Divider

Правила составления вис

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
Мне регулярно задают одни и теже вопросы по висам, потому я решила составить подробный мануал, дабы не возникало базовых вопросов.


В данной теме, как мануале я распишу подробно методику применения вис простых строчных, вис в стихах, вис с использованием ключей - что есть самое сложное. Дам несколько вис - гимнов к богам, а также опишу принцип самостоятельно составления таких вис гимнов. Также опишу главные ьазовые правила, которые необходимо знать также, как свое имя.

Надеюсь, что данная тема принесет Вам пользу и даст ответы на многие, возникающие вопросы.
 

frzoya

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:8.783
Реакции:15
Баллы:0
Адрес: Украина
Aila, огромное вам спасибо, за то что вы решили создать такую очень нужную тему.
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
Что такое виса в целом?

Виса - это стиховорная сложенное обращение к богам, либо же описание действия формулы. Виса необходима для &quot-зарядки&quot- - смысловой нагрузки Вашей формулы. Если исходить из исторического перво источника, то вис было несколько видов. Вообще в самой обощенной форме мы имеем возможность говорить о висах, нидах и других формах скальдической поэзии. Почему я делю именно так?

Дело в том, что все это есть скальдическая поэзия (а это довольно своеобразрная форма стихосложения и я впринципе не жду ни от кого вис с аллитерацией, тут нужно быть поэтом), но висы при этом простые стихи (часто исполняемые с аллитерация, иногда простым ритморядом - что крайне редко было), ниды же отличались всего навсего применимостью, не техникой стихосложения. Нид - это наказательный, хулительный, неблагочистивый стих. Грубо говоря выговор с тихотворной форме, или выражаясь иначе - проклятие. Нид, если Вы помните, позорный столб скандинавов. Необходимо также вспомнить и мансинг - любовные стихи.

Помимо этого есть и иные виды скальдической поэзии,а именно: драпы - это некие гимны, состоящие из отдельных вис (вполне автономных), объединял их стев (это такой вариант припева). Флокки - это простые &quot-бытовые&quot- стихи.

Кто-то может изучить специфику скальдической поэзии и применять, соотвественно, висы такого написания. Кто-то будет соблюдать базовые правила и писать стихи согласно стандартному ритморяду. В идеяле писать висы на норвежском))


Теперь о поэтической стороне вис. Поэзия того периода, впринцпе была двух видов (мы говорим сейчас сугубо о литературной этнографческой стороне вопроса): эддическая и скальдическая. Интерисовать нас будет сугубо скальдическая поэзия. И все же, эддическая - фольклорная поэзия, поэтому ясно, какую смысловую нагрузку она несла.

Скальдическая поэзия не имела такого сюжетного разворота, однако, в нашем понимании, она более инетерсна. Поэзия строилась не на рифме, а на аллитерации, т.е. созвучии начальных звуков слов, стоявших под смысловым ударением и повторявшихся с определенной регулярностью в двух соседних строках стиха. Этим они оказывались «связанными». В каждой строке, кроме внешних, имелись и внутренние рифмы. Собственно, чаще всего применялись драпы - хвалебные оды.

Дальше немного о самой поэзии.
 

sunny sky

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:639
Реакции:0
Баллы:16
Спасибо большое за тему и за внимание к нам форумчанам, уважаемая Аила. Я как раз вчера в одной из тем задала об этом вопрос.
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
Скальдическая поэзия

"Старшая Эдда" и "Младшая Эдда" более известны широкому кругу читателей. Данные поризведения носят как культурно- историческое так и эзотерическое большое значение. Многие последующие литераторы черпали вдохновения в данных источниках прошлого: например, "Сломанный меч", "Приключения Гарольда Ши", "Хроники Хьерварда".
Эддическая поэзия всегда несла сугубо сюжетную нагрузку. Скальдическая поэзия тяготеет к формализации стихотворного ряда. Главной чертой является аллитерации, и многоколенные метафоры, и внутренние рифмы, словом полное подчинение содержания форме.По мнению исследователей это является прямым следствием осознанного перехода от певца к поэту. То есть песни Эдды авторов не имели, поскольку формировались десятилетиями, оттачиваясь и отшлифовываясь бесчисленными сказителями. В творчестве скальдов на первое место вышел человек - автор стихотворной формы.

