Divider

СЛАВЯНСКОЕ ЧЕРНОКНИЖИЕ

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
Российский этнограф И. Сахаров в своем знаменитом труде «Сказания русского народа» (1885) утверждал, что славянское колдовство произошло от фессалийских волшебниц. Фессалия – это исторический регион на северо-востоке Эллады на побережье Эгейского моря. Но в свете современных исследований это утверждение выглядит малоубедительным.
В. Даль писал, что большая часть темных знаний перешла к нам от чудских племен: «…Кудесники и знахари северной полосы отличаются также злобою своею… Нигде не услышите вы столько о порче, изурочении, как на Севере нашем». Это племя относилось к угро-финской этнической группе и обитало на западе от устья Невы вдоль побережья Финского залива и р. Нарвы. Среди чуди – загадочной и молчаливой, всегда встречались отменные звероловы и рыбаки. Племя славилось колдовством, а их чащи и болота – нежитью. Финский эпос сохранил предания о злобных людишках ростом не выше сапога, напоминающих обитателей подземного мира – гномов. После многочисленных кровопролитных войн, славянским князьям удалось подчинить себе полудиких северян. С тех пор, словно в отместку, темные знания и проникли на территорию Руси.
Сохранилось летописное предание о том, как один новгородец отправился в Чудь к кудеснику (колдуну). Новгородец остался снаружи языческого храма, тогда как кудесник проводил свой ритуал внутри. Призывая нечисть, колдун лежал без движения – оцепеневший. Затем он сообщил, что христианский крест новгородца мешает явиться его духам. Существа кудесника «…живут в безднах, суть же образом черны, и крылаты и хвосты имуще». Этнографы свидетельствуют, что карельские колдуны носили пояса из змеиной кожи.
В 1584 г. в Москве между церквами Иоанна Великого и Благовещения наблюдалась странная крестообразная комета. Иван Грозный повелел отыскать в Лапландии и доставить во дворец шестьдесят «дошлых ведунов» для разъяснения сего небесного знака. Именно в Лапландии, охватывающей север Норвегии, Швеции, Финляндии и западную часть Мурманской области, и проживают представители угро-финского этноса – саамы.
Известно, что Иван Грозный в 1572 г. испрашивал на Соборе разрешение на четвертый брак, утверждая, что его первую супругу Анастасию «…извели злые люди чародейством, вторую отравили, третью испортили злою отравою». В свое время Петр I издал приказ: «…Если кто из служивых будет чернокнижник, ружья заговорщик и богохульный чародей, такового наказать шпицрутенами и заключением в оковы или сожжением».
По средневековым представлениям, чернокнижники – это колдуны, продавшие душу дьяволу за обладание «Черными книгами». «Черными» назывались старинные книги и свитки магического искусства. Часто они были зашифрованными – сплошь испещренными таинственными знаками. В европейском же фольклоре чернокнижниками попросту называли «начитанных» колдунов. Вопреки существующему мнению, количество мужчин обвиненных в колдовстве, было относительно высоким. Так в России XVII в. соотношение привлеченных к суду колдунов (мужчин) и ведьм (женщин) составляло 70% к 30%. Довольно часто в колдовстве обвиняли священников и их жен. Это объясняется тем, что в народе религию порой связывают с магией.
В давние времена божественным вмешательством была сотворена «Белая книга», содержащая знания о земной жизни и священные молитвы. Для ее нейтрализации падший ангел Люцифер написал свои сорок «Черных книг», содержащих тайные знания о сорока ступенях черной магии. Чернокнижники, в свою очередь, делились на сорок уровней – каждый уровень соответствовал одной «Черной книге». Обладанием наибольшего количества магических книг и определялась мощь колдуна.
Говорят, что мрачный демон – Страж Города Мертвых, в тайне учил людей Черному знанию. От его союза с земной женщиной и родился на свет первый чернокнижник. С тех пор посредством своих знаний чернокнижники взывают к демонам Ада и пробуждают Древнее Зло, спящее в глубине Земли.
Существует легенда, что Зороастр Персидский первым составил книгу по магии. Иные утверждали, что «Черная книга» существовала от начала мира и была сохранена при потопе Хамом в камне. Сын Хамов, известный под именем Зороастра нашел после потопа скрытую его отцом книгу. Книги этой теперь не существует: позднее она была истреблена небесным огнем.
По преданию, когда весть о силе христианской веры достигла чародеев Ефеса, искусство колдовства утратило свою цену. Феофан Затворник так пересказывает библейскую историю: «…Сами чернокнижники, собрав книги свои, сожгли их пред всеми. Жертва – немалая. Цена книг в сложности простиралась до пятидесяти тысяч драхм».
В Западной Европе считались колдовскими «Ключи Соломона», «Большой Гримуар», шестая и седьмая «Книга Моисея». К «Черным книгам» относили Сивилины книги, книги Орфея, Музея и кабалистику. Появление «Черных книг» в Европе связывают с именем колдуна Киприана из Антиокеи. В своей книге этот средневековый маг подробно описывает как заключил контракт с Дьяволом. За это Киприан был наделен сверхъестественной силой и могуществом. Без контракта «Черная книга» представлялась ненужной безделушкой. Книгу можно было приобрести у немецких купцов на рынке в Кристиании, и часто при покупке книги заключался контракт. Приобрести книгу можно было лишь по предварительному заказу, который исполнялся через год. В настоящей «Черной книге» красные буквы писались человеческой кровью на черном фоне.
Почему «Черные книги» везли из Германии? По преданию, в Виттенберге находилась специальная школа, где обучали будущих чернокнижников. Подготовкой их занимались также в университетах Парижа и Саламанки. К тому-же, родом из Германии был самый известный средневековый чернокнижник – доктор Иоганн Фауст (примерно 1480-1540).



Портрет доктора Фауста неизвестного немецкого художника XVII в.

Передаваемая из уст в уста легенда о Фаусте достигла западных границ Российской империи. Уже в искаженном виде она воплотилась в образе львовского алхимика и чернокнижника Григория Лискевича. В конце XVІ столетия этот «чародей» проживал неподалеку от главной площади Львова – Рынок. В те времена на площади была возведена «Черная каменица», в которой была основана одна из первых городских аптек. Да и Лискевич являлся обычным аптекарем – с обилием заморских зелий и книг, поражавшим воображение суеверных львовян.
Говорили, что перед смертью Лискевич повелел выбросить свою «Черную книгу» в Полтву. Река тут же вспенилась, небо почернело, поднялся сильный ураган. Город задрожал, словно в лихорадке – послышался звон разбиваемых окон, с крыш посыпалась черепица. Это было одно из сильнейших землетрясений, которое пережил Львов осенью 1616 г.
По славянской легенде, самая главная «Черная книга» хранилась на дне морском, под горячим камнем Алатырем. Однажды злой чернокнижник, заключенный в Медном городе, получил завет от старой ведьмы отыскать книгу. Когда был разрушен Медный город, чернокнижник, освободившись из плена, опустился в море и достал заветный фолиант. Спустя множество столетий «Черную книгу» заложили в стены Сухаревой башни. С тех пор не одна душа не может достать ее.
Предание о Сухаревской башне возникло еще в петровские времена, когда в ней находилась лаборатория Якова Брюса (Джеймса Уильяма, 1670-1735). Для неграмотных москвичей советник царя Яков Виллимович слыл чернокнижником, и они обходили Сухареву башню за версту. Поговаривали, что у советника была колдовская книга с проклятьями и заговорами. Однажды Яков обратил одного человека в цветы, которые потом рассыпались в прах. По другой легенде, Брюс получил «живую» и «мертвую» воду и завещал слуге оживить себя после смерти.



Чернокнижником считали Лжедмитрия I, объявившего себя сыном Ивана Грозного Димитрием. Противники самозванца опознали его как беглого монаха Гришку Отрепьева – богохульника и колдуна. В народе говорили, что Гришка был чародеем, обучившимся колдовству у «лапонцев». В то время в Москву приезжали лопари – жители северной Лапландии, чтобы присягнуть на верность новому царю.
По другой легенде, Лжедмитрий I «обратился в чернокнижие» во время своего пребывания в католической Польше. На самом деле имеются сведения, что, находясь на Украине, в Гоще, Отрепьев принял арианскую ересь и учился у одного из проповедников арианства Матвея Твердохлеба.
Сторонники смуты даже после смерти своего лидера волновали народ, распространяя слухи, что Димитрий с помощью своего колдовского искусства воскреснет. Н. Карамзин в своей «Московской хронике» приводит следующий отрывок: «…Вокруг Лжедмитриева тела, лежащего на площади, ночью сиял свет: когда часовые приближались к нему, свет исчезал и снова являлся, как скоро они удалялись. Когда его тело повезли в убогий дом, сделалась ужасная буря, сорвало кровлю башни на Кулишке и повалило деревянную стену у Калужских ворот». В конце концов прах самозванца сожгли и смешав с порохом выстрелили из пушки.
В Европе до середины XVII в. бытовала традиция связывать студентов и монахов со всякой чертовщиной. Чернокнижниками в Закарпатье называли странствующих писарей – беглых монахов и светских людей, получивших образование в монастырских школах. Промышлял такой люд переписыванием церковных книг в сельских храмах. Иногда беглые писари, пользуясь неграмотностью крестьян, выдавали свои книги за колдовские. Со всего села к ним стекался народ, чтобы посредством гадания познать сокрытое.
Иногда за чернокнижников принимали обученных грамоте врачей. Таковым по Псковской летописи (1570) считался врач Елисей Бромелий – «лютый волхв», который якобы был подослан немцами к Ивану Грозному и «…на русских людей возложил царю свирепство, а к немцам на любовь преложи».
Традиционно считалось, что обученный грамоте человек подписывает с Дьяволом договор. Этот документ возлагал на Дьявола обязанность оказывать содействие представителю «Церкви Сатаны» при его жизни, за что он получал в свое распоряжение душу неофита после смерти. Договор с Дьяволом должен быть непременно подписан кровью и отнесен ночью в поле или на перекресток. В 1757 г. в Киеве рассматривалось дело шестнадцатилетнего послушника Грицька Сердюковского. Спьяну юноша решил написать письмо Люциферу и подписать его своей кровью. За свою душу горемыка просил у нечистой силы всего 50 рублей.
Прообраз подобного договора существует у современных знахарей. Вот, что пишет карельская ведунья-зелейница М. Гремицкая: «Обычно этот договор пишется на чистом листе бумаги, где зелейник просит силы природы наделить его знаниями корней, растений, деревьев, обещая не использовать полученный дар в злых умыслах. В конце послания травник расписывается собственной кровью. Если земля дает согласие на сотрудничество, то вскоре на бумаге проступит определенный знак, говорящий о принятии обряда. Только после этого можно идти в лес и приступать к сбору целительных трав.
Православная церковь часто обвиняла в ереси и чернокнижии представителей иудейской общины: «…В то время (вторая половина XV в.) жил в городе Киеве жид по имени Схария, и был он орудием диавола – был он обучен всякому злодейскому изобретению: чародейству и чернокнижию, звездочетству и астрологии» (Иосиф Волоцкой. «Просветитель»).
Обвинений в колдовстве не могли избежать и опальные политики. Дьяк Федор Курицын, заведовавший внешними политическими делами (конец XV в.), поддерживал стремление Ивана III секуляризировать церковные земли. Игумен Волоколамский Иосиф (Санин), сообщая об особой близости Курицына к Великому Князю, поясняет: «…Звездо-законию бо прилежаху и многим баснотворениям и астрологы и чародейству и чернокнижию». Позднее приближенные Федора Курицына были обвинены в ереси и казнены. Интересно, что «дьяку-чернокнижнику» переписывают авторство «Повести о Дракуле» – своде легенд о кровавом валашском «воеводе-вампире» Владе Цепеше.
Cводная сестра Петра – Софья Алексеевна, яростно расчищала себе дорогу к трону. Были убиты или сосланы в северную глухомань сотни преданных царю людей. В 1677 г. царедворцы донесли на боярина Артамона Сергеевича Матвеева (1625-1682), что он с доктором Стефаном читает «Черную книгу», и что Николай Спафарий обучает его и сына чернокнижию. Впоследствии открылось, что боярин Матвеев читал лечебник, принятый доносчиками за книгу по магии. Тем не менее, боярин был обвинен в чернокнижии и выслан в Пустозерск.
От «Черных книг» до наших дней сохранились только их названия: «Рафли», «Шестокрыл», «Воронограй», «Остромий», «Зодей», «Альманах», «Звездочетыг», «Аристотелевы врата». Также запрещенной церковью и подлежащей немедленному уничтожению признавалась книга «Волховник». Это был сборник древних примет и суеверий (А. Карачарова. «Запрещенные книги и культ языческих богов»).
До XV в. монахами в Киево-Печерской лавре переписывались «Лунники», запрещенные церковью рукописи. Это были крохи уже забытой астрологии – гаданиях на фазах и поверхности Луны, с учетом расположения звезд. До XVII в. сохранялись «Громники» (астрология, включающая гадание по молниям), «Колядники» (астрология, включающая гадание по внутренностям животных). По слухам, в Печерской Лавре хранится славянский вариант книги «Некрономикон», повествующей о магических операциях с существами Хаоса, в котором есть данные, отсутствующие в тексте из библиотеки Ватикана, а также в текстах, обнародованных Кроули и Лавкрафтом.
На севере Российской империи (Сургутский край) считали, что чернокнижника можно узнать по внешнему виду: «…Такой колдун не стрежет ногтей, не чешет волос, не молиться Богу». Чернокнижник – покорный раб своего волшебного ремесла. «Черные книги» книги принадлежали колдуну до самой смерти и возвращались к нему, даже если он пытался от них избавиться. Дом, где находились такие книги, не мог сгореть, а тот, кто пытался обокрасть их хозяина, всякий раз оказывался пойманным.
Чернокнижник не может умереть или найти успокоение, пока не передаст свои книги другому человеку. Родные чернокнижника, зная, что если они коснутся его, сами станут колдунами, всячески избегают страшного родственника. Не передав знания, колдун будет долго мучиться, а после смерти являться к родным в белом саване. Когда начнет книгу искать – может и близких своих загубить. Если «Черная книга» попадется простому человеку – немедленно появится множество чертей с требованием работы. Если смельчак не сможет постоянно занимать их заданиями, они сдерут с него кожу и утащат в Ад.
И. Сахаров приводит страшное предание из Олонецкой губернии о смерти колдуна-чернокнижника. Жили в одном селе старик да баба, а старик был чернокнижником. Когда пришло время умирать колдун и спрашивает бабу: «Одна ли ты в избе?». Баба и отвечает: «Одна», – и почуяв недоброе, забирается на печку. А колдун-то за ней ползет и кричит: «Не уйдешь!». Старуха хватает поленья – в колдуна швыряет, да так, что они в щепки рассыпаются. Как кончились поленья, соскочила она с печки да в чулане заперлась. А старик к дверям подполз и давай их грызть: «Не уйдешь!». На крики в дом явился седой волхв и посохом колдуна ударил. Затем созвал народ и повелел мертвеца в железо заковать. Наняли возщика-пьяницу одного, чтобы гроб за тридцать верст от села отвезти. Ехали, они ехали, как кони желтой пеной покрылись и совсем остановились. Вдруг один из обручей, в коих колдуна заковали, с треском и лопнул. У возщика хмель весь вышел, бросил он телегу и назад в село помчался. Слышит, как сзади последние обручи лопаются, покойник за ним ползет и кричит: «Не уйдешь!». Добежал мужик до ближайшей хаты и завопил: «Хозяин, сбереги!». Тот схватил пыльник (камень, которым снопы хлебные прижимают) и ударил колдуна со всей мочи. Затем всей артелью чародея снова заковали, подальше от села отвезли, в гроб ниц положили – так и схоронили.
На Украине пуще нечистых покойников боялись неурожая и сопутствующего ему голода. В Прикарпатье бытовало поверье, что души нечистых покойников приносят с собой непогоду: они летают в тучах, держа мешки с градом, которые затем ссыпают на крестьянские посевы.
Раньше считали, что ведьмы хранят у себя в мешке или горшке дождь, град, бурю. На современных «курсах колдовства» будущих ведьм обучают создавать или приманивать демонических сущностей, которых затем содержат в специальных горшках. В Карпатах издавна бытует поверье о маленьких чертиках – инклюзниках. Их умели выращивать в специальных бутылках мольфары – карпатские колдуны. Они помогали в хозяйстве, смотрели за скотиной и пчелами, притягивали в дом богатство. Говорили, что в старые времена инклюзника можно было купить на рынках Чернигова и Косова. Петр Могила приводит историю о кухарке польского шляхтича Войцеха. Заподозренная в колдовстве она под пытками призналась, что является ведьмой и привезла своего «ручного» чертика из Польши.
Для борьбы с природной стихией существовали специальные заклинатели – «хмарники», «градивники» или «градобурники». В некоторых областях Украины хмарников воспринимали как пособников Тьмы. Часто их называли чернокнижниками – двоедушниками, имеющими от рождения две души – одну чистую, человеческую, вторую – демоническую. В то время как темная душа поднималась на Небо, чтобы направить тучу в направлении посевов, тело колдуна находилось на земле в состоянии сна. Пока темная душа такого чернокнижника не вернется, разбудить его невозможно. Иногда души отдельных хмарников вступают в борьбу между собой, и тот, кто оказывается побежденным, должен пропустить тучу победителя на свои посевы.
Известный карпатский мольфар М. Ничай прославился тем, что разогнал дождевые тучи над Черновцами в 1989 г. во время проведения фестиваля «Червона рута». Колдун поведал, что для этого ему пришлось обратиться к царю-чернокнижнику, у которого бесы град куют.
 

ЗЛАТА

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:879
Реакции:3
Баллы:0
Моя тетя рассказывала мне, что она знала одного чернокнижника под 90 лет, которого как считала вся округа, черти сами же в болоте утопили. Не знают только за что, нашли его наполовину засосанным в болоте хотя трясина там такая, что все удивлялись почему он не полностью в ней засосан был.
 

Emiliya:)))*

New Member
Регистрация:2 Июл 2013
Сообщения:2
Реакции:0
Баллы:0
Можно подробней узнать о Г. Лискевиче?
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу