Divider

Культ змей в древней Индии

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.498
Реакции:371
Баллы:83
5dYfvVNpwNc.jpg

Культ змей в древней Индии распространился задолго до новой эры. Его особую популярность в Бенгалии объясняют местными природными условиями. Бенгалия расположена в низменности. Заболоченные земли, густые леса, множество мелких речушек, обилие осадков, из-за которых реки разливаются и затопляют огромные пространства (в сезон дождей за сутки выпадает больше осадков, чем за целый год в Москве, а в году более половины дней — дождливых). Все это благоприятствует размножению змей. Гибель от укуса змеи — нередкое явление бенгальской деревенской жизни. Змеи представляют опасность не только в поле, в лесу, но и в крестьянских хижинах, куда они заползают во время наводнений. Особенно ядовиты маленькая змейка карант и огромная королевская кобра.

Не находя спасения от змеиного яда, люди искали защиты у богов. Так возник культ Моноши. К ней обращались как к повелительнице змей, считая, что она хранит секрет исцеления от яда и способна излечивать от смертельных укусов (поэтому одно из ее имен — Вишахари, что значит «избавляющая от яда»)

Ученые полагают, что культ Моноши зародился именно в Бенгалии. Мифы о Моноше складывались параллельно с зарождением культа. Позднее, когда здесь распространился индуизм, местную богиню змей включили в индуистский пантеон как дочь Шивы. В бенгальском фольклоре и в бенгальской средневековой литературе, перерабатывавшей фольклорные мотивы, сохранилось множество сказаний, легенд, песен, поэм, перелагающих миф о Моноше. По этим косвенным источникам мы и можем догадываться о содержании представлений путул нача, связанных с культом поклонения богине змей.

В честь Моноши в Бенгалии устраивается несколько праздников в году. Все они приходятся на дождливый сезон (июль—сентябрь), т. е. на период, когда змеи наиболее опасны. Во время этих праздников и показывают, видимо, кукольные представления, посвященные Моноше.

Истории о Моноше обычно начинают с рассказа о ее рождении. Однажды бог Шива отправился на берег прекрасного озера собирать цветы. Возбужденный эротическими мыслями, он роняет семя (П. А. Гринцер объясняет происхождение имени Моноши от санскритского слова манас, означающего «мысль», «разум» В. А. Новикова, ссылаясь на бенгальского литературоведа Ш. Шена, связывает этимологию имени Мо-ноши с бенгальским словом «жом», означающим «ум», «сердце» . Семя Шивы проваливается в подземный мир, в котором царствует повелитель змей-нагов Васуки. Васуки находит семя, успевшее превратиться в двенадцати летнюю девушку. Он сразу же догадался, кто отец девушки, и повелел всем нагам поклоняться ей, чтить ее и считать своей повелительницей. Узнав от Васуки, что она — дочь Шивы, Моноша решает разыскать отца. Она поднимается на землю, встречает там Шиву и требует взять ее в небесное царство. Шива соглашается, но он боится гнева своей супруги, богини Дурги (в историях о Моноше она часто выступает под именем Чонди), поэтому прячет Моношу в корзину для цветов. Принеся корзину в свой небесный дворец, Шива строго-настрого запрещает своей супруге открывать корзину, а сам удаляется для размышлений. Однако Чонди, несмотря на запрещение, открывает корзину. Обнаружив там прекрасную девушку и приняв ее за соперницу, Чонди приходит в ярость, набрасывается на Моношу и в драке выбивает ей глаз. Так Моноша навсегда остается одноглазой. В ответ на это повелительница змей убивает Чонди своим смертельным взглядом (в некоторых вариантах Моноша превращается в змею и жалит Чонди, в других — призывает змею, которая убивает Чонди). И только мольбы возвратившегося Шивы и остальных богов смягчают Моношу, и она оживляет супругу Шивы.

Затем следует рассказ о том, как Шива выдает Моношу замуж за одного небесного мудреца. Но тот сразу же после свадьбы покидает ее, удалившись для размышлений. Оставшись жить на небесах, Моноша видит, что она — единственная среди богов, которой не поклоняются люди. Она решает спуститься на землю и убедить людей приносить ей жертвы. Под видом старой брахманки Моноша приходит к пастухам и, совершая у них на глазах чудеса, убеждает их поклоняться себе (совершать в честь нее пуджу). Точно так же она делает своими почитателями рыбаков. Но этого ей мало. Она желает, чтобы ее культ распространился по всей земле. А это произойдет только в том случае, предсказал ей Шива, если богатый купец Чандо из города Чомпок начнет приносить ей жертвы. Моноша отправляется в Чомпок. Там ей удается уговорить жену Чандо, Шоноку, но Чандо, узнав, что его жена приносит жертвы Моноше, вышвырнул все предметы культа (кувшин с водой, покрытый веткой дерева шидж, символизирующего богиню). Стоявшую рядом и умолявшую не выбрасывать кувшин Моношу он так избил палкой, что переломал ей бедра, и богиня навсегда осталась хромой.
kult-zmei%20(1).jpg

Видя, что мольбы и уговоры не помогают, повелительница змей начинает преследовать Чандо. Она насылает на него всякие беды: лишает его магической силы, дарованной ему Шивой, разоряет его плантации, губит шестерых его сыновей, топит его торговые суда с дорогими грузами. Наконец, подстраивает все так, что Чандо принимают за преступника и сажают в темницу, где он проводит двенадцать лет. Но никакие несчастья, лишения, унижения не подействовали: Чандо не желает поклоняться преследующей его хромоногой и одноглазой старухе.

Моноша приходит к Шиве и умоляет его разрешить ей еще одну, последнюю попытку. Шива дает согласие. Тогда Моноша отправляется в царство бога Индры и просит Индру развлечь ее танцем одной из лучших его небесных танцовщиц — Уши. Индра велит Уше плясать перед Моношей. Во время танца Моноша нарочно отвлекает Ушу, и небесная танцовщица сбивается с ритма. Индра разгневан, в наказание он отсылает Ушу на землю. Там она рождается в облике дочери богатого купца. Купец называет дочь Бехулой. Небесный супруг Уши, танцовщик Анируддха, не желая расставаться с любимой женой, следует за ней на землю и рождается в виде седьмого сына Чандо, Локхиндора. Астрологи предсказывают Чандо,, что его седьмой сын погибнет от укуса змеи в первую брачную ночь. Поэтому, когда пришло время женить последнего и единственного оставшетося в живых сына и юноше нашли в соседнем городе достойную невесту, Чандо соглашается на свадьбу с тяжелым сердцем. Невесту звали Бехулой, она славилась красотой, умом, добродетелью, но более всего — необыкновенным изяществом и грацией, умением танцевать. Помня о пророчестве астрологов, опасаясь козней Моноши, Чандо велит выковать новобрачным спальню из металла, да так, чтобы в ней не было ни единой дырочки или щели, в которую могла бы проскользнуть самая маленькая змейка. (В бенгальских деревнях не строят многокомнатных домов, каждая комната—это отдельная хижина, каркас которой делают из бамбука, а стены — из глины . Но Моноша подкупила кузнецов, они оставили едва заметную лазейку. Ночью к новобрачным заползла посланная Моношей змейка и убила Локхиндора.

По бенгальским обычаям, умершего от укуса змеи не сжигают, а предают воде. Когда тело Локхиндора положили на плот и спустили на воду, Бехула прыгнула на плот и сказала, что жена должна быть рядом с мужем не только при его жизни, но и после смерти.

Долго длилось ее путешествие на плоту. Много стран и, городов проплывало мимо, много соблазнов и страхов она испытала, но ничто не заставило ее разлучиться с телом мужа. Однажды плот оказался в месте слияния трех больших рек. На берегу странная женщина стирала белье. Женщина оказалась прачкой богов. Бехула умолила ее отвести к Шиве. Шива просит Бехулу исполнить для него танец. Она пляшет. Покоренный красотой и изяществом ее танца, Шива обещает выполнить любое желание рехулы. Она просит вернуть мужу жизнь. Шива призывает Моношу и велит оживить Локхиндора. Бехула умоляет богиню змей оживить и остальных сыновей Чандо, а также вернуть ему потонувшие корабли с товарами. Моноша согласна, но ставит условие: Бехула должна уговорить Чандо приносить Моноше жертвы.

Бехула с триумфом возвращается в Чомпок. Чандо уступает ее мольбам— ради счастья сыновей он готов поклоняться богине змей. С тех пор культ Моноши распространился по всей земле.

В некоторых вариантах следует еще один заключительный эпизод: после того как Чандо приносит жертвы богине змей, она является на небесной колеснице, сажает в нее Бехулу и Локхиндора и уносит их на небеса, объяснив людям, что на самом деле в их образах жили изгнанные в наказание на землю небесные танцовщики Уша и Анируддха, но что теперь они прощены и могут возвратиться в небесные чертоги Индры.
Naag%20Panchami.jpg
 

vnydry

Well-Known Member
Регистрация:21 Сен 2013
Сообщения:2.473
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю Вас за интереснейший рассказ, уважаемый Мастер Унагдомед.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу