Divider

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МАНТРЫ " ХАРЕ КРИШНА "

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.266
Реакции:862
Баллы:113
Разъяснение мистического смысла мантры "харе рама харе рама рама рама харе харе харе кршна харе кршна кршна кршна харе харе"
в свете трактата Шри Абхинавагупты «Паратришика – виварана».

В последние годы в связи с активной проповеднической деятельностью, осуществляемой ставшими многочисленными ныне последователями гаудия-вайшнавизма весьма широкое распространение получила мантра «харе рАма харе рАма рАма рАма харе харе харе кРшНа харе кРшНа кРшНа кРшНа харе харе». Однако, несмотря на довольно большое количество практикующих джапу этой мантры, очень и очень немногим известен подлинный, глубинный смысл этой великой мантры. В связи с этим я счёл целесообразным написать нижеследующее разъяснение этого смысла, опираясь на знаменитый труд одного из величайших мистиков и грамматистов Индии времён раннего средневековья Шри Абхинавагупты «Паратришика-виварана». И хотя я полностью отдаю себе отчёт в том, что подавляющее большинство современных доморощенных «вайшнавов» из Общества сознания Кришны пренебрежительно назовут эту работу «спекулятивным эмпирическим философствованием», я очень надеюсь, что данная работа окажется полезной хотя бы для некоторых из тех, кто практикует эту мантру и стремится к более глубокому пониманию её сокровенного смысла.
В большей части современной литературы по вайшнавизму эта махамантра трактуется следующим образом: «рАма» и «кРшНа» - это имена Верховного Господа, обозначающие «всерадующий» и «всепривлекающий» соответственно, а «харе» – это обращение к энергии преданного служения. Таким образом, общий смысл мантры выводится такой: «О всепривлекающий, о всерадующий Господь, о энергия Господа, позволь мне преданно служить Тебе» (трактовка Бхактиведанты Свами). Однако, данная интерпретация этой мантры, мягко говоря, не вполне точна. Если с трактовкой слова рАма ещё как-то можно согласиться, ибо одно из прямых значений санскритского корня «рАма» - «радость»1, то слово «кРшНа», помимо вышеозначенного смысла «всепривлекающий» (который происходит от корня «кРшТиХ», что означает «привлекать»), имеет также значения «чёрный», «тёмный», «тёмно-синий»2. Слово же «харе» является не чем иным, как звательной формой имени «хара», означающего «разрушение»3 и являющегося одним из самых известных и широкоупотребимых эпитетов Господа Шивы. В ряде священных текстов, таких как «Шримад-Бхагаватам», «Вишну-пурана», «Шива-махапурана» и др., неоднократно говорится о том, что Господь Шива является величайшим преданным и совершенным слугой Верховного Господа Шри Кришны, а так же изначальным духовным учителем всех живых существ, равно как и полной экспансией Самого Шри Кришны, его учительским и аскетическим аспектом, в котором Верховный Господь совершенным образом поклоняется Сам Себе. Поэтому утверждение, что «харе» - это обращение к энергии преданного служения, в принципе верно, но лишь отчасти, ибо указывает на Господа Шиву лишь косвенно, а не прямо. Впрочем, детальный лингвистический анализ этой махамантры не входит в тематические рамки данной работы, основной целью которой является, как явствует из заглавия, разъяснение её мистического значения. Однако всё вышесказанное необходимо иметь в виду, дабы избежать излишней путаницы.

* * * * *

Мантра «харе рАма харе рАма рАма рАма харе харе харе кРшНа харе кРшНа кРшНа кРшНа харе харе» впервые была упомянута в «Кали-сантарана-упанишаде», которая относится к «Ригведе». Господь Брахма поведал её своему сыну Нараде-муни в ответ на вопрос последнего о том, каким образом люди смогут спастись из океана материального существования в нынешнюю эпоху – Кали-югу. Когда Нарада спросил Брахму, каковы правила повторения этой мантры, Брахма ответил: «Нет никаких правил».
Каждый звук санскритского алфавита, матрики, является не просто звуком, но манифестацией определённого вида энергии, причём, важно понять то, что энергия эта имеет личностную природу. Иными словами, каждый звук санскрита является отдельной личностью. Согласно Абхинавагупте, самовербализующийся и самораскрывающийся аспект Всевышнего состоит из постоянной осознанности «Я». Всевышний – это не просто свет сознания, но одновременно свет и энергия осознавания, которая есть латентный зародыш и источник всякой манифестации. Таким образом, Всевышний – это основополагающий принцип. Самость Бога содержит в себе все буквы матрики, которая состоит из пятидесяти букв, шестнадцать из которых – гласные, а тридцать четыре – согласные. Все гласные звуки имеют мужскую природу и являются формами энергии, представляющими Высшее, выходящее за пределы манифестации; в то время как согласные соотносятся с женской природой и также являются формами энергии, манифестациями различных категорий существования элементов бытия. Слоги же, то есть соединение согласных и гласных звуков, есть соитие мужского и женского принципов, порождающее определённую энергию. Таким образом, эти фонемы - не просто инертные буквы, но созидающие силы Вселенной, которая, сама по себе является выражением паравак, или вербальной силы Всевышнего, то есть Бхагавана Шри Кришны. Важным является также и то, что согласные звуки не являются самосущими, то есть, их произнесение невозможно без произнесения гласных, в то время как для воспроизведения гласного звука не требуется воспроизведения согласного (звуки «Р», «Р» долгий, «Л», «Л» долгий и назальный «М» в санскрите считаются гласными). Мантра «харе рАма харе рАма рАма рАма харе харе харе кРшНа харе кРшНа кРшНа кРшНа харе харе» состоит из шестнадцати слов (имён), каждое из которых состоит из двух слогов и является своеобразным «гештальтом», организованным целым, в котором буквы скомбинированы в единую конфигурацию. Таким образом, общее количество составляющих её слогов равняется тридцати двум. Однако неповторяющихся слогов насчитывается всего шесть. Это слоги «ха», «ре», «рА», «ма», «кР» и «шНа». Итак, последовательно рассмотрим каждый из них.

Слог «ха »
Слог «ха » является звуковой манифестацией Садашивы (Садашива – букв. «всегда благой»). Садашива – это аспект раскрытия и откровения Господа Шивы, его учительская ипостась. Любое знание, обретённое дживой (живым существом) через тот или иной опыт является не чем иным, как продуктом воздействия на неё Господа Шивы в Его аспекте Садашива, который суть сам принцип обретения или раскрытия знания. Строго говоря, когда о Шиве говорится, как о джагадгуру (духовном учителе всего мира), имеется в виду именно этот Его аспект. Никакое знание, ни духовное, ни материальное, не может быть обретено кем-либо без непосредственного воздействия на него Садашивы. По сути, не существует никаких иных духовных или каких-то других учителей, ибо, любой источник любого знания есть не что иное, как в большей, или меньшей степени частичное или полное проявление Садашивы. Существует правило, согласно которому прежде чем обратиться к Богу, необходимо обратиться к гуру, духовному учителю, выразить ему своё почтение и испросить его благословения. Именно поэтому первым слогом этой мантры является слог «ха », который есть манифестация Садашивы, Высшего и единственного Учителя всех живых существ, ибо без Его участия невозможно узнать что-либо о Шри Кришне, а в частности то, какое именно служение и в каком умонастроении будет ему наиболее желанно и приятно. Именно посредством Садашивы Кришна привлекает к Себе живые существа материального мира, ибо невозможно быть привлечённым чем-то, о чём нет ни малейшего представления. Служение Садашивы Шри Кришне заключается в том, что, исполняя волю последнего, Он в определённые моменты времени «выдаёт» живым существам определённые порции определённого вида знаний, как духовных, так и материальных (в терминологии ИСККОН – кармических). Однако в духовной сфере нет ничего такого, что какой-либо дживе не было бы известно, ибо, согласно шастрам, духовное знание является неотъемлемым атрибутом истинной природы души. Но в материальном мире это знание покрыто толстым слоем невежества. Поэтому, по воле Всевышнего, Садашива не столько даёт знания, сколько удаляет невежество и забвение и делает доступным для дживы её собственное знание. Он является единственным гуру всех живых существ материального мира, а одно из значений слова «гуру» – это «рассеивающий (гу) тьму (ру)». Также и сам Шри Кришна говорил о том, что никто не приходит к Нему иначе как через Его чистого преданного.

Слоги «ре » и «рА»
Слоги «ре » и «рА » являются производными трансформации слога «ра », поэтому, для того, чтобы дать наиболее полное и понятное их объяснение, сначала имеет смысл дать описание слога «ра », несмотря на то, что сам по себе он в рассматриваемой нами мантре отсутствует. Согласно «Паратришика-виваране», «ра » - это манифестация видйи – энергии духовного знания. Так же этот слог является звуковым выражением элемента огня. Духовное знание включает в себя знание о своей собственной подлинной природе, знание о Боге, - источнике всего сущего и причине всех причин, и знание о специфике своих с Ним взаимоотношений. Но даже один из этих видов знания способен сжечь дотла все материальные устремления, желания и привязанности.
Гласная «е » является манифестацией аспхута крийа-шакти, то есть неявной, потенциальной силы активности какой-либо энергии. В нашем случае это энергия, выражаемая слогом «ра », то есть видйа. Важно, что в махамантре сразу за слогом «ха », являющимся проявлением Садашивы, аспекта, наделяющего знанием, следует слог «ре », который представляет собой энергию духовного знания в её потенциальной форме. Таким образом, обращение к Учителю («ха ») делает потенциально возможным раскрытие видйи, духовного знания, без которого было бы невозможным обращение к чему- или кому-либо вообще, а уж тем более к Всевышнему. Садашива → аспхута видйа-шакти.
Долгий гласный звук «А » есть проявление ананда-шакти – энергии блаженства. Соответственно, «рА » - это видйа (знание), перетекающая в ананду (блаженство), или же приводящая к ней, после чего эти две шакти становятся одним знанием-блаженством. Любопытно также, что «рА » - это первый слог имени «рАма », относящегося к вишну-таттве, а «ра » - последний слог имени «хара», относящегося к шива-таттве.

Слог «ма»
Этот слог Шри Абхинавагупта определяет как звуковую манифестацию пуруши (букв. «существо»; «личность»; «повелитель»). Согласно философиям санкхйа и трика, пуруша есть наделённая всей полнотой качеств полномочная экспансия Верховной Личности (парама пуруши), являющаяся источником всех энергий, формирующих проявленный космос; вечный и единственный Субъект восприятия, то есть Свидетель всех происходящих во всех многочисленных вселенных процессов творения, поддержания и разрушения; фундаментальный статичный мужской принцип бытия, оплодотворяющий своим взглядом4 материальную природу (пракрити) и побуждающий таким образом её к активности и порождению материальных элементов творения; Верховный Наслаждающийся, и единственный Субъект наслаждения; Сверхдуша, пронизывающая Собой все творение и являющаяся душой, личностным оживляющим и одухотворяющим началом всех остальных душ. Также, пуруша – это сам принцип личностности. «Брахма-самхита» недвусмысленно и многократно указывает на то, что изначальный пуруша – это Господь Говинда, Шри Кришна (говиндам ади пурушам). Таким образом, слог «ма » есть манифестация пуруши, или полномочной экспансии самого Всевышнего, тождественной Ему Самому. Отсюда явствует, что мистический смысл слова «рАма » таков: видйа → ананда → пуруша. Проявившись, истинное духовное знание приводит к блаженству (или высшему наслаждению) пуруши (Шри Кришны). То есть, обладающая духовным знанием душа становится способной доставить высшее наслаждение Кришне и, в силу того, что Он есть её собственная подлинная природа и истинная Сущность, самой испытывать и переживать это Высшее блаженство и наслаждение.

Слог «кР »
Слог «кР » представляет собой сочетание согласной «ка » и гласной «Р ». Фонема «ка » является проявлением притхиви-таттвы – элемента земли, а фонема «Р » - выражением амритабиджа (букв. «семя бессмертия» или «капля [нектара] бессмертия»), которая есть вечность, постоянство, неподверженность какому-либо изменению и трансформации. Притхиви-таттва являет собой твёрдость, устойчивость (стхаирйа). Абхинавагупта трактует это качество применительно к духовному аспекту как утверждённость в осознании своей собственной природы. Так же этот слог, являющийся первым в имени «кРшНа » есть манифестация такого присущего Шри Кришне качества, как вечность, нерушимость, незыблемость (сат). В «Брахма-самхите» говорится: «иШвараХ парамаХ кРшНаХ саччидАнанда-виграхаХ », что означает «Всевышний Господь Кришна имеет форму вечности-сознания-блаженства».

Слог «шНа »
Этот слог образован сочетанием «ш » и «На ». «Паратришика-виварана» определяет их следующим образом: «ш » - это шуддхавидйа, чистое духовное знание, лишённое каких бы то ни было примесей материального и эгоистического, абсолютно свободное от ментальных концепций и ложных самоотождествлений. Видйа, выражаемая слогом «ра » хотя и является духовным знанием, но всё ещё не свободна от концептуальности и эгоистической мотивации. Строго говоря, это даже не вполне духовное знание, но материальное знание с духовной направленностью. На этом уровне джива посредством ума (манас) осознаёт необходимость самореализации, то есть само- и богопознания. Она получает первичное представление о различии материи и духа, о том, что её природа духовна и о том, что она не является ни телом, ни умом, ни разумом, ни эмоциями. Все эти знания облекаются ей в форму ментальной концепции. Однако вследствие постоянной медитации на именах Бога, являющихся неотличными от Него Самого, а потому полностью духовными, то есть исполненными бытия-сознания-блаженства (саччидананда), видйа постепенно одухотворяется, очищаясь, таким образом от концепций, ложных самоотождествлений и эгоистических мотиваций. Полностью очистившись от материальной скверны, она становится шуддхавидйа, то есть чистым знанием. В случае видйи, знание отличается от сознания, в котором оно пребывает, подобно тому, как воздух отличается от пространства, но в случае шуддхавидйи, знание и сознание суть одно и в приобретении какого-либо знания извне нет никакой необходимости. «На » - это вак, или высший, духовный уровень речи. Воистину, нет ничего более могущественного, чем речь. По сути, весь этот мир есть не что иное, как выражение Слова Всевышнего (вспомним Библию: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков» Иоанна 1). Даже на самом грубоматериальном уровне самым могущественным фактором является речь. Посредством неё устанавливаются законы, объявляются войны, передаётся любая информация. Однако высшая речь, вак, отлична от обычной звуковой речи. Это можно продемонстрировать на примере Эйнштейна. По его собственному признанию, теория относительности родилась в его уме в один миг, и это было подобно яркой вспышке света. Это было внезапным озарением. Однако когда он изложил её на бумаге, она заняла несколько увесистых томов, к тому же на это ушло несколько лет. Высшая речь не использует привычные для нас слова и звуки, она пользуется примерно такими «вспышками» - идеями, которые могут мгновенно передавать любые объёмы любого вида информации на любое расстояние и в любое время. Итак, слог «шНа » означает шуддхавидйа → вак. То есть, раскрыв в полной мере чистое духовное знание, джива обретает способность к общению на высшем уровне речи, а соответственно к непосредственному личностному общению с Богом, ибо Его язык – это вак. Таким образом, мистическое значение имени «кРшНа » таково: «всегда чистое, исполненное знания сознание, манифестирующее себя посредством высшей речи».
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.266
Реакции:862
Баллы:113
Теперь имеет смысл сказать несколько слов о двух различных вариантах этой мантры и специфике их применения. В настоящее время практически во всех западных странах достаточно широкое распространение получила литература, за авторством некоторых учеников Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, в число которых входит и широко известный Бхактиведанта Свами (Шрила Прабхупада), а также за авторством учеников его учеников. Везде, где в подобной литературе идёт речь об этой махамантре, авторы приводят такой её вариант: «харе кРшНа харе кРшНа кРшНа кРшНа харе харе харе рАма харе рАма рАма рАма харе харе », называя при этом её ведической. Однако, в действительно аутентичном ведическом тексте, относящемся к «Ригведе», «Кали-сантарана-упанишаде», она выглядит таким образом: «харе рАма харе рАма рАма рАма харе харе харе кРшНа харе кРшНа кРшНа кРшНа харе харе ». Впрочем, в этой упанишаде Господь Брахма не говорит, что это собственно мантра, но говорит: «эти шестнадцать имён спасают в кали-югу» и даёт эти имена именно в такой последовательности. Однако в написанной на бенгали Кришнадасом Кавираджей «Чайтанйа-чаритамрите» она приводится в том виде, в каком её дают Бхактисиддханта Сарасвати и его последователи, причём причины подобной метаморфозы в самой «Чайтанйа-чаритамрите» не излагаются. Мне много раз доводилось беседовать с так называемыми брахманами ИСККОН, в надежде получить от них хоть сколько-нибудь внятное объяснение этого феномена, однако всякий раз, предпринимая очередную такую попытку, я наталкивался на обвинения с их стороны в излишнем «умствовании», гордыне, недостатке веры и т. п. Так же все эти брахманы говорили мне что-то вроде: «А зачем Вам все эти тонкости? Мантра же и так работает. Святые имена трансцендентны, и нет принципиальной разницы, в каком порядке их повторять. Господь Чайтанйа дал мантру в таком виде, а мы следуем его наставлениям. Мы получили её в таком виде по цепи ученической преемственности от Шрилы Прабхупады». На этом все вразумительные доводы заканчивались. Между тем, истинная причина такого видоизменения махамантры состоит в том, что согласно устоявшимся испокон веков нормам, представители низшей касты ведического общества, шудры, а также внекастовые, не допускались к изучению санскрита, Вед и веданты, также им запрещалось практиковать ведические мантры и принимать участие в йагйах. Шри Чайтанйа не делал кастовых различий и проповедовал своё учение всем без исключения. Среди его последователей было много шудр (наиболее яркий пример – Рамананда Рай). Дабы стереть кастовые различия и сделать возможным совместное воспевание святых имён Хари представителями всех сословий, Чайтанйа дал эти имена в последовательности, отличной от той, какая даётся в «Кали-сантарана-упанишаде». Иными словами, в былые времена воспевание этих имен могли практиковать только брахманы, кшатрии и вайшйи. Чайтанйа же сделал эту практику доступной для всех людей, вне зависимости от их кастовой принадлежности. Более того, как уже говорилось ранее, «Чайтанйа-чаритамрита» не является санскритоязычным текстом. А не является она им именно потому, что предназначалась в первую очередь для шудр и внекастовых, которые не владели санскритом, и которым запрещалось изучать и цитировать Веды. Но вот что меня смущает: в очень многих своих книгах Бхактиведанта Свами делает такие заявления: «Если человек вайшнав, - значит он и брахман, ибо вайшнав обладает всеми брахманическими достоинствами» (цит. по «Шримад-Бхагаватам 7.1 коммент. к 4:32). Следуя этой логике, можно сделать вывод о том, что любой вайшнав имеет право на воспевание того варианта махамантры, который дан в «Кали-сантарана-упанишаде». Хотя, несомненно, сами имена гораздо важнее порядка их произнесения.
 

pavel150

Well-Known Member
Регистрация:7 Апр 2020
Сообщения:121
Реакции:0
Баллы:16
Благодарю Вас Магистр IPSISSIMUS за разъяснение и порядок произношения мантры.хотя если сравнить две мантры в долгом чтении то порядок всё равно сливается и в ту и в эту мантру.
 
Последнее редактирование:
Divider

Personalize

Сверху Снизу