"Гипертрофия формы - первый шаг на пути творческого освобождения поэта от связанности традицией, трамплин, благодаря которому совершается скачок огоромной важности в истории человеческого сознания - скачок от неосознанного авторства в осознанное." - М.И. Стеблин-Каминский.

Как эддическое, так и скальдическое стихосложение восходит в своей основе к древнегерманскому аллитерационному стиху. Однако, в то время как эддический стих - форма максимально простая, то скальдический стих - форма максимально усложненная.

В скальдическом стихе все строго формализованно:
количество слогов в строке-
наличие и положение внутренних рифм-
количество строк в строфе.

Самый распространенный скальдический размер - дротткветт. "Им сочинено пять шестых всей скальдической поэзии". Виса, т.е. строфа дротткветта состоит из восьми строк, образующих два четверостишия или четыре двустишия. В нечетных строках дротткветтной висы всегда два аллитерирующих слога, в четных - один, и это всегда первый слог.

Кроме того в каждой строке должны присутствовать внутренние рифмы (хендинги), которые по мнению скальдов и создавали красоту дротткветта. Хендинг может слагаться из согласной с предшествующей ей гласной (полная рифма) и из согласного без предшествующего ему гласного (неполная рифма).

Ведать будут, верно,
Вдовица и девица,
Что на град я ратным
Обрушился оружьем.
След от струй преострых
Стали там остался.
Мне от Нанны ниток
Несть из Руси вести
(Харальд Суровый, пер. С.В.Петрова)

В каждой строке дротткветта должно быть шесть слогов, из которых три несут метрические ударения. Предпоследний слог в строке всегда должен был нести метрическое ударение, а также его должен нести первый слог четной строки, поскольку на него всегда падала "главная аллитерация".

Жаль, бежал обидчик,
Вежеству обучен.

Самое, конечно, сложное и почти нереальное в исполнении, ввиду особенностей фонетики русского (украинского) языка, то есть не романогерманской группы - это переплетение предложений дротткветта. Они могут втискиваться друг в друга кусочками.

Верно я - а ворог –
Лишь видел плоть девичью,-
Врать горазд – устами
Тронул губы любы.
(Эйндриди Эйнарссон, пер. С.В.Петрова)

Менее распространены такие ритмы и размеры: тёглаг, хрюнхент, рунхент и квидухатт.

Тёглаг - четырехсложный размер:
Злато благ
Влаге чаек,
Где конь Рёккви
Гривой реет...
(Эгиль сын Грима Лысого, пер. С.В.Петрова)

Хрюнхент - восьмисложный и четырехтактный размер, аналогичный дротткветту. Ударные и не ударные слоги обычно располагаются по схеме хорея.
Слушай, Магнус, песню славну.
Слова я не вем иного.
Я твою, владыка даков,
Доблесть славлю речью доброй.
(Арнор сын Торда скальд ярлов, пер. С.В.Петрова)

Рунхент - единственный размер с конечной рифмой. Также в нем используется внутренняя рифма и аллитерация.
Воспеть велите ль,
Как наш вчитель
Славит своїми
Делами имя?
(Эгиль сын Грима Лысого, пер. С.В.Петрова)

Квиндухатт - самый простой размер. Здесь ни внутренних, ни конечных рифм, а расстановка аллитерирующих слогов весьма свободная.

В скальдической поэзии основными стилистическими элементами являются - хейти и кеннинги. Хейти - замена одного названия или имени собственного другим названием или именем собственным. Пример из "Старшей Эдды":имя Одина меняется на Высокий, Вещий, либо на любое из других его имен, каждое из которых и является хейти Одина.

Кеннинг - это замена существительного обычной речи двумя существительными, из которых второе определяет первое.
Традиционные кеннинги - конь моря, древо битвы, холм шлема. Кеннинги могут быть многочленными (огонь треска стрел - меч, т.к. треск стрел - битва, огонь битвы - меч).

Основной жанр скальдической поэзии - хвалебная песнь. Основная форма скальдической хвалебной песни - драпа. В средней части драпы всегда находился так называемый стев (припев, разбивающий драпу на несколько кусков). Таким образом, драпа представляет собой чередование вис и стевов, которые могут быть прозаическими, а могут - стихотворными. Драпа без стевов - флокк. Он представлял собой просто цикл вис и считался менее престижной формой.

Нид восходит к первобытным заклинаниям, налагавшимся на врага как явно, так и скрыто.


Это общий литературный анализ
 

Луна 21121

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:275
Реакции:0
Баллы:0
Слава Богам что Вы уважаемая Aila открыли такую очень нужную тему. Буду стараться вникнуть в каждое ваше слово может хоть немножко научусь состовлять Висы. Благодарю от всей души. С уважением.
 

fossard

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:443
Реакции:0
Баллы:0
Огромное спасибо за такую тему, уважаемая Aila. Я только начинаю изучать руны, но уверен, что эта информация будет полезна не только новичкам. С нетерпением буду ждать продолжения.
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
Завтра уже будут выложены методики составления
 

Магента

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:688
Реакции:0
Баллы:0
Большое спасибо уважаемая Aila за такую интересную тему и подборку!!! Очень для меня актуальна).
 

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.257
Реакции:1.331
Баллы:113
Я деве пришедшей с мира далекого,
прочесть пожелаю о пути далеком,
что прошел когда то в мир этот явившись.

Времена проходили и дева знала,
что путь ее дальний доходит предела.
Вот время пришло и ее судьбина стала вещей.

Как то путь ее сошелся во многом с вершителем судеб.
Вот Один могучий во всем своем блеске,
что надобно деве от славы великой?

Вот слово сказал и ответ я желаю,
От девы прекрасной из мира далекого.
Есть ли движение и стремление старое.

Время спешит и творится великое,
в малых делах и в свершениях дальних.
Вещать мне еще или хватит ?
 

Vallizm

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:736
Реакции:0
Баллы:0
Тема очень нужная может научусь более правильному составлению вис
 

belvegor123

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:781
Реакции:0
Баллы:0
Адрес: Санкт-Петербург
С нетерпением жду методик. Не терпится сравнить их со своими "творениями"
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
Магистр IPSISIMUS

Там где небеса всегда лазуритны
Там светают четыре солнца.
Этот мир ушел в летописны
свитки великих соколов.

И миллиарды эонов лет назад
Ушли боги пути искать.
И все что искали они
Есть золотые часовщики.

Ждали ответа и вот получили
Нет ничего мы не забыли.
Нет я помню, что было вначале
И ни от чего не отказались.

Не закончен мой путь,
Нет успела я жизни снова вдохнуть.
И не оплакан послений роду
нет еще стана моему народу.


Нет снова лазуритных небес
Солнца не светают для тех,
Кто дети мои и ученики.
Разве может мать покинуть их.

Разве учитель бросит ученика,
А предводитель солдата.
Разве покинет царь народы,
А мужрец свои книжные взводы.

Один из тех, кто ушел когда-то,
Но он вернется к новому ряду.
Что-то похожее с нашим путем,
Нет не так, но близко.

Я лютню возьму и сыграю мотив
как сотни Вселенных старинный.
И на вопрос вещать ли?
я вспомню о мире и провозглашу.

Пойте, ведите, а мы все искали
И вот уж нашли. Свой путь мы знали
И наши детей сюда привели.
И старые цели, нам очень нужны.

Мы идем, мы не забыли.
Нам нужны наши дома,
Нам нужны наши сердца,
И наши старые сказки,

Что слетят с губ молодых
И снова лютни ачинут игры
О волках ушедших когда-то.
И здесь среди славных родов,

Будут ходить те, кто время творил
И законы судьбы наблюдал.
А стало быть не закончен путь
И стало быть - да, мы продолжим его.

БЫлое никуда не ушло.
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
Разбирать детально кеннинги и скальдический синтаксис я не буду. Кто пожелает - напишет мне в лс и я скину ссылки на филологические работы. Мы перенесемся непосредственно к методикам. И для начала условно разделим висы на простейшие и сложнейшие. Начнем мы с простых вис.

Простая виса пишется всегда с учетом того какие руны там используются и какая цель у данного воздействия. Описывать нужно каждую руну, либо же комбинацию из ру. Конечно, при составлении рунной формулы и висы к ней не стоит забывать о принципе централизации руны. То есть, палидром осуществляется из центра. в свою очередь строчная формула читается слева направо (то есть в соотвествии с нашим принципом работы восприятия).

Виса должна быть стихотворной (хотя, я и не отрицаю возможно не стихотворного написания висы). Стихотворность висы обуловленна тем фактом, что стихи ритмичны. Ритмичность, естественно, это определенные вибрации. Именно, вибрации и есть тот необходимый фактор висы. Классические, скальдические висы имеют правильную, интересную ритмичность, обуславливаему наличием внутренних и внешних рифм.

При создании висы, идеальный вариант, использовать слово прямо указывающее на действие. Например, альгиз - щит, так в висе и говорить. "Я создаю щит". Возьмем для примера более сложный вариант.

кано ансуз райдо, ансуз учеба, кано желание, райдо упорство стремление - формула для стремления к учебе. Что мы видим, центрирующую ансуз, которая у нас собственно учебу, познание и определяет. Также кано и райдо, определяющие разные аспекты стремления. Зачем мы выбираем два аспекта и "закрываем" ими ведующую руну? Делается это сугубо для того, чтобы работа была не однобокой. Например, если мы оставляем только кано, то у ребенка будет желание, но на одном желании далеко не уедешь. Либо же оставив только райдо, то получим битье головой в "закрытые двери". Итак, в висе мы должны также оговорить данные аспекты.

Алексея к познанию (ансуз)
пойдет с упорством (райдо) и желанием (кано)


Это простейшая форма, однако, она описывает слова маркеры, указывающие на руны. При произнесении висы, называть руны необходимости нет. В идеале, рифму желательно на слово - маркер делать. В силу другой семантики русского языка, дополнительной вибрации на внутреннюю рифму составить будет сложно, однако, возомжно. Также в висе, помиме строф описывающих руну, можно добавить дополнительные строфы расширяющие значение формулы и оговаривающие необходимые нюансы. Классическая виса имеет 6 - 8 строф. Приведем пример на той же формуле.

Алексей нерадиво дитя
пути не веду к знаниям тебя
Пусть зародится желание(кано)
к мудрости и знаниям (ансуз)
нерушимое упорство (райдо)
бесконечного роста.

6 строф и описание того же действия теми же словами.

Естественно, для начала Вами будут создаваться именно такие висы. Для лучшей работы в данном направлении Вам придется наработать личные аспекты и понимание рун, наработать их чувстование. А также развить литературный талант.

В идеале со временем, очень значительным временем, Вы сможете ощутить всю матрицу, а не только то, что дано здесь и сейчас и так "съедено" временами правления Великих.
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
О, благодарю, брат, но это еще не все. По чуть чуть я распишу все аспекты, пока не дойдут, до классики со стандартными кенингами, аллитерацией, внутренними рифмами))
 

edelweiss123

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:261
Реакции:0
Баллы:0
Уважаемая Aila!Я много читала ,что с рунами нужно обращаться очень осторожно. Для меня
они недосягаемы как звезды, поэтому восхищаюсь Вашими знаниями и бескорыстным желанием помогать людям . Respekt!
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
Всегда пожалуйста
 

Луна 21121

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:275
Реакции:0
Баллы:0
Уважаемая Aila. со вчерашнего дня ломала голову как составить вису к этой формуле. Конечно уменя такая абракодабра получилась. Огромная Вам благодарность. за учение таких как я. С уважением.
 

Aila

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.154
Реакции:0
Баллы:0
Пожалуйста
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу