Divider

Искат اسقاط

vilen

Что делать если есть долги по постам и намазам, а человек умер? Или что такое искат!?

Имаму Агзаму Абу Ханифе как-то явилось видение Пророка (сас) и имам спросил: «О, Посланник Аллаха, люди твоей уммы оставили намазы и посты, забыли о религии и пропадают зря, что же делать?» Пророк (сас) ответил: «Ты делай за них искат!».
Если у человека огромные долги по намазу и постам, и если нет достаточного имущества для возмещения этого, что же тогда остается? В ханафитском мазхабе есть такой выход – совершение иската.

Искат اسقاط – процедура выплаты штрафов за намазы и посты, которая осуществляется только за умерших родственников, как близких, так и дальних.

Если умрет больной или немощный мусульманин, который по этой причине не мог читать намаз [даже кивками], то ему не надо возмещать эти пропущенные намазы, и после смерти искат за них не делается. И то же самое с постом. Если умрет мусафир [путник] до возвращения домой, или больной [немощный], и по этой причине не держали пост, то возмещать их не надо, и после смерти не возмещаются, и искат делать за них не надо.

Если человек умирает с оставшимися долгами по постам и намазам [которые в силах был делать, но не делал по беспечности и лени], может завещать совершить искат своим родственникам.

Родственник умершего за каждый фарз-намаз [и даже за витр-намаз] и за каждый день обязательного поста, может использовать в общем 1/3 из оставшегося имущества, отделенного из общего, для выплаты родственникам по завещанию. Если умерший не оставил завещание [или оставленное им имущество небольшое], родственники [или же любой человек, желающий совершить доброе дело и получить большой саваб] могут добровольно по своему желанию совершить искат.

Однако держать за него посты или читать намазы нельзя, как сказано в хадисе: «Никто не должен держать пост ни за кого, никто не должен читать намаз ни за кого, однако можно кормить бедных». (Насаи) А также хадис: «Аллах прощает посредством таубы и садака».

Искат возмещается в размере пол-саа пшеницы (~1,65 кг), либо её стоимость.

После учета необходимой для совершения иската суммы, родственник отдает её бедняку, затем бедняк дарит эту сумму обратно родственнику умершего и так далее по мере, равной общей сумме иската, пока не спадут все долги с умершего по намазам и постам. Перед всей процедурой иската, в самом начале говорится один общий ният: (смысл) «За пропущенные намазы [или посты] умершего (такого-то сына такого-то) я делаю искат, в размере такой-то суммы, согласно ханафитскому мазхабу, и дарю это нуждающемуся.» Далее, в процессе иската при каждой передаче денег, родственник умершего говорит: وهبت (вахабту, т.е. «дарю»), а бедняк говорит: قبلت (кабильту, т.е. «принимаю»), и наоборот. Для облегчения подсчета количества передачи денег, можно использовать четки, либо вести счет на бумаге.

То есть в итоге, данная сумма денег должна остаться у бедняка, в противном случае искат недействителен.
Количество пропущенных намазов и постов умершего необходимо отсчитывать со времени его совершеннолетия, т.е. мужчины с 12 лет, а женщины с 9 лет, - в том случае, если они намаз ни разу не читали. Если же читали, то с совершеннолетия до того момента, когда человек стал читать намаз.

Есть такие, которые порицают этот метод и называют его обманом бедняков. Но это вовсе не так. Порицающие тех, кто следуют мазхабу великого имама Абу Ханифы, в первую очередь, порицают его и считают себя более знающими и более умными, чем великий имам. Не они не знают, что их кажущиеся знания по сравнению со знаниями великого имама ничтожны, и если бы у них был здравый ум, они не опровергали бы слова всеми почитаемого имама.

Чтобы быть имамом мазхаба, человек должен знать наизусть Коран, свыше 400 тысяч хадисов, арабскую грамматику, риторику, юриспруденцию, также он должен знать причины ниспослания аятов, где и как были они ниспосланы, все хадисы, толкующие трудные аяты отменяющие и отмененные аяты, должен быть богобоязненным благочестивым, аскетом, набожным, должен обладать всеми совершенными и прекрасными качествами. А имама Абу Ханифу считают великим имамом даже среди имамов четырех мазхабов.
Что касается того, является ли вышеупомянутый метод обманом, мы скажем, что тот, кто говорит так, ничего не понимает в религии. Это не является обманом, ведь тот, кто дает милостыню бедняку, не отнимает у него ничего, и бедняк имеет полное право распорядиться ею, но он сам добровольно соглашается поступить именно так, потому что хочет своему умершему брату того же, чего желал бы себе после смерти, т.е. искупления грехов. Как сказано в хадисе: «Не уверует никто из вас искренне в Аллаха до тех пор, пока не станет желать своему брату того же, чего желает самому себе». (Бухари). После того как бедный человек возьмет милостыню, он является ее хозяином, но когда он возвращает ее безвозмездно тому, кто дал ее, хозяином ее вновь становится тот, кто дал милостыню, и тогда он опять дает ее бедному.

Здесь может возникнуть вопрос: если искат искупает грехи, то могут ли богатые люди и те, кто неполноценно веруют в Аллаха, и совершать намаз, надеясь на то, что после их смерти искупят их грехи? Ответ на этот вопрос таков: искат не искупает те грехи, которые человек совершил противясь наказам Аллаха, или если человек будет следовать наказам Аллаха из лени. Искат - это выплата штрафа за невозмещение наказов Аллаха, пропущенных по какой-нибудь разрешающей по Шариату причине, а также за неполноценное следование наказам Аллаха из-за неграмотности или по другой причине. Искат делается в надежде на Аллаха, что Он благодаря искату облегчит нам муки за невыполнение Его наказов должным образом. Поэтому алимы говорят, что делать искат, даже за человека, который не пропустил намаз, пост и т.д., является желательным, ибо не каждый исполняет обязанности перед Аллахом как положено. А Аллах знает лучше!

Использованная литература: «Дурар уль-Мухтар» Ибн Абидин, «Любаб фи шарх-и китаб» шейх Абдульгани Гунайми, «Нур уль-Изах» Хасан Шурунбулали, «Сборник выступлений. Т.1» Саид Чиркейский.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу