Divider

Имам Шарани рахматуллахи алейхи

NuRLucheZaR

Well-Known Member
Регистрация:12 Авг 2013
Сообщения:1.917
Реакции:6
Баллы:38
Возраст:44
Адрес: Казахстан, Алматы





Имам Шарани рахматуллахи алейхи​



«Кто смеётся и наслаждается утехами с супругой или посещением различных красивых мест в то время, как мусульмане в беде, тот ничем не отличается от животного».



Имам аш-Шарани, Абу Мухаммад Абдульваххаб ибн Ахмад ибн Али аль-Ханафи из потомства Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), принадлежал к шафиитскому мазхабу. Родился он 27-го числа месяца рамазан 898 года по Хиджре в Калкашанда в Египте. Когда прошло сорок дней после рождения, он был перевезён в отцовское село Сикаяту Аби-Шурат, по названию которого его и прозвали аш-Шарани. Некоторые его называют Шарави. Отец его умер, когда ему не было десяти лет. Он рос без родителей, опекаемый одним лишь Аллахом.



Приобретение знаний



Коран он выучил наизусть будучи мумаййизом (в возрасте от 6 до 8 лет). В восемь лет он своевременно совершал все намазы. Позже он переселился в Египет и выучил наизусть «Аджрумия» и множество других книг.



Рассказывая о своём детстве, аш-Шарани говорит: «Великим даром Аллаха для меня является то, что мне ничего не мешало изучать науки и совершать поклонение (ибадат) Аллаху с самого раннего детства. Довольство малыми средствами существования было моим достатком. И это довольство не позволило мне унижаться перед богатыми людьми. С тех пор, как я достиг совершеннолетия, мне не пришлось заниматься ремеслом или работой за плату. И по сей день Аллах не перестаёт даровать мне удел из самых неожиданных источников».



О своём прибытии в Каир аш-Шарани рассказывает так: «В начале 910-го года я прибыл в Каир. Тогда мне было 12 лет. Жить я стал в джума-мечети Абуль-Аббаса аль-Гамри. Шейх этой мечети и его сыновья проявили ко мне сострадание и приняли как члена своей семьи: я ел то же, чем питались они, и носил такую же одежду, в которой ходили и они. Обучаясь у разных учёных шейхов, я выучил наизусть шариатские книги, учебники по грамматике и многое другое».


В этой мечети аш-Шарани прожил 17 лет, обучая людей, приобретая знания, совершая ночные намазы и другие виды поклонения. Он выучил наизусть, в частности, «Минхадж» имама ан-Навави, «Альфия», «Ат-Тавзих», «Ат-Талхис», «Аш-Шатибия», «Аль-Каваид» Ибн Хишама, большую часть книги «Ар-Равза», автором которой был его учитель Закария аль-Ансари. Всё, что выучил, он передал учёным своего времени. Это является большим чудом аш-Шарани.


Затем он поступил в учебное заведение и прославился своими успехами. Аш-Шарани постоянно читал шариатские книги, изучал грамматику, тафсиры (толкования Корана), книги хадисов, усул (науку о методах извлечения шариатских решений из священных текстов), фикх (исламское право) и суфизм (науку о познании Аллаха путём поклонения Ему).


Он прочёл множество книг всех мазхабов, хотя сам был шафиитом. В книге «Минан» он говорит об этом так: «Я читал множество книг всех мазхабов для того, чтобы уберечься от противоречий в своих поступках. Я сильно углубился в эти мазхабы, вплоть до того, что в каждом из них стал разбираться на уровне самых выдающихся учёных».


Учителя аш-Шарани


С первого дня пребывания в Каире аш-Шарани учился у самых выдающихся учёных того времени.


Самый известный из них – шейх Закария аль-Ансари, который является учеником Ибн Хаджара аль-Аскалани и учителем Ибн Хаджара аль-Хайтами. В книге «Минан» аш-Шарани рассказывает о нём и о других своих учителях:


«Шейх Закария аль-Ансари безмерно любил меня и учил множеству полезных знаний, потому что я строго соблюдал этику (адаб) по отношению к нему. Он говорил: “Клянусь Аллахом, я хотел бы дать тебе все знания, которыми обладаю, за один раз”.


