Divider

Маарифат.

Вульфолайк

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:2.089
Реакции:87
Баллы:0
Адрес: Москва
Профессор и доктор наук из Турции Хасан Камиль Илмаз следующим образом освещает понятие «маарифат»: «Слово «маарифат» означает «быть знакомым, осведомленным, знать». Однако между словом «ильм», выражающим знание, и понятием маарифат есть разница. Маарифат – это знание, полученное в результате переживания, видения, опыта. Источником его является сердце, дух, таинство, вдохновение и интуиция. А источником ильм являются выводы разума, органы чувств, зрение и информация. Обладающих явным знанием называют алимами, а обладателей скрытого и духовного знания – арифами. Ильм является более общим понятием, а маарифат – более специальным. Маарифат включает в себя знания об Аллахе, качествах Аллаха, действиях Аллаха, о мире невидимого, полученные через вдохновение (маарифати иллахийя). То, что обладателей таких знаний называют ариф биллах (познавшие через Аллаха), следует из того, что такого рода знания нисходят от Всевышнего».
Точное, правильное знание, полученное через разум и логику, принято обозначать термином «илмуль якин» (явное, ясное знание). Знание, полученное в результате собственного видения, именуется «айнал якин» (ясное видение), а приобретенное в процессе личного переживания называется «хаккуль якин» (явная истина). Данные понятия упомянуты в Коране, о них написаны тома сочинений суфийской литературы. Первый из этих терминов ассоциируется с шариатом (начальный период постижения Истины), второй – с маарифатом (промежуточный период), третий – с хакикатом (завершающий период).
Корифей суфизма Абу Хамид Газали (1058-1111) в своем классическом труде «Божественные знания» пишет: «Следует понимать, что знания бывают двух видов – от Божественного закона и от разума. Знания от Божественного закона подразделяются на два подвида – основные и производные. Основные знания (знания Единобожия) являются мистическим познанием Бога, Его предвечных, действенных и сущностных качеств, объясняющихся разнообразными именами… Надлежит знать, что, по своей сути, рациональные науки просты, однако появилось состоящее из них знание, которое обладает всеми особенностями и признаками простых знаний. Это знание тассаввуфа и образа действия суфиев, так как знание суфиев, или особый суфийский Путь, есть совокупность, соединяющая в себе два знания – рациональное и от Божественного закона и имеющая в своей основе экстатические состояния, мистическое внушение, экстаз, страсть, чистоту, образ действий, исчезновение личности и любовь к Богу».
Младший современник Абу Хамида Усман Худжвири в свою книгу «Раскрытие скрытого» включил специальную главу под названием «О Божественном и человеческом знании». В ней он пишет: «Знание бывает двух родов: Божественное и человеческое. Второе не имеет ценности в сравнении с первым, ибо Божественное знание есть его атрибут, а наше знание – это наша принадлежность. Божественное знание – это то, посредством чего Он знает все, сущее и не сущее. Божественное знание охватывает то, что скрыто, и вбирает в себя то, что проявлено. Оно дозволяет искателю (истины – М.И.) в каждом действии видеть Бога, ибо искатель знает, что Бог видит его и все, что он делает».
Знание явных наук является прелюдией к знанию тайных наук. Они взаимосвязаны, а способы их получения могут быть сходными или существенно отличаться. Встречаются различные мнения насчет того, можно ли стать обладателем тайных знаний без усвоения явных наук, например, шариата и его основы – фикха. Некоторые авторы утверждают, что знание шариатского законодательства вовсе не обязательно, если адепт неукоснительно соблюдает его требования, и в таком случае он может успешно продвигаться по Пути к заветной Цели. Другие придерживаются иного мнения и указывают на возможность «схода с дистанции» Путника, рискующего нарушить религиозный закон из-за элементарного незнания его требований. Они считают, что для предотвращения подобных ситуаций искатель Истины обязан знать шариат.
Как бы то ни было, все в руках Всевышнего, Он приближает к Себе того, кого Сам захочет.
 

Вульфолайк

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:2.089
Реакции:87
Баллы:0
Адрес: Москва
Интересно, что в тасаввуфе весь путь салика в постижении мира сводится к четырём стадиям:
Первая степень. Тааллям(обучение на основе постижения).
Вторая степень. Ыйльм(знание изученого)
Трестья степень. Маарифат(понимание знания посредством интуитивного анализа и осмысления знания)
Четвёртая степень. Хакикат( осознание того, что понимаешь). Это степень "фана".
 

Анис

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:527
Реакции:1
Баллы:0
Возраст:55
Благодарю Вас Вульфолайк! За познавательную статью
С Уважением
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу