Anonymous
"Разве моя Божественная Мать черна? О ум, что говоришь?... Хотя и черная, Она, со Своими развивающимися волосами, освещает лотос сердца".
Шри-Рамакришна
"Бог, имеющий форму, - моя Мать; Бог, не имеющий формы, - мой Отец. Кого я буду унижать, кого я буду возвышать? Между Ними - полное Равновесие. Бог личен, но в то же время не имеет формы. Кто может сказать, сколько Он имеет аспектов?!"
Кабир
________________
Существует одно Высшее, которое называют разными именами: Бог, Аллах, Кришна, Шива, Мать, Шакти, Господь, Иегова, Брахман, Идея, Высший Разум, Высшая Реальность и т.д. - все это имена одного и того же. Парамэшвара (наивысший владыка) един и не существует другого. Познавшие эту Высшую Реальность не ищут ничего иного.
Тантра определяет Абсолют как единство Господа и Его энергии (т. е. Брахман=Шива+Шакти, или Пуруша+Пракрити).
В действительности Абсолютное неделимо и лишено всякой двойственности. Поэтому утверждение о том, что Оно состоит из двух начал - не проявленного мужского и энергетического женского - условно.
Так существуют такие понятия, как огонь и тепло или свет огня и т.д., хотя в действительности тепло огня или свет огня являются его непреложными качествами, его энергией и неотделимы от него. Так же не существует различия между Абсолютом и Его энергией.
В индийской традиции о Высшем говорят как о саччидананда (вечность - разум - блаженство). В Тантрах это классическое определение Абсолюта раскрывается как аспекты Его Энергии, неотличной от Него самого: энергия вечности (сат-шакти), энергия разума (чит-шакти) и энергия блаженства (ананда-шакти).
Целью тантрической практики является полное единство с Абсолютом. По своей природе каждая индивидуальная душа (джива) неотлична от Абсолюта (Брахмана). Она также является не рожденной, вечной, полной безграничного разума и блаженства.
Однако, попадая в материальный мир под воздействием великой иллюзии, душа перестает осознавать свое единство с Абсолютным, утрачивает истинное осознание своей сущности, полной блаженства, и попадает под закон кармы.
Совершая те или иные поступки, живое существо, движимое разнообразными желаниями по отношению к объектам этого мира, запутывается в сетях иллюзии (майа). Оно попадает в круговорот рождений и смертей и сменяя все новые и новые тела, испытывает страдание и удовольствие, счастье и несчастье.
С момента своего рождения, каждое существо обречено на старость, болезнь или смерть. Также неизбежно и следующее рождение... Весь этот круговорот, в действительности, подобен сну. Пробудившись ото сна иллюзии, душа возвращается в свое истинное состояние и достигает освобождения от всякого страдания (мокша). Это пробуждение есть путь (садхана), который возвращает к осознанию высшего Единства (самарисйа).
________________________
Из всех различных аспектов Абсолютного, особое место в Тантре занимает Шакти, или Божественная Энергия, Божественная Мать. В традиции Шакта Она постигается как Изначальная Богиня, Изначальная Сила (адья-шакти), из которой произошло все сущее. Она имеет множество имен, аспектов и форм. В религиях разных стран и в разные века Ей поклоняются, обращаясь к различным Ее аспектам и формам. Великолепное описание Шакти как Изначальной Сущности содержится в "Дэви-Махатмьям" ("Величие Богини").
В диалоге с царем, мудрец (риши) раскрывает знание о Великой Шакти. Он говорит: "Она сотворяет все в этой вселенной, как подвижное, так и неподвижное. Если Она благосклонна, то для людей Она становится Подательницей даров и окончательного Освобождения. Она - высшее знание. Причина окончательного освобождения, Вечная; Она также и причина пут перевоплощения. Она - Верховная над всеми богами".
И вновь, царь вопрошает мудреца: "Уважаемый господин, кто та Дэви (Богиня), которую ты называешь Махамайя? Как Она произошла, какова сфера Ее деятельности, о брахман? Что составляет Ее природу? Какова Ее форма? Откуда Она произошла? Все это я хочу услышать от тебя, о высший из знающих Брахмана (Абсолют)".
Риши ответил: "Она вечна. Она воплощена как вселенная. Она наполняет Собой все это. Тем не менее. Она воплощается разнообразно, - услышь об этом от меня. Когда Она проявляет Себя, чтобы исполнить цели богов, то говорят, что Она родилась в этом мире, хотя, на самом деле, она вечна..."
(Дэви-Махатмьям 1, 56-66)
"Божественная Мать выполняет все функции во вселенной. Чтобы постичь Ее истинную природу, необходимо принять все проявления жизни и смерти как проявления Ее неиссякаемой сущности полной блаженства и покоя. Сам Господь Брахма, творец этого мира, обращается к Ней с такими словами: "Тобой рождена вся эта вселенная. Тобой сотворен этот мир. Тобой он поддерживается, о Богиня (Дэви), и Ты всегда пожираешь его в конце. О Ты, имеющая Своей формой весь этот мир, во время творения - Ты проявляешься в виде творческой Силы, во время поддержания - Ты проявляешься в виде Силы поддержания, и во время растворения - Ты проявляешься в виде разрушительной Силы. Ты - высшее знание, также как и великое заблуждение, великий разум и созерцание, также как и великая иллюзия, великая Богиня (Дэви), также как и великая демоница (Асури).
Ты - Изначальная Причина всего, приводящая в движение три гуны. Ты - темная ночь происходящего время от времени растворения (вселенной).
Ты - великая ночь окончательного растворения и ужасная ночь заблуждения. Ты - Богиня удачи, управляющая скромностью, разум, полнотой знания, стыдливостью, пищей, удовлетворенностью, спокойствием и терпеливостью. Вооруженная мечом, копьем, палицей, диском, раковиной, луком, стрелами, петлями и железной булавой. Ты ужасна, но в то же время Ты - наивысшая Ишвари (Владычица), Ты превосходишь границы высокого и низкого.
И что бы и где бы ни существовало, сознательное (реальное) или бессознательное (нереальное), какой бы силой все это ни обладало - это Ты. О Ты, Душа всего, как я могу восславить Тебя (еще более)?"
(Дэви-Махатмья 1,75-82)
Шакти одновременно является как Той, Которая вводит в иллюзию умы даже мудрецов и богов, так и Той, Которая дарует вечное освобождение. Будучи удовлетворенной, Она дарует и наслаждение (бхукти), и освобождение (мукти)[4].
Брахман (Абсолют) и Шакти (Высшая Энергия) неразделимы и представляют собой Единое Целое.
Шри Рамакришна говорил: "Невозможно думать о феноменальном мире, или о мире явлений, как о независимом от Абсолюта, или об Абсолюте, как отдельном от мира явлений... Я называю Его Брахманом, когда Оно абсолютно бездеятельно, то есть, когда Оно не творит, не сохраняет и не разрушает явления. Но когда Оно совершает такие действия, я называю Его Кали, Вечная Энергия или Божественная Мать. Но Брахман и Кали - это одно и то же Существо... Однако, разным Его аспектам даются разные имена..."
Изображения Кали, которые могут показаться непосвященному набором жестокости, неприличия, дикости и т.д., содержат в себе глубокий символизм. Так местопребывание Кали - места сожжения трупов (шмашана) - естественно навевает мысли о неизбежности смерти, о недолговечности земного существования и всего материального.
Орудия, которые она держит в Своих руках - символизируют силу разрушения. Только когда разрублены путы материального существования, можно постичь Высшую Истину.
Кали - Исполнительница Закона, Она воздает существам по их деяниям, никто не может избежать своей участи.
Она убивает всевозможных демонов и людей, запутавшихся в сетях Майи, осуществляя тем самым естественный процесс эволюции вселенной. В действительности Она вечна, и все индивидуальные души существ тоже вечны. Поэтому вся великая драма, развертывающаяся во вселенной, - это просто игра.
Во время этой игры преступления и наказания, причины и следствия, рождения и смерти мелькают одно за другим. Трагедия индивидуальных душ в том, что они "ЗАИГРЫВАЮТСЯ" в мире иллюзий и перестают осознавать свое истинное состояние - свободы, вечности, блаженства.
Кали пребывает в вечном блаженстве, Она пьет вино неиссякаемой энергии. Для тех существ, которые хотят вернуться в свое изначальное, единственно реальное состояние блаженства, - Кали становится Великой Помощницей и Матерью, охраняющей от всех бед.
Она изображается нагой (дигамбари) (Ее единственная одежда - пространство), так как Она абсолютно свободна ото всех иллюзорных покровов материального существования. Тех, кто поклоняется Ей как Абсолюту или Вечной Изначальной Энергии, Она делает такими же свободными и блаженными, как и Она Сама.
Так в песне, которую любил петь Шри Рамакришна, есть слова: "Истинный Поклонник Божественной Матери свободен даже в этой жизни и наслаждается вечным блаженством".
Кали изображается черной, так как в черном цвете исчезают все различия. Она - вечная ночь, посреди которой Она стоит на "не-бытии", пребывая в статическом, но в то же время потенциально динамическом состоянии, которое предшествует проявлению. Не проявленное представлено в образе Шивы как трупа (шава), на котором Она сидит или стоит.
О черном цвете Богини Шри Рамакришна говорил: "Можно ли сказать, что Кали черная? Она кажется черной на расстоянии, но если истинно Ее почувствовать - Она совсем не черная. Акаша (небо, воздух) не имеет цвета, но если посмотреть на него из глубокого колодца, оно кажется черным. Вода океана кажется голубой, но зачерпнете немного воды рукой и вы увидите, что на самом деле она не имеет никакого цвета".
"Разве моя Божественная Мать черна? О ум, что говоришь? Хотя и черная, Она, со Своими развивающимися волосами, освещает лотос сердца". (Песня Шри-Рамакришны).
..........................
Шри-Рамакришна
"Бог, имеющий форму, - моя Мать; Бог, не имеющий формы, - мой Отец. Кого я буду унижать, кого я буду возвышать? Между Ними - полное Равновесие. Бог личен, но в то же время не имеет формы. Кто может сказать, сколько Он имеет аспектов?!"
Кабир
________________
Существует одно Высшее, которое называют разными именами: Бог, Аллах, Кришна, Шива, Мать, Шакти, Господь, Иегова, Брахман, Идея, Высший Разум, Высшая Реальность и т.д. - все это имена одного и того же. Парамэшвара (наивысший владыка) един и не существует другого. Познавшие эту Высшую Реальность не ищут ничего иного.
Тантра определяет Абсолют как единство Господа и Его энергии (т. е. Брахман=Шива+Шакти, или Пуруша+Пракрити).
В действительности Абсолютное неделимо и лишено всякой двойственности. Поэтому утверждение о том, что Оно состоит из двух начал - не проявленного мужского и энергетического женского - условно.
Так существуют такие понятия, как огонь и тепло или свет огня и т.д., хотя в действительности тепло огня или свет огня являются его непреложными качествами, его энергией и неотделимы от него. Так же не существует различия между Абсолютом и Его энергией.
В индийской традиции о Высшем говорят как о саччидананда (вечность - разум - блаженство). В Тантрах это классическое определение Абсолюта раскрывается как аспекты Его Энергии, неотличной от Него самого: энергия вечности (сат-шакти), энергия разума (чит-шакти) и энергия блаженства (ананда-шакти).
Целью тантрической практики является полное единство с Абсолютом. По своей природе каждая индивидуальная душа (джива) неотлична от Абсолюта (Брахмана). Она также является не рожденной, вечной, полной безграничного разума и блаженства.
Однако, попадая в материальный мир под воздействием великой иллюзии, душа перестает осознавать свое единство с Абсолютным, утрачивает истинное осознание своей сущности, полной блаженства, и попадает под закон кармы.
Совершая те или иные поступки, живое существо, движимое разнообразными желаниями по отношению к объектам этого мира, запутывается в сетях иллюзии (майа). Оно попадает в круговорот рождений и смертей и сменяя все новые и новые тела, испытывает страдание и удовольствие, счастье и несчастье.
С момента своего рождения, каждое существо обречено на старость, болезнь или смерть. Также неизбежно и следующее рождение... Весь этот круговорот, в действительности, подобен сну. Пробудившись ото сна иллюзии, душа возвращается в свое истинное состояние и достигает освобождения от всякого страдания (мокша). Это пробуждение есть путь (садхана), который возвращает к осознанию высшего Единства (самарисйа).
________________________
Из всех различных аспектов Абсолютного, особое место в Тантре занимает Шакти, или Божественная Энергия, Божественная Мать. В традиции Шакта Она постигается как Изначальная Богиня, Изначальная Сила (адья-шакти), из которой произошло все сущее. Она имеет множество имен, аспектов и форм. В религиях разных стран и в разные века Ей поклоняются, обращаясь к различным Ее аспектам и формам. Великолепное описание Шакти как Изначальной Сущности содержится в "Дэви-Махатмьям" ("Величие Богини").
В диалоге с царем, мудрец (риши) раскрывает знание о Великой Шакти. Он говорит: "Она сотворяет все в этой вселенной, как подвижное, так и неподвижное. Если Она благосклонна, то для людей Она становится Подательницей даров и окончательного Освобождения. Она - высшее знание. Причина окончательного освобождения, Вечная; Она также и причина пут перевоплощения. Она - Верховная над всеми богами".
И вновь, царь вопрошает мудреца: "Уважаемый господин, кто та Дэви (Богиня), которую ты называешь Махамайя? Как Она произошла, какова сфера Ее деятельности, о брахман? Что составляет Ее природу? Какова Ее форма? Откуда Она произошла? Все это я хочу услышать от тебя, о высший из знающих Брахмана (Абсолют)".
Риши ответил: "Она вечна. Она воплощена как вселенная. Она наполняет Собой все это. Тем не менее. Она воплощается разнообразно, - услышь об этом от меня. Когда Она проявляет Себя, чтобы исполнить цели богов, то говорят, что Она родилась в этом мире, хотя, на самом деле, она вечна..."
(Дэви-Махатмьям 1, 56-66)
"Божественная Мать выполняет все функции во вселенной. Чтобы постичь Ее истинную природу, необходимо принять все проявления жизни и смерти как проявления Ее неиссякаемой сущности полной блаженства и покоя. Сам Господь Брахма, творец этого мира, обращается к Ней с такими словами: "Тобой рождена вся эта вселенная. Тобой сотворен этот мир. Тобой он поддерживается, о Богиня (Дэви), и Ты всегда пожираешь его в конце. О Ты, имеющая Своей формой весь этот мир, во время творения - Ты проявляешься в виде творческой Силы, во время поддержания - Ты проявляешься в виде Силы поддержания, и во время растворения - Ты проявляешься в виде разрушительной Силы. Ты - высшее знание, также как и великое заблуждение, великий разум и созерцание, также как и великая иллюзия, великая Богиня (Дэви), также как и великая демоница (Асури).
Ты - Изначальная Причина всего, приводящая в движение три гуны. Ты - темная ночь происходящего время от времени растворения (вселенной).
Ты - великая ночь окончательного растворения и ужасная ночь заблуждения. Ты - Богиня удачи, управляющая скромностью, разум, полнотой знания, стыдливостью, пищей, удовлетворенностью, спокойствием и терпеливостью. Вооруженная мечом, копьем, палицей, диском, раковиной, луком, стрелами, петлями и железной булавой. Ты ужасна, но в то же время Ты - наивысшая Ишвари (Владычица), Ты превосходишь границы высокого и низкого.
И что бы и где бы ни существовало, сознательное (реальное) или бессознательное (нереальное), какой бы силой все это ни обладало - это Ты. О Ты, Душа всего, как я могу восславить Тебя (еще более)?"
(Дэви-Махатмья 1,75-82)
Шакти одновременно является как Той, Которая вводит в иллюзию умы даже мудрецов и богов, так и Той, Которая дарует вечное освобождение. Будучи удовлетворенной, Она дарует и наслаждение (бхукти), и освобождение (мукти)[4].
Брахман (Абсолют) и Шакти (Высшая Энергия) неразделимы и представляют собой Единое Целое.
Шри Рамакришна говорил: "Невозможно думать о феноменальном мире, или о мире явлений, как о независимом от Абсолюта, или об Абсолюте, как отдельном от мира явлений... Я называю Его Брахманом, когда Оно абсолютно бездеятельно, то есть, когда Оно не творит, не сохраняет и не разрушает явления. Но когда Оно совершает такие действия, я называю Его Кали, Вечная Энергия или Божественная Мать. Но Брахман и Кали - это одно и то же Существо... Однако, разным Его аспектам даются разные имена..."
Изображения Кали, которые могут показаться непосвященному набором жестокости, неприличия, дикости и т.д., содержат в себе глубокий символизм. Так местопребывание Кали - места сожжения трупов (шмашана) - естественно навевает мысли о неизбежности смерти, о недолговечности земного существования и всего материального.
Орудия, которые она держит в Своих руках - символизируют силу разрушения. Только когда разрублены путы материального существования, можно постичь Высшую Истину.
Кали - Исполнительница Закона, Она воздает существам по их деяниям, никто не может избежать своей участи.
Она убивает всевозможных демонов и людей, запутавшихся в сетях Майи, осуществляя тем самым естественный процесс эволюции вселенной. В действительности Она вечна, и все индивидуальные души существ тоже вечны. Поэтому вся великая драма, развертывающаяся во вселенной, - это просто игра.
Во время этой игры преступления и наказания, причины и следствия, рождения и смерти мелькают одно за другим. Трагедия индивидуальных душ в том, что они "ЗАИГРЫВАЮТСЯ" в мире иллюзий и перестают осознавать свое истинное состояние - свободы, вечности, блаженства.
Кали пребывает в вечном блаженстве, Она пьет вино неиссякаемой энергии. Для тех существ, которые хотят вернуться в свое изначальное, единственно реальное состояние блаженства, - Кали становится Великой Помощницей и Матерью, охраняющей от всех бед.
Она изображается нагой (дигамбари) (Ее единственная одежда - пространство), так как Она абсолютно свободна ото всех иллюзорных покровов материального существования. Тех, кто поклоняется Ей как Абсолюту или Вечной Изначальной Энергии, Она делает такими же свободными и блаженными, как и Она Сама.
Так в песне, которую любил петь Шри Рамакришна, есть слова: "Истинный Поклонник Божественной Матери свободен даже в этой жизни и наслаждается вечным блаженством".
Кали изображается черной, так как в черном цвете исчезают все различия. Она - вечная ночь, посреди которой Она стоит на "не-бытии", пребывая в статическом, но в то же время потенциально динамическом состоянии, которое предшествует проявлению. Не проявленное представлено в образе Шивы как трупа (шава), на котором Она сидит или стоит.
О черном цвете Богини Шри Рамакришна говорил: "Можно ли сказать, что Кали черная? Она кажется черной на расстоянии, но если истинно Ее почувствовать - Она совсем не черная. Акаша (небо, воздух) не имеет цвета, но если посмотреть на него из глубокого колодца, оно кажется черным. Вода океана кажется голубой, но зачерпнете немного воды рукой и вы увидите, что на самом деле она не имеет никакого цвета".
"Разве моя Божественная Мать черна? О ум, что говоришь? Хотя и черная, Она, со Своими развивающимися волосами, освещает лотос сердца". (Песня Шри-Рамакришны).
..........................