Так же ко мне относились и шейх Нуруддин аль-Махалли, шейх Аминуддин аль-Гамри, под руководством которого я прочёл множество книг, включая шесть сборников хадисов, Абдуль-Хак ас-Синбати, шейх Бурхануддин бин Аби Шариф, шейх Шамсуддин ас-Самануди, шейх Шихабуддин ар-Рамли. Все они любили меня».



Учителями аш-Шарани были также Шихабуддин ар-Рамли (учитель Ибн Хаджара аль-Хайтами и своего сына Шамсуддина ар-Рамли), Джалалуддин ас-Суюти и другие, кого аш-Шарани не раз называл в своих книгах.


Аллах вселил в его сердце любовь к изучению хадисов. От многих хадисоведов того времени он отличался мягкостью, пониманием исламского права, опытом суфийской практики, знанием изречений салафов и мазхабов халафов.



Аш-Шарани говорил о суфийских шейхах: «Хвала Аллаху, я встретился со многими шейхами тариката начала девятого века. Они много поклонялись Аллаху, были набожными людьми, избегающими всего греховного и внешне, и внутренне. Среди них встречались и такие, которые не совершили ничего, что мог бы записать ангел, ведущий счёт плохим деяниям. В это время тарикат был в почёте и пользовался уважением».



Последним духовным наставником аш-Шарани был шейх Али аль-Марсафи. Аш-Шарани говорит: «Он был последним моим шейхом, и после его смерти порядок тариката в Египте и вокруг него нарушился. Многие стали провозглашать себя шейхами тариката, не являясь достойными этого уровня и не получив разрешения на наставничество у своих шейхов».



Аш-Шарани, получивший воспитание и образование у великих шейхов, наставленный ими, стал самым большим учёным своего времени, обладающим разносторонними знаниями. Вместе с тем он продолжал двигаться дальше по пути познания Аллаха – пути истинного суфизма.



Путь познания Всевышнего аш-Шарани



Приобретая сокровенные знания тариката, аш-Шарани совершал множество поклонений. Он не ложился на бок ни днём, ни ночью, и даже привязывал себя за шею к потолку, чтобы не упасть. Он начинал читать зикр после ночной молитвы и продолжал вплоть до наступления утра.


Конечно, физические способности обычного человека не позволяют совершать поклонение таким образом, но милость Аллаха не имеет границ. Когда раб Аллаха проявляет усердие в служении своему Создателю, Аллах наделяет его сверхъестественными способностями. И не усомнится в этом человек, имеющий в сердце веру в могущество Аллаха.



Аш-Шарани говорит: «Даром Аллаха для меня является то, что Он внушил мне бороться со своим эго (нафсом) с самого раннего детства, даже когда рядом не было наставника, шейха».


Вместе с тем он не переставал искать шейха, обладающего сокровенными знаниями и достигшего уровня познания Аллаха, который помог бы ему наибыстрейшим образом достичь познания Аллаха и избавиться от душевных пороков. Он говорил: «Я встречался со многими обладателями тариката, но у меня ничего не получалось с ними». Так продолжалось до тех пор, пока он не встретился с самым выдающимся шейхом Али аль-Хавасом. В виду скромности шейха Али аль-Хаваса его великий духовный уровень не могли увидеть многие простые люди, а обладатели истинных знаний сразу распознавали в нём великого совершенного шейха.



Рассказывая о глубоких знаниях своего шейха, которые он перенял у него, аш-Шарани говорит:

«Путь познания Аллаха под опекой моего шейха Али аль-Хаваса был непростым. Так, вначале он велел мне продать все мои книги и раздать деньги, полученные за их продажу, беднякам. Книги были дорогие, и я получил за них много денег и раздал все. Я многое вложил в эти книги, в них было множество моих заметок, и когда я лишился их, у меня было ощущение, будто я лишился всех знаний".


Потом мой шейх сказал мне:

“Постарайся избавиться от этой привязанности путём чтения многократного зикра, ибо отрешённый от Аллаха человек не достигнет познания Аллаха”.

Я усердно начал избавляться от этой привязанности, и у меня, хвала Аллаху, получилось это сделать.

Потом мой шейх велел мне отдалиться от людей, и у меня появилось больше времени для поклонений. Я убегал от людей подальше, но вместе с тем начал считать себя лучшим, чем они. Поэтому он велел мне избавить своё сердце от такой мысли. В результате борьбы со своим нафсом я удалил такое самомнение из своего сердца, и после этого самый порочный из людей виделся мне лучшим, чем я сам. Когда я добился этого состояния, мой шейх велел мне общаться с людьми, даже с самыми порочными из них, терпя их плохое отношение ко мне, не отвечая грубостью на их чёрствость. Тогда я узрел себя имеющим высокий уровень среди людей. И в этот раз, как и в прошлый, мой шейх велел мне избавиться от такой мысли, что я и сделал.

Потом он велел мне читать зикр (поминать Аллаха) про себя и вслух, всецело обратившись к Аллаху. И я старался удалить всякую мысль не об Аллахе, которая настигала моё сердце. Так продолжалось несколько месяцев».

Так имам аш-Шарани стал великим имамом своего времени, известным своими знаниями и великим духовным состоянием. Он создал собственный духовно-просветительский центр, в котором люди учились религиозным знаниям. Этот центр стал маяком знаний, культуры и нравственности. Религиозные и другие полезные науки здесь преподавали разные учёные. Это был центр просвещения и благотворительности.



Аш-Шарани стал обладателем множества благих качеств, которыми были наделены люди истинного суфизма. Он требовал от себя проявления того благого нрава, о котором писал в своих книгах. Вместе с тем он был первым защитником народа от несправедливых правителей. Разделяя горечь людей и их печаль, он не считал настоящим человеком того, кто не сочувствует людям и не помогает им. Ему принадлежат слова: «Кто смеётся и наслаждается утехами с супругой или посещением различных красивых мест в то время, как мусульмане в беде, тот ничем не отличается от животного».


«Я не позволял своему слуху прислушиваться к греховному, глазам запрещал смотреть на запретное и оберегал язык от плохих и нежелательных разговоров», – пишет аш-Шарани в «Минане». Он говорил: «Великим даром Аллаха для меня является то, что я не выходил из дома, не будучи уверенным в том, что смогу терпеть бедствия ради людей, терпеть их плохое отношение к себе и стараться принести им покой».



Он сказал: «Величайшим даром Аллаха для меня является то, что я занимался наиболее важным из шариатских дел с самого детства. Поэтому я не возлагал надежд на пользу от знаний, если сам не следовал им. И не приступал к желательным деяниям, пока не усовершенствовал обязательные». Ведь делать упор на совершении желательных деяний, допуская упущения в обязательных, – это следование своим страстям.



Обладая столь благочестивым нравом, он не превозносился над людьми и допускал, что и сам может впасть в грех. В «Минане» он говорит:


«Великим даром Аллаха для меня является то, что я не считал себя убережённым даже от больших грехов, хоть я и стал примером для подражания для многих людей".


Мой шейх Абдулькадир аль-Джиляни завещал мне: “Остерегайся того, чтобы думать о себе, будто ты защищён от больших грехов, даже если ты будешь постоянно, чистосердечно, долго поклоняться Аллаху. Потому что абсолютная защищённость от грехов – это особенность пророков (мир им). Поэтому нам нет покоя в этом мире, ведь иблис (сатана) ввёл в заблуждение многих людей, которые думали о себе хорошо. Эти люди впали в самые порочные грехи и были впоследствии казнены или изгнаны”».


Так сторонники истинного суфизма стараются отдалиться от гордыни и самодовольства. Это скромные люди, не признающие себя великими, хотя они являлись ими всегда, во все времена.



Научное наследие аш-Шарани



Многое о человеке скажут его книги. Они служат дополнительным свидетельством великого уровня того или иного учёного. Имам аш-Шарани написал множество книг по различным наукам, таким как тафсир (толкование Корана), хадис, исламское право (фикх), суфизм, грамматика, медицина, химия и т. д. Многие из них в двух томах, есть и пятитомные.


Аш-Шарани говорит: «Даром Аллаха для меня является то, что я написал множество шариатских книг. Многие из них стали новым словом в науке». Далее он перечисляет их:



«Ляваких аль-анвари аль-кудсия фи баяни аль-ухуд аль-Мухаммадия» – в этой книге он приводит хадисы назидательного характера и призывает сверяться с ними, дабы человек мог определить собственный уровень соблюдения религиозных предписаний. В предисловии к этой книге он пишет, что, приведя в ней хадисы Пророка (мир ему и благословение) по каждому пункту, он хотел сохранить её от посторонних вмешательств. Завистники из его современников привнесли много порицаемого в его книги, дабы заклеймить его как заблудшего. Но это никак не повлияло на его высокий духовный статус. Люди истины и учёные всегда знали о его величии и не поддавались всякого рода провокациям. Таким искажениям, по его словам, подверглась его книга «Аль-бахр аль-мавруд фи аль-мавасик ва аль-ухуд»;


«Кашф аль-гумма ан джамии аль-умма» – книга об исламском праве четырёх мазхабов. В ней приводятся хадисы и доводы, ссылаясь на которые четыре имама принимали то или иное шариатское решение. Эта книга подтверждает его слова о том, что он обладает знаниями четырёх мазхабов;


«Аль-манхажу аль-мубин фи баяни адилляти аль-мужтахидин» – в этой книге он рассказал о хадисоведах, которые передали хадисы, приведённые в предыдущей книге. То есть он назвал передатчиков хадисов, которые были приведены в книге «Кашф аль-гумма». Это говорит о том, что аш-Шарани был сведущ и в науке хадиса;


«Аль-каваид ас-суфия» – книга о терминологии суфиев;


«Минхаж аль-вусуль иля ильми аль-усуль» – о методике извлечения шариатских решений из священных текстов. К этой же науке относится его книга «Аль-иктибас фи ильми аль-кияс»;


«Аль-явакит ва аль-джавахир» –книга о суфиях и их вероубеждении;



«Аль-жавхар аль-масун фи улюми китами Лляхи аль-масун» – о коранических науках;


«Табакат ас-суфия» – биографии сподвижников и их последователей из числа суфиев;


«Аль-хаддуль хисам», «Ат-татабуу валь вахс» и «Аль-бурук аль-хаватиф» – в этих книгах он пояснил, что истинные суфии придерживаются Корана, хадисов и основ религии, не придавая значения различным видениям и чудесам. По убеждению сторонников истинного суфизма, сверхъестественные явления являются дополнительной преградой на пути познания Аллаха. Поэтому, когда появились лжесуфии, которые, преступая рамки Шариата, утверждали, что им было какое-то видение, истинные суфии выступили с протестом. Они считали неприемлемым переходить границы Шариата, ссылаясь на различные видения и чудеса;


«Фараид аль-каляид фи ильми аль-акаид» – о науке вероучения;


«Джавахир ва ад-дурар» – в этой книге он собрал явные и сокровенные знания, полученные от шейха Али аль-Хаваса;


«Аль-кибрит аль-ахмар» – о науке суфизма;


«Танбих аль-мугтаррин»;


«Кашф аль-хиджаб ва ар-ран»;


«Муфхим аль-акбад фи баяни маварид аль-ижтихад»;



«Ляваих аль-хузлян»;


«Мухтасару каваиди аз-заркаши».



Мы перечислили некоторые из его книг, чтобы показать степень его познаний в религии. Многообразие наук, по которым он писал книги, свидетельствует о всесторонней развитости этого великого шейха.


Распространяя религию, помогая слабым и неимущим, прожив свою жизнь как достойный мусульманин и великий учёный, аш-Шарани покинул этот бренный мир в 973 году по Хиджре. Он похоронен неподалёку от своего духовно-просветительского центра. Да наделит нас Аллах его баракатом в обоих мирах Амин!


В начале темы Фото – мечеть имени имам аш-Шарани. Египет.


Автор Ахмад Магомедов
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу