Divider

Молот Тора (?ors-hamar)

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.498
Реакции:360
Баллы:83
Часто его называют солярным знаком. Вероятно, здесь надо все-таки сделать четкое разделение - когда "-крест с крючками"- появился на родине индоевропейцев, вероятно, он именно так и назывался солнечным знаком, когда же он был принесен мигрирующими племенами индоевропейцев на Запад он стал называться "-Молотом Тора"-, получил совершенно другие созначения (отнюдь не солярные, т.е. связанные с солнцем) и так стал одним из основных знаков Света (Добра, Порядка, Анти-хаоса) зарождающейся европейской (западной) Культуры.

Молотом Тора этот знак назывался потому, что по представлениям древних германцев (кстати, предков большинства современных европейских народов и в некоторой степени населения Северной Америки) именно молот "-божественного"- аса Тора был основным орудием для защиты небожителей- Светлых асов и людей, от древних сил Хаоса и Тьмы. Рыжебородый Тор назывался "-громовиком"-, т.к. считалось, что когда гремит гром - это он едет по небу в своей колеснице, а врезающиеся из облаков в землю молнии - это и есть вращающийся с бешенной скоростью торов молот . Посему его имя в древнескандинавском (исландском) языке звучало как Mjllnir, т.е. буквально аналог русскому "-молния"-. (Да и этимологически само имя Тор (?оrr) означает "-гром"-. Сравни современное английское thunder "-гром"-, возникшее через древнеанглийское thunor.)

По представлениям древних германцев, обитаемая ими земля была как-бы островом ("-Средне-земьем"-), окруженным со всех сторон гигантским темным Океаном. На противоположном берегу этого Океана, также кольцом, находились бескрайние земли - Мир древних злобных чудовищ - великанов-ётунов (воплощенных сил Тьмы и Хаоса), кои мечтали уничтожить светлый людской мир. Над островом-землей людей ("-на небесах"-) располагался "-Мир богов-асов"- (и ванов). Ниже, под землей, было мрачное царство смерти и теней, где правила жестокая Хель. Умершие "-низкой"- смертью люди становились из-за этого поданными Хель. Те же, кто погиб от ран в борьбе отправлялись "-на небеса"-. Таким образом асы и ваниры собирали у себя дружины доблестных воинов для того, чтоб в решающий час выступить вместе против сил Мрака, кои ударят не только из Мира исполинов-ётунов, но и низвергнуться из самого Хаоса (вечноспорящих областей запредельной Жары и Стужи Внешней Вселенной - родины чудовищных сыновей Муспеля и инеистых турсов). Подмогой им будут воинства терзаемых поданных Хель. Исход этой битвы [Рагнарёк - буквально, "-Гибель богов"-] предрешен - да и как горстке людей и небожителей тягаться с безмерностью Хаоса. Однако "-покуда теплится жизнь - есть надежда"-, и пока люди и асы-ваны держатся вместе на своем крошечном светлом островке

"-Мир людей"- - это аванпост к мосту-радуге ведущей в "-Мир небожителей"- средь враждебного безграничного Мрака, день за днем, наступление окончательной битвы оттягивает Migars vurr (защитник Средне-земья) -Тор, а его основная опора в этом деле - молот.

Отсюда становится понятным почему германцы (позже викинги) так почитали молот Тора. И действительно, этот знак встречается неисчислимое количество раз на самых разных памятниках материальной германской культуры, и на культо-языческих, и на магических. Мечи саксов обнаруженные при раскопках в Кенте, в Темзе и тд. (Англия) помечены на рукоятях символом Молота Тора .Вероятно первые германские смельчаки-разведчики отправляющиеся с европейского континента через западный Океан на Британские Острова (самый край известной тогда твердой земли, а значит по представлениям тех времен расположенный наиболее близко к вражескому стану ётунов) полагали, что покидают навсегда людской мир "-Средне-земья"-, и потому вооружались, на всякий случай, помимо обычного для тех времен арсенала символом страшнейшего для сил тьмы орудия - знаком Молота Тора.Возможно эти первые германские разведчики ожидали столкнуться с исполинскими ётунами в живую. В древнеисландских сагах можно найти подтверждение тому, что уже только один символ Молота Тора сам по себе (как и христианское крестное знамение и крест животворящий) был достаточно эффективным средством против воплощений Тьмы:

"-Однажды, когда конунг (Свавр-лами) выехал на охоту, отстала его свита и, оказавшись в одиночестве, натыкается он (вдруг) на огромный камень в последних лучах заката. Видит он там поблизости с камнем двух карликов-двергов. Тогда конунг "-освятил"- (исл. vgja) камень снаружи своим коротким мечом изукрашенным магическими знаками [со знаком молота Тора] (исл. mla-sax). Карлики-дверги бросились умолять конунга освободить вход в их жилище за выкуп..."-

"-Hervarar saga ok Heireks"-, гл. 2 ("-Сага о Хервёр и Хейдреке"-) цитируется по хрестоматии W. A. Craigie "-Easy Readings in Old Icelandic"-, Edinburgh 1924,

По древнескандинавской традиции карлики-дверги жили в скалах и под землей. Обычно они появлялись на земле ночью. А если они не успевали вернуться обратно в землю и скалы до рассвета, то при первых лучах солнца они обращались в камень. Поскольку карлики-дверги по-большей части были враждебно настроены в отношении людей - их причисляли к силам тьмы. Отсюда конунг "-заклинает"- их "-молотом Тора"-, т.е. преграждает (запирает) им вход назад могучим знаком "-света"-. Чтобы не остаться снаружи до рассвета и не обратиться в камень карлики-дверги предлагают конунгу выкуп. В древней литературе несколько раз описывается даже особая техника как выманивать карликов-двергов на землю с целью получения от них выкупа и тд.

Несколько найденых при раскопках древнегерманских наконечников копий помечены посеребренным знаком "-молота Тора"-.
Германские (скандинавские) кузнецы прославились изготовлением так называемых "-брактеатов"- (т.е. круглых медалевидных или напоминающих монеты предметов изумительной красоты), которые их соплеменники носили на шеях как амулеты предохраняющие от несчастий, сил тьмы, оборотней и враждебной "-ночной"- волшбы. Разумеется самым распространенным знаком на этих брактеатах-амулетах был символ "-молота Тора"-, которому опять же, явно, придавалось там значение основного магического светлого оберега :

"-Наиболее вероятная интерпретация надписи на "-Данненбургской брактеате"- -"-Я, Сияющеглазый (т.е. Тор) освящаю эти руны.Я освящаю молотом(т.е.защищаю)"-.

Неудивительно что многие рунические надписи на могильных камнях-памятниках заканчиваются пламенным возванием оградить покой погребенных под ними от происков союзников тьмы - ночных ведьм и некромантов, для чего там призывают Тора и вырезают знак его молота. Например, руническая надпись на камне из Главендрупа (Дания, приблизительно 900-25 гг.) гласит:

"-Рагнхильд воздвигла этот камень в память об Алли... Соти вырезал эти руны в память о своем господине. Да благословит Тор эти руны! (Thorr vigi thessi runar) Да воздастся тому кто сбросит этот камень или перенесет его в другое место!"-
К Тору часто взывают в рунических надписях.Его имя появляется на нескольких камнях и на многих знак его молота .

При исполнении языческих обрядов и ритуалов, обычно, над освящаемым объектом делали рукой в воздухе знак "-молота Тора"-. Прообраз этого ритуала вероятно дан в "-Младшей (Снорриевой) Эдде"-:

"-Отправился Тор с козлами своими и с колесницей в путь... А вечером Тор взял и зарезал своих козлов. Потом освежевал туши и положил в котел. А когда мясо сварилось, сел ужинать со (своим спутником)... Потом Тор разложил перед очагом козлиные шкуры... А спозаранку встал... и, подняв молот свой Мьёлльнир, освятил (vigja) им шкуры. Встали козлы..."-

То, что исполняемый в воздухе знак "-молота Тора"- был (внешне) похож и на крестное знамение подтверждает следующий отрывок:

"-Там должны были быть огни посреди храмового пола, и котлы над ними, а чаши-здравицы надо было проносить над огнем. А тот, кто следил за праздником и был на нем хозяином, должен был осенять чаши и все мясо (знаком молота Тора)..."-

"-Конунг взял рог и перекрестил его (осенил крестным знамением). Тогда Кар из Грютинга сказал:

- Почему наш конунг поступает таким образом? Не собирается он и сейчас следовать древним обычаям?
Сигурд Ярл ответил:
- Конунг поступает как должно всем, кто верит в свою силу и мощь -- он благословил свою чашу именем Тора (signa full sitt Thor) и сотворил над ней знак молота (hamars-mark) прежде, чем выпить ее."-

На свадьбе жениха с невестой "-освящали"- знаком "-молота Тора"-:

"-Затем молвил Трюм, владыка турсов-исполинов:
- Внесите молот чтоб освятит ь (vigja) невесту! -- Возложите Мьёлльнир на колени деве! -- Благословите (vigja) нас вместе "-рукой богини Вар"-!

На медных культовых котлах были выбиты символы "-молота Тора"-.
Глинянные германские урны для захоронений мечены тем же знаком.
Сохранившиеся викингские гобелены и вышивки пестрят знаками "-молота Тора"-, несколько гребней украшенных "-молотом Тора"- до сих пор хранятся в национальном музее.

В "-Саге об Эгиле"- норвежская королева Гюннхильд и ее управляющий заподозрили, что один из их гостей исландец-скальд Эгиль Скаллагримссон - колдун, а потому пытались использовать против него, в числе прочего, и приносящий победу символ "-молота Тора"-, который они "-сотворяли"- рукой в воздухе. Но понятно, что тут фокус не вышел, ибо Эгиль был не только простой смертный, но и наилучший скальд (исландское "-поэт"-) -сильный "-светлый"- маг.

Cамый интересный пример использовании знака "-молота Тора"- как знака белой (оградительной) магии можно найти в исландском регистре кирх ("-церквей"-) составленном в 13 веке. Там упоминается о том, что на самом отшибе Исландии, прибывшие в период массового бегства из Норвегии, викинги воздвигли камень с "-молотом Тора"-. Как явствует из названия той местности (Хель-кундар-хейд "-Вересковая пустошь (на)рода из царства Хель"-) тамошние края считались "-нечистыми"-, т.е. полагали, что их по ночам посещали "-немертвые"-, ведьмы-оборотни, тролли и тд. Чтоб оградить себя от их ночных посещений и аттак прибывшие викинги подняли там "-щит их лучшей защиты"- -символ "-молота Тора"- вырубленный в камне:

"-Мыс Ланга-нес находится на самом севере Восточной Четверти Исландии. Он почти не заселен и смотрит на северо-восток. Там по мысу проходит вересковая пустошь Хель-кунду-хейд. Она разделяет Восточную Четверть Исландии и Северную, и воздвигнут там молот Тора на пустоши, где эти Четверти разделяются..."-

Здесь же можно сослаться и на сведения данные Якобом Гриммом в его "-Мифологии Тевтонов"- касательно древних пограничных столбов в Германии с вырезанными на них "-молотами Тора"-:

"-На границах Молот Тора [hamars-mark] был глубоко высечен - крест с загнутыми концами- впоследствии перекрещенный дуб служил вместо межевого (межграничного) знака-столба."-

Позже магический оградительный камень с "-молотом Тора"-, который воздвигли на Хель-кундар-хейд был разрушен католическими священниками - началась борьба старой (порядком подзабытой и разумеется поэтому искаженной веры) и новой, пришедшей с Восхода (востока).

О прочности веры в действенность "-Молота Тора"- говорит и то, что несколько резных церковных (!) дверей скандинавских кирх и каменные рельефы английских храмов украшены наряду с традиционной христианской атрибутикой знаком молота Тора.

Гораздо позже, сильно искаженное воспоминание о "-Молоте Тора"- встречается в исландских рукописях 16-19 вв., где его считают неким забытым мощным магическим знаком.

Существует еще один знак "-Молота Тора"- несколько отличный от наиболее древнего "-классического"-, отраженный в немногих бургундских, франкских и позднеисландских памятниках материальной культуры, но нельзя говорить о нем, как о каком-то самостоятельном знаке, лишь как об упрощении исходного.

Мьолнир (скандинавское Mjоllnir) -тоже что и русское "-молния"-.
"-Mijollnir"- по германским и скандинавским поверьям молот Бога Грома, разъезжающего в колеснице по небу. Доброжелательный к людям, он использует магический молот для разбивания преград, барьеров и препон, стоящих на пути. Метаемый как молния, молот всегда возвращается в руку владельца и служит для уничтожения больших препятствий.

Один из вариантов изображения молота Тора
 

Фреяна

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:2.333
Реакции:1
Баллы:0
Спасибо Мастер !!! За интересную статью...)))
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу