IPSISSIMUS
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.263
Реакции:1.372
Баллы:113
МАГИЯ В БЫТОВОМ ИСЛАМЕ
Безвременно ушедшему другу, д.и.н. В.Н.Басилову,
которого нам всем так не хватает, посвящаю.
Культуре мусульманского Востока свойственно явление, называемое сихр (магия,
колдовство), основанное на вере в возможность воздействия на социальную и при
родную среду при помощи сверхъестественной силы слов (дуо - молитва) или спе
циально созданных предметов (тальсамат — талисман)1
. Правомочность таких дейст
вий долгое время обсуждалась мусульманскими богословами, которые в период
средневековья сочли необходимым разделить магию на «законную» и «запретную».
Специфику их взглядов изложил Е.А. Резван в содержательной статье энцикло
педического словаря «Ислам»: «Люди, практикующие "законную" магию (ал-му'аз-
зимун - "заклинатели"), достигают... цели посредством подчинения воле Аллаха и об
ращения к нему за помощью. Те, кто занимается "запретной" магией (ас-сахра -
"колдуны"), связываются с джиннами при помощи злых дел. В мусульманском мире
3 Этнографическое обозрение, № 4 65 такая практика запрещалась... Му'тазилиты, а также ханафиты и шафи'иты считали,
что "запретная" магия не может изменить сущности вещей и сводится к воздействию
на субъективные ощущения при помощи различного рода ухищрений (использование
благовоний, наркотических средств и т.п.). Однако эта точка зрения не стала
господствующей. Магические действия такого рода получили название ас-симийа (от
сима - "знак", "признак", "качество"). "Законная" магия обозначалась термином ар-ру-
хани ("духовный") и, в свою очередь, подразделялась на «высокую» ('улви, 'илви) или
"божественную" (рахмани - "связанная с Милосердным") и низкую (суфли), или дья
вольскую (шайтани). Набор самых примитивных магических действий, не опираю
щихся на "законную" магию, назывался 'илм ар-рукка ("наука прялки", т.е. дело жен
щин) ...»2
.
Переходя от теоретических выкладок к фактическим материалам по мусульманской
магии в Средней Азии, мы сразу же сталкиваемся не только со слабой ее изу
ченностью, но и со сравнительно малым количеством сведений о представителях
магической традиции, методах, используемых ими для предсказаний и лечения, а
также способах самосовершенствования. Сбор сведений по данной теме проводился в
конце 1980-х - начале 1990-х годов в Ферганской долине и коснулся в основном бамии
(шаманов) и дуоханов (дуохонов) - типичных представителей «запретной» и «закон
ной» магии.
История превращения среднеазиатских шаманов в мусульманских «магов» отра
жена в стадиях их адаптации в исламе. В Средней Азии и до принятия ислама
шаманство, бывшее неотъемлемым элементом племенных религий3
, видимо, не
занимало доминирующего положения. В.Н. Басилов заметил, что наиболее древним
названием шамана можно признать «парихон», «...ибо оно связано с исконными для
мифологии ираноязычных народов духами "пари"...»4
. Затем в VI-X вв. под влиянием
тюркоязычных переселенцев в Среднюю Азию и арабского завоевания страны проис
ходит смена названия шаманов. Наряду со старым парихон утверждается термин
бахши, по смыслу эквивалентный древнетюркскому кам (шаман) и фолбин {фол -
араб, «судьба», бин - корень персидско-таджикского слова дидан - «видеть»)5
. Пос
ледний термин иногда употребляется в форме фолчи, или полни, т.е. с тюркским
суффиксом -чи, указывающим на профессию или занятие. В Х-ХХ вв. шаманство
становится элементом бытового ислама6
. В.Н. Басилов так определил характер
происшедшей трансформации: «Шаманство не только приобрело внешние признаки
мусульманского культа, но подверглось исламизации по существу, утратив воззрения и
ритуалы, которые находились в явном противоречии с мусульманским вероучением»7
.
В этот же период (Х-ХХ вв.) на базе суфизма формируется мусульманский ок
культизм (собственно высшая магия), от которого шаманство перенимает разно
образные приемы предсказания и способы воздействия на пациентов при помощи
магических предметов. Возможно, в противовес бахши в социальной среде возникает
особая категория целителей - дуоханов («отчитывающие молитвами»), чье само
название происходит от арабского слова дуо (молитва, заклинание) и производного от
персидского глагола хондан (читать)8
-хон. О.А. Сухарева считала дуоханов мусуль
манскими шаманами9
. На этой же стезе нередко подвизались и муллы, которые не
занимались профессиональным целительством, но при случае использовали приемы
разрешенной магии. Во второй половине XX в. в Ферганской долине различия в прак
тических действиях дуоханов и бахши начали стираться, и порой разницу между ними
можно установить только по самоопределению.
Современный взгляд на природу магии отражен в рассказе ферганского домлы
(учителя) Икрома Мухторова (1990):
Валентин Огудин (далее - В.О.): Нам постоянно приходится встречать сравни
тельно молодых бахши и фолбин в возрасте от 30 до 40 лет. Чем объяснить такое
явление?
Икром Мухторов (далее - И.М.): Десять лет назад бахши было очень мало. Сейчас
66 их стало много. Сбываются предсказания Курана (Корана. - В.О.), что перед
кияматом (Страшным судом) количество предсказывающих сильно увеличится. Сейчас
настали тяжелые времена, потому так много бахши. Джинны сами выбирают себе
человека. Он должен быть молодым, так как старые не справятся со сложными за
даниями и не смогут сидеть чиллу (сорокадневное уединение). Тот, на кого обратили
внимание, будет долго болеть до тех пор, пока не пойдет к устозу (учитель, нас
тавник, мастер). Учитель, когда к нему приходит больной человек, сам не видит, что
того избрали джинны. Об этом ему говорят его собственные джинны. После устоз
отправляет больного в чиллахону (помещение для сорокадневных уединений) и
говорит, как он должен себя там вести. В результате к больному являются его джин
ны, которые испытывали его, и говорят, что он должен начать лечить людей или
предсказывать будущее, иначе его будут продолжать мучить. Но сначала джинны
знакомятся с человеком. Они называют себя поодиночке: я такой-то, живу в пещере в
Хиндустане (Индии), я такой-то, живу на горе в Саудии (Аравии), я такой-то, живу в
самой Макке (Мекке).
Потом бахши, когда надо лечить или что-либо делать, зовет их из названных мест
по именам. Допустим, вышел человек вечером на улицу и справил малую нужду не
там, где положено. А в это время там сидели два джинна и беседовали. Они тому
человеку тут же всунут колючку или завяжут узел. И тут же тот человек заболеет.
Приходит он к бахши, та зовет на помощь своих джиннов, выясняет причину и при
казывает привести тех двух, что наказали человека, и заставляет отпустить его.
В.О. Бахши, которые называют себя мусульманами, но при лечении опираются не
на Аллаха, а на джиннов или чилътанов (категория духов). Как это может ужи
ваться с исламом?
И.М. В своей вере бахши ближе к кафирам (неверным), поскольку они всегда го
ворят «Я»: «Я делаю», «я лечу» и тому подобное. Но лечат-то ведь не они, а Аллах.
Хорошо хоть если джинны у них - мусульмане. Тем не менее за свои действия все
бахши ответят при киямате, так как вмешиваются в дела Аллаха.
В.О. У каждого бахши есть свой устоз. Но ведь и он у кого-то учился. Можно ли
предположить, что где-то есть главный устоз, стоящий над всеми устозами, кото
рому они все подчиняются?
И.М. Вообще-то такого главного устоза нет. На деле получается так: у каждого
старого бахши есть ученики, и впоследствии их ученики считают учителя их учителей
своим учителем. Поэтому чем старше учитель, тем больше у него учеников -
мюридов. Общий центр отсутствует. На всю Ферганскую долину может быть су
ществует три-четыре или пять небольших центров.
В.О. Каждый мусульманин знает суры из Корана и специальные дуво (молитвы),
при помощи которых может обращаться непосредственно к Аллаху. Это ведь
должно быть лучше, чем действия бахши?
И.М. Это действительно так, но скорость получения просимого зависит от воли
Аллаха. Верующий должен быть терпелив и, обратившись однажды к Богу, смиренно
ждать результата. Бахши при помощи джиннов могут исполнить все очень быстро, но
в итоге ничего хорошего не получится.
В.О. Существуют ведь знатоки Корана (коры), ученые муллы и дуоханы, которые
сами могут лечить Словом Божьим, а также изготавливать необходимые обереги
(туморы); зачем тогда обращаться к бахши?
И.М. Они владеют особой наукой, достигнуть совершенства в которой может да
леко не каждый мусульманин. Наука эта называется «Илм-Джаббур» (об этом см.
ниже - В.О.). Человек, стремящийся к ней, должен быть духовно очень чистым, пос
титься и регулярно сидеть чиллу (т.е. практиковать уединение. - В.О.). Тогда Бог
раскрывает ему тайное знание и позволяет лечить. Это высшая ступень веры.
В.О. Имеет ли это учение отношение к суфийской тарике (мистическому пути
духовного самосовершенствования) ?
3* 67 И.М. Не совсем, но близко. Это особая наука, она сохраняется только в народе.
Трудно найти устоза, который правильно обучил бы тайной науке»10
.
В тексте беседы четко прослеживается идеализация приемов «божественной» магии
и противопоставление их приемам бахши, представляющим «демоническую» сторону.
Однако на этот счет существует и другое мнение. Конечно, со стороны мусульманина,
во всем следующего образцам поведения, преподанным пророком, отношение к бахши,
«якшающихся» с джиннами, - однозначно плохое. Но и к дуоханам и муллам, лечащим
молитвами (божьим словом), изготовляющим амулеты и совершающим некоторые не
имеющие отношения к исламу обряды, например, вызывания дождя, ортодоксы не
питают доверия. Отсюда несколько подозрительное отношение и к лекарям (табибам),
которые, казалось бы, ничего кроме пользы не приносят. Но поскольку считается, что
болезни имеют нечистую природу, так как продуцируются джиннами, то врачи и
изгоняют их своими лекарственными средствами и процедурами, невольно общаются с
виновниками болезней. Следовательно, любой врач имеет дело с нечистым, потому к
нему следует относиться осторожно. Полагают, что и врачам, муллам и дуоханам
придется отвечать на Страшном суде перед Аллахом за то, что они вмешивались в
его дела, но наказание у них будет несравненно мягче, чем у бахши, поскольку они
«опирались» не на нечистых джиннов, а на самого Бога.
Между тем в бытовом исламе наблюдается полное безразличие к мнению, выска
зываемому ортодоксами. Подверженная суевериям часть населения нуждается в том,
чтобы ее обслуживали специалисты любых — «светлых» и «темных» - профилей,
берущие на себя функции посредников между человеком и окружающими его сверхъ
естественными силами. В компетенцию целителей входит изгнание демонов, являю
щихся, по распространенному мнению, причинами болезней, и проведение разнообраз
ных ритуалов избавления от сглаза, порчи и прочих насланных на людей неприят
ностей. Именно поэтому среди бахши существует специализация. Так, кинначи (от узб.
кинна — сглаз), совершающие ритуалы с применением золы, снимают сглаз; аласчи
используют приемы «очищения» пациента огнем; туфчи (от туф - тьфу; плевок)
отчитывают больного произнесением 36-й суры Корана - «Йасин», сопровождая ее
резкими, свистящими звуками «куф-суф»; дамчи заговаривают укусы ядовитых насе
комых и змей и т.д. Характерно, что в настоящее время многие бахши используют при
лечении суры Корана и некоторые аяты (стих в Коране), не избегая приемов законной
магии. Тем не менее отмечены случаи, когда шаманки отказывались проводить
обряды, если в помещении находился кто-либо из представителей духовенства, или
запрещали употреблять в это время традиционные молитвенные формулы".
Бахши - представители запретной магии. Почему же людей, имеющих дело с
джиннами, называют бахши (шаманами), а не колдунами (джодугар)? Возможно, тем
самым в народе стараются отразить наследственную склонность некоторых «избран
ных духами» людей к так называемой шаманской болезни, которая выражается в не
произвольных помрачениях сознания, сопровождающихся наплывами галлюцинаций,
состояниями экстаза или страха и психосоматическими заболеваниями неясного гене
зиса. «Болезнь» редко проявляется в детстве. Обычно она обнаруживает себя в воз
расте 20-60 лет, но чаще всего в 25-35 лет. Можно предположить, что проявление
скрытых генетических способностей потенциальных шаманов сильно провоцирует
неблагоприятная социальная среда.
В народе единственным избавлением от «шаманской болезни» считают целе
направленную ежедневную деятельность, например целительскую. Институт бахши в
первую очередь возник, видимо, потому, что страдающие люди должны были где-то
под присмотром более опытных коллег восстанавливаться и обучаться жить со своими
«духами» в пограничном состоянии между реальностью и ирреальностью. В противном
случае их ожидал летальный исход или сумасшествие. Человек, ставший шаманом,
пожизненно остается «оседланным духами», хотя с возрастом их влияние ослабевает.
Зависимость бахши от духов зафиксирована многими исследователями12
. Мои
дневниковые записи вносят скромный вклад в общую копилку сведений.
В.Л. О г у д и н
Безвременно ушедшему другу, д.и.н. В.Н.Басилову,
которого нам всем так не хватает, посвящаю.
Культуре мусульманского Востока свойственно явление, называемое сихр (магия,
колдовство), основанное на вере в возможность воздействия на социальную и при
родную среду при помощи сверхъестественной силы слов (дуо - молитва) или спе
циально созданных предметов (тальсамат — талисман)1
. Правомочность таких дейст
вий долгое время обсуждалась мусульманскими богословами, которые в период
средневековья сочли необходимым разделить магию на «законную» и «запретную».
Специфику их взглядов изложил Е.А. Резван в содержательной статье энцикло
педического словаря «Ислам»: «Люди, практикующие "законную" магию (ал-му'аз-
зимун - "заклинатели"), достигают... цели посредством подчинения воле Аллаха и об
ращения к нему за помощью. Те, кто занимается "запретной" магией (ас-сахра -
"колдуны"), связываются с джиннами при помощи злых дел. В мусульманском мире
3 Этнографическое обозрение, № 4 65 такая практика запрещалась... Му'тазилиты, а также ханафиты и шафи'иты считали,
что "запретная" магия не может изменить сущности вещей и сводится к воздействию
на субъективные ощущения при помощи различного рода ухищрений (использование
благовоний, наркотических средств и т.п.). Однако эта точка зрения не стала
господствующей. Магические действия такого рода получили название ас-симийа (от
сима - "знак", "признак", "качество"). "Законная" магия обозначалась термином ар-ру-
хани ("духовный") и, в свою очередь, подразделялась на «высокую» ('улви, 'илви) или
"божественную" (рахмани - "связанная с Милосердным") и низкую (суфли), или дья
вольскую (шайтани). Набор самых примитивных магических действий, не опираю
щихся на "законную" магию, назывался 'илм ар-рукка ("наука прялки", т.е. дело жен
щин) ...»2
.
Переходя от теоретических выкладок к фактическим материалам по мусульманской
магии в Средней Азии, мы сразу же сталкиваемся не только со слабой ее изу
ченностью, но и со сравнительно малым количеством сведений о представителях
магической традиции, методах, используемых ими для предсказаний и лечения, а
также способах самосовершенствования. Сбор сведений по данной теме проводился в
конце 1980-х - начале 1990-х годов в Ферганской долине и коснулся в основном бамии
(шаманов) и дуоханов (дуохонов) - типичных представителей «запретной» и «закон
ной» магии.
История превращения среднеазиатских шаманов в мусульманских «магов» отра
жена в стадиях их адаптации в исламе. В Средней Азии и до принятия ислама
шаманство, бывшее неотъемлемым элементом племенных религий3
, видимо, не
занимало доминирующего положения. В.Н. Басилов заметил, что наиболее древним
названием шамана можно признать «парихон», «...ибо оно связано с исконными для
мифологии ираноязычных народов духами "пари"...»4
. Затем в VI-X вв. под влиянием
тюркоязычных переселенцев в Среднюю Азию и арабского завоевания страны проис
ходит смена названия шаманов. Наряду со старым парихон утверждается термин
бахши, по смыслу эквивалентный древнетюркскому кам (шаман) и фолбин {фол -
араб, «судьба», бин - корень персидско-таджикского слова дидан - «видеть»)5
. Пос
ледний термин иногда употребляется в форме фолчи, или полни, т.е. с тюркским
суффиксом -чи, указывающим на профессию или занятие. В Х-ХХ вв. шаманство
становится элементом бытового ислама6
. В.Н. Басилов так определил характер
происшедшей трансформации: «Шаманство не только приобрело внешние признаки
мусульманского культа, но подверглось исламизации по существу, утратив воззрения и
ритуалы, которые находились в явном противоречии с мусульманским вероучением»7
.
В этот же период (Х-ХХ вв.) на базе суфизма формируется мусульманский ок
культизм (собственно высшая магия), от которого шаманство перенимает разно
образные приемы предсказания и способы воздействия на пациентов при помощи
магических предметов. Возможно, в противовес бахши в социальной среде возникает
особая категория целителей - дуоханов («отчитывающие молитвами»), чье само
название происходит от арабского слова дуо (молитва, заклинание) и производного от
персидского глагола хондан (читать)8
-хон. О.А. Сухарева считала дуоханов мусуль
манскими шаманами9
. На этой же стезе нередко подвизались и муллы, которые не
занимались профессиональным целительством, но при случае использовали приемы
разрешенной магии. Во второй половине XX в. в Ферганской долине различия в прак
тических действиях дуоханов и бахши начали стираться, и порой разницу между ними
можно установить только по самоопределению.
Современный взгляд на природу магии отражен в рассказе ферганского домлы
(учителя) Икрома Мухторова (1990):
Валентин Огудин (далее - В.О.): Нам постоянно приходится встречать сравни
тельно молодых бахши и фолбин в возрасте от 30 до 40 лет. Чем объяснить такое
явление?
Икром Мухторов (далее - И.М.): Десять лет назад бахши было очень мало. Сейчас
66 их стало много. Сбываются предсказания Курана (Корана. - В.О.), что перед
кияматом (Страшным судом) количество предсказывающих сильно увеличится. Сейчас
настали тяжелые времена, потому так много бахши. Джинны сами выбирают себе
человека. Он должен быть молодым, так как старые не справятся со сложными за
даниями и не смогут сидеть чиллу (сорокадневное уединение). Тот, на кого обратили
внимание, будет долго болеть до тех пор, пока не пойдет к устозу (учитель, нас
тавник, мастер). Учитель, когда к нему приходит больной человек, сам не видит, что
того избрали джинны. Об этом ему говорят его собственные джинны. После устоз
отправляет больного в чиллахону (помещение для сорокадневных уединений) и
говорит, как он должен себя там вести. В результате к больному являются его джин
ны, которые испытывали его, и говорят, что он должен начать лечить людей или
предсказывать будущее, иначе его будут продолжать мучить. Но сначала джинны
знакомятся с человеком. Они называют себя поодиночке: я такой-то, живу в пещере в
Хиндустане (Индии), я такой-то, живу на горе в Саудии (Аравии), я такой-то, живу в
самой Макке (Мекке).
Потом бахши, когда надо лечить или что-либо делать, зовет их из названных мест
по именам. Допустим, вышел человек вечером на улицу и справил малую нужду не
там, где положено. А в это время там сидели два джинна и беседовали. Они тому
человеку тут же всунут колючку или завяжут узел. И тут же тот человек заболеет.
Приходит он к бахши, та зовет на помощь своих джиннов, выясняет причину и при
казывает привести тех двух, что наказали человека, и заставляет отпустить его.
В.О. Бахши, которые называют себя мусульманами, но при лечении опираются не
на Аллаха, а на джиннов или чилътанов (категория духов). Как это может ужи
ваться с исламом?
И.М. В своей вере бахши ближе к кафирам (неверным), поскольку они всегда го
ворят «Я»: «Я делаю», «я лечу» и тому подобное. Но лечат-то ведь не они, а Аллах.
Хорошо хоть если джинны у них - мусульмане. Тем не менее за свои действия все
бахши ответят при киямате, так как вмешиваются в дела Аллаха.
В.О. У каждого бахши есть свой устоз. Но ведь и он у кого-то учился. Можно ли
предположить, что где-то есть главный устоз, стоящий над всеми устозами, кото
рому они все подчиняются?
И.М. Вообще-то такого главного устоза нет. На деле получается так: у каждого
старого бахши есть ученики, и впоследствии их ученики считают учителя их учителей
своим учителем. Поэтому чем старше учитель, тем больше у него учеников -
мюридов. Общий центр отсутствует. На всю Ферганскую долину может быть су
ществует три-четыре или пять небольших центров.
В.О. Каждый мусульманин знает суры из Корана и специальные дуво (молитвы),
при помощи которых может обращаться непосредственно к Аллаху. Это ведь
должно быть лучше, чем действия бахши?
И.М. Это действительно так, но скорость получения просимого зависит от воли
Аллаха. Верующий должен быть терпелив и, обратившись однажды к Богу, смиренно
ждать результата. Бахши при помощи джиннов могут исполнить все очень быстро, но
в итоге ничего хорошего не получится.
В.О. Существуют ведь знатоки Корана (коры), ученые муллы и дуоханы, которые
сами могут лечить Словом Божьим, а также изготавливать необходимые обереги
(туморы); зачем тогда обращаться к бахши?
И.М. Они владеют особой наукой, достигнуть совершенства в которой может да
леко не каждый мусульманин. Наука эта называется «Илм-Джаббур» (об этом см.
ниже - В.О.). Человек, стремящийся к ней, должен быть духовно очень чистым, пос
титься и регулярно сидеть чиллу (т.е. практиковать уединение. - В.О.). Тогда Бог
раскрывает ему тайное знание и позволяет лечить. Это высшая ступень веры.
В.О. Имеет ли это учение отношение к суфийской тарике (мистическому пути
духовного самосовершенствования) ?
3* 67 И.М. Не совсем, но близко. Это особая наука, она сохраняется только в народе.
Трудно найти устоза, который правильно обучил бы тайной науке»10
.
В тексте беседы четко прослеживается идеализация приемов «божественной» магии
и противопоставление их приемам бахши, представляющим «демоническую» сторону.
Однако на этот счет существует и другое мнение. Конечно, со стороны мусульманина,
во всем следующего образцам поведения, преподанным пророком, отношение к бахши,
«якшающихся» с джиннами, - однозначно плохое. Но и к дуоханам и муллам, лечащим
молитвами (божьим словом), изготовляющим амулеты и совершающим некоторые не
имеющие отношения к исламу обряды, например, вызывания дождя, ортодоксы не
питают доверия. Отсюда несколько подозрительное отношение и к лекарям (табибам),
которые, казалось бы, ничего кроме пользы не приносят. Но поскольку считается, что
болезни имеют нечистую природу, так как продуцируются джиннами, то врачи и
изгоняют их своими лекарственными средствами и процедурами, невольно общаются с
виновниками болезней. Следовательно, любой врач имеет дело с нечистым, потому к
нему следует относиться осторожно. Полагают, что и врачам, муллам и дуоханам
придется отвечать на Страшном суде перед Аллахом за то, что они вмешивались в
его дела, но наказание у них будет несравненно мягче, чем у бахши, поскольку они
«опирались» не на нечистых джиннов, а на самого Бога.
Между тем в бытовом исламе наблюдается полное безразличие к мнению, выска
зываемому ортодоксами. Подверженная суевериям часть населения нуждается в том,
чтобы ее обслуживали специалисты любых — «светлых» и «темных» - профилей,
берущие на себя функции посредников между человеком и окружающими его сверхъ
естественными силами. В компетенцию целителей входит изгнание демонов, являю
щихся, по распространенному мнению, причинами болезней, и проведение разнообраз
ных ритуалов избавления от сглаза, порчи и прочих насланных на людей неприят
ностей. Именно поэтому среди бахши существует специализация. Так, кинначи (от узб.
кинна — сглаз), совершающие ритуалы с применением золы, снимают сглаз; аласчи
используют приемы «очищения» пациента огнем; туфчи (от туф - тьфу; плевок)
отчитывают больного произнесением 36-й суры Корана - «Йасин», сопровождая ее
резкими, свистящими звуками «куф-суф»; дамчи заговаривают укусы ядовитых насе
комых и змей и т.д. Характерно, что в настоящее время многие бахши используют при
лечении суры Корана и некоторые аяты (стих в Коране), не избегая приемов законной
магии. Тем не менее отмечены случаи, когда шаманки отказывались проводить
обряды, если в помещении находился кто-либо из представителей духовенства, или
запрещали употреблять в это время традиционные молитвенные формулы".
Бахши - представители запретной магии. Почему же людей, имеющих дело с
джиннами, называют бахши (шаманами), а не колдунами (джодугар)? Возможно, тем
самым в народе стараются отразить наследственную склонность некоторых «избран
ных духами» людей к так называемой шаманской болезни, которая выражается в не
произвольных помрачениях сознания, сопровождающихся наплывами галлюцинаций,
состояниями экстаза или страха и психосоматическими заболеваниями неясного гене
зиса. «Болезнь» редко проявляется в детстве. Обычно она обнаруживает себя в воз
расте 20-60 лет, но чаще всего в 25-35 лет. Можно предположить, что проявление
скрытых генетических способностей потенциальных шаманов сильно провоцирует
неблагоприятная социальная среда.
В народе единственным избавлением от «шаманской болезни» считают целе
направленную ежедневную деятельность, например целительскую. Институт бахши в
первую очередь возник, видимо, потому, что страдающие люди должны были где-то
под присмотром более опытных коллег восстанавливаться и обучаться жить со своими
«духами» в пограничном состоянии между реальностью и ирреальностью. В противном
случае их ожидал летальный исход или сумасшествие. Человек, ставший шаманом,
пожизненно остается «оседланным духами», хотя с возрастом их влияние ослабевает.
Зависимость бахши от духов зафиксирована многими исследователями12
. Мои
дневниковые записи вносят скромный вклад в общую копилку сведений.
В.Л. О г у д и н