха связана столица единого Египта, которая
воздвигнута Менесом, она называлась Хеткаптах – столица духа Птаха.
Именно восстанавливая страну, создавая вновь единую державу, после
периода разрухи, первый царь династии Мина выбирает место для столицы
где Нил начинает разделяться на рукава Дельты, это место где почитается
Птах. Многие учёные говорят, что точка была выбрана по стратегическим
соображениям, случайно здесь оказался храм Птаха и поэтому Менес делает
местного божка верховным Богом Египта ставя Его выше Атума-Ра, говоря,
что он Отец Атума-Ра. На самом деле всё не так. Во-первых, египтяне
были не так глупы чтобы случайно выбранную точку соединять со случайным
мелким божком, и поднимать его не невероятную высоту. Была достаточно
глубокая религиозная система чтобы действовать скорее прямо
противоположно, если уж надо создавать новую столицу надо её освятить
авторитетом высшего Бога. Если мы посмотрим на то, что такое Птах, то мы
начнём понимать причину этого выбора. Само слово Мемфис, эта новая
столица Египта, где почитался Птах, происходит от другого эпитета
Мен-нефер. Мен – это имя самого Менеса, и означает несокрушимый,
твёрдый, а нефер – это расцветающий, появляющийся, жизнедательный, то
есть твердыня дающая жизнь. Это определение сходится с тем, которое
имеет отношение к самому Птаху.

Одно из самых ранних упоминаний Птаха, это упоминание в Текстах
Саркофагов 647-е речение. Здесь мы должны ещё обратить внимание на один
термин, на одно странное имя Птаха, Ретер-Дженеф – этот тот кто за южной
стеной. Лицо обращённое к югу, это лицо обращённое к вечности. Тот кто
за южной стеной это тот кто по ту сторону зари, тот кто в вечности, тот
кто находится за пределами тварного мира. Египтяне полагали, что одно
дело Бог-Творец, а другое дело Бог в Себе. Первый это явление Бога в наш
мир со своими творческими потенциями, но Бог находится и по ту сторону,
недоступный нам, Он за этой южной стеной. Это один из самых главных
эпитетов Птаха – это Бог в Себе. И вот в Текстах Саркофагов мы читаем: «
Я Тот, Кто к югу от моей стены, Повелитель богов, Царь небесный, Творец
душ (ка), Правитель обеих земель, Дарующий душам (здесь ка скорее в
понимании сущности человека) существенность и бытие. Я Творец душ и
жизнь их в руке моей, когда Я желаю Я творю и живут они, ибо Я творящее
слово, которое на устах моих, и премудрость, которая в теле Моём, слава
Моя во Мне пребывает. Я Господь». Вот такие слова говорит Птах о себе,
Он творец всего, но в тоже время Он за «южной стеной», за пределами
человеческого, Он недоступен. И Он именуется в Египте Птах-Та-Тенен. Та
– это земля, почва, то есть сотворённая природа земли (в Египте есть ещё
земля как твердь, как некая иная категория). Таким образом Птах
именуется как Поднимающаяся Земля, то есть Он создатель этого мира. Но
создатель всегда находится за пределами своего создания.

Для того чтобы понять творческое начало Птаха можно обратить внимание на
отрывок из одного из самых таинственных текстов, который был открыт в
конце XIX века, так называемый Мемфисский памятник или Камень Шабака, по
имени царя 25-той династии, по повелению которого он был переписан с
более раннего кожаного списка на чёрный базальт. Но этому камню не
повезло, после арабского завоевания его стали использовать как нижний
жернов, поэтому отдельные части камня абсолютно истёрты. В 1901-1902
году текст этого камня был переведён и опубликован, «мы до этого думали,
что рассказы греков о том, что их мудрость пришла из Египта, это просто
форма чтобы повысить авторитет свои знания, теперь мы видим, что мы
ошибались». Причинно был Мемфисский памятник, а конкретно то, что в нём
прямо и ясно сказано, что мир творится божественным словом. Встал вопрос
о времени создания камня, большинство учёных считали, что это и правда
переписанный древний текст, но смущало то, что в нём присутствуют новые
грамматические формы, которых не было в Древнем царстве. Всё это стало
результатом того, что текст постоянно переписывался и поэтому в него
постепенно вкрадывались всё более новые формы, поэтому, скорее всего,
это всё-таки текст Древнего царства. «Боги которые возбытийствовали во
Птахе. Птах на великом престоле… (текст пропущен), Который родил богов.
Птах-Нун (Нун – это бездна инобытия) – Отец Атума, который родил богов.
Птах-Нунет – Мать, родившая Атума. Птах Великий – это сердце и язык
богов. Нефертум (благая полнота) Ненатура (того кто подаёт жизнь)
каждодневно. Создался сердцем, создался языком образ Атума, ибо
единственно великий есть Птах, Своим сердцем и Своим языком даровавший
жизнь всем этим богам и их сутям. Сердце Его - Гор - явление Птаха. Язык
Его – Тот (ибисоголовое божество). (То есть Гор и Тот являются лишь
членами Птаха, а не какими-то отдельными богами, но имеющими своё
свободное бытие). Ведь известно, что повелевают сердце и язык всеми
членами, пребывая во всяком теле, пребывая во всяких устах всех богов,
всех людей, всех животных, всех ползающих тварей. Так же бывает и у всех
существ, у всего, что имеет жизнь, замышляя то, что они желают, объявляя
то, что они желают». То есть сердцем замышляется, а языком объявляется.
Для человека важно, что он творит сердцем и языком. Говорится даже не о
том, что он замышляет в уме и производит рукой, но здесь более глубокая
вещь. Сердце это источник боли, в нём замышляется не столько образ,
сколько размышляется нравственный аспект. А произносится языком, что
означает, что человек может языком передать любую идею, то есть язык
творит на самом деле. Ведь царь не строит сам платины, он приказывает и
эти платины строятся, следовательно слово, оно творит. И здесь впервые
мы видим образ творящего слова, но слово творит не само по себе, и это
хорошо сказано в Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово и Слово было
у Бога, и Слово было Бог.» То есть слово возникает в средоточии всего, в
этом волевом центре. И этот волевой центр – это Гор, Вышний, сердце
Птаха это Гор. А язык, которым произнесено волевое речение – это Тот.
Здесь мы видим в чём идея Птаха, Птах создатель, мастер.

