Перун
Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:6.927
Реакции:47
Баллы:0
Перекрестки торговых дорог в древности считались не просто географической меткой, но и важным символом. На таких местах возникали города или селения. Возводили часовни, устанавливали кресты. В русских сказках часто говорится о камнях, столбах, крестах на перекрестках, указывающих странникам три пути, от которых зависит их будущее. Сюда приходили погадать. И считалось, что растущая здесь трава имеет магическую силу. На Руси перекрестки назывались «крестцами».
Вряд ли кто знает, сколько крестцов было на территории Москвы. Виной тому многочисленные войны, пожары, реконструкции, перепланировки... Но в исторических документах упоминаются Варварский, Ильинский и Никольский крестцы, в Китай-городе. За Москвой-рекой располагался Полянский крестец. Неподалеку от Кузнецкого моста -Петровский и Егорьевский.
Возле Спасских ворот Кремля находился Жемчужный, или Златный крестец. Здесь до 1729 года торговали клейменым и неклейменым золотом и серебром, жемчугом и драгоценными камнями. Другой известный крестец - Спасский, просуществовал до конца 18 века и славился книжной торговлей. Здесь предлагали не только религиозную литературу, но и светскую. А из-под полы можно было купить и запрещенные «срамные» книги.
На Крестце в Китай-городе. Васнецов. 1902 г.
Во времена императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны рядом с часовней у Никольского крестца жил знатный мастер-крестцознавец Никифор.
По вечерам приходили в часовенку жители ближних улиц - взять огонь от неугасимой лампады у образа Святителя Николая, чтобы потом у себя дома зажечь свечи и ночники. Николин огонь почитался священным. Его берегли, чтобы он не угас - иначе быть беде.
Особой удачей считалось застать в часовне мастера Никифора.
И тогда москвичи просили мастера «подать на счастье» огоньку от неугасимой лампады.
Знал Никифор все московские крестцы того времени.
Приглашали его проверять городские перекрестки: не попорчены ли злыми людьми, делами и проклятиями, в добром ли месте расположены, не грозит ли подземная нечисть, не подмывают ли грунтовые воды, не будет ли провала или еще какой беды.
Приносил мастер на проверяемый крестец три малых колокола, подвешивал на столбе с перекладиной и бил в них по особому, одному ему известному способу. Слушал Никифор звучание своих колоколов и определял: доброе перекрестье дорог или нет, счастье ли ждет здесь человека или беда.
Если мастер определял, что крестец «порченый», жители ближних улиц собирали сорок нищих и юродивых и на семь дней усаживали их на перекрестке. Сами подавали им и просили прохожих не скупиться, ублажать и одаривать убогих. После этого считалось, крестец очистился.
Нищие на улицах Москвы. Фото из газеты «Московскiй листокъ» 1908 г. Но думаю, что и ста пятьюдесятью годами ранее они выглядели примерно так же.
А еще слыл Никифор вещим слухачом.
В дни, когда Москва ожидала чего-то опасного, припадал мастер к земле на одном из перекрестков и кричал: «Замрите!..» И все в округе замолкало на несколько минут — ни голосов, ни скрипа телег, ни собачьего лая...
Говорят, безошибочно определял Никифор приближение беды: голод, пожары, наводнения, появление шайки разбойников в городе, бесовские козни и даже начало эпидемий.
Умер Никифор в глубокой старости, но так и не смог оставить после себя учеников. Ушли вместе с ним древние знания.
Очевидно, это был последний в Москве мастер-крестцознавец
Ходили по Москве слухи, будто Никифор перед смертью спрятал где-то свои записи, а в них - карта древних московских крестцов. Утверждала народная молва, что даже забытые, застроенные, засыпанные вековым слоем земли крестцы имеют магическую силу. Тот, кто знает их расположение, может или погубить Москву, или принести большую пользу городу.
Москва. Общий вид Греческого Николаевского (Никольского) монастыря со стороны соседнего Богоявленского монастыря. На первом плане надвратная церковь Богоявленского монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи, сломанная в 1905 году. За ней Никольский собор Греческого монастыря и старая колокольня.
Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 16