Samir7
Administrator
Регистрация:20 Апр 2013
Сообщения:3.463
Реакции:107
Баллы:48
Как уже упоминалось в предыдущей главе, циклическое повторение молитвы — это необыкновенно полезная практика. Одна из разновидностей этой практики, сейчас набирающая популярность во всех направлениях Северной традиции, основана на работе с молитвенными четками. Когда мы слышим выражение «молитвенные четки», первым делом на ум приходит католический розарий. Однако в действительности четки применяются не только в христианстве, но и во многих других религиях — например, в индуизме, исламе, джайнизме, буддизме и даже викке.
Неопровержимыми доказательствами того, что древние скандинавы или древние германцы тоже пользовались четками, мы не располагаем, да и не берем на себя смелость это утверждать. Тем не менее, известно, что разного рода бусы нередко встречаются среди погребальной утвари, и многие из них, по-видимому, имели религиозное значение. Большой популярностью пользовались стеклянные, костяные и янтарные бусы: в захоронениях древних германцев и англосаксов их находят почти повсеместно. Например, Стивен Поллингтон описывает ряд англосаксонских захоронений, содержащих бусы-амулеты[1]. Несомненно, что в эпоху викингов бусы были одним из важных видов благ: в захоронениях того периода они встречаются чаще любых других предметов[2]. И в мужских, и в женских могилах в Скандинавии находили амулеты, зачастую в форме бус или подвесок. Известно также, что бусами охотно торговали и передавали их детям по наследству. Учитывая то, насколько быстро и в Англии, и в Германии после обращения в христианство сложились монашеские общины, можно предположить, что зачатки склонности к молитвенному созерцанию проявлялись у местного населения еще в языческую эпоху, хотя, разумеется, со всей определенностью мы этого знать не можем.
Все вышесказанное ни в коей степени не отрицает красоты и, что еще более важно, эффективности молитвенных четок как инструмента духовной практики. Для особо въедливых читателей мы можем добавить, что североевропейские религиозные обычаи восходят, в конечном счете, к общеиндоевропейским, а в индуизме молитвенные четки были в ходу с древнейших времен. Мы понимаем, насколько важны для некоторых направлений Северной традиции подобные связи с историческими практиками, находящие подтверждение в памятниках литературы, истории и археологии.
Итак, циклически повторяемая молитва может стать чрезвычайно мощным орудием в вашем духовном арсенале. Сам акт осознанного повторения превращается в неистощимый источник силы.
С моей точки зрения, в том, чтобы молиться каждый день одними и теми же словами, нет ничего скучного или однообразного. Каждый день мы просыпаемся уже немножко другим человеком, чем были вчера, а потому и молитва оказывается немножко другой. Самое короткое из всех обращений к божествам в моих молитвенных четках — великолепном инструменте для молитвы — звучит так: «Хёнир, во имя твое: да буду я знать без ошибки, когда подобает молчать!» Допустим, в один из дней эта молитва может подразумевать: «Мне кажется, что одна моя дорогая подруга сделала неправильный выбор, но наверняка я этого не знаю. А поскольку я не знаю этого наверняка, то лучше промолчать». И пусть — во имя Хёнира — мое молчание будет сочувственным, а не холодным и неодобрительным.
Хёнир, во имя твое: да буду я знать без ошибки, когда подобает молчать!
На следующий день та же молитва может означать: «Я сижу в поле, и вокруг меня — тишина. Я хочу раствориться в этой тишине, стать ее частью. Пусть этому месту от меня будет не больше беспокойства, чем от какого-нибудь дерева или камня».
Хёнир, во имя твое: да буду я знать без ошибки, когда подобает молчать!
Еще через несколько дней та же молитва может приобрести иной смысл: «Я провела у родителей два дня, а осталось еще целых шесть. Пусть мне достанет зрелости хранить молчание, вместо того чтобы громогласно припоминать им все обиды, которые они мне причинили и о которых постарались забыть. Я хочу просто держать язык за зубами, и даже если мое молчание сочтут невежливым, мне все равно».
Хёнир, во имя твое: да буду я знать без ошибки, когда подобает молчать!
Молитва, которую мы повторяем каждый день, покрывается благородной патиной всех разнообразных смыслов, которые мы вкладываем в нее при каждом прочтении. Добиться этого за один день невозможно — здесь требуется время и усердное повторение. Я думаю, что боги ценят такие молитвы именно потому, что они, эти молитвы, заряжены нашими эмоциями, нашей жизненной силой, если угодно, — а это, в свою очередь, питает богов. На наших богов слишком уж долго никто не обращал внимания, и Они действительно изголодались. А ежедневная молитва для Них — как ежедневная пища: молясь каждый день, мы даем Им уверенность в том, что Они услышат наши молитвы и вкусят наши дары и завтра, и послезавтра.
О чем мы на самом деле хотим сказать своим богам? Что может быть настолько важным, чтобы об этом можно было говорить Им день за днем — и чтобы день ото дня это оставалось все таким же значимым? За основу одной из первых своих языческих молитв я взяла христианскую молитву «Отче наш» и постаралась сохранить в ней всё, что не утратило для меня значения и после того, как я перестала считать себя христианкой. Вот что у меня получилось:
Ты, мой Господь, и ты, моя Госпожа! Возлюбленные мои! Да слышат ваш голос все те, кого вы призвали к себе. Да пребудет любовь моя с вами всегда — в час доверья, и в час сомнений. Да предамся я вам всей душой — совершенно и добровольно. Дайте мне на сей день благодать предстояния вам. Если я погрешу против милости вашей, дайте мне оправдаться. Ведите меня и учите меня, как вам будет угодно. И избавьте меня от слепого довольства собой.
— Фуэнсанта Пласа
За последние пять лет молитвенные четки приобрели необыкновенную популярность среди неоязычников. Верующие составляют их сами, и на сегодняшний день языческие молитвенные четки существуют уже буквально в сотнях различных версий. Есть четки посвященные отдельным божествам и целым пантеонам- есть четки, предназначенные для каких-либо определенных целей (например, воинские, целительские или родительские). Реконструкторы и неоязычники, работающие в русле Северной традиции, тоже стали активно пользоваться молитвенными четками. Как раз сейчас, когда я пишу эти строки, в Лейденском Национальном музее этнологии готовится международная выставка молитвенных четок, которой предстоит большое турне по Европе. В экспозицию войдут, в частности, тринадцать комплектов языческих четок, и один из них будет посвящен северным богам.
Многие и многие люди на практике убеждаются в том, насколько более эффективной становится молитва при использовании четок. В предыдущей главе уже говорилось о том, как полезны привычные молитвы, включенные в ежедневный распорядок. Даже если вы не желаете изо дня в день повторять одну и ту же молитву и ежедневно обращаетесь к какому-нибудь новому божеству, четки все равно приносят пользу: они дают вашим словам и мыслям некую вещественную, осязаемую опору. Впрочем, как указывает Фуэнсанта Пласа, одна и та же молитва тоже может стать разнообразной, приобретая все новые и новые смыслы в зависимости от того, в какой ситуации вы находитесь в настоящий момент. Привычная молитва помогает быстро сосредоточить и очистить ум, а прикосновения к четкам оказывают заземляющее действие. В идеале следует стремиться к тому, чтобы каждое слово молитвы произносилось с полной осознанностью, даже если вы постоянно отвлекаетесь или быстро начинаете скучать. Просто нужно всякий раз спокойно возвращать внимание к молитве и к тем богам, которым вы ее возносите. Молиться чисто механически не следует- если вы чувствуете, что никакими силами не можете удержать внимание на молитве, лучше прервитесь и займитесь чем-нибудь другим, а через некоторое время снова попробуйте вернуться к четкам.
Как мне представляется, настоящее поклонение без осознанности невозможно. Если вы читаете молитвы и совершаете ритуал чисто механически и формально, не сосредоточиваясь на происходящем, вы только попусту тратите время. Это все равно, как если бы вы говорили с богами, думая при этом о чем-то другом и на все, что Они вам скажут, отвечали только «угу» и «не-а». Это лишь буква практики, но не дух- это значит, что вы на самом деле не слушаете Их и не говорите ничего такого, что было бы достойно Их внимания. Работая с четками, я сама иногда ловлю себя на том, что просто бормочу слова молитвы, не особо вдумываясь. Когда такое случается, я возвращаюсь к пропущенным строкам и повторяю их с должным намерением. Мне важно, чтобы все мои молитвы звучали осмысленно.
— Элизабет Вонгвизит
Здесь все дело в том, чтобы предаться богам душой и сердцем, как в обыденной жизни, так и в ритуале, — и на постоянной основе. Практика поклонения рождается из тех чувств, которые мы испытываем к богам. Если чувства нет, то все сводится к механическим жестам. Даже простого чувства умиротворенности от практики уже вполне достаточно, — но скука не годится. Если вы скучаете или отвлекаетесь, займитесь чем-то другим. Найдите другую форму служения, хотя бы на некоторое время.
— Гудрун от Источника Мимира
Подбор бусин для молитвенных четок сам по себе может стать актом поклонения божеству, равно как и нанизывание их, сопровождающееся чтением молитвы. Бусины можно выбирать как по цвету, так и по материалу или форме. Что лучше подойдет для Одина — темно-синий авантюрин или лазурит? А для Фрейи — янтарь или золотое с блестками чешское стекло? Для Нертус — зеленая яшма или моховой агат? Для Локи — может быть, сердолик? А для Хелы — маленький костяной череп? Чего же Они хотят? Просто смотрите на бусины, перебирайте их в руках и ждите, пока боги сами подскажут вам, что Им угодно. Даже если на подбор правильных бусин уйдут недели, а то и месяцы, — ничего страшного.
В одни и те же четки можно включить бусины для многих богов и богинь. Никаких ограничений по количеству здесь нет. Некоторые выбирают лишь нескольких божеств, с которыми они работают лично, а некоторые стараются охватить весь пантеон. Бывает и так, что верующий полностью сосредоточивается на каком-то одном божестве — своем fulltrui, божестве-покровителе. Иногда собирают специальные четки, посвященные какому-либо одному намерению: например, человек, желающий обрести отвагу, стойкость или воинское мастерство, может использовать четки для молитвы различным божествам войны- любящий отец или мать может работать с четками для молитвы божествам, известным любовью к своим детям- влюбленным пригодятся четки для работы с теми богами и богинями, которые покровительствуют любви и браку, и так далее. У некоторых богов, помимо основного имени, есть различные хейти — прозвания или эпитеты (например, у Одина счет имен идет на сотни)- так что если вы хотите сделать четки, посвященные одному-единственному божеству, имеет смысл изучить его хейти.
В некоторых молитвенных четках имена богов не упоминаются вовсе. Бывают, например, четки, посвященные предкам (как своим личным прародителям, так и праотцам и праматерям всей этнической группы): работая с такими четками, молящийся благодарит предков за саму жизнь, которой он им обязан. Бывают четки, основанные на этических кодексах (один из примеров тому — описанные ниже четки для молитвы Тору). Бывают четки, бусины которых соответствуют различным строфам из «Речей Высокого» или отрывкам из других эддических песней или саг.
В качестве образцов молитвенных четок, с которыми работают в Северной традиции, мы воспроизводим здесь молитву Рейвена Кальдеры, обращенную ко всем божествам Северной традиции, первую часть северно-языческой молитвы об исцелении (автор — Галина Красскова), молитву Тору (автор — Торвальд), два варианта молитвы Фрейру (автор — Сигрун Фрейскона) и молитву Сигюн того же автора. Все это — лишь примеры, призванные вдохновить читателей на создание собственных четок, но если кто-то пожелает включить в свою личную практику именно эти молитвы — полностью или частично, — мы будем только рады.
Неопровержимыми доказательствами того, что древние скандинавы или древние германцы тоже пользовались четками, мы не располагаем, да и не берем на себя смелость это утверждать. Тем не менее, известно, что разного рода бусы нередко встречаются среди погребальной утвари, и многие из них, по-видимому, имели религиозное значение. Большой популярностью пользовались стеклянные, костяные и янтарные бусы: в захоронениях древних германцев и англосаксов их находят почти повсеместно. Например, Стивен Поллингтон описывает ряд англосаксонских захоронений, содержащих бусы-амулеты[1]. Несомненно, что в эпоху викингов бусы были одним из важных видов благ: в захоронениях того периода они встречаются чаще любых других предметов[2]. И в мужских, и в женских могилах в Скандинавии находили амулеты, зачастую в форме бус или подвесок. Известно также, что бусами охотно торговали и передавали их детям по наследству. Учитывая то, насколько быстро и в Англии, и в Германии после обращения в христианство сложились монашеские общины, можно предположить, что зачатки склонности к молитвенному созерцанию проявлялись у местного населения еще в языческую эпоху, хотя, разумеется, со всей определенностью мы этого знать не можем.
Все вышесказанное ни в коей степени не отрицает красоты и, что еще более важно, эффективности молитвенных четок как инструмента духовной практики. Для особо въедливых читателей мы можем добавить, что североевропейские религиозные обычаи восходят, в конечном счете, к общеиндоевропейским, а в индуизме молитвенные четки были в ходу с древнейших времен. Мы понимаем, насколько важны для некоторых направлений Северной традиции подобные связи с историческими практиками, находящие подтверждение в памятниках литературы, истории и археологии.
Итак, циклически повторяемая молитва может стать чрезвычайно мощным орудием в вашем духовном арсенале. Сам акт осознанного повторения превращается в неистощимый источник силы.
С моей точки зрения, в том, чтобы молиться каждый день одними и теми же словами, нет ничего скучного или однообразного. Каждый день мы просыпаемся уже немножко другим человеком, чем были вчера, а потому и молитва оказывается немножко другой. Самое короткое из всех обращений к божествам в моих молитвенных четках — великолепном инструменте для молитвы — звучит так: «Хёнир, во имя твое: да буду я знать без ошибки, когда подобает молчать!» Допустим, в один из дней эта молитва может подразумевать: «Мне кажется, что одна моя дорогая подруга сделала неправильный выбор, но наверняка я этого не знаю. А поскольку я не знаю этого наверняка, то лучше промолчать». И пусть — во имя Хёнира — мое молчание будет сочувственным, а не холодным и неодобрительным.
Хёнир, во имя твое: да буду я знать без ошибки, когда подобает молчать!
На следующий день та же молитва может означать: «Я сижу в поле, и вокруг меня — тишина. Я хочу раствориться в этой тишине, стать ее частью. Пусть этому месту от меня будет не больше беспокойства, чем от какого-нибудь дерева или камня».
Хёнир, во имя твое: да буду я знать без ошибки, когда подобает молчать!
Еще через несколько дней та же молитва может приобрести иной смысл: «Я провела у родителей два дня, а осталось еще целых шесть. Пусть мне достанет зрелости хранить молчание, вместо того чтобы громогласно припоминать им все обиды, которые они мне причинили и о которых постарались забыть. Я хочу просто держать язык за зубами, и даже если мое молчание сочтут невежливым, мне все равно».
Хёнир, во имя твое: да буду я знать без ошибки, когда подобает молчать!
Молитва, которую мы повторяем каждый день, покрывается благородной патиной всех разнообразных смыслов, которые мы вкладываем в нее при каждом прочтении. Добиться этого за один день невозможно — здесь требуется время и усердное повторение. Я думаю, что боги ценят такие молитвы именно потому, что они, эти молитвы, заряжены нашими эмоциями, нашей жизненной силой, если угодно, — а это, в свою очередь, питает богов. На наших богов слишком уж долго никто не обращал внимания, и Они действительно изголодались. А ежедневная молитва для Них — как ежедневная пища: молясь каждый день, мы даем Им уверенность в том, что Они услышат наши молитвы и вкусят наши дары и завтра, и послезавтра.
О чем мы на самом деле хотим сказать своим богам? Что может быть настолько важным, чтобы об этом можно было говорить Им день за днем — и чтобы день ото дня это оставалось все таким же значимым? За основу одной из первых своих языческих молитв я взяла христианскую молитву «Отче наш» и постаралась сохранить в ней всё, что не утратило для меня значения и после того, как я перестала считать себя христианкой. Вот что у меня получилось:
Ты, мой Господь, и ты, моя Госпожа! Возлюбленные мои! Да слышат ваш голос все те, кого вы призвали к себе. Да пребудет любовь моя с вами всегда — в час доверья, и в час сомнений. Да предамся я вам всей душой — совершенно и добровольно. Дайте мне на сей день благодать предстояния вам. Если я погрешу против милости вашей, дайте мне оправдаться. Ведите меня и учите меня, как вам будет угодно. И избавьте меня от слепого довольства собой.
— Фуэнсанта Пласа
За последние пять лет молитвенные четки приобрели необыкновенную популярность среди неоязычников. Верующие составляют их сами, и на сегодняшний день языческие молитвенные четки существуют уже буквально в сотнях различных версий. Есть четки посвященные отдельным божествам и целым пантеонам- есть четки, предназначенные для каких-либо определенных целей (например, воинские, целительские или родительские). Реконструкторы и неоязычники, работающие в русле Северной традиции, тоже стали активно пользоваться молитвенными четками. Как раз сейчас, когда я пишу эти строки, в Лейденском Национальном музее этнологии готовится международная выставка молитвенных четок, которой предстоит большое турне по Европе. В экспозицию войдут, в частности, тринадцать комплектов языческих четок, и один из них будет посвящен северным богам.
Многие и многие люди на практике убеждаются в том, насколько более эффективной становится молитва при использовании четок. В предыдущей главе уже говорилось о том, как полезны привычные молитвы, включенные в ежедневный распорядок. Даже если вы не желаете изо дня в день повторять одну и ту же молитву и ежедневно обращаетесь к какому-нибудь новому божеству, четки все равно приносят пользу: они дают вашим словам и мыслям некую вещественную, осязаемую опору. Впрочем, как указывает Фуэнсанта Пласа, одна и та же молитва тоже может стать разнообразной, приобретая все новые и новые смыслы в зависимости от того, в какой ситуации вы находитесь в настоящий момент. Привычная молитва помогает быстро сосредоточить и очистить ум, а прикосновения к четкам оказывают заземляющее действие. В идеале следует стремиться к тому, чтобы каждое слово молитвы произносилось с полной осознанностью, даже если вы постоянно отвлекаетесь или быстро начинаете скучать. Просто нужно всякий раз спокойно возвращать внимание к молитве и к тем богам, которым вы ее возносите. Молиться чисто механически не следует- если вы чувствуете, что никакими силами не можете удержать внимание на молитве, лучше прервитесь и займитесь чем-нибудь другим, а через некоторое время снова попробуйте вернуться к четкам.
Как мне представляется, настоящее поклонение без осознанности невозможно. Если вы читаете молитвы и совершаете ритуал чисто механически и формально, не сосредоточиваясь на происходящем, вы только попусту тратите время. Это все равно, как если бы вы говорили с богами, думая при этом о чем-то другом и на все, что Они вам скажут, отвечали только «угу» и «не-а». Это лишь буква практики, но не дух- это значит, что вы на самом деле не слушаете Их и не говорите ничего такого, что было бы достойно Их внимания. Работая с четками, я сама иногда ловлю себя на том, что просто бормочу слова молитвы, не особо вдумываясь. Когда такое случается, я возвращаюсь к пропущенным строкам и повторяю их с должным намерением. Мне важно, чтобы все мои молитвы звучали осмысленно.
— Элизабет Вонгвизит
Здесь все дело в том, чтобы предаться богам душой и сердцем, как в обыденной жизни, так и в ритуале, — и на постоянной основе. Практика поклонения рождается из тех чувств, которые мы испытываем к богам. Если чувства нет, то все сводится к механическим жестам. Даже простого чувства умиротворенности от практики уже вполне достаточно, — но скука не годится. Если вы скучаете или отвлекаетесь, займитесь чем-то другим. Найдите другую форму служения, хотя бы на некоторое время.
— Гудрун от Источника Мимира
Подбор бусин для молитвенных четок сам по себе может стать актом поклонения божеству, равно как и нанизывание их, сопровождающееся чтением молитвы. Бусины можно выбирать как по цвету, так и по материалу или форме. Что лучше подойдет для Одина — темно-синий авантюрин или лазурит? А для Фрейи — янтарь или золотое с блестками чешское стекло? Для Нертус — зеленая яшма или моховой агат? Для Локи — может быть, сердолик? А для Хелы — маленький костяной череп? Чего же Они хотят? Просто смотрите на бусины, перебирайте их в руках и ждите, пока боги сами подскажут вам, что Им угодно. Даже если на подбор правильных бусин уйдут недели, а то и месяцы, — ничего страшного.
В одни и те же четки можно включить бусины для многих богов и богинь. Никаких ограничений по количеству здесь нет. Некоторые выбирают лишь нескольких божеств, с которыми они работают лично, а некоторые стараются охватить весь пантеон. Бывает и так, что верующий полностью сосредоточивается на каком-то одном божестве — своем fulltrui, божестве-покровителе. Иногда собирают специальные четки, посвященные какому-либо одному намерению: например, человек, желающий обрести отвагу, стойкость или воинское мастерство, может использовать четки для молитвы различным божествам войны- любящий отец или мать может работать с четками для молитвы божествам, известным любовью к своим детям- влюбленным пригодятся четки для работы с теми богами и богинями, которые покровительствуют любви и браку, и так далее. У некоторых богов, помимо основного имени, есть различные хейти — прозвания или эпитеты (например, у Одина счет имен идет на сотни)- так что если вы хотите сделать четки, посвященные одному-единственному божеству, имеет смысл изучить его хейти.
В некоторых молитвенных четках имена богов не упоминаются вовсе. Бывают, например, четки, посвященные предкам (как своим личным прародителям, так и праотцам и праматерям всей этнической группы): работая с такими четками, молящийся благодарит предков за саму жизнь, которой он им обязан. Бывают четки, основанные на этических кодексах (один из примеров тому — описанные ниже четки для молитвы Тору). Бывают четки, бусины которых соответствуют различным строфам из «Речей Высокого» или отрывкам из других эддических песней или саг.
В качестве образцов молитвенных четок, с которыми работают в Северной традиции, мы воспроизводим здесь молитву Рейвена Кальдеры, обращенную ко всем божествам Северной традиции, первую часть северно-языческой молитвы об исцелении (автор — Галина Красскова), молитву Тору (автор — Торвальд), два варианта молитвы Фрейру (автор — Сигрун Фрейскона) и молитву Сигюн того же автора. Все это — лишь примеры, призванные вдохновить читателей на создание собственных четок, но если кто-то пожелает включить в свою личную практику именно эти молитвы — полностью или частично, — мы будем только рады.