Другой очень важный аспект как получается человек. Человек получается из
природы Бога, он сын Ра, и он создание Птаха. То есть он одновременно и
творение, и дитя. А это разные вещи. Дитя имеет ту же природу, что и
отец, а творение иную чем творец. Вот эти две категории имён Птаха и Ра
указывают на две категории человека. Первая, в Атуме-Ра, это категория
сыновства и отцовства, единства природы, ибо у Птаха это различие
природы, но единство, которое возникает между мастером и его изделием.
Как это понять? Когда мы слышим, что Бог создал нас из глины и вдунул
Дух Свой в нас, мы говорим о двух несоединимых вещах соединенных в нас.
Это божественная природа и тварная природа. И как раз имя Птах фиксирует
внимание на тварной природе человека, что творцом тварной природы
является Птах. Поэтому Птах это умелый ремесленник, главный жрец Птаха
мемфисского храма имел титул Великий Управитель Ремёсел. Одним из
эпитетов Тутанхамона в его гробнице был эпитет «Умелый словно Птах». В
Берлинском папирусе, молитвенном тексте Нового Царства, к Птаху
обращаются следующие слова: «Ты Создатель (от слова нибий – те, кто
выплавляет из металла) всех богов, людей и животных. Ты Создатель (от
слова ирий- от глагольное существительное от «видеть», то есть Птах
создаёт видением, для древнего человека создание глазом было столь же
мощным образом как создание словом- потому что художник видел глазом и
рисовал, что создало рисунок? Рука? Нет, Создал глаз) всей земли,
берегов, морей и океана. Ибо имя Твоё Устроитель земли, о Ты, Которого
не ведает никто, да буде молиться Ему, да восхвалим Его, да помолимся
пред славным образом Его, призывая прекрасные имена Его. Впереди Тебя
вечность, позади Тебя вечность, Ты еси бесконечность, Ты объемлешь оба
конца вечности, нет конца бытию Твоему». Что интересно, другие образы
бога изображались или смешанные животные и человеческие, или чисто
животные, а для Птаха делалось исключение, Птах всегда изображался в
виде человека. Причём в виде жреца, с обритой головой, с посохом Уашь
(процветание). Почему? Потому что внешняя оболочка человека, человек
именно как физическое тело, это тоже творение Птаха. То что в нас одно с
Богом это не изобразимо, а то что в нас изобразимо и воспринимаемо это
тварное, и поэтому тот кто сотворил этот наш облик, он изображается в
этом нашем облике.

Птах также и создатель царства. Царственность как форма организации
жизни это такое же творение Птаха как и земля, как и человек, как и все
материальные сущности. Поэтому в Новом царстве царь венчался всегда в
Мемфисе именно в храме Птаха. И одним из титулов Птаха был «Царящий над
тронов великим», то есть над царским троном, как знаком царской власти,
над ним царит Птах.

Поэтому Минос, восстанавливая царство, основывает столицу именно там,
где почитается Бог как творец космоса, творец гармоничного миробытия,
потому что почтив этот образ он надеется гармонизировать этот мир.
Поэтому о Птахе так мало говорили в заупокойных текстах, Он по ту
сторону. Момент творца не важен для умершего, для умершего важен момент
родства, важно то что он имеет божественную природу. Поэтому в
заупокойных текстах о Птаха не говорилась, а в именах говорилась, потому
что человек как личность сотворён Птахом.

А уже в Новом царстве Птах уже объект человеческой любви, объект
восторга. По мере того как человек всё больше любит этот тварный мир он
всё больше любит Бога в его лика создателя тварного мира, поэтому к
Птаху обращена масса лирических, личных гимнов. «О Птах, моё сердце
полно Тобой. Моё сердце украшено любовью к Тебе, как болотная топь
цветущими лотосами. Соделал я дом свой преддверием храма Твоего».
 

Gаbriel

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:1.931
Реакции:0
Баллы:0
Мне нравится читать о Птахе. Благодарю за эту лекцию, Мастер Унагдомед :cvet4:
Очень интересная информация.
 

Personalize

Сверху Снизу