Не менее часто ши гун борются с дьяволами и с помощью кнута, называемого фа со — «волшебной веревкой». Можно увидеть такие кнуты в руках мальчиков, участвующих в экзорцистских процессиях. Эта традиция также насчитывает долгую историю. Из официальных историй известно, что без них не обходились и церемонии, устраивавшиеся при династиях Сун и Тан. «Волшебную веревку» называют еще и лин бянъ — «плетью, обладающей духовной силой». Веревка, сужающаяся к концу, подобно змее, привязывается к рукояти, сделанной из какого-нибудь опасного для призраков дерева, например, персика или ивы, длиной дюймов в десять, вырезанной в форме змеиной головы. Можно предположить, что она олицетворяет голубую и красную змей, которых, согласно очень древней традиции, зафиксированной в «Шань хай цзине», имел обыкновение носить в руках великий колдун древности У-сянь.Теоретически, и экзорцистская, и лечебная практика ши гу будет бесполезной до тех пор, пока, с поистине умилительным альтруизмом, ею не будут заниматься безвозмездно.
Действительно, ведь божества, принадлежащие светлому началу ян, медиумами которых они являются, из года в год самым бескорыстным образом оказывают людям благодеяния, а попутно, выказывая свое естественное человеколюбие, уничтожают демонов и последствия их вредоносной деятельности. Разве можно, в таком случае, представить, чтобы плоды природного бескорыстия достигли людей через жадных эгоистичных медиумов? Поэтому ни один уважающий себя ши гун не будет требовать от человека, пригласившего его, платы. Однако он благосклонно и милостиво примет то, что ему сами предложат благодарные клиенты, будь то деньги, вещи или что- либо еще.
Никакие из призраков, насылающих на людей болезни, не беспокоят суеверные умы простодушных обитателей Амоя больше, чем «призраки земли и утробы», обитающие в мебели и домашней утвари, в углах дома и закоулках двора. Если их потревожить или сдвинуть с насиженного места, они обязательно начнут вредить детям и беременным женщинам. А значит, борьба с такими призраками станет одной из первейших задач ши гун. Однако предписываемая обычаем плата за их услуги достаточно высока, так что ни одна семья не обратится к их помощи до тех пор, пока не испробует все подручные «домашние» средства. Если, например, мать заподозрит, что у ребенка трудности с мочеиспусканием или какая-либо другая болезнь- или если вдруг беременную женщину начнут мучить боли, то первое, что надлежит сделать в таком случае — это выдернуть все гвозди, которые случайно были вбиты в стены, двери и т. д., а также переставить тяжелые вещи, которые слишком близко придвинули к другим или положили на них, тем самым нечаянно придавив, потревожив или ударив духа земли. Если больному не полегчает, домочадцы открывают все коробки, ящики, кухонные шкафы, двери и окна, чтобы выпустить на волю оказавшегося в заточении призрака.
Если же все усилия оказываются напрасными, кого-нибудь из членов семьи посылают в лавку колдуна купить за несколько монет парочку цзин фу, «очищающих амулетов», которые называют также ту фу, «амулетами земли». Один прикладывают к телу больного, а другой сжигают. Пепел смешивают с водой, и человек пьет ее. Наконец, если не помогло и это, значит, пришло время обращаться за помощью к самому священнослужителю. Звоня перед алтарем в свой колокольчик, он увещевает божеств спуститься, затем водой, солью и рисом, которым он, предав огню амулеты и произнеся заклинания, передал свою волшебную силу, изгоняет демонов из комнаты. В это время кровать больного предусмотрительно закрыта занавесями, дабы перепуганные призраки не нашли прибежища там или, не дай боже, в теле больного. Тогда им ничего не останется, как искать спасения в своей родной обители — земле, принадлежащей темному началу. Ловушка для них уже подготовлена — перед кроватью колдун начертил на полу своим мечом две горизонтальные параллельные линии, которые пересекают еще две, одна прямая, а вторая изогнутая. Получился иероглиф цзин — «колодец». Сделав это, колдун начинает устрашающе размахивать мечом, ударяя им в том числе и по четырем углам кровати, чтобы изгнать демонов и оттуда, если они каким-то образом смогли затаиться там. Все это время он беспрестанно бормочет заклинания. Бедные призраки, стремясь спасти свою шкуру, хватаются за последнюю соломинку — вскакивают на мост, который сделал колдун, таинственным образом сложив руки на груди. Но они, бедные, не знают, что мост этот обрывается колодцем. В мгновение ока могущественное заклинание захлопывает колодец, а колдун произносит магическую формулу, звучащую в переводе примерно так: «презренные духи земли, отправляйтесь обратно в свою обитель». «Пробка запечатывается», и дело можно считать сделанным. Наконец, наступает апофеоз церемонии: колдун размахивает над колодцем своим кнутом, дует в горн и громко восклицает: «Волшебство! Волшебство!»Но чтобы демоническое зло окончательно оставило больного, необходимо, чтобы оно перешло в «замену». Трижды колдун осторожно проносит какую-нибудь куклу над телом больного, а если это женщина — то над ее одеждой, поскольку правила приличия запрещают подходить к ней слишком близко. Впрочем, в последнем случае возможен и такой вариант, когда колдун просит родственницу или служанку пронести куклу непосредственно над телом. Помочь в окончательном избавлении больного от демонического влияния должно превосходное заклинание, которое следует произнести одновременно с процедурой, описанной выше:
«Кукла, кукла, двигайся вперед, чтобы жил он до старости и был силен, как дракон. Кукла, кукла, двигайся назад, чтобы был он счастлив и сыт до глубоких седин. Кукла, двигайся налево, чтобы счастье было год за годом. Кукла, двигайся направо, чтобы множились лета его. Замени-ка его раз, и лет ему будет не менее ста двадцати. Замени-ка его снова, чтоб никакое зло не встретилось ему. Замени-ка его в третий раз, чтобы сезон за сезоном был ему мир и покой».