§ 177. Что такое «вербы речные»? В лулав есть две вербные ветви, и они соответствуют двум ногам человека.
Почему «вербы речные» называются арвей нагая? Потому, что большая из них наклонилась к западу (ма-Арев) и оттуда черпает свою силу.
Верба, наклонившаяся на север, меньше первой на путь в пятьсот лет. Она находится на северозападной стороне, благодаря которой она функционирует.
Она названа в ее честь, поскольку они обе смешаны (арав).
§ 178. Другое объяснение.
Вербы речные называются арвей нагал, потому что функция одной иногда смешивается с функцией другой.
Почему они называются вербами речными? Из-за того места, где они растут, называемого рекой. Поэтому написано: «Все реки текут в море, но море не переполняется» (Екклесиаст, 1: 7).
Что это за море? Мы говорим, что это — эт-рог.
Откуда мы знаем, что каждый из семи аспектов называется рекой (нагал}1 Потому что написано: «Из Матанны в Нагалиил, из Нагалиила в Вамоф, из Вамофа в Гай, который в земле Моава, на вершине горы Фасги, обращенной лицем к пустыне» (Числа, 21: 19). Читайте не Нагалиил, а Наглей Эл — Божьи Реки.
И все шесть тогда на одном пути к морю.
Что это за путь? Это тот путь, который примиряет их. Поэтому написано: «Перед лицем Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер» (Аввакум, 3: 5).
Все они идут к той трубе, а от трубы — к морю.
Таково значение стиха: «От Дара к Божьим Рекам». Дар — это то, что дано, а именно мозг. Оттуда они идут к Божьим Рекам.
«А от Божьих Рек — в Вамоф». Что такое Вамоф? Как переводит Таргум, Рамта — это «высоты». Это — сеголь, которая следует после зарка.
Далее в стихе сказано: «Из Вамофа в Гай, который в земле Моава, на вершине горы Фасги, Обращенной лицем к пустыне».
«Из Вамофа (высот) в Гай, который в земле Моава». Это то, что приготовлено. А что было в земле Моава? Читайте не Моав, а Май-ав — «от отца». Это — отец, о котором написано: «За то, что Авраам[отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Бытие,
I: 5).
Что это за земля? Это земля «на вершине горы Фасги», которая к тому же является «обращенной лицем к пустыне (Йешимон)». Йешимон истолковывается как среднее Небо.
Что касается этой трубы, то написано: «Садовый Источник — колодезь живых вод и потоки с Ливана» (Песнь Песней, 4: 15). Что такое Ливан? Мы говорим, что это — и Мудрость.
Что такое вербы речные (Нагал) Мы говорим, что это то, что дает наследство (Нагхали Израилю. Оно относится к двум Колесницам Колесницы.
§ 179. Мы постигли, что существуют Десять Сфер и Десять Речений.
У каждой Сферы свое Речение. Не Сфера окружается Речением, а скорее наоборот: Речение окружается Сферой.
Этот материальный мир подобен горчичному зерну внутри кольца.
Почему? Из-за Духа, носящегося над ним, которым он и поддерживается. Если бы хоть н
мгновение этот Дух прервался, мир был бы уничтожен.
§ 180. В этом мире существует три Сферы.
Каким образом? Этот мир склоняется к северу и к югу.
Каким образом? Север — запад — юг. Северо-запад — это первая сфера, которая вращается вокруг нас.
Говорим ли мы, что она направлена на северо-запад? Мы говорим, что ее сила направлена на север. Это — левая нога.
Над нею находится вторая Сфера, полностью направленная на запад.
Говорим ли мы, что она направлена на запад? Мы говорим, что ее сила направлена на запад. Это — Победы этого мира.
Над нею есть третья Сфера, и ее сила направлена на юго-запад.
— Чем является та первоначальная сила, которая, как вы сказали, была второй?
— Мы говорим, что это — правая нога.
— А какова сила, направленная на юго-запад?
— Это Основание мира. О нем написано: «Праведник — на вечном основании» (Притчи, 10: 25).
Вторая сила находится позади Колесницы, а первая сила стоит перед нею.
Праведник, Вечное Основание, находится в центре. Он эманирует с юга этого мира и управляет двумя остальными. В его владении находятся также души всех живых существ. Это — Жизнь Миров.
Слово «творение» (бериах) всегда употребляется вместе с ним. О нем написано: «Господь... почил и покоился» (Исход, 31: 17).
Это — аспект дня субботы. Об этом написано: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исход, 20: 8).
Также написано: «Наблюдай день субботний» (Второзаконие, 5: 12). Здесь говорится о седьмом вспекте. Об этом седьмом аспекте написано: «Субботы Мои храните и святилище Мое чтите» (Левит, 19: 30).
Каков этот седьмой аспект? Это аспект Добра Благословенного Святейшего.
§ 181. Почему написано во множественном числес: «Субботы Мои храните», а не в единственном: [.«Мою субботу»?
На что это похоже? У царя была прекрасная невеста, и каждую неделю она уделяла один день тому, чтобы побыть с ним. У царя были также прекрасные любимые сыновья. Он сказал им: «Поскольку ситуация такова, вы тоже должны радовать в день моей радости. Ибо ради вас я стараюсь, и вы также относитесь ко мне с уважением».
§ 182. По какой причине в Торе о субботе говорится в одном месте «помни», а в другом – «храни»?
«Помни» (захор) относится к мужскому (Захар). «храни» (шамор) относится к невесте. Почему это соединяется со словами «и святилище-Мое чтите»? Потому, что святилище Мое свято. Почему? Потому, что во всех отношениях «Я Господь, Бог ваш».
§183. Почему мы говорим, благословляя пищу Во всем, что Он сотворил... благословенна Жизнь миров»? Почему мы не говорим: «Во всем, что Ты сотворил»?
Но мы благословляем Святейшего, который дает Свою мудрость этой «Жизни Миров». А она уже Обеспечивает всем остальным
§ 184. По какой причине в благословениях: «Благословен... освятивший нас Его заповедями и заповедавший нам» мы говорим о Нем в третьем лице? Почему мы не говорим: «Ты, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам» — во втором лице?
Это учит нас тому, что все заповеди включены в Жизнь Миров.
В силу Своей любви к нам Он дал нам заповеди, дабы они освятили нас и позволили стать достойными. Почему? Потому что, живя в этом мире, мы можем стать достойными великого Мира Грядущего.
В его владении сокровищница душ. Когда Израиль добродетелен, эти души достойны того, чтобы появляться и приходить в этот мир. Но если люди не добродетельны, тогда эти души не возникают.
Поэтому мы говорим: «Сын Давида не придет до тех пор, пока все души в теле не станут безупречными».
Что означает «все души в теле»? Мы говорим, что это относится ко всем душам, пребывающим в человеческом теле. Когда они будут совершенны, тогда новые души удостоятся появления.
Тогда придет Сын Давида (Мессия). Он сможет родиться, поскольку его душа появится среди других новых душ.
На что это похоже? У царя была армия, и он послал ей для еды много хлеба. Но эти люди были столь ленивы, что не относились к хлебу бережно и не съели его сразу. Поэтому хлеб покрылся плесенью и испортился.
Царь расследовал этот случай, чтобы понять, что они ели и съели ли они то, что он им послал. Он обнаружил, что хлеб заплесневел, а они постыдились попросить у него еще хлеба. Как они могли сказать царю: «Мы не позаботились о том, что ты послал нам, а теперь мы просим еще»?
Тогда царь рассердился. Он взял заплесневелый хлеб и приказал, чтобы его как можно лучше высушили и очистили. Он поклялся людям, что не даст им больше хлеба до тех пор, пока они не съедят весь этот заплесневелый хлеб. Затем он вернул им этот хлеб.
Что они сделали? Они решили поделить его, и Каждый взял свою порцию. Заботливый взял свою Порцию и положил ее на свежем воздухе, стараясь ; сохранить ее в хорошем состоянии. А нерадивый свой кусок хлеба и жадно съел его. Он съел ТО, что смог, а оставшееся беспечно отложил в сторону, поскольку он уже отказался от него. Оставшийся хлеб испортился еще больше и стал настолько заплесневелым, что его уже невозможно было есть вообще. Поэтому он чуть не умер голодной Смертью.
Тогда царь обвинил его в грехе перед собствен телом: «Зачем ты губишь себя? Недостаточно ЛИ ты испортил хлеб в первый раз? Но я вернул его тебе, а ты испортил его снова. Ты испортил ,свою долю, потому что был слишком ленив, что-ты позаботиться о ней. Но мало того, ты также губишь и себя».
Этот солдат ответил: «Мой господин, что я мог Сделать?»
Тот ответил: «Ты должен был позаботиться о хлебе. А если ты заявляешь, что не мог сделать того, то ты должен был наблюдать за своими друзьями и ближними, с которыми ты делил этот ел. Ты увидел бы, что они сделали и как они позаботились о хлебе, и тогда ты сохранил бы его,
они».
Кроме того, люди спрашивали у него: «Почему ТЫ губишь себя? Не достаточно портил этот хлеб? Но ты продолжал в том же духе и чуть было не погубил плоть своего тела. Ты укоротил дни своей жизни или, по крайней мере, стал причиной этому. Возможно, у тебя был бы хороший сын. Он смог бы спасти тебя и очистить от вреда, который причинили тебе ты сам и другие. Поэтому твои страдания возрастут во всех отношениях».
Он смутился и ответил: «Что я мог сделать, когда у меня уже не было хлеба? Благодаря чему я мог бы поддерживать свою жизнь?»
Они ответили: «Если бы ты старался и работал над Торой, ты не отвечал бы так глупо и бесстыдно, как сейчас. По твоему ответу видно, что ты не работал и не старался над Торой. Поэтому написано: "Дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек" (Второзаконие, 8: 3). Ты не изучал, и не старался, и не спрашивал: "Благодаря чему живет человек?"»
Благодаря тому, что «исходит из уст Господа».
И тогда они сказали: «Невежественный не может быть благочестивым».
Если человек не проявляет милосердия (Хесед) к самому себе, он не может быть назван благочестивым (хасид).
§ 185. Как человек может делать добро своему Учителю?
Изучая Тору. Всякое изучение Торы есть дело добра по отношению к Учителю. Поэтому написано: «Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках» (Второзаконие, 33: 26). Тем самым Бог говорит: «Когда ты изучаешь Тору ради нее самой, Я принесусь на помощь тебе во славе Своей на облаках».
Следовательно, слава Его — на облаках, в небесах (Шехаким).
Что есть Шехаким? Мы говорим, что это находится в сокровеннейшей палате. Поэтому Таргум переводит это как «Его слово — в Небе Небес».
Посему «не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Второзаконие, 8: 3).
Однако «глупец отвечает нагло».
Поэтому он подвергается наказанию. Каково его наказание? Мы уже обсудили это.
§ 186. Каково значение стиха: «Станет ли мудрый отвечать знанием духа»? (Иов, 15: 2.) Что такое «знание духа»?
Это — Знание, близкое к духу. Об этом написано: «И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух Ведения и страха Господня» (Исайя, 11: 2). Сначала приходит Мудрость, потом приходит Понимание. А в Понимании — «совет», «крепость», ведение» и «страх Господень».
— Но вы говорили, что «совет» — это дела Милосердия, а Понимание — аспект Справедливости. ... — Одно выше другого. ,( Знание есть Истина. Следовательно, Знание есть
, благодаря чему человек узнает истину. , «Страх Господень» есть Сокровищница Торы. Это похоже на то, что я говорю, но одно вышедругого.
Поэтому раввин Акиба и сказал: «Во всем, что сотворил Господь, Он создал Свое подобие». Поэтому и написано: «То и другое соделал Бог» (Екст, 7: 14).
Что такое Сокровищница Торы? Это то, о чем написано: «Страх Господень будет сокровищем твоим» (Исайя, 33: 6). Прежде всего человек должен быть богобоязненным, тогда он может изучать Тору.
Это похоже на случай с человеком, который пришел купить финикового меда, но не принес сосуд для него. Он говорит: «Я унесу его за пазухой». Он пытается унести его за пазухой, но это очень трудно, и, кроме того, он боится, что мед порвет и испортит его одежду. Поэтому он выбрасывает его на дорогу.
Этот человек наказан дважды. Во-первых, за то, что испортил хорошую пищу, а во-вторых, тем, что напрасно потратил свои деньги.
§ 187. Страх Божий — это высший страх.
Он — в ладони Бога. И он является Его Силой.
Эта ладонь (каф) называется чашей достоинств (Каф Зехут), потому что она склоняет мир к чаше достоинств.
Поэтому написано: «И страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела» (Исайя, 11: 3). Он будет склонять весь мир к чаше достоинств. Оттуда исходит в мир совет, и оттуда исходит в мир здоровье.
Поэтому и написано: «Оттуда Пастырь и твердыня Израилева» (Бытие, 49: 4). Это — место, которое называется «Там». Об этом написано: «Лучи исходят от Его руки, и там тайник Его силы!» (Аввакум, 3: 4).
§ 188. — Расскажите нам, каково значение стиха: «Лучи исходят от Его руки».
Почему сначала сказано «лучи», а затем — «от Его руки»? Следовало бы сказать «от Его рук», во множественном числе.
— Здесь нет противоречия. Это очень похоже на стих: «Он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали» (Исход, 32: 19). Однако то, каким образом это написано, можно было бы читать «руки своей» в единственном числе.
Подобно этому написано: «И были руки его верны до захождения солнца» (Исход, 17: 12). В этом стихе говорится эмунах («была верной» — в единственном числе), а не эмунот («были верными» — во множественном числе).
Они заметили:
— Наш учитель, мы указываем на противоречие для того, чтобы получить ответ, а вы закрываете Нам глаза. Не учили ли вы нас, учитель, что сначала следует отвечать на первое, а в конце — на последнее?
Он сказал:
— А о чем же вы спрашивали?
— О значении стиха: «Лучи исходят от Его руки».
— С божией помощью я только что объяснил им его своими словами.
Они устыдились.
Когда он увидел, что они устыдились, он сказал им:
— Не верно ли то, что поначалу была вода и ЧТО огонь исходил от нее? Поэтому вода включала в себя огонь.
— Но, Учитель, что означает слово «лучи»? Он ответил:
— Существует пять лучей. Они являются пятью пальцами правой руки человека.
189. — Учитель, вы сказали нам, ссылаясь на раввина Йоханана, что есть только две «руки мира».
Он ответил:
— Да. Но здесь «лучи» подразумевают те два луча ,которые находятся ние их— И каковы они? Он сказал:
— С гневом от вашей головы.
— А что выше? Он сказал:
— Страх Божий.
§ 190. А что такое страх Божий?
Это — первый свет.
Поэтому раввин Мейер сказал:
— Почему написано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет»? (Бытие, 1: 3.) Почему Он не сказал: «И стало так»?
Это учит нас тому, что свет был весьма интенсивным, настолько, что ни одно сотворенное существо не могло смотреть на него. Поэтому Бог сохранил его для праведных в Последнем Будущем.
Такова мера всех товаров (сехорах) в этом мире. Это также сила драгоценных камней, называемых Сохе ре т и Дар.
А что такое аспект Дар?
Это учит нас тому, что Господь взял тысячную долю его сияния и создал из нее прекрасный драгоценный камень. Он включил в него все заповеди.
Пришел Авраам, и Он искал, какую дать ему силу. Он дал ему этот драгоценный камень, но тот не захотел взять его. Он был достойным и взял себе в качестве своего аспекта Милосердие, ибо написано: «Милость Аврааму» (Михей, 7: 20).
Исаак пришел, и Он искал, какую дать ему силу, но, когда Он дал ему силу, тот не захотел ее. Он был достойным и взял аспект силы, которая называется Страх. Поэтому написано: «Иаков поклялся страхом отца своего Исаака» (Бытие, 31: 53).
Пришел Иаков и захотел силу, но она не была дана ему. Они сказали: «Поскольку Авраам выше,
а Исаак ниже, то ты будешь в центре и возьмешь все три».
Что есть центр?
Это — мир, ибо написано: «Ты явишь истину Иакову» (Михей, 7: 20). Истина тождественна миру, ибо написано: «Со словами мира и правды» (Есфирь, 9: 30). Точно так же написано: «Да будет мир и благосостояние во дни мои!» (4 Царств, 20: 19).
Таково значение стиха: «И дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего» (Исайя, 59: 14). Это — полное наследие (нахалах), включающее в себя Милосердие, Страх, Истину и Мир.
Поэтому и написано: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Псалом 117: 22). Это тот самый камень, который был отвергнут Авраамом и Исааком, строителями мира, и Поэтому он стал главою угла.
§ 191— А почему они отвергли его? — Разве не написано: «За то, что Авраам ,отец твой послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои»?
— Что означают слова: «...что Мною заповедано было соблюдать»?
— Это относится к тому, что сказал аспект милосердия: «Поскольку Авраам был в мире, то Я не Должен делать свою работу. Авраам стоял там на «Моем месте и "соблюдал, что Мною заповедано выло соблюдать". Моя задача заключалась в том, чтобы принести в этот мир достоинства, и даже Когда люди виновны, Я даю им определенные достоинства. Кроме того, Я помогаю им обрести их,направляя их сердца на то, чтобы они творили волю Отца своего небесного».
Все это делал Авраам, ибо написано: «И насадил (Авраам] при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа, Бога вечного» (Бытие, 21: 33). Он делил свой хлеб и воду со всеми людьми в мире, даря им достоинство. Стремясь убедить их, он мог сказать им: «Кому же вы служите? Служите Господу, Богу неба и земли». Он проповедовал бы им до тех пор, пока они не раскаются.
— Откуда мы знаем, что он дарил достоинство и тем, кто был грешен?
— Написано: «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли» (Бытие, 18: 17-18).
Господь сказал: «Я дам ему достоинство. Я знаю, что он ищет милости для них, и поэтому он достоин».
Можно ли в таком случае говорить, что Благословенный Святейший не знал, что их можно было спасти? Но Он сказал это Аврааму, чтобы дать ему заслугу. Тогда они сказали: «Если кто-то начинает очищать себя, они помогут ему. Если кто-то начинает оскверняться, они открыты для него».
Что означает «они открыты для него»? Это относится к тем, кто всегда открыт.
§ 192. Написано, что Авраам соблюдал «повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Бытие, 26: 5). Он сказал: «Так как я не хочу брать этот драгоценный камень, я буду соблюдать все заповеди, которые в него включены».
Что такое «законы Мои»? Это учит нас тому, что он знал и соблюдал даже решения (хорах) и суды, которым учат в вышнем.
§ 193. — А каково значение стиха: «Оттуда Пастырь и твердыня Израилева»? (Бытие, 49: 24.)
— «Оттуда» вскармливается твердыня Израилева.
— Что означает «Оттуда»?
— Мы говорим, что это Божественный Праведник (Цадик).
— Что это?
— Это — драгоценный камень, называемый Сохерет. А тот камень, который ниже, называется Дар.
— А что представляют собою лучи, упомянутые в стихе: «Лучи исходят от Его руки, и там тайник Его силы!»? (Аввакум, 3: 4.)
— Это — пять пальцев правой руки.
§ 194. Раввин Рахумай сказал:
— Я получил это через предание. Когда Моисей захотел узнать о славном грозном Имени, да будет оно благословенно, он сказал: «Покажи мне Славу Твою» (Исход, 33: 18). Он хотел узнать, почему есть праведники, которые творят добро, праведнии, которые творят зло, грешники, которые творят добро, и грешники, которые творят зло. Но
они не могли бы ответить ему.
— Тогда не считаете ли вы, что они не ответили ему?
— Можно ли вообразить, что Моисей не знал этой тайны? Но вот что сказал Моисей: «Я знаю пути сил, но я не знаю, как через них распостраняется мысль. Я знаю, что Истина в мысли, но не знаю ее частей». Он хотел узнать, но они не бы ему.
§ 195. — Почему есть праведники, которые творят добро, и праведники, которые творят зло?
— Это потому, что второй праведник раньше был грешником и теперь наказывается.
— В таком случае он наказывается за поступки, совершенные в детстве? А не сказал ли раввин Шимон, что в Суде вышнем ни одно наказание не исполняется до тех пор, пока не достигнут возраст 20 лет или старше? Он сказал:
— Я говорю не о теперешней жизни. Я говорю о том, кем он уже был прежде.
Его собратья сказали ему:
— Как долго ты будешь скрывать свои слова? Он ответил:
— Идите и постигайте.
На что это похоже? Человек посадил виноград и надеялся вырастить виноградные гроздья, но вместо этого выросли кислые ягоды. Он понял, что его посадка и урожай неудачны. Он вырвал весь кислый виноград и посадил снова. Когда он увидел, что его опять постигла неудача, он собрал его и посадил снова.
— Сколько раз? Он сказал им:
— В течение тысячи поколений. Поэтому написано: «Слово, которое заповедал в тысячу родов» (Псалом 104: 8).
В связи с этим они сказали: «Недоставало 974 поколения. Благословенный Святейший посадил их в каждом поколении».
§ 196. Раввин Раббах сказал:
— Если бы праведники захотели, они могли бы создать мир. Что им мешает? Ваши грехи, ибо написано: «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим» (Исайя, 59: 2). Следовательно, если бы не ваши грехи, то не было бы никакой разницы между вами и Им.
Поэтому мы видим, что Рабба создал человека и послал его в Рав Зейра. Он рассказал бы об этом, но не получил бы ответа. Но если бы не ваши грехи, то был бы также и ответ.
— И откуда пришел бы ответ?
Из его души.
Имеется ли в таком случае у человека душа, чтобы вместить это?
— Да, ибо написано: «И вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бы-ТИе, 2: 7). Если бы не ваши грехи, человек имел бы «душу жизни». Однако из-за ваших грехов душа не чиста.
Такова разница между вами и Им. Потому и написано: «Не много Ты умалил его пред Ангелами (Псалом 8: 6). .— Что значит «не много»?
— Это из-за грехов человека, поскольку Благословенный Святейший не таков. Благословен Он и Благословенно Имя Его во веки веков, у Него нет никаких грехов.
Но злое побуждение исходит от Него. Можем ли мы себе вообразить такое — что оно исходит от Него? Однако оно исходило от Него до пор, пока не пришел Давид и не уничтожил его. Поэтому написано: «Сердце мое уязвлено во мне» (Псалом 108: 22).
сказал им: «Раз я смог одолеть его, то "у не водворится злой"» (Псалом 5: 5). Как же Давид смог одолеть это? Благодаря своему учению, поскольку днем и ночью он не переставал учиться. Поэтому он соединился с Торой в вышнем. Ибо всегда, когда человек изучает Тору ради нее самой, Тора соединяется с Благословенным Святейшим.
Потому и говорят: «Человек должен всегда изучать Тору, даже если не ради нее самой, ибо, если он изучает ее не ради нее самой, в конце концов начнет изучать ее ради нее самой».
— Что это за Тора, которую вы обсуждаете?
это Невеста, которой восхищаются, которую венчают и которая включена в заповеди. Это Сокровищница Торы. Она обручена с Благословенным Святейшим, ибо написано: «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова» (Второзаконие, 33: 4). Читайте не «наследие» (мораша), а «обручена» (ме'ураса).
— Как это?
— Когда человек занимается Торой ради нее самой, тогда она обручена с Благословенным Святейшим, тогда это — наследие Израиля.
§ 197. Раввин Аморай сел и разъяснил:
— Почему Фамарь достойна была стать матерью Фареса и Зары?
Потому, что ее имя — Фамарь. Фамарь была также сестрой Амнона. Поэтому оно подходило ей.
Почему их назвали Фарес и Зара? Фареса назвали в честь луны. Луна то убывает (парац), то снова потом вырастает. Таким же образом и Зара назван в честь солнца, которое всегда сияет (зарах).
Однако Фарес был перворожденным. Не является ли солнце более величественным, нежели луна?
Здесь нет никакой трудности, ибо написано: «И во время родов ее показалась рука [одного]» (Бытие, 38: 28). Это указывает на то, что рука Зары появилась до того, как был рожден Фарес. Потому и написано: «Потом вышел брат его с красной нитью на руке. И наречено ему имя: Зара» (Бытие, 38: 30).
Предполагалось, что перворожденным будет Зара. Но Бог увидел, что тогда Соломон произошел бы от Фареса, и Он возрадовался тому, что Он заставил Зару вернуться.
§ 198. Почему ее назвали Фамарь, а не каким-нибудь другим именем?
Потому что она была женщиной.Можем ли мы тогда сказать, что в том, что она были женщиной, было нечто особенное?
Но это именно потому, что она включала в себя как мужское, так и женское. Ибо слово Фамарь означает «финиковая пальма», а всякая финиковая пальма включает в себя как мужское, так и женское,
Как это?
— Лист пальмы (лулав) мужского рода. Плод — Мужского рода снаружи и женского рода внутри.
— А каким образом?
— По форме семя финика имеет расщелину, как у женщины. Соответственно сила луны выше.
Благословенный Святейший создал Адама и мужским и женским, ибо написано: «Мужчину и женщину сотворил их» (Бытие, 1: 27).
— Можно ли так говорить?
— Не написано ли: «И сотворил Бог человека по Образу Своему, по образу Божию сотворил его»?
И позже написано: «Сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие, 2: 18). А также: «Взял одно из ребер его и закрыл то плотию» (Бытие, 2: 21). Поэтому мы видим, сначала было создано мужское и лишь позже женское.
Но мы должны сказать, что в Торе употребляется три разных слова: «образовал» (йацар), «создал» (асах) и «сотворил» (бара). 'Когда была создана душа, используется слово «создал». Потом используется слово «сотворил»: мужчину и женщину сотворил их». Слово «образовал было употреблено, когда соединились вместе -душа, дух и тело.
Откуда мы знаем, что «образование» означает соединение? Ибо написано: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Бытие, 2: 19).
Это объясняет стих: «Мужчину и женщину сотворил их» (Бытие, 5: 2). Также написано: «И благословил их Бог» (Бытие, 1: 28).