IPSISSIMUS
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.263
Реакции:1.371
Баллы:113
А
АВАЖЕ. У горных марийцев мать Куртньо керемета.
АГА-ПАЙРЕМ КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог праздника кугече.
АГУН КУГЫЗА. Дух овина.
АЗЫРЕН, Азреня, Озырен. В переводе с марийского "смерть". Дух смерти, посланник повелителя загробного мира Киямата. Согласно легенде, раньше Азырен являлся на землю в облике сильного и высокого мужчины. Подступал он к умирающему человеку со словами: "Пришло твое время!" - и одним ударом кинжала закалывал его в сердце, а его душу забирал с собой в подземное царство. Hо захотели люди жить вечно, и порешили они избавиться от могучего Азырена. Жил в те годы хитрый плотник. Вот пришла ему пора умирать. Подступил к нему могучий Азырен с обнаженным кинжалом, говорит: "Готовься, плотник! Сейчас я тебя заколю!" - Тот отвечает ему: "Погоди, могучий Азырен! Позволь мне перед смертью сколотить для себя дубовый гроб: негоже плотнику лежать в гробу, изготовленном чужими руками. Приходи завтра." - Hа том и расстались. Приходит Азырен на следующий день: "Готов ли ты, плотник? Теперь-то уж я тебя заколю!" - "Твоя воля, могучий Азырен, - отвечает тот, - да только вот незадача: забыл я, как нужно в гроб ложиться. Hе мог бы ты мне показать, напомнить?" - Ничего не ответил Азырен, сунул кинжал в ножны и улегся в гроб: смотри, мол. Тут уж хитрый плотник не зевал, захлопнул дубовую крышку, забил ее гвоздями и волоком оттащил тяжелый гроб на высокий берег реки. И столкнул он гроб в самый глубокий омут, и никому не сказал об этом. Только перестали с того дня люди умирать, стали по тысяче лет жить. Hа плечах у них мох от старости вырос. Болели старики, а желанной смерти все не было! И решили они тогда отыскать пропавшего Азырена, чтобы все пошло по-старому. Созвали они на совет всех людей и всех зверей лесных, начали допытываться: не видал ли кто, что с Азыреном сталось? Никто не видал, не слыхал. Тут выкатился вперед мудрый еж: давайте, говорит, спросим об этом великих богов: Кэцэ юмо, бога солнца, и Тылзе юмо, бога луны, они круглые сутки ходят над землей, должны знать. Так и сделали. Спросили у Кэцэ юмо: где Азырен? - Hе знает Кэцэ юмо. Спросили у Тылзе юмо: где Азырен? - Отвечает им Тылзе юмо: "Тысячу лет назад, в такую же ночь, как эта, видел я, как хитрый плотник столкнул дубовый гроб с Азыреном в глубокий омут. Hа дне реки ищите Азырена". Кинулись люди к реке, выловили сетями дубовый гроб, выпустили из него Азырена. Прежде всего могучий Азырен разыскал и заколол кинжалом хитрого плотника, схватил его душу и бросил ее в тамык, ад, в котел с кипящей серой, на вечные муки. Затем избавил он от страданий всех больных и немощных. После этого все пошло по-старому. Только сам Азырен сделался невидимым, чтобы больше не обманули его хитрые люди, и теперь закалывает он умирающих своим кинжалом безо всякого предупреждения.
АРЫЛДЫШ. Лесной таргылтыш.
АШПУ. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву курицу.
В
ВИТНЬЫЗЕ. 1. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку. 2. "Докладчик" керемета (2). Витньызе горного керемета жертвовали зимой зайца, летом белку.
ВОДЫЖ. Водыж живет в лесу, гуляет по березовым рощам, деревья кланяются ему до земли, птицы поют ему песни, звери расступаются. Водыжи помельче: кудо-водыж - дух огня, он же сурт-водыж - хранитель дома, очага- корно-водыж - охраняет путника в дороге, указывает дорогу- шудо-водыж - хранитель лугов.
ВОЛГЫНЧО ЮМО. Один из низших богов, бог молнии.
ВОЛЬЫК ШОЧЫН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог домашнего скота.
ВУД ИЯ. У горных марийцев водяной, запрещавший купаться в озере после обеда, то есть с двух часов.
ВУВЕР [УВЕР]. Злой дух, в который превращается душа колдуна или плохого (хитрого, корыстолюбивого) человека. Представляется в виде летающей метлы с огненным хвостом (кометы). Вувер насылает на людей глазные болезни: бельмо, нарывы, а на коров - болезни вымени. Излечить эти болезни можно только при помощи заклинаний, которые обычно читали женщины. Место пребывания вувера - труп человека, чьей душой этот вувер раньше был. Считалось, что такой труп не разлагается: "Он не подвластен Киямат-тора". Обнаружив подобный труп в могиле, его переворачивали на живот, чтобы он разложился и лишился силы.
Е
ЕР-ВОДЫЖ. У горных марийцев озерный керемет (2).
ЕШ КУМАЛТЫШ. Моленье, посвященное какому-либо семейному событию: рождению ребенка, болезни одного из членов семьи и проч.
И
ИКСА. У горных марийцев один из кереметов (2).
[ИРГИБАШ-ЮМО. Один из богов восточномарийского пантеона.]
ИЯ. Бесы. Вездесущие духи, проникавшие в жилье, бани, к скоту. Встречались человеку в поле или на лугу в виде зайца. Спастись от ия можно было огнем или можжевеловым дымокурением. Во время праздника сурем ия изгонялись из дома специальным обрядом.
Й
ЙОМШЫНГЕР ("пропавшая вода"). Хозяин воды. Служащие ему боги требуют в жертву (у речек и обрывов): Витнызе, Йошкар сер, Осыр памаш, Паскусь, Колтызо - утку, Азырен - петуха, Ужедыш, Ашпо - курицу, Шырт - черного барана, Водыж и керемет - по белому барану.
ЙОШКАР-СЕР. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку.
К
КАВА ЮМО. Один из высших богов, бог неба, небосвода.
[КАВА (КАВА АВА). Древнейшее хтоническое божество. Супруга Юмо, мать Куго-Юмо. По одной из версий Вселенная произошла от богини Кавы. Во времена первых звезд, Юмо, отец Куго-Юмо, соединился с ней, когда она была уткой и плавала посреди бескрайнего небесного озера Ер. Через некоторое время Кава снесла три яйца: медное, железное и ледяное. Создавая мир, Юмо выковал из яиц особые сферы. Медная сфера простерлась под самыми звездами и стала обиталищем богов. Чтобы боги смогли наблюдать за тем что делается внизу, Юмо просверлил в ней множество отверстий. Железная сфера стала твердью земной, а ледяная –- сумрачным и страшным местом, где царствовали холод и нужда. Там поселились прежние, поверженные божественным молотом Юмо, дети Хаоса и Мрака –- демоны смерти Киаматы.]
КАРТЫ. Жрецы.
КЕРЕМЕТ. 1. Младший брат и антипод Кугу-Юмо. 2. Злой дух. 3. Святое место, где приносили жертвы богам.
КИНДЕ ШОЧЫН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог хлеба, урожая.
[КИШКЕ ОН. Повелитель змей. Кишке Он обычно представляется людям в виде необычайно крупной белой змеи, способной издавать при движении характерный громкий свист. Поэтому в некоторых деревнях его называют Свистящей Белой Змеей (шушкышан ош кишке). Кишке-Он имеет свое определенное местообитание, называемое Кишке Шуе (Змеевник). В ряде марийских мифов, персонажем которых явялется змей, фигурирует старик. Он печется о змеях, выступает их верховным властелином. По его свисту змеи «-прилетают»- со всех сторон. Вполне возможно, что основой этому персонажу послужила антропоморфная ипостась Кишке-Он.]
[КИШКЕ САКМАТ. Повелитель ядовитых водяных змей. Кишке-Сакмат –- существо подводное, способное двигаться только задом наперед. Вообще, в этом плане, это широко распространенный ящероподобный мифический образ, известный коми-пермякам, а также многим угро-сибирским народам. Там он выступает в роли хтонического духа, стремящегося подняться на небо, чтобы свои телом закрыть его от людей и уничтожить небожителей.]
[КИШКЕ ШУЕ (ЗМЕЕВНИК). Жилище Кишке-Он. Может быть подземным, вроде пещеры, или вообще находиться в мире духов, отыскать вход в который может лишь тот, кто отведал сердца белой змеи.]
КИЯМАТ, Киямат тора. 1. Загробный мир. 2. Повелитель и судья загробного мира (иногда Кияматом считали первого погребенного на кладбище покойника). В головах умершего ставили три свечи: Киямату, его помощнику Кияматсаусу и самому покойнику, чтобы он благополучно добрался до того света.
1. Загробный мир представлялся разделенным на две половины: темную и светлую. Охранялся он адскими собаками. Чтобы отгонять их, в руки покойнику вкладывали палку. Киямат (2) заставлял покойника блуждать по горам, кишащим ядовитыми змеями, проходить по жердочке над пропастью с котлом, наполненным кипящей серой (в гроб клали шелковую нить, чтобы привязаться к узкому мосту): грешник падал в тамык, ад, а праведник добирался до светлого мира и продолжал обычную жизнь. Киямат мог отпустить умершего на ночь на землю, и тот требовал от живых сородичей соблюдения поминальных обрядов, в которых он сам участвовал.
КИЯМАТСАУС. Помощник Киямата (2).
КОЛТЫЗО. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку.
[КОРГО-ПОРТ. Домовой. Живет на земле, в домах, однико никто не может видеть его кроме людей безгрешных и счастливых.]
[КОРИ. ЮМЫН-ЭРГЭ. Сын Куго-Юмо. Прославился многими подвигами, сражаясь с небесными чудовищами. Так когда-то на звездных гусей стал нападать лютый дракон, Туни. Прежде он разорял только землю, но как поел все на ней, поднялся к небесным чертогам. Хранительница звездных стад, Юдир, призвала на помощь отца и братьев: Куго-Юмо, Мэра и Керемета, но сколько те не бились, не могли одолеть Туни, поскольку не было у них согласия между собой. Кори, думавший заслужить любовь сестры, пошел к Одир-Памашу, выковал у него в кузнице огромный меч и полетел на крылатой белой змее Азрека к Туни. Но даже чудесный меч не помог Кори: срубит он одну голову у дракона, а на ее месте –- новые две. Тогда решил он спросить совета у богини земли, Млянде-Авы, как погубить ему чудовище. И сказала богиня: «-Иди к людям, к сиротам и вдовам, что остались без родных. Возьми их слезы и ими закали свой меч»-. Послушался Кори Млянде-Аву, сделал как она велела. Потом вернулся к Туни и с одного маху срубил все его головы.]
КОРНО-ВОДЫЖ. Один из мелких водыжей, охраняющий путника в дороге и указывающий дорогу.
КУВАР КУГУЗАЙ ("подмостный дядя"). Подмостный керемет (2), злой покойник, прячущийся под мостом за селом и подстерегающий ночью или в сумерки неосторожных прохожих.
КУГЕЧЕ. Праздник.
КУГУРАК ("старейшина"). У некоторых марийских племен почитался верховным богом. Согласно преданию луговых марийцев, Кугурак был когда-то племенным вождем, а затем возглавил иерархию духов
- "стражей" дома, стола, ворот и проч.: Витнезе, Ужедыж, Водыж- иногда к ним причисляются также бог смерти Азырен, через которого Кугурак управляет мертвыми- злые духи ширты, Пиамбар. Кугураку приносили в жертву жеребенка, при этом молилсь: "Прими в дар жеребенка молодого в знак нашего уважения и почтения, не давай в обиду злым духам!" [Однажды решил Куго-Юмо собрать всех старейшин племен, чтобы наделить каждый народ своими обычаями и языками. В числе других был приглашен предок марийцев, Кугурак. Керемет, обернувшись человеком, задержал его на дороге своими разговорами, а когда отпустил, то собрание старейшин уже закончилось. За неуважение к себе разгневанный Куго-Юмо заповедовал марийцам поклоняться также Керемету –- своему брату, приносить ему жертвы петухами и дичью.]
КУГУ-ЮМО. В переводе с марийского "Великий бог". Верховный бог в марийской мифологии. Обитает на небе, возглавляет иерархию небесных и низших земных богов. Владеет множеством скота. Возможно, Кугу-Юмо - это обожествленное небо, ветер - его дыхание, радуга –- лук, [стрелы –- молнии. Восседает Куго-Юмо на вершине самой высокой горы мира. В руках у него чудодейственный молот, на голове золотая шапка.] Демиург Кугу-Юмо противостоит своему младшему брату Керемету, которого он изгнал с неба за непослушание. Однажды Кугу-Юмо велел Керемету, плававшему в виде селезня по бескрайним просторам океана, нырнуть и достать со дна землю. Когда Керемет выполнил его волю, Кугу-Юмо дуновением создал землю с равнинами, лесами и пастбищами. Однако Керемет утаил часть земли и, выплюнув ее, создал горы. Затем Кугу-Юмо сотворил человека и поднялся на небо за душой для него, оставив сторожем собаку, у которой не было шкуры. Керемет соблазнил собаку новой шубой и оплевал человека. Вернувшись, Кугу-Юмо проклял собак, а человека вывернул наизнанку, чтобы скрыть плевки. Из-за оплеванных Кереметом внутренностей человек и подвержен греху и болезням. Также Кугу-Юмо сотворил добрых духов из искр, высекаемых огнивом. В подражание ему Керемет тем же способом сотворил злых духов. [: Скучно стало Куго-Юмо на этом свете, и решил он создать человека. Замесил лучшей глины и вылепил из нее мужчину и женщину. Сделал их воинами. Потом вдохнул в них жизнь и отправил на землю. Но поскольку не было у него мерки, то люди получились огромными, как сами боги, выше гор. Когда они размножились, не стало покоя богам. Первосотворенные великаны, Паны, возомнили себя равными небожителям и повели против них борьбу. Тогда Куго-Юмо решил обратиться к Мэру, самому мудрому из богов, чтобы тот подсказал, как уничтожить Панов. Мэр дал Куго-Юмо чудодейственный молот. Взял Куго-Юмо этот молот и, сойдя вниз, сразился с великанами. Сокрушил их. После того он собрал тела своих врагов и сложил на правом берегу Волги. Со временем они поросли травою и лесом. Когда бурные потоки воды вымывают землю в горах, кости древних великанов проступают наружу. Через некоторое время Куго-Юмо решил снова создать людей, но на этот раз сделал их много меньше. Однако Онары оказались столь же тщеславны, как и Паны, только они были хитрее и, когда терпение Куго-Юмо истощилось, скрылись от него в лесах. Снова пришлось Куго-Юмо просить помощи у Мэра. Тот дал ему золотую шапку. Накинул Куго-Юмо золотую шапку на землю, и от того на ней воцарился страшный зной. Все живое, что было на поверхности –- погибло. Так он расправился с Онарами. Только двое из них уцелели. Предчувствуя скорый конец мира, обратилась хитрейшая из хитрейших великанш с молитвой к Мэру, чтобы тот помог избежать кары Куго-Юмо. По внушению Мэра вырыл ее сын Онар глубокую яму. Когда небесный огонь охватил землю, опустились они на самое ее дно. Сидели они там до тех пор, пока не пролился первый дождь. Куго-Юмо, решив, что с великанами покончено, взял у Мэра мерку и по ней сотворил людей, а чтобы те не мнили себя равным богам, вылепил пахарями. Но, дождавшись когда Куго-Юмо отлучился, Керемет спрятал, еще не оживленные его божественным дыханием, тела в потаенном месте, в самой чаще леса, а мерку бросил в огонь. Куго-Юмо проклял Керемета, низвергнув его в глубочайшую пропасть. Узнав об этом, Мэр, в тайне от Куго-Юмо, призвал к себе Онара и велел найти людей. Чтобы Онар смог исполнить это приказание, мудрый бог дал ему волшебный лук и стрелы. Мэр сказал: “-Иди и сразись с владыкой леса –- Пуэмбаром, он стережет то, что тебе нужно”-. Добрался Онар до густого леса, стал звать на бой Пуэмбара. Вышел ему навстречу хозяин дерев –- огромный, как столетний дуб. Сошлись враги. Долго бились, но никто не мог одолеть. Тогда вложил Онар стрелы в лук и стал посыпать ими лес. Охватило деревья жаркое пламя. Стал Пуэмбар просить не разорять его владения и обещал не мешать Онару. Великан раскидал огонь, затоптал его, а потом пошел в самую чащу леса и отыскал там тела. Отнес он их сперва своей матери, а та –- Куго-Юмо. Вдохнул Куго-Юмо жизнь в людей. Так начался человеческий род. В награду за это, Куго-Юмо простил Онара и его мать. А потом, когда великаны умерли, забрал Куго-Юмо подарки Мэра. С тех пор, когда Куго-Юмо гневается, мечет он с неба огненные стрелы, те, что зовем мы молниями. Но проходит гроза, и волшебный лук мирно повисает над землею многоцветной радугой.
: Сотворив сушу, Куго-Юмо первоначально населил ее великанами Онарами, потому что сам был исполинского роста. Но великаны были очень сильны и грозили нарушить покой богов. Тогда Куго-Юмо послал на землю своего сына, Кори, который, истребив Онаров, принес отцу палец одного из них. Говорят, Куго-Юмо сказал тогда: «-Вот по такой мерке я и создам людей, и пусть они теперь попробуют восстать против воли богов!»-]
[КУГО-ЮМЫН ВАТЕ. Супруга Куго-Юмо.]
КУГЫЗА ("дед, старик"). Духи.
КУДО-ВОДЫЖ, Кудо-вадыш. В переводе с марийского "хранитель дома". Дух, покровительствующий дому и семье, марийский домовой. Заботится о хозяевах дома, оберегает их от болезней, но может и сам наслать болезнь на нерадивого и непочтительного хозяина. Для Кудо-водыжа в переднем углу дома вешали пучок ветвей, который каждую весну выбрасывали в поле и заменяли новым.
КУДО КЕРЕМЕТ. Домашний керемет (2).
КУДЫРЧО ЮМО. Один из низших богов, бог грома.
КУРТНЬО КЕРЕМЕТ. У горных марийцев железный керемет (2).
КУРСИР-КЕРЕМЕТ. У горных марийцев береговой керемет (2).
КУРЫК КУГУ ЕНГ ("большой горный человек"), Курык кугыза ("горный старик"). горный керемет (2). Горному керемету жертвовали жеребенка или быка, домашнее пиво.
КУРЫК ТУР КЕРЕМЕТ. Предгорный керемет (2).
КУСОТО. Священная роща, обычно березовая. Священный огонь разжигали березовыми дровами.
[КЭЧЭАВА. КЭЧЭ-АВА. Мать Солнца, богиня согласия, семейного счастья, богатства. Живет внутри самого солнца. Ей посвящают публичные празднества в которых принимают участие исключительно женщины и девушки. В жертву богине приносят молодого теленка или барана.]
КЫЛТЫМАШ. Полевые таргылтыше.
М
МАКАР. У горных марийцев один из кереметов (2).
[МАРДЕЖ АВА. Мать ветра.]
МАРДЕЖ ОН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог ветров.
МЕР. Общность верующих, состоящая из нескольких тиште.
МЕР КУМАЛТЫШ. Моленье союза религиозных общин. Проводится обычно раз в три года. Место, время, характер жертвоприношений определяет совет картов - мера. Каждое тиште направляет на это моление своих представителей.
[МЛАНДЕ АВА. Богиня земли. Лицо ее –- снега белые, глаза –- озеры синие, волосы –- травы разноцыетные. Одно из центральных божеств культа мертвых. Марийцы полагали, что смерть –- это всего лишь переход в иную жизнь, которая ничем не отличается от той, которую они вели прежде. Традиционно у марийцев существовала вера в некое царство вечной весны, лета «-светлое место»- (Волгодо Вер) и «-черную землю»- (Шэм Мландэ). «-Светлое место»- располагалось далеко за высокими снежными горами (возможно на небе), которые окружали «-черные земли»-, исполненные голода, холода и нужды. Там пребывали наказанные за неправедные дела люди. Умершие должны были преодолеть эти негостеприимные места, попутно отбиваясь от ядовитых змей, злых духов, чтобы пробраться к входу в Волгодо вер. Но тут их ждало препятствие в виде многоголового пса (Пи), стерегущего врата в царство вечной жизни. Отогнав чудовище заранее припасенными ветками шиповника или задобрив его кусочками мяса, умерший попадал на суд богам, который возглавлял сам Куго-Юмо. Сначала пришедший платил Мландэ-Ава за то, что она приняла в себя, приютила его тело. Затем вперед выступал личный дух человека (шукчэ, суксо, –- каждый при рождении наделялся им Куго-Юмо), который передавал помощникам верховного бога Витнезе особую тетрадь, в которую он на протяжении всей жизни марийца, пока незримо следовал за ним, записывал его хорошие и дурные дела. Если боги признавали, что человек больше принес добра, нежели зла, то назначали ему быть в своем царстве, если нет, то отправляли на Шэм Мландэ, где тот терпел всевозможные лишения. Напротив, умерший, очутившийся в стране богов, продолжал заниматься земледельческим трудом не испытывая ни в чем недостатка. Теперь он мог есть досыта и не болеть.]
МЛАНДЕ КУГУ ЮМО. Глава низших богов, великий бог земли.
МОЛЕНЬЯ. Различались: семейные (еш кумалтыш)- сельские, организуемые ежегодно до летних полевых работ или осенью по их завершении (время проведения сельского моленья и то, каким богам какую жертву принести, определяет совет стариков)- общинные (тише-кумалтыш)- моленья союза религиозных общин (мер кумалтыш) и, наконец, всеобщие (туня кумалтыш). Наиболее значительные моленья проводились поздней осенью.
МУКШ ПУРЫШО, МУКШ СУКСО. Низшие боги, помощники Мукш шочын кугу юмо.
МУКШ ШОЧЫН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, покровитель пчел.
МЭР КУГУ ЮМО. Один из высших богов, покровитель народа, посредник между людьми и богами.
Н
[НЕМДА (ХОЗЯИН ГОРЫ НЕМДА, КУРУКАН ОЗА). Мифический богатырь, возможно, сын Кугыза, первого марийского правителя. Согласно древнейшей легенде долгое время был защитником народа. Когда пришло ему время умирать велел схоронить себя в пещере высокой горы. «-Если будут враги подступать к марийским землям, идите к горе и кричите: Выйди Немда! - И я восстану из мертвых»-, - сказал он перед своей кончиной. После смерти Немды прошло много лет. Старики, которые помнили его, умерли, а молодежь перестала верить жрецам. И вот один мальчик решил испытать могущество Немды. Пошел к горе и крикнул: «-Выйди Немда!»- Раздался чудовищный гром, раскрылась гора, и из нее вышел седой богатырь. Найдя вместо врагов перепуганного мальчишку, разневался Немда на марийцев и, разломав свой меч, вернулся в недра земли. Враги, прослышав о том, двинулись на племя Немды. Пошли люди к горе, стали звать богатыря, но так и не дождались его.]
О
ОВДА. Злая женщина с длинными растрепанными волосами, ведьма. У нее были вывернутые ступни ног и длинные, тощие груди, перекинутые крест-накрест через костистые плечи. По ночам овды выводили из стойла лошадей, предпочтительно белых, укатывали их, сидя спиной к голове, до изнеможения и болезни. Щекотали людей, особенно женщин, доводя их до истерического смеха и смерти. Обитали в пещерах на возвышенностях.
[ОДЫР-ПАМАШ, ОДИР-ПАМАШ. Дух земных недр, властелин гор. Когда шум в земле –- значит то кузница Одир-Памаша заработала.]
ОНАПУ. Священное дерево, передающее молитвы богам.
ОНАРЫ, нары. Великаны, населявшие землю в древности, марийские велеты. Леса им были по колено, они с легкостью вырывали с корнями вековые дубы, из песка, который они вытряхивали из обуви, получались целые холмы. Как-то онар встретил пахаря и принял его за насекомое, такова была разница в росте. Подхватив человечка вместе с лошадью и сохой, великан отнес его к своей матери.
ОСЫР ПАМАШ. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку.
ОШ КЕЧЕ КУГУ ЮМО. Один из высших богов, бог солнца и света.
П
ПАНЫ. Легендарные великаны, жившие в древности. "Городец - русский город, древний. Но раньше тут жили не русские. Кто это был, уже неизвестно. А у нас их называют паны. Паны были великаны, сильные. А потом умерли. Место тут есть такое - Пановы горы. Тут на берегу Волги они схоронены. Кости у них огромные, видно их иной раз, когда бугор подмоет" (Нижегородские марийцы. Йошкар-Ола, 1994. С. 141).
ПАСКУСЬ. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку.
[ПЕЛЕДЫШ ЮМО. В восточномарийском пантеоне соответствует Сакса Юмо.]
ПЕРКЕ АВА. Одна из низших богинь, богиня счастья и богатства.
ПЕРКЕ КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог достатка и прибыли.
[ПИ. Многоголовый пес, стерегущий вход в царство вечной весны –- Волгодо Вэр.]
ПИАМБАР. Один из злых духов.
ПОКШЫМ КУГЫЗА. Дух или бог заморозков, в жертву которому приносили белого барана.
ПУРЫШО. Один из низших богов, предопределитель.
[ПУЭМБАР. Бог лесов.]
С
САКСА КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог плодов.
СУАП. Рай.
СУРЕМ. Праздник.
СУРТ-ВОДЫЖ. Один из мелких водыжей, хранитель дома, очага, он же дух огня кудо-водыж.
СУРТ КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог домашнего очага.
СУРТ-КУГЫЗА. Дух дома.
[СУРТ-ОРТ. Хозяин двора.]
Т
ТАМЫК. Ад.
ТАРГЫЛТЫШ. Души покойников, умерших неестественной смертью. Их вызывают колдуны юзо, чтобы они приносили порчу. Существует несколько разновидностей таргылтыш: арылдыше (лесные), кылтымаш (полевые).
ТИШТЕ. Крупная религиозная община, состоящая из жителей нескольких деревень (до 16 селений).
ТИШТЕ-КУМАЛТЫШ. Общинное моление.
ТУЛ ОН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог огня.
ТУНЯ КУМАЛТЫШ. Всеобщее моленье, организуемое раз в 4-6 лет по случаю какого-нибудь особого события в жизни всего народа.
ТУНЯ ЮМО. Один из высших богов, бог вселенной.
ТУТЫРА КУГУ ЮМО. Один из низших богов, владыка тумана.
ТЫЛЗЕ ЮМО. Один из низших богов, бог луны.
ТЫЛМАЧШЕ. Докладчик и лакей богов у горных марийцев.
У
УЖАРА ЮМО. Один из низших богов, бог зари.
УЖЕДЫШ. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву курицу.
У КЕРЕМЕТ. Новый керемет (2), самый злобный из всех, вредящий ежедневно.
УМЫН АВА. Одна из высших богинь, мать Кугу-Юмо. [В восточномарийских вариантах соответствует Каве.]
УМЫР КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог тихой хорошей погоды.
Ш
[ШАР-КИШКЕ. Вера в водное змеиное царство хорошо отражена в возрениях о «-шаркишке»-, волосянках, которые представляют собой существа возникающие из упавших в воду человеческих волос с корнем, щетины, шерсти животных. Шар-Кишке (или Кишке-Шар) при попадании на здоровую кожу впиваются в нее и вызывают различные заболевания. По мысли Калиева сюжет, связанный с происхождением змей –- общефинский. Это подтверждает текст «-Калеваллы»-: «-От воды змеи начало, Родилась она в потоке…-»- Считается, что Шар-Кишке появляется под воздействием злого существа –- «-вюд ия»- (водяного) или Кишке Сакмата –- Змеинного Духа (образ, в какой-то мере синонимичный фигуре Повелителя, но в отличии от него, не выступающий в антропоморфном облике).]
ШИРТЫ, шырты. Злые духи, требующие в жертву барана. Злым духам приносил жертвы около хвойных, менее почитаемых деревьев или у хворостин, при этом говорили: "Вот твое большое почетное дерево (Теве кугу ена-пуэт)"- затем хворостину сжигали.
ШОЧЫН АВА. Одна из низших богинь, мать рождения, богиня плодородия.
ШУДО-ВОДЫЖ. Один из мелких водыжей, хранитель лугов.
ШУДЫР-ШАМЫЧ [ШУДЫР-ВЛАК] ЮМО. Один из низших богов, бог звезд.
[ШЭМ КИШКЕ. Один из устойчивых персонажей магических формул, некая черная змея, прикованная ко дну черного озера (Шэм Ер).]
Э
ЭРГЫЖЕ. У горных марийцев сын Кургньо керемета.
ЭР КЕЧЕ КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог рассвета.
Ю
[ЮДИР (УДЫР). Дочь Куго-Юмо и Куго-Юмын вате. Возлюбленная Кори. Небесная дева, владелица Шордо –- священного Лося. Куго-Юмо не хотел, чтобы Юдир покинула его и задумал отвадить от нее женихов. Когда Юдир выросла, он дал ей кольцо, надев которое она могла стать невидимой. Юдир очень любила свой звездный мир и поэтому с радостью согласилась остаться девушкой, к тому же, ей жалко было покидать своего любимца, священного Лося, Шордо. Влюбленный в Юдир Кори не раз пытался овладеть ею, но пока на девушке было кольцо, чары Куго-Юмо хранили ее невинность. Отчаявшись, юноша обратился за помощью к Керемету, который был обижен на своего брата за то, что тот отказался разделить с ним власть над миром. Чтобы отомстить Куго-Юмо, Керемет решил помочь Кори. Прибегнув к своему искусству перевоплощения, он обернулся маленьким мальчиком и встал на пути Юдир. Встретив дрожащего от холода ребенка девушка сжалилась и отдала ему свою одежду. Через некоторое время она увидела нищего старца (это был все тот же Керемет), и пришлось ей расстаться с волшебным кольцом, но стоило Юдир только снять его, как Кори выскочил из засады и увлек девушку за собой. Когда Куго-Юмо стало известно о том, что Юдир лишилась невинности, в гневе он разлучил влюбленных: Кори стал Луной (Тэлесэ), а Юдир –- планетой Венерой. Керемет же был низвергнут в мир демонов. С тех пор Юдир –- заступница сирых и убогих.]
ЮЗО. Колдуны.
[ЮМОНАШЬ. ЮМОНАШ. Лесной или водяной дух. Его молят о том, чтобы он даровал детей мужского пола. В жертву Юмононашь пронсят черного барана.]
[ЮМЫШ-АВА. Мать жизни. Богиня восточномарийского пантеона.]
ЮНГ-И-ВУЙ. У горных марийцев один из кереметов (2).
Я
ЯЛ УМБАЧ КОШТШО. Керемет (2), летающий над селами.
[ЯМШИНЕР. Дух ключей, ручьев. Обитает в глухих лесах. В жертву Ямшинеру приносили глухаря или курицу.]
ЯУШ. У горных марийцев один из кереметов (2).
Приложение 1. О системе табу в марийском быту и религии.
У марийского народа в реальной действительности до настоящего времени широко используется система табу: запреты, табуированные слова, языковая магия.
Табу - запреты - отражают ту древнюю ступень мышления, когда человек олицетворял окружающие его факторы и явления природы, а также животных, приписывая им сходство с людьми, в частности, способность понимать человеческую речь и определенным образом на него реагировать. Не умея еще покорить природу и не имея достаточно совершенных орудий лова, человек стремился установить с природными факторами и животными добрососедские отношения, перехитрить или задобрить их ласковым обращением и иносказаниями.
Словесные запреты у народа мари подразделяются в основном на две группы: запреты в общении с животными и запреты в социальной жизни.
Марийцы полагают, что животные слышат и понимают речь людей, поэтому разговоры, слова, касающиеся животных, особенно в их присутствии, носят всегда завуалированный характер. Нередко реальные названия заменяются иносказаниями. Запретные названия животных у мари связаны прежде всего с такими сильными и опасными, в основном в условиях леса, хищниками, как медведь и волк. Так медведя, стараясь задобрить его, угодить, даже за глазами, называют добрыми и похвальными именами: «-кожла оза»-, «-мў-йым йє-ратыше»-, «-мў-йым кочшо»- (хозяин леса, любящий мёд).
«-Шем кужу поч»-, «-шучко»-, «-сур»- (длинный черный хвост, страшный, серый) являются табуированными и в то же время описательными выражениями для обозначения волка. Табуированные слова употребляются и для описания лисы: «-чоя»-, «-йошкар ужга»- (хитрая, рыжая шуба). Охотники не называют именем и зайца. Они упоминают его способами описания: «-руалме поч»- (отрубленный хвост), «-кў-чык поч»- (короткий хвост), «-кужу пылыш»- (длинноухий) и т.д.
Охотник, идя в лес, никогда не скажет, что пошел на охоту, ведь этим он сможет спугнуть тех, кто услышит его. Он говорит, что пошел в лес погулять, лес посмотреть, с ружьем походить. Воображают, что животные, узнав намерения охотника убить их, скрываются в глуши и становятся неуловимыми. Таким образом, удача охоты зависит не только от благосклонности божеств, но и от поведения самого охотника, а также и животных.
Предохранительные имена носят и домашние животные, в основном это клички, которые служат для того, чтобы «-спрятать»- их от злых духов, болезней и смерти. Свинью, например, редко называют своим именем «-сє-сна»-, ей дают прозвище: «-тертешка нер»- (круглый нос), «-пургедше нер»- (роющий носом) и прочие.
Помимо запретных слов, связанных с охотой, есть немало словесных табу, относящихся к быту. Эта группа табу основывается на вере человека и общества в магическую силу слова и имени. Слово и имя действуют на существо, называемое данным именем, как вблизи, так и издали, часто на больших расстояниях. По представлениям название того или иного существа по имени вызывает его появление и оно может пострадать. Североамериканский индеец, к примеру, относится к своему имени не как к обычному ярлыку, а как к самостоятельной части своего тела и пребывает в уверенности, что от дурного обращения с именем проистекает не меньший вред, чем от раны, нанесенной какому-нибудь телесному органу.
С этим обычаем связано большое число любопытных правил, относящихся к сокрытию или изменению собственных имен. На старости лет некоторые эскимосы выбирают себе новое имя, надеясь с его помощью обрести новые силы.
У народа мари существует обычай не называть замужних женщин по имени, а о
АВАЖЕ. У горных марийцев мать Куртньо керемета.
АГА-ПАЙРЕМ КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог праздника кугече.
АГУН КУГЫЗА. Дух овина.
АЗЫРЕН, Азреня, Озырен. В переводе с марийского "смерть". Дух смерти, посланник повелителя загробного мира Киямата. Согласно легенде, раньше Азырен являлся на землю в облике сильного и высокого мужчины. Подступал он к умирающему человеку со словами: "Пришло твое время!" - и одним ударом кинжала закалывал его в сердце, а его душу забирал с собой в подземное царство. Hо захотели люди жить вечно, и порешили они избавиться от могучего Азырена. Жил в те годы хитрый плотник. Вот пришла ему пора умирать. Подступил к нему могучий Азырен с обнаженным кинжалом, говорит: "Готовься, плотник! Сейчас я тебя заколю!" - Тот отвечает ему: "Погоди, могучий Азырен! Позволь мне перед смертью сколотить для себя дубовый гроб: негоже плотнику лежать в гробу, изготовленном чужими руками. Приходи завтра." - Hа том и расстались. Приходит Азырен на следующий день: "Готов ли ты, плотник? Теперь-то уж я тебя заколю!" - "Твоя воля, могучий Азырен, - отвечает тот, - да только вот незадача: забыл я, как нужно в гроб ложиться. Hе мог бы ты мне показать, напомнить?" - Ничего не ответил Азырен, сунул кинжал в ножны и улегся в гроб: смотри, мол. Тут уж хитрый плотник не зевал, захлопнул дубовую крышку, забил ее гвоздями и волоком оттащил тяжелый гроб на высокий берег реки. И столкнул он гроб в самый глубокий омут, и никому не сказал об этом. Только перестали с того дня люди умирать, стали по тысяче лет жить. Hа плечах у них мох от старости вырос. Болели старики, а желанной смерти все не было! И решили они тогда отыскать пропавшего Азырена, чтобы все пошло по-старому. Созвали они на совет всех людей и всех зверей лесных, начали допытываться: не видал ли кто, что с Азыреном сталось? Никто не видал, не слыхал. Тут выкатился вперед мудрый еж: давайте, говорит, спросим об этом великих богов: Кэцэ юмо, бога солнца, и Тылзе юмо, бога луны, они круглые сутки ходят над землей, должны знать. Так и сделали. Спросили у Кэцэ юмо: где Азырен? - Hе знает Кэцэ юмо. Спросили у Тылзе юмо: где Азырен? - Отвечает им Тылзе юмо: "Тысячу лет назад, в такую же ночь, как эта, видел я, как хитрый плотник столкнул дубовый гроб с Азыреном в глубокий омут. Hа дне реки ищите Азырена". Кинулись люди к реке, выловили сетями дубовый гроб, выпустили из него Азырена. Прежде всего могучий Азырен разыскал и заколол кинжалом хитрого плотника, схватил его душу и бросил ее в тамык, ад, в котел с кипящей серой, на вечные муки. Затем избавил он от страданий всех больных и немощных. После этого все пошло по-старому. Только сам Азырен сделался невидимым, чтобы больше не обманули его хитрые люди, и теперь закалывает он умирающих своим кинжалом безо всякого предупреждения.
АРЫЛДЫШ. Лесной таргылтыш.
АШПУ. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву курицу.
В
ВИТНЬЫЗЕ. 1. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку. 2. "Докладчик" керемета (2). Витньызе горного керемета жертвовали зимой зайца, летом белку.
ВОДЫЖ. Водыж живет в лесу, гуляет по березовым рощам, деревья кланяются ему до земли, птицы поют ему песни, звери расступаются. Водыжи помельче: кудо-водыж - дух огня, он же сурт-водыж - хранитель дома, очага- корно-водыж - охраняет путника в дороге, указывает дорогу- шудо-водыж - хранитель лугов.
ВОЛГЫНЧО ЮМО. Один из низших богов, бог молнии.
ВОЛЬЫК ШОЧЫН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог домашнего скота.
ВУД ИЯ. У горных марийцев водяной, запрещавший купаться в озере после обеда, то есть с двух часов.
ВУВЕР [УВЕР]. Злой дух, в который превращается душа колдуна или плохого (хитрого, корыстолюбивого) человека. Представляется в виде летающей метлы с огненным хвостом (кометы). Вувер насылает на людей глазные болезни: бельмо, нарывы, а на коров - болезни вымени. Излечить эти болезни можно только при помощи заклинаний, которые обычно читали женщины. Место пребывания вувера - труп человека, чьей душой этот вувер раньше был. Считалось, что такой труп не разлагается: "Он не подвластен Киямат-тора". Обнаружив подобный труп в могиле, его переворачивали на живот, чтобы он разложился и лишился силы.
Е
ЕР-ВОДЫЖ. У горных марийцев озерный керемет (2).
ЕШ КУМАЛТЫШ. Моленье, посвященное какому-либо семейному событию: рождению ребенка, болезни одного из членов семьи и проч.
И
ИКСА. У горных марийцев один из кереметов (2).
[ИРГИБАШ-ЮМО. Один из богов восточномарийского пантеона.]
ИЯ. Бесы. Вездесущие духи, проникавшие в жилье, бани, к скоту. Встречались человеку в поле или на лугу в виде зайца. Спастись от ия можно было огнем или можжевеловым дымокурением. Во время праздника сурем ия изгонялись из дома специальным обрядом.
Й
ЙОМШЫНГЕР ("пропавшая вода"). Хозяин воды. Служащие ему боги требуют в жертву (у речек и обрывов): Витнызе, Йошкар сер, Осыр памаш, Паскусь, Колтызо - утку, Азырен - петуха, Ужедыш, Ашпо - курицу, Шырт - черного барана, Водыж и керемет - по белому барану.
ЙОШКАР-СЕР. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку.
К
КАВА ЮМО. Один из высших богов, бог неба, небосвода.
[КАВА (КАВА АВА). Древнейшее хтоническое божество. Супруга Юмо, мать Куго-Юмо. По одной из версий Вселенная произошла от богини Кавы. Во времена первых звезд, Юмо, отец Куго-Юмо, соединился с ней, когда она была уткой и плавала посреди бескрайнего небесного озера Ер. Через некоторое время Кава снесла три яйца: медное, железное и ледяное. Создавая мир, Юмо выковал из яиц особые сферы. Медная сфера простерлась под самыми звездами и стала обиталищем богов. Чтобы боги смогли наблюдать за тем что делается внизу, Юмо просверлил в ней множество отверстий. Железная сфера стала твердью земной, а ледяная –- сумрачным и страшным местом, где царствовали холод и нужда. Там поселились прежние, поверженные божественным молотом Юмо, дети Хаоса и Мрака –- демоны смерти Киаматы.]
КАРТЫ. Жрецы.
КЕРЕМЕТ. 1. Младший брат и антипод Кугу-Юмо. 2. Злой дух. 3. Святое место, где приносили жертвы богам.
КИНДЕ ШОЧЫН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог хлеба, урожая.
[КИШКЕ ОН. Повелитель змей. Кишке Он обычно представляется людям в виде необычайно крупной белой змеи, способной издавать при движении характерный громкий свист. Поэтому в некоторых деревнях его называют Свистящей Белой Змеей (шушкышан ош кишке). Кишке-Он имеет свое определенное местообитание, называемое Кишке Шуе (Змеевник). В ряде марийских мифов, персонажем которых явялется змей, фигурирует старик. Он печется о змеях, выступает их верховным властелином. По его свисту змеи «-прилетают»- со всех сторон. Вполне возможно, что основой этому персонажу послужила антропоморфная ипостась Кишке-Он.]
[КИШКЕ САКМАТ. Повелитель ядовитых водяных змей. Кишке-Сакмат –- существо подводное, способное двигаться только задом наперед. Вообще, в этом плане, это широко распространенный ящероподобный мифический образ, известный коми-пермякам, а также многим угро-сибирским народам. Там он выступает в роли хтонического духа, стремящегося подняться на небо, чтобы свои телом закрыть его от людей и уничтожить небожителей.]
[КИШКЕ ШУЕ (ЗМЕЕВНИК). Жилище Кишке-Он. Может быть подземным, вроде пещеры, или вообще находиться в мире духов, отыскать вход в который может лишь тот, кто отведал сердца белой змеи.]
КИЯМАТ, Киямат тора. 1. Загробный мир. 2. Повелитель и судья загробного мира (иногда Кияматом считали первого погребенного на кладбище покойника). В головах умершего ставили три свечи: Киямату, его помощнику Кияматсаусу и самому покойнику, чтобы он благополучно добрался до того света.
1. Загробный мир представлялся разделенным на две половины: темную и светлую. Охранялся он адскими собаками. Чтобы отгонять их, в руки покойнику вкладывали палку. Киямат (2) заставлял покойника блуждать по горам, кишащим ядовитыми змеями, проходить по жердочке над пропастью с котлом, наполненным кипящей серой (в гроб клали шелковую нить, чтобы привязаться к узкому мосту): грешник падал в тамык, ад, а праведник добирался до светлого мира и продолжал обычную жизнь. Киямат мог отпустить умершего на ночь на землю, и тот требовал от живых сородичей соблюдения поминальных обрядов, в которых он сам участвовал.
КИЯМАТСАУС. Помощник Киямата (2).
КОЛТЫЗО. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку.
[КОРГО-ПОРТ. Домовой. Живет на земле, в домах, однико никто не может видеть его кроме людей безгрешных и счастливых.]
[КОРИ. ЮМЫН-ЭРГЭ. Сын Куго-Юмо. Прославился многими подвигами, сражаясь с небесными чудовищами. Так когда-то на звездных гусей стал нападать лютый дракон, Туни. Прежде он разорял только землю, но как поел все на ней, поднялся к небесным чертогам. Хранительница звездных стад, Юдир, призвала на помощь отца и братьев: Куго-Юмо, Мэра и Керемета, но сколько те не бились, не могли одолеть Туни, поскольку не было у них согласия между собой. Кори, думавший заслужить любовь сестры, пошел к Одир-Памашу, выковал у него в кузнице огромный меч и полетел на крылатой белой змее Азрека к Туни. Но даже чудесный меч не помог Кори: срубит он одну голову у дракона, а на ее месте –- новые две. Тогда решил он спросить совета у богини земли, Млянде-Авы, как погубить ему чудовище. И сказала богиня: «-Иди к людям, к сиротам и вдовам, что остались без родных. Возьми их слезы и ими закали свой меч»-. Послушался Кори Млянде-Аву, сделал как она велела. Потом вернулся к Туни и с одного маху срубил все его головы.]
КОРНО-ВОДЫЖ. Один из мелких водыжей, охраняющий путника в дороге и указывающий дорогу.
КУВАР КУГУЗАЙ ("подмостный дядя"). Подмостный керемет (2), злой покойник, прячущийся под мостом за селом и подстерегающий ночью или в сумерки неосторожных прохожих.
КУГЕЧЕ. Праздник.
КУГУРАК ("старейшина"). У некоторых марийских племен почитался верховным богом. Согласно преданию луговых марийцев, Кугурак был когда-то племенным вождем, а затем возглавил иерархию духов
- "стражей" дома, стола, ворот и проч.: Витнезе, Ужедыж, Водыж- иногда к ним причисляются также бог смерти Азырен, через которого Кугурак управляет мертвыми- злые духи ширты, Пиамбар. Кугураку приносили в жертву жеребенка, при этом молилсь: "Прими в дар жеребенка молодого в знак нашего уважения и почтения, не давай в обиду злым духам!" [Однажды решил Куго-Юмо собрать всех старейшин племен, чтобы наделить каждый народ своими обычаями и языками. В числе других был приглашен предок марийцев, Кугурак. Керемет, обернувшись человеком, задержал его на дороге своими разговорами, а когда отпустил, то собрание старейшин уже закончилось. За неуважение к себе разгневанный Куго-Юмо заповедовал марийцам поклоняться также Керемету –- своему брату, приносить ему жертвы петухами и дичью.]
КУГУ-ЮМО. В переводе с марийского "Великий бог". Верховный бог в марийской мифологии. Обитает на небе, возглавляет иерархию небесных и низших земных богов. Владеет множеством скота. Возможно, Кугу-Юмо - это обожествленное небо, ветер - его дыхание, радуга –- лук, [стрелы –- молнии. Восседает Куго-Юмо на вершине самой высокой горы мира. В руках у него чудодейственный молот, на голове золотая шапка.] Демиург Кугу-Юмо противостоит своему младшему брату Керемету, которого он изгнал с неба за непослушание. Однажды Кугу-Юмо велел Керемету, плававшему в виде селезня по бескрайним просторам океана, нырнуть и достать со дна землю. Когда Керемет выполнил его волю, Кугу-Юмо дуновением создал землю с равнинами, лесами и пастбищами. Однако Керемет утаил часть земли и, выплюнув ее, создал горы. Затем Кугу-Юмо сотворил человека и поднялся на небо за душой для него, оставив сторожем собаку, у которой не было шкуры. Керемет соблазнил собаку новой шубой и оплевал человека. Вернувшись, Кугу-Юмо проклял собак, а человека вывернул наизнанку, чтобы скрыть плевки. Из-за оплеванных Кереметом внутренностей человек и подвержен греху и болезням. Также Кугу-Юмо сотворил добрых духов из искр, высекаемых огнивом. В подражание ему Керемет тем же способом сотворил злых духов. [: Скучно стало Куго-Юмо на этом свете, и решил он создать человека. Замесил лучшей глины и вылепил из нее мужчину и женщину. Сделал их воинами. Потом вдохнул в них жизнь и отправил на землю. Но поскольку не было у него мерки, то люди получились огромными, как сами боги, выше гор. Когда они размножились, не стало покоя богам. Первосотворенные великаны, Паны, возомнили себя равными небожителям и повели против них борьбу. Тогда Куго-Юмо решил обратиться к Мэру, самому мудрому из богов, чтобы тот подсказал, как уничтожить Панов. Мэр дал Куго-Юмо чудодейственный молот. Взял Куго-Юмо этот молот и, сойдя вниз, сразился с великанами. Сокрушил их. После того он собрал тела своих врагов и сложил на правом берегу Волги. Со временем они поросли травою и лесом. Когда бурные потоки воды вымывают землю в горах, кости древних великанов проступают наружу. Через некоторое время Куго-Юмо решил снова создать людей, но на этот раз сделал их много меньше. Однако Онары оказались столь же тщеславны, как и Паны, только они были хитрее и, когда терпение Куго-Юмо истощилось, скрылись от него в лесах. Снова пришлось Куго-Юмо просить помощи у Мэра. Тот дал ему золотую шапку. Накинул Куго-Юмо золотую шапку на землю, и от того на ней воцарился страшный зной. Все живое, что было на поверхности –- погибло. Так он расправился с Онарами. Только двое из них уцелели. Предчувствуя скорый конец мира, обратилась хитрейшая из хитрейших великанш с молитвой к Мэру, чтобы тот помог избежать кары Куго-Юмо. По внушению Мэра вырыл ее сын Онар глубокую яму. Когда небесный огонь охватил землю, опустились они на самое ее дно. Сидели они там до тех пор, пока не пролился первый дождь. Куго-Юмо, решив, что с великанами покончено, взял у Мэра мерку и по ней сотворил людей, а чтобы те не мнили себя равным богам, вылепил пахарями. Но, дождавшись когда Куго-Юмо отлучился, Керемет спрятал, еще не оживленные его божественным дыханием, тела в потаенном месте, в самой чаще леса, а мерку бросил в огонь. Куго-Юмо проклял Керемета, низвергнув его в глубочайшую пропасть. Узнав об этом, Мэр, в тайне от Куго-Юмо, призвал к себе Онара и велел найти людей. Чтобы Онар смог исполнить это приказание, мудрый бог дал ему волшебный лук и стрелы. Мэр сказал: “-Иди и сразись с владыкой леса –- Пуэмбаром, он стережет то, что тебе нужно”-. Добрался Онар до густого леса, стал звать на бой Пуэмбара. Вышел ему навстречу хозяин дерев –- огромный, как столетний дуб. Сошлись враги. Долго бились, но никто не мог одолеть. Тогда вложил Онар стрелы в лук и стал посыпать ими лес. Охватило деревья жаркое пламя. Стал Пуэмбар просить не разорять его владения и обещал не мешать Онару. Великан раскидал огонь, затоптал его, а потом пошел в самую чащу леса и отыскал там тела. Отнес он их сперва своей матери, а та –- Куго-Юмо. Вдохнул Куго-Юмо жизнь в людей. Так начался человеческий род. В награду за это, Куго-Юмо простил Онара и его мать. А потом, когда великаны умерли, забрал Куго-Юмо подарки Мэра. С тех пор, когда Куго-Юмо гневается, мечет он с неба огненные стрелы, те, что зовем мы молниями. Но проходит гроза, и волшебный лук мирно повисает над землею многоцветной радугой.
: Сотворив сушу, Куго-Юмо первоначально населил ее великанами Онарами, потому что сам был исполинского роста. Но великаны были очень сильны и грозили нарушить покой богов. Тогда Куго-Юмо послал на землю своего сына, Кори, который, истребив Онаров, принес отцу палец одного из них. Говорят, Куго-Юмо сказал тогда: «-Вот по такой мерке я и создам людей, и пусть они теперь попробуют восстать против воли богов!»-]
[КУГО-ЮМЫН ВАТЕ. Супруга Куго-Юмо.]
КУГЫЗА ("дед, старик"). Духи.
КУДО-ВОДЫЖ, Кудо-вадыш. В переводе с марийского "хранитель дома". Дух, покровительствующий дому и семье, марийский домовой. Заботится о хозяевах дома, оберегает их от болезней, но может и сам наслать болезнь на нерадивого и непочтительного хозяина. Для Кудо-водыжа в переднем углу дома вешали пучок ветвей, который каждую весну выбрасывали в поле и заменяли новым.
КУДО КЕРЕМЕТ. Домашний керемет (2).
КУДЫРЧО ЮМО. Один из низших богов, бог грома.
КУРТНЬО КЕРЕМЕТ. У горных марийцев железный керемет (2).
КУРСИР-КЕРЕМЕТ. У горных марийцев береговой керемет (2).
КУРЫК КУГУ ЕНГ ("большой горный человек"), Курык кугыза ("горный старик"). горный керемет (2). Горному керемету жертвовали жеребенка или быка, домашнее пиво.
КУРЫК ТУР КЕРЕМЕТ. Предгорный керемет (2).
КУСОТО. Священная роща, обычно березовая. Священный огонь разжигали березовыми дровами.
[КЭЧЭАВА. КЭЧЭ-АВА. Мать Солнца, богиня согласия, семейного счастья, богатства. Живет внутри самого солнца. Ей посвящают публичные празднества в которых принимают участие исключительно женщины и девушки. В жертву богине приносят молодого теленка или барана.]
КЫЛТЫМАШ. Полевые таргылтыше.
М
МАКАР. У горных марийцев один из кереметов (2).
[МАРДЕЖ АВА. Мать ветра.]
МАРДЕЖ ОН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог ветров.
МЕР. Общность верующих, состоящая из нескольких тиште.
МЕР КУМАЛТЫШ. Моленье союза религиозных общин. Проводится обычно раз в три года. Место, время, характер жертвоприношений определяет совет картов - мера. Каждое тиште направляет на это моление своих представителей.
[МЛАНДЕ АВА. Богиня земли. Лицо ее –- снега белые, глаза –- озеры синие, волосы –- травы разноцыетные. Одно из центральных божеств культа мертвых. Марийцы полагали, что смерть –- это всего лишь переход в иную жизнь, которая ничем не отличается от той, которую они вели прежде. Традиционно у марийцев существовала вера в некое царство вечной весны, лета «-светлое место»- (Волгодо Вер) и «-черную землю»- (Шэм Мландэ). «-Светлое место»- располагалось далеко за высокими снежными горами (возможно на небе), которые окружали «-черные земли»-, исполненные голода, холода и нужды. Там пребывали наказанные за неправедные дела люди. Умершие должны были преодолеть эти негостеприимные места, попутно отбиваясь от ядовитых змей, злых духов, чтобы пробраться к входу в Волгодо вер. Но тут их ждало препятствие в виде многоголового пса (Пи), стерегущего врата в царство вечной жизни. Отогнав чудовище заранее припасенными ветками шиповника или задобрив его кусочками мяса, умерший попадал на суд богам, который возглавлял сам Куго-Юмо. Сначала пришедший платил Мландэ-Ава за то, что она приняла в себя, приютила его тело. Затем вперед выступал личный дух человека (шукчэ, суксо, –- каждый при рождении наделялся им Куго-Юмо), который передавал помощникам верховного бога Витнезе особую тетрадь, в которую он на протяжении всей жизни марийца, пока незримо следовал за ним, записывал его хорошие и дурные дела. Если боги признавали, что человек больше принес добра, нежели зла, то назначали ему быть в своем царстве, если нет, то отправляли на Шэм Мландэ, где тот терпел всевозможные лишения. Напротив, умерший, очутившийся в стране богов, продолжал заниматься земледельческим трудом не испытывая ни в чем недостатка. Теперь он мог есть досыта и не болеть.]
МЛАНДЕ КУГУ ЮМО. Глава низших богов, великий бог земли.
МОЛЕНЬЯ. Различались: семейные (еш кумалтыш)- сельские, организуемые ежегодно до летних полевых работ или осенью по их завершении (время проведения сельского моленья и то, каким богам какую жертву принести, определяет совет стариков)- общинные (тише-кумалтыш)- моленья союза религиозных общин (мер кумалтыш) и, наконец, всеобщие (туня кумалтыш). Наиболее значительные моленья проводились поздней осенью.
МУКШ ПУРЫШО, МУКШ СУКСО. Низшие боги, помощники Мукш шочын кугу юмо.
МУКШ ШОЧЫН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, покровитель пчел.
МЭР КУГУ ЮМО. Один из высших богов, покровитель народа, посредник между людьми и богами.
Н
[НЕМДА (ХОЗЯИН ГОРЫ НЕМДА, КУРУКАН ОЗА). Мифический богатырь, возможно, сын Кугыза, первого марийского правителя. Согласно древнейшей легенде долгое время был защитником народа. Когда пришло ему время умирать велел схоронить себя в пещере высокой горы. «-Если будут враги подступать к марийским землям, идите к горе и кричите: Выйди Немда! - И я восстану из мертвых»-, - сказал он перед своей кончиной. После смерти Немды прошло много лет. Старики, которые помнили его, умерли, а молодежь перестала верить жрецам. И вот один мальчик решил испытать могущество Немды. Пошел к горе и крикнул: «-Выйди Немда!»- Раздался чудовищный гром, раскрылась гора, и из нее вышел седой богатырь. Найдя вместо врагов перепуганного мальчишку, разневался Немда на марийцев и, разломав свой меч, вернулся в недра земли. Враги, прослышав о том, двинулись на племя Немды. Пошли люди к горе, стали звать богатыря, но так и не дождались его.]
О
ОВДА. Злая женщина с длинными растрепанными волосами, ведьма. У нее были вывернутые ступни ног и длинные, тощие груди, перекинутые крест-накрест через костистые плечи. По ночам овды выводили из стойла лошадей, предпочтительно белых, укатывали их, сидя спиной к голове, до изнеможения и болезни. Щекотали людей, особенно женщин, доводя их до истерического смеха и смерти. Обитали в пещерах на возвышенностях.
[ОДЫР-ПАМАШ, ОДИР-ПАМАШ. Дух земных недр, властелин гор. Когда шум в земле –- значит то кузница Одир-Памаша заработала.]
ОНАПУ. Священное дерево, передающее молитвы богам.
ОНАРЫ, нары. Великаны, населявшие землю в древности, марийские велеты. Леса им были по колено, они с легкостью вырывали с корнями вековые дубы, из песка, который они вытряхивали из обуви, получались целые холмы. Как-то онар встретил пахаря и принял его за насекомое, такова была разница в росте. Подхватив человечка вместе с лошадью и сохой, великан отнес его к своей матери.
ОСЫР ПАМАШ. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку.
ОШ КЕЧЕ КУГУ ЮМО. Один из высших богов, бог солнца и света.
П
ПАНЫ. Легендарные великаны, жившие в древности. "Городец - русский город, древний. Но раньше тут жили не русские. Кто это был, уже неизвестно. А у нас их называют паны. Паны были великаны, сильные. А потом умерли. Место тут есть такое - Пановы горы. Тут на берегу Волги они схоронены. Кости у них огромные, видно их иной раз, когда бугор подмоет" (Нижегородские марийцы. Йошкар-Ола, 1994. С. 141).
ПАСКУСЬ. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву утку.
[ПЕЛЕДЫШ ЮМО. В восточномарийском пантеоне соответствует Сакса Юмо.]
ПЕРКЕ АВА. Одна из низших богинь, богиня счастья и богатства.
ПЕРКЕ КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог достатка и прибыли.
[ПИ. Многоголовый пес, стерегущий вход в царство вечной весны –- Волгодо Вэр.]
ПИАМБАР. Один из злых духов.
ПОКШЫМ КУГЫЗА. Дух или бог заморозков, в жертву которому приносили белого барана.
ПУРЫШО. Один из низших богов, предопределитель.
[ПУЭМБАР. Бог лесов.]
С
САКСА КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог плодов.
СУАП. Рай.
СУРЕМ. Праздник.
СУРТ-ВОДЫЖ. Один из мелких водыжей, хранитель дома, очага, он же дух огня кудо-водыж.
СУРТ КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог домашнего очага.
СУРТ-КУГЫЗА. Дух дома.
[СУРТ-ОРТ. Хозяин двора.]
Т
ТАМЫК. Ад.
ТАРГЫЛТЫШ. Души покойников, умерших неестественной смертью. Их вызывают колдуны юзо, чтобы они приносили порчу. Существует несколько разновидностей таргылтыш: арылдыше (лесные), кылтымаш (полевые).
ТИШТЕ. Крупная религиозная община, состоящая из жителей нескольких деревень (до 16 селений).
ТИШТЕ-КУМАЛТЫШ. Общинное моление.
ТУЛ ОН КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог огня.
ТУНЯ КУМАЛТЫШ. Всеобщее моленье, организуемое раз в 4-6 лет по случаю какого-нибудь особого события в жизни всего народа.
ТУНЯ ЮМО. Один из высших богов, бог вселенной.
ТУТЫРА КУГУ ЮМО. Один из низших богов, владыка тумана.
ТЫЛЗЕ ЮМО. Один из низших богов, бог луны.
ТЫЛМАЧШЕ. Докладчик и лакей богов у горных марийцев.
У
УЖАРА ЮМО. Один из низших богов, бог зари.
УЖЕДЫШ. Один из богов, прислуживавших хозяину воды йомшынгеру. Требовал в жертву курицу.
У КЕРЕМЕТ. Новый керемет (2), самый злобный из всех, вредящий ежедневно.
УМЫН АВА. Одна из высших богинь, мать Кугу-Юмо. [В восточномарийских вариантах соответствует Каве.]
УМЫР КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог тихой хорошей погоды.
Ш
[ШАР-КИШКЕ. Вера в водное змеиное царство хорошо отражена в возрениях о «-шаркишке»-, волосянках, которые представляют собой существа возникающие из упавших в воду человеческих волос с корнем, щетины, шерсти животных. Шар-Кишке (или Кишке-Шар) при попадании на здоровую кожу впиваются в нее и вызывают различные заболевания. По мысли Калиева сюжет, связанный с происхождением змей –- общефинский. Это подтверждает текст «-Калеваллы»-: «-От воды змеи начало, Родилась она в потоке…-»- Считается, что Шар-Кишке появляется под воздействием злого существа –- «-вюд ия»- (водяного) или Кишке Сакмата –- Змеинного Духа (образ, в какой-то мере синонимичный фигуре Повелителя, но в отличии от него, не выступающий в антропоморфном облике).]
ШИРТЫ, шырты. Злые духи, требующие в жертву барана. Злым духам приносил жертвы около хвойных, менее почитаемых деревьев или у хворостин, при этом говорили: "Вот твое большое почетное дерево (Теве кугу ена-пуэт)"- затем хворостину сжигали.
ШОЧЫН АВА. Одна из низших богинь, мать рождения, богиня плодородия.
ШУДО-ВОДЫЖ. Один из мелких водыжей, хранитель лугов.
ШУДЫР-ШАМЫЧ [ШУДЫР-ВЛАК] ЮМО. Один из низших богов, бог звезд.
[ШЭМ КИШКЕ. Один из устойчивых персонажей магических формул, некая черная змея, прикованная ко дну черного озера (Шэм Ер).]
Э
ЭРГЫЖЕ. У горных марийцев сын Кургньо керемета.
ЭР КЕЧЕ КУГУ ЮМО. Один из низших богов, бог рассвета.
Ю
[ЮДИР (УДЫР). Дочь Куго-Юмо и Куго-Юмын вате. Возлюбленная Кори. Небесная дева, владелица Шордо –- священного Лося. Куго-Юмо не хотел, чтобы Юдир покинула его и задумал отвадить от нее женихов. Когда Юдир выросла, он дал ей кольцо, надев которое она могла стать невидимой. Юдир очень любила свой звездный мир и поэтому с радостью согласилась остаться девушкой, к тому же, ей жалко было покидать своего любимца, священного Лося, Шордо. Влюбленный в Юдир Кори не раз пытался овладеть ею, но пока на девушке было кольцо, чары Куго-Юмо хранили ее невинность. Отчаявшись, юноша обратился за помощью к Керемету, который был обижен на своего брата за то, что тот отказался разделить с ним власть над миром. Чтобы отомстить Куго-Юмо, Керемет решил помочь Кори. Прибегнув к своему искусству перевоплощения, он обернулся маленьким мальчиком и встал на пути Юдир. Встретив дрожащего от холода ребенка девушка сжалилась и отдала ему свою одежду. Через некоторое время она увидела нищего старца (это был все тот же Керемет), и пришлось ей расстаться с волшебным кольцом, но стоило Юдир только снять его, как Кори выскочил из засады и увлек девушку за собой. Когда Куго-Юмо стало известно о том, что Юдир лишилась невинности, в гневе он разлучил влюбленных: Кори стал Луной (Тэлесэ), а Юдир –- планетой Венерой. Керемет же был низвергнут в мир демонов. С тех пор Юдир –- заступница сирых и убогих.]
ЮЗО. Колдуны.
[ЮМОНАШЬ. ЮМОНАШ. Лесной или водяной дух. Его молят о том, чтобы он даровал детей мужского пола. В жертву Юмононашь пронсят черного барана.]
[ЮМЫШ-АВА. Мать жизни. Богиня восточномарийского пантеона.]
ЮНГ-И-ВУЙ. У горных марийцев один из кереметов (2).
Я
ЯЛ УМБАЧ КОШТШО. Керемет (2), летающий над селами.
[ЯМШИНЕР. Дух ключей, ручьев. Обитает в глухих лесах. В жертву Ямшинеру приносили глухаря или курицу.]
ЯУШ. У горных марийцев один из кереметов (2).
Приложение 1. О системе табу в марийском быту и религии.
У марийского народа в реальной действительности до настоящего времени широко используется система табу: запреты, табуированные слова, языковая магия.
Табу - запреты - отражают ту древнюю ступень мышления, когда человек олицетворял окружающие его факторы и явления природы, а также животных, приписывая им сходство с людьми, в частности, способность понимать человеческую речь и определенным образом на него реагировать. Не умея еще покорить природу и не имея достаточно совершенных орудий лова, человек стремился установить с природными факторами и животными добрососедские отношения, перехитрить или задобрить их ласковым обращением и иносказаниями.
Словесные запреты у народа мари подразделяются в основном на две группы: запреты в общении с животными и запреты в социальной жизни.
Марийцы полагают, что животные слышат и понимают речь людей, поэтому разговоры, слова, касающиеся животных, особенно в их присутствии, носят всегда завуалированный характер. Нередко реальные названия заменяются иносказаниями. Запретные названия животных у мари связаны прежде всего с такими сильными и опасными, в основном в условиях леса, хищниками, как медведь и волк. Так медведя, стараясь задобрить его, угодить, даже за глазами, называют добрыми и похвальными именами: «-кожла оза»-, «-мў-йым йє-ратыше»-, «-мў-йым кочшо»- (хозяин леса, любящий мёд).
«-Шем кужу поч»-, «-шучко»-, «-сур»- (длинный черный хвост, страшный, серый) являются табуированными и в то же время описательными выражениями для обозначения волка. Табуированные слова употребляются и для описания лисы: «-чоя»-, «-йошкар ужга»- (хитрая, рыжая шуба). Охотники не называют именем и зайца. Они упоминают его способами описания: «-руалме поч»- (отрубленный хвост), «-кў-чык поч»- (короткий хвост), «-кужу пылыш»- (длинноухий) и т.д.
Охотник, идя в лес, никогда не скажет, что пошел на охоту, ведь этим он сможет спугнуть тех, кто услышит его. Он говорит, что пошел в лес погулять, лес посмотреть, с ружьем походить. Воображают, что животные, узнав намерения охотника убить их, скрываются в глуши и становятся неуловимыми. Таким образом, удача охоты зависит не только от благосклонности божеств, но и от поведения самого охотника, а также и животных.
Предохранительные имена носят и домашние животные, в основном это клички, которые служат для того, чтобы «-спрятать»- их от злых духов, болезней и смерти. Свинью, например, редко называют своим именем «-сє-сна»-, ей дают прозвище: «-тертешка нер»- (круглый нос), «-пургедше нер»- (роющий носом) и прочие.
Помимо запретных слов, связанных с охотой, есть немало словесных табу, относящихся к быту. Эта группа табу основывается на вере человека и общества в магическую силу слова и имени. Слово и имя действуют на существо, называемое данным именем, как вблизи, так и издали, часто на больших расстояниях. По представлениям название того или иного существа по имени вызывает его появление и оно может пострадать. Североамериканский индеец, к примеру, относится к своему имени не как к обычному ярлыку, а как к самостоятельной части своего тела и пребывает в уверенности, что от дурного обращения с именем проистекает не меньший вред, чем от раны, нанесенной какому-нибудь телесному органу.
С этим обычаем связано большое число любопытных правил, относящихся к сокрытию или изменению собственных имен. На старости лет некоторые эскимосы выбирают себе новое имя, надеясь с его помощью обрести новые силы.
У народа мари существует обычай не называть замужних женщин по имени, а о