Divider

Ислам в Поволжье

vilen

Наша великая страна Россия очень большая, с древней и богатой историей, и мусульмане являются её неотъемлемой и важной частью. Ислам пришел в Россию практически одновременно, через т.н. "Южные ворота" - Дербент (Дагестан), и "Северные ворота" - Булгар (Татарстан). Причем в последнем случае это произошло ещё при жизни самого Пророка Мухаммада (мир ему). Хотелось бы нашим пользователям немного осветить эту часть мусульманской истории России. Думаю, многим будет интересно, и откроют для себя новые знания.


</I>
«История предков всегда интересна тому, кто достоин иметь Отечество»
Н.М.Карамзин​
<i>
</i>

Согласно историческим сведениям, пророк Мухаммад (мир ему) 9 рамазана 9 года хиджры (631 г. н.э.) направил трех своих сподвижников – Адурахмана ибн Зубайра, Зубайра ибн Джагду и Талху ибн Гусмана в далекие северные земли. Они прибыли в древние Булгары год спустя. Сохранилась история о чудесном исцелении дочери булгарского хана – Туйбике, после дуа сподвижников Пророка, и о принятии ислама самим ханом булгар – Айдарханом и его окружении. Сахабы строили мечети, обучали людей религии. Сейчас в Булгаре в ознаменование этого события установлен памятный знак. А один из сахабов даже похоронен на территории древнего города. С тех пор началось распространение светоча Ислама по Поволжью и Приуралью, по всей нашей стране, а затем в Финляндии и Японии.

Справедливости ради, стоит отметить и о существовании других данных. Одним из таких свидетельств является сочинение известного османского писателя XVI–XVII вв. Мухаммада ибн Мухаммада, известного под псевдонимом Чокрыкчызадэ «Алты бармак китабы» («Шесть пальцев» или «Доводы пророка»). Каждый баб посвящен деяниям Пророка в одном определенном году. Наряду с другими событиями в 7 году по хиджри (629 г. по григорианскому), приводится рассказ о принятии правителем булгар Фарухом ибн Гамрой Хизами ислама из рук сподвижников.

Таким образом, у нас существуют две даты прихода сподвижников в Булгары: 631 год и 629 год. Какой из них более соответствует действительности? Ученые до сих пор выясняют это. Однако бесспорный факт – впервые ислам появился в Булгарии еще при жизни пророка Мухаммада (мир ему).

16 мухаррама 310 года хиджры (май 922 г. н.э.) булгарский хан Алмас ибн Салки (Алмуш бин Шилки), после всенародного обсуждения на булгарском Соборе (Джиене), официально объявил о добровольном принятии волжскими булгарами Ислама, перед посланниками багдадского халифа Муктадира, в качестве государственной религии, и сменил своё имя на мусульманское – Джагфар бин Абдуллах. Однако еще Ахмад ибн Фадлан – секретарь посольства багдадского халифа писал в своей книге «Ар-рисаляту Ибн Фадлан» о том, что в большинстве городов и селениях Булгарии уже к тому времени (т.е. к 922 году) существовали мечети и медресе, а в столичной Соборной (Джамиг) мечети читалась пятничная хутба, с упоминанием в ней имени булгарского хана. Уже тогда наши предки были приверженцами ханафитского мазхаба, и еще до прибытия посольства из Багдада большая часть булгарского народа придерживалась ислама.

Принятие ислама булгарами в качестве государственной религии сыграло исключительную роль в создании Булгарской цивилизации в Поволжье и Приуралье, а также дало мощный импульс в дальнейшем развитии наших предков. В XI-XII веках, периоде наивысшего расцвета, Волжскую Булгарию называют страной Ислама, что запечатлелось даже в работах мусульманских ученых, таких как аль-Бируни, аль-Балхи, аль-Гарнати и мн.др. В городах Булгар, Биляр, Сувар, Казань, Ошель и др. образовываются крупные центры науки, просвещения и культуры, которые не только распространяли воззрения известных арабских и персидских ученых и философов, но и формировали свою собственную богословскую школу и традиции. Со второй половины VII века начался процесс отказа от рунической булгарской письменности, которая заменяется на арабскую. Закладываются основы булгарской литературы и культуры на основе ислама. Непосредственно после 922 года стало увеличиваться число мечетей, мектебов и медресе. Булгария взрастила целую плеяду талантливых ученых в различных областях науки, а также писателей и поэтов. Широкое мировое признание получили труды Ходжи Ахмада Булгари, Бурханеддина Булгари, Абу Аля Хамида Идриса Булгари, Кул Гали, Кутба, Сейфи Сараи Булгари, Сулеймана ибн Дауда Саксини Сувари и мн. др. Принятие ислама помогло булгарской аристократии объединить разрозненные племена, укрепить мощь и государственность булгар, способствовало формированию качественно нового мировоззрения и дальнейшему расширению экономических и культурных связей народов Урало-Поволжья с арабо-персидским миром.

Выросшие и обучавшиеся в Булгарии просвещенные люди были известны в восточных странах под почетным именем «ал-Булгари». Этим тахаллусом (приставкой к имени), очевидно, они хотели выразить популярность, известность булгарских медресе и преподававших в них учителей.

Давнюю историю, начиная с XII в., когда в Булгарию приходит тарикат «ясавия», в Урало-Поволжском регионе имеет и суфизм – «сердце» ислама, его духовная составляющая. Суфизм, - путь благочестивых людей, целиком посвятивших себя служению Аллаху, стал массовым и вовлек в себя много мусульман изо всех уголков исламского мира. На протяжении столетий для мусульман понятие «суфизм» и «ислам» не существовали изолированно друг от друга, а были неразделимы, и в единстве составляли духовную основу жизни верующих. Усилия европейских востоковедов в XIX веке сыграли недобрую службу, размежевавшие понятие «ислам» и «суфизм» как совершенно разные понятия. Наиболее известными татарскими (булгарскими) суфийскими шейхами были Мухаммад-Мурад Рамзи аль-Мензелеви аль-Булгари (1855-1934), Кул Шариф (ум. 1552), шейх Мухаммад-Салих, Зейнулла бин Хабибулла Расули ан-Накшбанди аль-Булгари (1833-1917), Мухаммад-Закир аль-Чистави аль-Булгари (1804-1893), Галимджан Баруди, Шакир Ходжи Ибрагимов, Гатаулла Ходжи Камалов, Валиахмад Ходжи Сабиров и мн.др.
mfotor4395.jpg


772981.jpg

На картинах изображена церемония принятия Ислама волжскими булгарами (предками современных поволжских татар).​

<I>Продолжение следует....
 

Джинн

Well-Known Member
Регистрация:12 Янв 2015
Сообщения:4.550
Реакции:1
Баллы:0
Уважаемый Vilen, благодарю за интересную статью.
С уважением.
 

фея888

Уважаемый Vilen, благодарю Вас за новые знания!
 

Zhannetta

Well-Known Member
Регистрация:1 Май 2013
Сообщения:430
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю,уважаемый, Vilen эфенди за интересную статью.
С уважением.
 

archierei

Well-Known Member
Регистрация:25 Апр 2013
Сообщения:3.792
Реакции:0
Баллы:0
Возраст:54
Адрес: Россия
Уважаемый Vilen, благодарю за интересную тему.
 

vilen

</I>
Вижу тема вызвала определенный интерес, выкладываю продолжение, мои дорогие братья и сестры!​
<i>
</i>

В августе 1989 года ЦДУМ стало инициатором проведения юбилейных торжеств по случаю 1100-летия со дня добровольного принятия Ислама официальной (государственной) религией в Булгарах и 200-летие создания Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, правопреемником которого и является ЦДУМ России. Эти торжества прошли в Татарстане, Башкортостане и многих регионах нашей страны с участием представителей всех четырех Духовных управлений СССР, делегаций духовных, общественных и государственных деятелей из более 30 арабских и мусульманских стран и представителей международных исламских организаций: Афганистана, Австралии, Алжира, Бангладеш, Болгарии, Японии, Пакистана, Йемена, Кувейта, Турции, Сирии, Арабских Эмиратов, Египта, Ливии, Ирана и мн. др. Председателем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири Талгатом Таджуддином был сделан доклад об историческом пути и современной деятельности ДУМЕС, а научная светская общественность подчеркивала в своих выступлениях возросшее значение и ответственность деятельности Духовного Управления в условиях обновления общества. Особо подчеркивалась положительная роль, и усилия ДУМЕС в организации функционирования мусульманских общин в духе требований времени, повышения гражданской активности верующих, в деле совершенствования государственно-исламских отношений в борьбе за мир и добрососедские взаимоотношения между народами. Выступавшие были едины в признании исторического значения Ислама для судеб народов Урало-Поволжья.

Кульминацией торжеств стала праздничная молитва в Великом Булгаре. С тех пор, на протяжении уже более 25 лет, по инициативе ЦДУМ России, муфтии регионов, имамы, шакирды и верующие десятками тысяч собираются на «Изге Болгар Шэкер Джиены» - «Благодарственный Собор в Святом Булгаре», дабы почтить молитвой достойных предков, объединить усилия в сохранении исконно традиционного ислама, укреплении мира и согласия на землях нашей великой Отчизны. В 2015 году собралось порядка 50 тысяч человек.

Булгария всегда отличалась высоким уровнем культуры и духовного образования. По некоторым данным, Булгария занимала одно из первых мест в мире по уровню образования.

Из Булгарии вышло множество ученых, внесших большой вклад в развитие общемусульманской культуры и науки. Ученые и просветители Булгарии внесли весомую лепту в распространение исламских знаний во многих уголках мира. Урало-Поволжский регион (некогда территория Волжской Булгарии) был и остается центром поддержания норм традиционного ислама. Недаром великий устаз, шейх накшбандийского тариката и ученый Мухаммад-Мурад Рамзи аль-Мензелеви аль-Булгари (1855-1934) в своём объемном труде по истории тюрок и ислама в Поволжье «Талфик аль-ахбар» указывает о «булгарской основе» истории и культуры мусульман Поволжья и Урала, и трактует историческое месторасположение городища Булгар как некий мистический и сакральный центр всей мусульманской цивилизации Урало-Поволжья, беспрерывно генерирующий во все стороны некие животворящие силы культурного и религиозного характера, а также советовал всем благочестивым мусульманам совершать паломничество в это «святое место».

На протяжении многих веков Волжская Булгария (и в частности его столица город Булгар) была важной составной частью великой мусульманской цивилизации. Мусульманская жизнь и традиции сохранились здесь в подпольных условиях даже в годы советской власти и сейчас быстро восстанавливается.

Сегодня город на Волге Булгар – это священное место для каждого российского мусульманина. Здесь расположен уникальный историко-архитектурный комплекс, памятник эпохи Волжской Булгарии, символ принятия в 922 году нашими предками ислама. В память об этом наиважнейшем событии ежегодно на земле древнего Булгара десятки тысяч мусульман проводят торжества, приносят покаяние, и благодарят Всевышнего за его милости и блага.

Великий Булгар – это достояние всего народа, его гордость за свою историю и культуру, его духовность. С этой благословенной земли – земли наших праведных предков – началось распространение Истины и Света Всевышнего для нас, российских мусульман. Помнить и ценить это – долг каждого!

В заключение хотелось бы привести выступление Государственного Советника Республики Татарстан Минтимера Шаймиева на открытии Булгарской Исламской Академии 8 октября 2015 года: «Учитывая, что именно в Булгаре наши духовные корни, именно здесь мы осознаем себя частью великой мусульманской цивилизации, будет правильно, если здесь и будет создана исламская академия. Болгар вновь должен стать одним из влиятельных центров общероссийского и международного значения».

«Знание – это душа Ислама и опора религии», – процитировал Минтимер Шаймиев известный хадис пророка Мухаммеда (мир ему). Булгары, исполняя пророческий завет, подчеркнул он, любили знания и всегда тянулись к постижению нового.

«Известно, что уже 1080 году известным булгарским ученым Якубом ибн Нугманом аль-Булгари был открыт «Дом Знаний» («Даруль Гильм») или, говоря современным языком, первый в Европе Исламский Университет. Он стал не просто учебным центром самого северного исламского государства, но и получил международное признание. Булгарское государство стало одним из востребованных в ту эпоху центров ханафитской школы, мысли и права.

gorod-bolgar-tatarstan-1-1.jpg


На фото: "Ак мечеть" в Шахри Болгаре. Построена в 2012 году.​
<i>
</i>
news-9DqFe555k8.jpg

На фото: руины Болгарской Соборной мечети XIV в. и Успенская церковь XVII в.

do709.jpg

<I>На фото: Малый минарет и Ханская усыпальница в Шахри Булгаре​
<i>
</i>
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу