Перун
Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:6.927
Реакции:48
Баллы:0
Мудрость имеет множество ипостасей, изложенных, в частности, в различных религиозных доктринах. Одним из важнейших вопросов, издревле волнующих людей, является проблема обуздания собственной злости, порой переполняющей душу каждого из нас. Как поступать, если человека кто-то стремится обидеть? Давать ли ему отпор или терпеливо снести это огорчение? Христианство учит «подставлять щеку». Как велит вести себя в минуты гнева буддизм? Столь сложный вопрос каждый решает самостоятельно, и опять же все зависит от ситуации. Буддистский подход иллюстрирует притча, приведенная ниже. Терпеливый читатель сам ознакомится с этой историей, оригинальный источник которой остался неизвестным.
Конфликт
Некий человек оскорбил Будду. Сделал это он самым возмутительным образом. Не каждый смог бы снести такое унижение безропотно, уж больно велика обида, а многие бы посчитали, что так ведут себя только трусы. Не стоит судить так прямолинейно, возможно, есть и рациональная причина вести себя именно так.
Дело было так: однажды Будда сидел со своими учениками под развесистым деревом и проповедовал им свое учение, а может быть, и просто разговаривал с ними. В этот момент приблизился незнакомец и неожиданно плюнул учителю в лицо. Все присутствующее оцепенели, уж слишком внезапен и необъясним был этот поступок. Только Будда не утратил самообладания, он совершенно спокойно вытерся и спросил незнакомца: «Что дальше? Что вы хотели этим сказать?»
Человек, совершивший этот возмутительный и оскорбительный поступок, сам в этот момент был обескуражен. Он ожидал всего, чего угодно - ругани, удара, но уж никак не спокойного вопроса. Ему и раньше, очевидно, доводилось обижать людей, и их реакция была предсказуемой, - трусы и слабаки улыбались, пытаясь задобрить его, а сильные лезли в драку. Будда же не выглядел испуганным, сидевшие вокруг него ученики проявляли гнев наравне с готовностью вступиться за учителя и ждали только его команды, чтобы покарать обидчика. А Будда лишь спрашивал: «Что дальше?»
Разговор с учениками
Когда незнакомец ушел, так и не получив по заслугам, учитель укоризненно обратился к ученикам, сказав им, что их поведение обидело его намного сильнее, чем действия этого человека. "Не так он обидел меня, как вы. Он мне незнаком, и, наверное, слышал от людей что-то обо мне. Возможно, меня оболгали, назвав преступником, атеистом, авантюристом, совращающим других людей с праведного пути, революционером или взяточником. У него, вероятно, сформировалось некоторое представление обо мне. Он плевал не на меня, а на этот образ, на свои собственные иллюзии, ведь меня он вообще не знает.
Я не имею ничего общего с его представлениями обо мне, и поэтому я спросил, о чем, собственно, этот бедный человек хочет сказать, - его плевок это тоже способ сказать что-то. Бывают моменты, когда люди чувствуют, что язык их бессилен: в молитве, глубокой любви или сильном гневе. Есть моменты, когда самые яркие речи бессильны, тогда возникает потребность как-то поступить. Я могу его понять. Он явно хотел что-то сказать, поэтому я спросил его: что дальше?
А вот на вас я чувствую обиду, - добавил Будда ученикам, - за многие годы вы так и не поняли сути моего учения".
Тем временем обидчик…
Озадаченный и растерянный, человек пошел домой. Он не спал всю ночь. Снова и снова он переживал произошедшее, не находя ему объяснения. Никогда еще ему не доводилось встречать такого человека.
Поутру он вернулся к дереву и упал к ногам Будды, а тот снова спросил его: «Что дальше? Твой поклон - тоже способ сказать что-то, чего не выразить словами».
Мужчина посмотрел на Будду глазами, полными слез, и сказал: «Прости меня за то, что я вчера сделал».
Ответ Будды
"Прости? Но я не тот человек, которого ты обидел. Ганг продолжает течь, и это всегда другой Ганг. Каждый человек похож на реку. Нет больше того, в кого ты плевал. Я похож на него, но я уже другой! Я даже не могу простить тебя, потому что во мне нет обиды. И ты тоже новый. Я вижу, что ты не тот человек, который приходил вчера, потому что тот был сердит и плевался, а ты кланяешься мне в ноги. Так давай же забудем об этом. Подойди поближе. Давай поговорим о чем-то еще".