Divider

Ребенок. Рождение ребенка. Обряды 3

RIGDEN

Administrator
Регистрация:28 Июн 2016
Сообщения:1.293
Реакции:102
Баллы:48
Многочисленные поверья магического характера присутствовали и в обычаях башкир. Главная их цель — обеспечить безопасность и сохранить здоровье новорожденного.
Чтобы обезопасить беременную от воздействия злых духов, на ее одежду пришивали различные амулеты-обереги, а для облегчения родов постукивали ее пустым кожаным сосудом или трясли над ней пустым мешком.
В прошлом, когда детская смертность была высока и особенно много детей умирало в раннем детстве, смерть ребенка чаще всего объяснялась действием злых сил. Именно поэтому многие магические обряды были направлены на сохранение жизни ребенка, его здоровья путем отпугивания злых духов. С этой целью на колыбели прикреплялись различные обереги: части тела различных животных, а также плоды рябины, кольца, стрелы, камни из священных мест.

Представление о магической силе стрелы, способной отгонять злых духов, существовало у многих народов. Так же, как и другие острые колющие предметы (нож, кинжал, ножницы, положенные под подушку младенца), стрела представляла, по мнению башкир, действенное средство для охраны здоровья и благополучия детей.
После рождения ребенка принимались всевозможные меры, чтобы уберечь его от сглаза: перевязывали красными нитками запястье ребенка, красной краской или сажей мазали лоб или раздавливали на нем ягоду рябины и т. д. Магическими свойствами наделялись можжевельник, душица, березовый гриб-чага, дымом которого окуривался ребенок, если существовали подозрения в том, что его сглазили6.

Первые дни и месяцы после появления на свет были чрезвычайно значимыми в мифоритуальной традиции многих народов. Так, шорцы в это время избегали показывать кому-либо лицо младенца. Тувинцы, защищая младенца от «дурного глаза», налагали запрет на вход в юрту посторонних людей. Особенно боялись появления в жилище человека, имеющего «плохую судьбу». Оберегая ребенка, а вместе с ним «молодое, как бы новорожденное счастье», телеуты никому не давали денег в долг, пока не отпадала пуповина. Алтайцы не давали посторонним огня из юрты в течение сорока дней после рождения наследника, а если желали ему счастья, то и в течение года.

Сорокадневный период отличался особой сакральностью у якутов. В продолжение его отец ребенка не вносил в свою юрту того платья, в котором ходил на промысел; роженице в это время не позволяли ходить в амбар. Если она курила трубку, то не должна была сама брать такую священную вещь, как огонь, если бы взяла, то у ребенка была бы золотуха, раны и сыпи.
У томских татар первые сорок дней роженица не выходила из дома и не показывала ребенка чужим. По истечении этого срока ребенка мыли «40 ложками воды», добавляя их в воду для купания. При этом читали молитву.

Традиция сорокадневья была характерна для родильной обрядности многих тюркских народов. Церемония, известная под названием «чилля» у узбеков и таджиков, «кыркынан шыкты» у казахов, «кырк кун» или «кырк» у киргизов, отмечала завершение периода наибольшей уязвимости ребенка.
На сороковой день киргизы Атбашинского района устраивали праздничное угощение, во время которого сорок специально испеченных лепешек раз¬давали детям. К этому сроку для ребенка шили особую рубашку. Ее собирали из сорока лоскутков. Мать выпрашивала их, обходя соседние юрты. Обязательной частью торжества было купание ребенка в сорока ложках воды. В традиционном сознании 40 дней, по всей видимости, соответствовали 40 неделям лунного цикла беременности.

Татары давали имя ребенку через несколько дней после рождения. Оставлять его без имени дольше считалось опасным, так как он мог заболеть. Обряд наречения имени — «исем кушу» проводился с приглашением муллы и почетных старцев-родственников, соседей. Младенца на подушке подносили к мулле, и он, читая выдержки из Корана, несколько раз громко произносил имя новорожденного и тут же делал запись в книге регистрации новорожденных. Преобладающими были имена из мусульманского именинника.

Церемонию наречения имени завершало угощение — «аш». Это было единственное застолье, на которое приглашали мужчин, да и то в основном пожилых. Более многолюдным было застолье для женщин, которое проводили иногда вслед за угощением мужчин. Женщины всегда приходили с подарком для новорожденного. Приносили отрез материи, мыло, платок и т. д.8

Обряд имянаречения описан в работе К. Фукса: «Через три дня, на четвертый приглашают муллу для совершения религиозного обряда, при котором мулла держит ребенка на своих руках перед собою и громко кричит ему на правое ухо азан, а потом шепчет ему в левое ухо каметь, то же, что азан, и при этом дает дитяти имя. Мулле платят за это, каждый по своему состоянию, и роскошно его угощают. На этот пир приглашаются все знакомые мужчины. В продолжение нескольких дней к родильнице приходят все знакомые женщины и каждая приносит на зубок так точно, как у русских. Сверх того, привозят для новорожденного по рубашке, богатые — шелковые, бедные — ситцевые, многие дарят и одеяльца, чаплашки, тюбетейки и колпачки. Говорят, что богатая родильница так много получает подобных подарков, что наполняет ими порядочный величины сундук».

А вот как выглядит этот обряд в описании Я. Д. Коблова: «По прошествии некоторого времени — через неделю, а иногда раньше — дня через три, четыре происходит обряд наречения имени новорожденному. Отец новорожденного идет к мулле и просит его прийти на дом нарекать имя младенцу. К этому дню готовятся как к празднику. Приглашают родных и близких знакомых, главным образом тех, которые до этого времени принесли подарки родильнице и ребенку... По приходе муллы выносят ребенка и кладут на нары или на пол лицом к Мекке. Мулла спрашивает родителей, какое имя они желают дать младенцу. Родители назначают имя какого-нибудь пророка, сподвижника Мухаммеда или святого, прославившегося своими подвигами и ученостью... Религиозное торжество сопровождается обильным угощением».

Обряд наречения ребенка именем у сибирских татар проходил довольно скромно. Приглашали муллу, который читал необходимую молитву, шептал на ухо ребенку: «Пусть твое имя будет...». После этого мулла записывал в метрическую книгу имя, отчество, фамилию и дату рождения ребенка. За наречение имени ребенку мулле платили определенную сумму денег. Устраивалось угощение, на котором, кроме муллы, присутствовали дед, отец и другие родственники новорожденного. Никаких увеселений при этом не было.
 

Аихоши

Well-Known Member
Регистрация:28 Авг 2014
Сообщения:1.556
Реакции:0
Баллы:0
Магистр Ригден Благодарю за тему.
 

archierei

Well-Known Member
Регистрация:25 Апр 2013
Сообщения:3.792
Реакции:0
Баллы:0
Возраст:54
Адрес: Россия
Благодарю за информацию, уважаемый Магистр RIGDEN.
 

Faruh

Уважаемый Магистр RIGDEN, благодарю Вас за продолжение темы "Рождение ребёнка. Обряды."! С уважением!
 

Маунт

Well-Known Member
Регистрация:8 Июн 2016
Сообщения:3.385
Реакции:0
Баллы:0
Уважаемый Магистр Ригден благодарю Вас за продолжение данной темы. С уважением.
 

nuostabi

Well-Known Member
Регистрация:23 Май 2013
Сообщения:545
Реакции:2
Баллы:0
Благодарю Вас Уважаемый Магистр Ригден за продолжение темы о рождении ребенка и обрядах связанных с этим таинством.

[ Post made via Android ]
Android.png
 

Джинн

Well-Known Member
Регистрация:12 Янв 2015
Сообщения:4.550
Реакции:1
Баллы:0
Уважаемый Магистр RIGDEN, благодарю Вас за продолжение темы.
С уважением.
 

skandinavska

Well-Known Member
Регистрация:26 Ноя 2013
Сообщения:3.140
Реакции:1
Баллы:0
Благодарю Магистр RIGDEN.
С уважением.
 

Clarissa

Well-Known Member
Регистрация:15 Июн 2013
Сообщения:3.001
Реакции:0
Баллы:0
Уважаемый Магистр RIGDEN, благодарю Вас за продолжение темы.
С уважением.
 

tigr-gr

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:1.336
Реакции:0
Баллы:0
Уважаемый Магистр RIGDEN,благодарю Вас за тему.
 

Галина1959

Well-Known Member
Регистрация:25 Апр 2013
Сообщения:4.386
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю за статью уважаемый Магистр RIGDEN за статью ,с уважением.
 

Гелуня

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:2.309
Реакции:1
Баллы:0
Уважаемый Магистр Ригден, благодарю Вас за продолжение темы.
С Уважением.
 

petiska

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:610
Реакции:0
Баллы:0
Возраст:43
Магистр RIGDEN благодарю за интересную тему.
 

Рита 123

Well-Known Member
Регистрация:25 Май 2013
Сообщения:4.129
Реакции:2
Баллы:0
Благодарю Магистр RIGDEN. С уважением.

[ Post made via iPhone ]
iPhone.png
 

ALEX%2014

Well-Known Member
Регистрация:18 Дек 2014
Сообщения:1.031
Реакции:0
Баллы:36
Уважаемый Магистр Ригден благодарю Вас за продолжение данной темы. С уважением.
 

Mahahkala

Well-Known Member
Регистрация:1 Окт 2019
Сообщения:56
Реакции:0
Баллы:6
Спасибо Магистр за интересную статью. С уважением
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу