Divider

Самые изысканные мечети в мире

Перун

Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:6.927
Реакции:47
Баллы:0
Среди всех мечетей мира есть те, архитектура и оформление которых признаны самыми изысканными творениями рук человеческих в мусульманском обществе. В одной статье невозможно показать весь интерьер каждой такой мечети, поэтому мы выбрали изображения потолков. Они особенно красивы и позволяют верующим представить, как выглядит путь в небеса. Сложные и витиеватые орнаменты демонстрируют силу математики и геометрии в исламской архитектуре.


Храм Фатимы Масуме (Fatima Masumeh Shrine), Иран.


Мечеть Насир аль-Мульк (Nasir Al-Mulk Mosque), Иран.


Мечеть Вакиль (Vakil Mosque), Иран.


Мечеть Насир аль-Мульк (Nasir Al-Mulk Mosque), Иран.


Храм Фатимы Масуме (Fatima Masumeh Shrine), Иран.


Мечеть Насир аль-Мульк (Nasir Al-Mulk Mosque), Иран.


Мечеть шейха Лютфуллы (Sheikh Lutf Allah Mosque), Иран.


Мечеть Имама в Исфахане (Shah Mosque), Иран.


Мечеть Джалиль Хаят (Jalil Khayat Mosque), Ирак.


Мечеть в Ширазе (Shiraz), Иран.


Мечеть шейха Лютфуллы (Sheikh Lutf Allah Mosque), Иран.


Мечеть Насир аль-Мульк (Nasir Al-Mulk Mosque), Иран.


Тадж-Махал (Taj Mahal), Индия.


Мечеть Вазир Хана, Пакистан.


Каирская мечеть султана (Soltan Qalawoon), Египет.


Мечеть шейха Зайда (Sheikh Zayed Mosque), ОАЭ.


Мавзолей Бахауддина Накшбанда (Bahaud-Din Naqshband), Узбекистан.
 

Перун

Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:6.927
Реакции:47
Баллы:0
МЕЧЕТЬ (от арабского مسجد — «масджид») — в исламе место для молитвы, богослужения и поклонения в виде отдельного здания с куполом-гамбизом; мусульманское культовое сооружение, молитвенный дом.

Требования к посещению мечети

— Человек, который входит в мечеть, должен быть очищен от всякой грязи и нечистот
— Форма одежды в мечети чинная, консервативная, необлегающая одежда с длинным рукавом (длинные юбки или брюки)
— Вход в мечеть в прозрачной, вызывающей одежде запрещен
— Шорты и юбки не должны быть выше колен
— Обувь необходимо снимать перед входом в мечеть
— Женщинам необходимо иметь платок для покрытия головы (обычно она дается посетительницам при входе)
— В большинство мечетей допускают только мусульман.
— Лучше малолетних «шумных» детей оставлять дома

Правила поведения в мечети

— Держаться за руки или целоваться недопустимо в мусульманских культовых местах
— Для безопасности и уважения верующих, посетители должны находиться в разрешенных для посещения местах мечети и не допускать свободного хождения
— На территории мечети запрещено курение
— Посетители не следует прикасаться к Корану (святой книге) и другим архитектурным элементам внутри основного молельно
го зала
— Дети должны быть под присмотром родителей
 

Перун

Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:6.927
Реакции:47
Баллы:0
Для мусульманской архитектуры характерно использование в качестве элемента декора отрывков из текста Корана, выполненных художественными средствами с применением разноцветной керамики, резьбы по дереву или стуку. Иногда подобный орнамент исполняет роль фриза, идущего по периметру внутреннего помещения. В Иране мастера изготовляли специальную полихромную керамическую плитку в технике «corde seka». В соответствии с фразой, которая должна была быть изображена на стене, на каждой плитке размещались буква, слог или часть слова. Затем плитку подвергали нескольким обжигам (по числу наносимых красок). Таким образом, составлялись целые фрагменты Корана, которыми украшались внутренние помещения и вход в мечеть.

Важную роль в зодчестве мусульманского Востока играл орнамент. В известной степени орнамент компенсировал исламский запрет на изображение живого существа, но в то же время он являлся важным средством выражения художественного содержания. Первоначально в арабском орнаменте преобладали растительные элементы, что является заимствованием из классической архитектурной традиции. Впоследствии распространение получил линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многоконечных звезд. Таким образом, появился новый тип орнаментальной композиции – арабеска, позволившая украшать как культовые, так и светские постройки. Зодчие Ближнего Востока в разработке арабески достигли высочайшего мастерства. Бесчисленное множество композиций, которое можно обнаружить как на внешних стенах, так и внутри мусульманских построек свидетельствует о том, что при создании очередного арабескового орнамента мастер руководствовался логически-строгим и математически выверенным узором и полетом своей фантазии, которые в рамках дозволенного исламом отнюдь не кажутся ограниченными.

Второй тип орнамента – эпиграфический, связан с арабской каллиграфией, приоритетным видом искусства в исламе. Эпиграфические надписи или целые фризы, вводимые зодчими в убранство своих построек, несли смысловую нагрузку, которую можно сравнить с иконописью в христианских храмах. В XIV-XV вв. в Магрибе уже практически каждая культовая постройка, словно сеткой, покрывалась тончайшим арабесковым узором. Орнамент, надписи, сталактитовые карнизы образуют изящные динамические композиции, свидетельствующие об утонченной роскоши. Практически каждый дециметр поверхности украшен резьбой, узором стилизованных растительных или геометрических мотивов.

Набор декоративных форм и особое значение орнамента придавали мусульманским культовым зданиям нарядный и праздничный вид. Иногда орнамент красочным ковром покрывал порталы, стены или своды арок. Широкое применение в исламском зодчестве получили сталактиты, которыми обычно заполняли своды или ниши. Их появление связано с конструктивным приемом, который архитекторы использовали, когда необходимо было перейти от прямых углов к кругу (например, поставить купол на прямоугольное основание). Византийские зодчие разработали этот переход через применение «паруса», исламские архитекторы стали в основном использовать сталактиты.
 

Перун

Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:6.927
Реакции:47
Баллы:0
Считается, что арабская вязь возникла в городе Куфа в Ираке. Именно здесь ее использовали первоначально как способ украшения мечетей.

Ей же переписывали священные тексты. Позже арабская вязь стала использоваться и при украшении разных изделий. Каллиграфическое искусство в исламских странах было доведено до совершенства.

Мусульмане на протяжении многих веков считали святотатством изображать человеческий облик либо образы животных. Буквы священного текста являлись религиозным воплощением житейских истин. Поэтому не редко на изделиях мусульманского искусства можно увидеть неотразимой красоты каллиграфические изображения.

Арабская вязь как предмет искусства исламского мира на вид напоминают прекрасные цветы. Самое интересное, что витиеватое изображение букв мусульмане сравнивают с красотой человеческого тела.

В XV – XVII веках мусульмане изобрели новый вид искусства под названием кита, которая представляла собой картину миниатюрных размеров, изображающую образец почерков арабской вязи. Чуть позже народное творчество также подхватило идею воплощения каллиграфических надписей.

Шамаили – это панно с арабской вязью, которые используются мусульманами при украшении домов как обереги, защищающие от злых сил.

Такие картины пишутся на стекле, при этом используются масляные краски. Главное место отдано опять-таки буквам. Строки из священной книги мусульман, Корана, располагаются на живописном фоне. Простолюдины писали известные народные изречения, которые носили определенный смысл.
 

Перун

Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:6.927
Реакции:47
Баллы:0
Графическое изображение слова по мусульманским представлениям является как бы стадией воплощения божества вслед за идеями разума и словом звучащим. Но с другой стороны, если говорить о Коране и его изречениях, то слово изображенное оказывается на вершине иерархии, так как представляет собой послание самого Аллаха, "неподражаемое совершенство".

Арабская вязь — не просто образец каллиграфии и эстетического письма, она становится существенной частью образной системы ислама. Само письмо арабы сравнивают с драгоценностями и цветами, чернила — с духами. В поэзии красота тела сравнивается с линиями букв. Иррациональность, непостижимость мусульманского бога не только не допускает его изображения, но и значительно увеличивает сакральный смысл его реальных воплощений. И это не только Коран, но и весь мир, Аллахом созданный и управляемый. Мир оказывается символом бога, а мечеть - моделью и символом мира как бога. Тип мусульманского храма — колонная мечеть — сложился в VII в. Открытый прямоугольный (или квадратный) двор окружен глухой стеной с пристроенной изнутри арочной галереей. К стене двора, обращенной к Мекке, примыкает колонный молитвенный зал с роскошно украшенной нишей в стене, также обращенной к Мекке. Зал венчает огромный купол на барабане. Сложное пространство молитвенного зала не связано четкой ориентацией на Мекку и призвано вызывать ощущение вездесущности Аллаха. Над храмом возвышается мощная башня минарета, с которого призывают верующих к молитве.

Основные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте: "джамал" — божественная совершенная красота (купол мечети), "джалал" — божественное величие (минарет) и "сифат" — божественное имя (изречения из Корана на внешних поверхностях мечети).
 

Перун

Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:6.927
Реакции:47
Баллы:0
Первые мечети представляли собой квадратный двор, окруженный галереями. На стороне, обращенной к Каабе, ставили 5 и более рядов колонн, перекрытых арками, на которые опиралась крыша. Так возник тип колонной мечети, получивший распространение во всех исламских странах. Пространство здания организуется из множества одинаковых ячеек, образуемых равномерно расставленными аркадами. Количество ячеек определяет размеры здания. Первоначально при строительстве мечетей использовались материалы и целые части старых немусульманских построек, как это было при возведении Мечети Омейядов в Дамаске.

Со временем мечети стали различаться по назначению и, соответственно, по правилам строительства:

Масджид - небольшая мечеть для индивидуальной молитвы.

Джами - соборная (или "пятничная") мечеть для коллективной молитвы, совершаемой всей общиной в полдень пятницы.

Мусалла - загородная мечеть, открытая площадка с единственной стеной, обращенной к Каабе.

Важнейшим элементом любой мечети является михраб - ориентированная на Каабу священная ниша, перекрытая аркой (или полукуполом) и вставленная в раму. Сверху михраб имеет стрельчатое завершение, отмечающее точку на "оси ислама". Михраб должен быть ярко освещен (естественным светом, через окна в куполе перед ним или искусственным светом, лампой, свисающей до центра ниши).

Соборная мечеть (джами) отличается наличием минбара - кафедры, с которой имам произносит пятничную проповедь. Устанавливается справа от михраба, имеет вид высокого трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом-порталом.

Начиная с 8 века важным признаком джами является минарет - башня, с которой муэдзин призывает к молитве. На западе мусульманского мира минареты имели в основном четырехгранную форму, на востоке - цилиндрическую. Известны также спиральные минареты (мечеть Ибн-Тулуна, Каир). Минареты украшали поясами узорчатой кирпичной кладки, резьбой по камню, лентами орнаментов и надписей.

С 12 века распространился тип джами с четырьмя айванами - колонными залами без передней стены на каждой стороне двора. Айваны характерны также для медресе и караван-сараев.
Вообще, число архитектурных элементов каждого вида в исламской архитектуре обычно кратно четырем - священному числу мусульман: 4 угла Каабы, 4 буквы в арабском написании имени Аллаха.
 

Перун

Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:6.927
Реакции:47
Баллы:0
Элементы мечети

Кибла — («то, что находится напротив») направление на Каабу, задняя, обращённая к Каабе, стена мечети;

Михраб — ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму;

Аназа («стрела») — стена, резная мраморная доска или деревянная ниша вблизи от входа в мечеть, своего рода михраб во дворе;

Минбар — отличительный признак соборной мечети — кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике;

Максура — её появление было обусловлено присутствием в мечети правителя или представителей административной власти. Это — квадратное в плане, отгороженное резным деревянным или металлическим простенком от основного пространства помещение в непосредственной близости от михраба и минбара;

Дикка — специальные платформы, стоя на которых муэдзины повторяют движения имама и тем самым направляют движения верующих;

Кюрси —пюпитр для Корана.

Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых — хаузы.
 

Nurhan13

Well-Known Member
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:410
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю, Мастер Перун, за красивую подборку фотографий и информацию. Получила огромное удовольствие от просмотра и чтения. С уважением.
 

Svetlana.Vendina

Well-Known Member
Регистрация:5 Июл 2013
Сообщения:1.960
Реакции:0
Баллы:0
Возраст:54
Веб-сайт:vk.com
Благодарю, Мастер Перун очень и очень понравились архитектурные исламские сооружения , благодарю за информацию ,с удовольствием прочла интересную информацию.Ощущение через компьютер непередаваемое , а если попасть в них и на службу , ощутить вибрационный поток той энергии ,боюсь даже мечтать .
С уважением .
Но все таки хочу попасть и ощутить на себе вибрацию силы этой мощи .
Низкий поклон Вам Мастер Перун .
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу