Сивилла вещает нешуточные (печальные), неприкрашенные, (и) не умащенные благовониями (пророчества) исступленными устами и голосом своим посредством бога достигает (временных пределов) в тысячи лет.
Гераклит Эфесский
Если в Элладе наибольшим авторитетом пользовался Дельфийский оракул, то в Азии и Риме подобное значение приобрели пророчества сивилл.
Римские цари, консулы, императоры и сенаторы редко обращались за прорицанием в Дельфы- гораздо чаще в дни тревог и бедствий они искали ответа в книгах сивилл.
Знакомство с этой стороной политической и культурной жизни римского мира проливает свет на причины и следствия многих событий римской истории.
ДРЕВНИЕ СИВИЛЛЫ
В Орхомене Аркадском одна из Плеяд по имени Электра родила от Зевса сыновей Иасиона и Дардана. Отец поселил братьев на острове Самосе Фракийском.
За любовь к богине плодородия Деметре разгневанный Зевс-отец поразил сына молнией. По одним сведениям, это случилось на острове Самосе Фракийском, по другим — на свадьбе Кадма и Гармонии в Беотии. Дардан в память о погибшем брате учредил Самофракийские таинства и ввел культ Деметры.
Когда Зевс ниспослал Великий потоп в наказание за нечестие человечества, Дардан покинул остров и переправился на ближайший материк. Приплыв с острова Самоса Фракийского в землю Тевкриду, Дардан спасся от вод потопа, поднявшись на высокий холм. С тех пор от страха перед наводнениями все пережившие потоп стали селиться у подножий холмов.
Царем страны, куда приплыл Дардан, был Тевкр, сын горной нимфы Идеи и бога реки Скамандра. Он разрешил Дардану поселиться у себя в стране и дал ему в жены своих дочерей Нэсо и Батию.
Нэсо ему родила дочь Сивиллу, пророчицу. Жены,
Что предсказанья вершат, называться сивиллами стали.
Дочь же Дардана жила в те часы, когда после потопа
Аттикой правил Кекроп. Был он первым царем. А Египтом
В те времена управлял фараон всемогущий — Нарахо.
Сивилла Герофила
Вторая сивилла принадлежала к шестому поколению после потопа. Она родилась в Троаде от бессмертной нимфы и смертного отца, пастуха Теодора, и происходила из троадского городка Марпесса, что близ Гергитиона.
Герофила много странствовала, побывала на Делосе, Самосе, в Дельфах и Кларосе. В Дельфах показывали высоко поднимавшуюся над землей скалу, стоя на которой пела свои пророчества сивилла Герофила. Возвратившись в Троаду, она поселилась в священной роще Аполлона.
Сивилла Герофила была жрицей Аполлона, имела диадему, изготовленную самим богом, а также трипод, обвитый змеей.
Эту сивиллу иногда называли Эритрейской — то ли потому, что городок ее был из красного камня, то ли оттого, что она изрекала оракулы на «красной суше Иды» — вся земля около священной горы Иды Троадской и вокруг Марпесса имеет насыщенно красноватый оттенок и очень сухая.
Сивилла Эритрейская предрекла Троянскую войну, сказав, что женщина, вскормленная в Спарте (Елена), явится причиной гибели Европы и Азии и из-за нее будет взят эллинами Илион.
Делосцы помнили гимн, написанный этой женщиной в честь Аполлона. Она в нем называла себя не только Герофилой, но и Артемидой, и законной женой Аполлона, а иногда, охваченная экстазом и божественным вдохновением, и вовсе заявляла, что она его сестра и дочь.
В других своих пророчествах эта сивилла говорила, что рождена бессмертной матерью, одною из нимф горы Иды, а вот отец ее был смертным:
Смертным родитель мой был. Но бессмертная юная нимфа
Матерью стала моей. И была её родиной — Ида.
Ей посвящен и Марпесс, что прославился красною глиной.
Разных чудовищ морских поедал мой отец.
Проживал он Возле глубокой реки, и звалась она Аидонеем.
Жители Александрии, что была основана в 240 стадиях от Марпесса, утверждали, будто Герофила была блюстительницей храма Аполлона Сминфейского и истолковала Гекубе[1] её знаменитый сон, который, как известно, исполнился.
Про Герофилу также рассказывали, что она выпросила у богов долголетие, позабыв о такой вещи, как вечная юность. Потому большую часть своей необычайно долгой жизни эта сивилла была ветхой старухой.
Умерла Герофила в Троаде. Ее могила находилась в роще святилища Аполлона Сминфея Гергифийского, а на надгробной стеле была высечена следующая надпись элегическими стихами:
Здесь ясновидящей вещего Феба сивиллы могила-
Здесь я под камня плитой мертвой навеки лежу.
Прежде громко вещавшая дева, безгласная ныне,
Волей жестокой судьбы скована в этой земле.
Но недалеко от нимф и от Гермеса здесь я покоюсь!
Дар это мне от судьбы: бога хранила я храм.
Действительно, около ее могилы стояла герма в виде четырехугольной колонны с головою Гермеса, слева же вода вливалась в водоем, и там стояли статуи нимф.
Гергифийцы чеканили на монетах изображения Сфинкса и сивиллы в память о Герофиле еще во времена Солона и Кира.
Сивилла Дафна
Когда эпигоны захватили и разграбили Фивы Беотийские, они взяли в плен дочь прорицателя Тиресия Дафну. Эпигоны, в соответствии с данным богу обетом, отправили девушку в Дельфы как лучшую часть своей военной добычи.
Сведущая в прорицаниях не менее своего отца, Дафна, побывав в Дельфах, еще больше усовершенствовала свое искусство.
Древние говорили, что позднее поэт Гомер заимствовал многие из её стихов и украсил ими свою поэзию.
Поскольку Дафна, дочь Тиресия, часто бывала одержима божеством и изрекала исступленные прорицания, её прозвали сивиллой, поскольку глагол «сибюллайнейн» как раз и означает «быть одержимым божеством».
Сивилла Фригийская, или пророчица Кассандра
XIII в. до н. э.
Младшими детьми Гекубы и Приама Троянского были близнецы Кассандра и Гелен. Во время празднеств по случаю их рождения родители, изрядно выпив вина, забыли про них и ушли домой. Близнецы, уставшие от игр, уснули в уголке святилища Аполлона Фимбрейского.
Когда Гекуба хватилась детей и вернулась за ними в храм Аполлона, то, к своему ужасу, увидела, что их обвили священные змеи, которые лижут им уши. Испуганная мать закричала, змеи тут же скрылись в лавровых ветвях, а близнецы пробудились целые и невредимые. Но с той поры Гелен и Кассандра стали обладателями пророческого дара.
Кассандру, которую еще называли Сарисидой и Тараксандрой, также причисляли к сивиллам под именем сивиллы Фригийской.
Однажды Кассандра, приближавшаяся к расцвету женственности, уснула в святилище храма Аполлона Фимбрейского. Ей явился Аполлон и обещал научить ее искусству ясновидения, если она разделит с ним ложе. Кассандра дар приняла, а в остальном отказала. Аполлону удалось уговорить ее лишь на один поцелуй. Когда Кассандра поцеловала бога, он плюнул ей в уста и сделал так, чтобы никто и никогда не верил ее пророчествам.
Кассандра предрекла печальный конец Троянской войны в то время, когда Парис еще только собирался в гости к Менелаю. Она тогда распустила волосы и предсказала, что плавание Париса приведет к великому пожарищу- ее слова подтвердил и Гелен. Но Приам не обратил внимания на то, что предрекли его ясновидящие дети.
Когда ахейцы высадились в Троаде, Приам запер Кассандру в троянском акрополе, а служанке, которая ухаживала за ней, приказал доносить обо всех пророчествах дочери.
Когда в конце войны троянцы с огромными усилиями втащили коня в город, Кассандра объявила, что внутри деревянного коня прячутся вооруженные люди. Ей, как обычно, не поверили. Тогда ее поддержал ясновидец Лаокоон, сын Антенора. Он изрек знаменитое пророчество:
Что бы то ни был (сей конь),
всё же страшусь я данайцев, дары приносящих!
Лаокоон бросил в коня копье, от удара которого внутри коня зазвенело оружие. Некоторые троянцы, опасаясь подвоха, предлагали сбросить коня со стены или разрушить каким-либо другим способом. Но сторонники Приама настояли на своем и оставили коня внутри города.
Как только в Трое началась резня, вещая Кассандра бежала в храм Афины и обняла ее деревянное изображение, которое заменило похищенный Палладий[2], умоляя о защите. Там и обнаружил ее Малый Аякс локрийский. Он не смог оторвать Кассандру от статуи и вытащил ее из храма вместе с изваянием Афины, совершив двойное святотатство. После этого стали говорить, что статуя Афины имеет глаза, обращенные к небу.
При дележе добычи ясновидящая Кассандра досталась Агамемнону, который стал жить с ней, как с женой. Кассандра родила ему близнецов Теледама и Пелопа.
Когда Агамемнон прибыл в Микены в сопровождении спутников и пленных, его супруга Клитемнестра выказала притворную радость от встречи с мужем, поскольку замышляла убийство. Она расстелила для покорителя Трои пурпурный ковер и отвела его в баню, где рабыни подогрели для него воду.
Вещая Кассандра отказалась войти во дворец, причитая, что чувствует запах крови и что проклятие Фиеста нависло над трапезной[3].
Когда Клитемнестра и её любовник Эгисф осуществили свой заговор и предательски убили Агамемнона, выходившего из бассейна, во дворце разгорелась кровавая битва между спутниками Агамемнона и сторонниками Эгисфа и Клитемнестры.
Кассандру Клитемнестра убила во дворе, отрубив ей голову тем же топором, что и голову своему мужу. Эгисф насладился убийством её близнецов, рожденных от Агамемнона.
Сивилла Идейская
XIII в. до н. э.
Согласно мифу, Анхис[4] и Афродита родили двух сыновей: Лира, умершего бездетным, и славного Энея, основавшего города Кизик и Скепсис в Пропонтиде[5].
Анхис, Эней и весь их род бежали из Трои накануне падения города на гору Ида, где в святилище Идейской матери Кибелы Энею и его спутникам был дан оракул о месте их будущего поселения. Это судьбоносное пророчество, которое изрекла местная нимфа-прорицательница, сивилла, гласило:
Плыть вам, пока за холмы не зайдет золотое светило
И не прибьют вас ветра к берегам той земли истощенной,
Где и столов не сыскать, ибо сглоданы людом голодным.
Сев на корабли, дарданцы отплыли из Тевкриды, миновали остров Самофракию и высадились в Энее Фракийской в Мигдонии. Там навсегда осталось войско дарданцев во главе с Агенором и Лаодамантом, двумя сыновьями Антенора и Теано, дочери фракийского царя Киссея. От этих воинов произошли дарданцы, некогда обитавшие в области современного Косова поля.
А род Анхиса и Энея, взойдя на суда, отплыл к острову Делос, чтобы спросить о своем будущем прославленный оракул Аполлона. Этот оракул ответил на вопрос о пристанище так:
Назад вас примет та земля, откуда вышел род Дардана.
Поразмыслив, Эней направил свои корабли на Крит, родину отца Дардана Зевса, где спутники Энея основали город Пергамею. С этой земли их изгнал мор. Оттуда Эней прибыл в Аркадию, на родину праматери Электры. Но и там не был принят землей. За время долгих скитаний Эней побывал во многих землях и островах, но нигде не обрел постоянного пристанища, пока не оказался в Гесперии — странах Запада.
Когда корабли Энея достигли острова Тринакия (Сицилия) неподалеку от города Гимеры, там поселились навсегда фригийский род элимов и герой Эгест, основавший Сегесту. Эта земля была издавна посвящена Афродите Эрикинии.
Из Сицилии Анхис, Эней и его жена Креуса, Асканий и Эвримедонт переправились в Кампанью (их кормчим был дарданец Мизен). В той стране они основали город Мизены на одноименном мысе Мизен у города Байи, а также город Капую, названный в честь деда Энея — Капюса. В Капуе к роду Анхиса присоединились спутники Одиссея.
Из Капуи Эней вместе с Одиссеем прибыли к устью реки Нумиция в стране лаврентов и заложили укрепленный лагерь в четырех стадиях от моря, названный Троей.
Там исполнилось пророчество сивиллы — «столы были съедены». Когда Эней и его люди пристали к берегу и стали готовить еду, то, не найдя из чего сделать столы, разложили яства на хлебных лепешках. Во время трапезы вместе с другой едой были съедены и «столы».
Это поселение позднее переименовали в Рому в честь троянки Ромы, убедившей женщин сжечь корабли и положить тем самым конец затянувшимся скитаниям.
В той местности уже существовал город, где обитали сикулы, предки тех сикулов, которые позже населяли Сицилию. Дарданцы и спутники Одиссея изгнали сикулов, позаимствовав у них лишь коллегию жрецов-салиев[6] и ритуальные пляски с оружием.
Затем Эней взял в жены Лавинию, дочь царя латинов, прибывших немного раньше во главе с Латином, сыном Одиссея и Кирки. Эней и Лавиния заселили город Лавиний в 24 стадиях от Ромы. В честь этого союза Эней воздвиг алтари Гелиосу, отцу Кирки и деду Латина.
Одержав победу над Турном, царем города рутулов Ардеи, Эней поселился в городе Лавренте и воцарился над страной лаврентов.
Так исполнилось пророчество сивиллы Идейской и оракула Дельфийского Аполлона. Род Дардана приняли земли Запада, по-гречески Гесперии, то есть страны, где обитали дед Дардана Атлант и Геспериды.
Сивилла Италийская, или Кармента
XIV в. до н. э.
Аркадская нимфа Фемида, или Никострата, которую римляне называли Карментой (Каменой), была причислена к сивиллам под именем сивиллы Италийской. Она переселилась в италийскую Киммерию за два поколения до Троянской войны вместе со своим сыном от Гермеса.
Согласно греко-римскому преданию, Эвандр, сын Гермеса и аркадской нимфы Фемиды, или Никостраты, изгнанный из Аркадии, основал город Паллантей на месте будущего Рима и первым принес буквы в Италию, где его мать Кармента переделала их в пятнадцать латинских.
Римляне обожествили ее, как помогающую при родах и предсказывающую судьбу. Позднее ее считали средней сестрой Антеворты и Постворты (т. е. нарастающей и убывающей луны). В честь Карменты 15 числа месяца Януария был учрежден праздник — Карменталии.
Кумская Сивилла
Ей приписывали предсказание судьбы Энею. Эней, приплыв на берег Кумы, вошел в пещеру к долговечной сивилле[7] и молил ее помочь ему спуститься к отцу в царство мертвых. Подняв наконец свой лик, она прорекла:
Многого просишь, о муж, величайший делами, который
Руку прославил мечом, благочестъе — святыми огнями.
Всё же, троянец, боязнь отреши: исполнится просьба,
И элисийский приют, последние мира пределы,
Узришь, мной предвиден, и родителя призрак любезный.
Для добродетели нет недоступной дороги.
Вместе с сивиллой Эней побывал в царстве теней и встретился с душой умершего Анхиса.