Unagdomed
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.498
Реакции:353
Баллы:83
Двузначные и многозначные числа
Далее, после первой десятки, вслед за таинственным числом 10, начинаются двузначные числа. Они являются комбинацией однозначных чисел и потому вторичны по отношению к ним.
Каждое двузначное число путем суммирования составляющих его цифр может быть сведено к однозначному, которое следует считать его скрытой сущностью. Такое однозначное число относится к двузначному как сущность к явлению.
Если однозначные числа являются божественными и архетипическими, то двузначные числа можно определить как “числа творения”.
Тем не менее поскольку акт Творения считается священным, то и двузначные числа несут в себе и священный аспект. Расчеты и гадания обычно принимают во внимание лишь числа, принадлежащие первой девятке.
Символика наиболее важных двузначных чисел.
Число II (Одиннадцать)
Считалось священным числом, символизирующим собой “двойственность в использовании силы” (Мебиус), что приводило либо к очистительным духовным последствиям, либо к разрушениям и хаосу. Это связано с амбивалентной природой числа II, основанной на отрицании 10.
Библейский смысловой символизм, разработанный Августином, говорит, что если десятка – это закон, то число одиннадцать несет в себе революционное попрание всякой идеи законности. В сакральном эзотерическом смысле является числом, символизирующим понятие очищение, знак жизни и смерти, открывающий путь в высшие сферы бытия. Представляет собой число наиболее верных учеников Иисуса Христа. X. Э. Керлот пишет о числе II следующее:
“Одиннадцать символизирует переход, избыток и опасность, а также конфликт и мученичество. Согласно Шнайдеру, в нем присутствует некое инфернальное свойство: поскольку в нем имеется некий излишек совершенного числа (десять), то, следовательно, оно означает несдержанность- но в то же самое время оно соответствует (подобно двойке) горе в виде мандорлы, центральной точке символического Превращения и антитезису, поскольку оно составлено из единицы плюс один (сравнимого по своему способу образования с двойкой).”
Оккультно-герметическая традиция отождествляла с числом II идею эгрегорных цепей, управляемых божественной волей. Соотношение чисел 5 и 6, то есть их сложение 5+6=11, дает формулу, применяемую в церемониальной магии: “Микрокосм действует на макрокосм” (числа 6 и 5 считались числами Макрокосма и микрокосма). Суфийская традиция также придавала большое значение числу II, считая его основным в своем числовом символизме, где оно означало одно из имен Аллаха. Рене Генон подчеркивал универсальное присутствие числа II в символизме Данте и многих тайных организациях и говорил о важности его произведений:
“22 есть число букв еврейского алфавита, известно какое он имеет значение в Каббале- 33 есть число лет земной жизни Христа, которое встречается в символическом возрасте масонского Розенкрейца, а также в числе степеней шотландского масонства- у арабов – это общее числовое значение имени Аллаха, а 99 – это число главных божественных атрибутов согласно исламской традиции.”
Глубокую сакральность числа II подчеркивает исследователь древнеегипетской нумерологии И. П. Шмелев, который пишет о сохранившихся склепах страны Кем следующее:
“В склепе Хеси-Ра размещались 22 панели, среди которых одна заглавная (“декан”). Значит, представлено II полей с изображениями и еще столько же с тыльных сторон, на которых написаны схемы, поясняющие, видимо, использование технологии канона. Итого 22 поля, несущих информацию… Основные научные положения (принципы) Древнего Египта сформулированы в 22 арканах, состоящих из двух групп по II арканов в каждой. Первая группа излагала основополагающие идеи о мироустройстве. Число 22 было магическим (силовым), потому что первая единица второго шага (яруса) десятичной системы есть начальная (задающая) ступень следующего десятичного “слоя” – она одновременно является “иерархом” предыдущей десятки. “Мозговым трестом” Древнего Египта, как известно, были жрецы-ИЕРОФАНТЫ (читающие судьбу или знающие будущее) – хранители тайных (герметических) знаний, в число которых, как отмечалось, входили знания гармонии. Иерофантов насчитывалось II человек вместе с предводителем-деканом на Юге (в Верхнем Египте) и столько же “дублеров” на Севере (в Нижнем Египте).”
Генон отмечает, что “число 22 было сохранено в ритуале 33 шотландской степени, в которой оно ассоциируется с датой отмены Ордена Тамплиеров, исчисленной согласно масонскому летоисчислению, а не общепринятому”.
Нелишне вспомнить и 11-летний цикл Солнечной активности, оказывающий согласно открытию Чижевского столь большое влияние на Землю.
Число 12 (Двенадцать)
Считалось сверхсовершенным числом, символом “философского камня”, законченности и божественного круга, вращающего вселенную. Двенадцатеричная структура мироздания, присутствие числа 12 во многих реалиях жизни и религиозно-духовных традициях отмечались многими исследователями. Так Лосев, говоря об античной культуре и произведениях Гомера, свидетельствует:
“Кроме приведенных у нас выше 12 гесиодовских титанов мы находим у Гомера: 12 убитых Диомедом фракийцев, 12 погибших троянцев при появлении Ахилла после смерти Патрокла- 12 пленников, приносимых Ахиллом в жертву- 12 жертвенных быков, 12 участников Одиссеевой разведки, 12 итакийских женихов Пенелопы, 24 (два раза по. 12) жениха из Зама- 12 рабынь, занятых помолом зерна- 12 неверных и казненных служанок в доме Одиссея, 12 феакийских царей, 12 коней Агамемнона для примирения с Ахиллом, 12 жеребят Борея, 12 жертвенных телят Гектора, 12 быков в качестве цены треножника для победителя на играх в честь Патрокла, 12 кобыл у одного из женихов Пенелопы, 12 ног у Сциллы. И это еще не все примеры на употребления числа 12 у Гомера. Оно применялось к городам, кораблям, сараям для свиней, амфорам, топорам, украшениям, одеждам.”
Действительно, “12 знаков Зодиака, 12 часов дня и ночи, 12 главных олимпийских богов, 12 библейских колен, 12 апостолов, 12 дней Рождества” по мысли исследователя символизма чисел А. Ольгина говорят о всепроникающей и вездесущей природе числа двенадцать. Арканологический герметизм связывает с данным числом идею жертвы, как единственно возможного условия восхождения человека к Богу. Х.Э.Керлот пишет: “Двенадцать символизирует космический порядок и спасение. Оно соответствует числу знаков Зодиака и является основой всех двенадцатеричных групп. С ним связаны понятия пространства и времени, а также колеса и круга”.
Число 12, отмечают многие оккультисты, представляет собой произведение 3 и 4, вмещающее в себе все проявления материи и духа, разнообразные ритмы вселенной, миропорядок проявленного космоса.
Из всех чисел “двенадцать” имеет самый широкий охват, поскольку формулы Таро содержат две группы по двенадцать и четыре по четырнадцать, однако компоненты этих чисел не обладают сакральной и архетипической значимости. Керлот пишет по этому поводу:
“Учитывая, что двумя сущностными прототипами количества являются числа “три” и “четыре” (означающие соответственно динамизм или внутреннюю духовность, и стабильность или внешнюю активность), можно утверждать, что их сумма и их произведение дают два следующих за ними по значимости числа: “семь” и “двенадцать”. Последнее соответствует геометрическому двенадцатиугольнику- оно, однако, может связываться и с окружностью, поскольку их символические значения практически идентичны. Таким образом, системы или схемы, основанные на круге или цикле, имеют тенденцию получать в виде конечного предела число “двенадцать”. Даже если вначале структуры состоят менее чем из двенадцати элементов, позднее проявляется их тенденция стремиться к совершенному числу “двенадцать”, как, например, в музыке, где модальная шкала из семи нот развилась в двенадцатинотную систему Арнольда Шенберга и его школы.”
Круговая природа числа двенадцать свидетельствует о присутствии в нем особого порядка, основанного на схемах, способных распадаться либо на чисто внутреннее трехчастное деление внешней четверичной схемы, либо на внешнее четырехчастное деление уже внутренней троичной схемы. Все это свидетельство особого символизма Зодиака, построенного на принципе возможности проявления четырех стихий тремя различными способами (уровнями). Вместе это дает двенадцать делений. Мистик Сент-Ив д’Альвейдер считал, что в сообществах людей, следующих символической традиции “окружность, стоящая выше всего и ближе всего подходящая к таинственному центру, состоит из двенадцати делений, которыми представлена высшая инициация (способности, добродетели и знания) и которые, в числе прочего соответствуют Зодиаку”. Интересные мысли по поводу данного числа высказывает Генон, утверждающий, что двенадцатиричную формулу можно обнаружить в “круговом Совете” Далай-Ламы, в лице легендарных рыцарей Круглого Стола и исторических двенадцати пэров Франции Керлот указывает, что по данному принципу делилось этрусское государство, а Ромул учредил институт двенадцати ликторов.
Символика числа 12 была тесно связана с образом Небесного Иерусалима. В откровении Иоанна Богослова содержится следующее описание Мистического Града:
“Он (город) имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов- на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот,, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований и на них имена двенадцати Апостолов Агнца”. В другом месте “Апокалипсиса” говорится: “И показал мне чистую реку воды жизни, светлую как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой- а листья дерева для исцеления народов.”
Число 13 (Тринадцать)
Обычно число 13 считается несчастливым, потому во многих странах эта цифра отсутствует на дверях кабинетов, номеров в гостиницах, кают кораблей, домов. Это связано с тем, что данное число на единицу превышает считающуюся сверхсовершенной дюжину, а это опасно дисгармонией, взрывом, слишком стремительным переходом к новому качеству. Отсюда связь данного числа с понятием смерти, поскольку последняя означает переход в новую фазу жизни, являющуюся инобытием по отношению к посюстороннему существованию. Оккультная традиция утверждает, что число 13 заключает в себе несколько разновидностей смерти в зависимости от вызывающих ее причин, что выражается различными способами разложения самого числа. Вот какие виды смерти выделяет Мебиус:
1) 13=1+12 – смерть добровольно принятая как жертва-
2) 13=12+1 – насильственная смерть-
3) 13=11+2 – смерть осознанно выбравшая свой полюс-
4) 13=3+10 – естественная смерть с точки зрения логики человека-
5) 13=10+3 – естественная смерть с точки зрения логики макрокосма, смерть в родах-
6) 13=4+9 – смерть, раскрывшая свои тайны при посвящении
7) 13=9+4 – преждевременная смерть от неподходящих условий жизни-
13=5+8 – смерть в силу требования закона (например, смертная казнь)-
9) 13=8+5 – смерть, основанная на попирании высшего закона, то есть самоубийство-
10) 13=6+7 – смерть в борьбе за победу идеи-
11) 13=7+6 – смерть в неравной борьбе-
12) 13=12+1 – смерть как следствие законченности задачи человека на земле.
Число 13 играло важную роль в некромантии и темных культах, где оно использовалось как сила, с помощью которой вызывались духи. Вместе с тем с эзотерической точки зрения число 13 символизирует собой смерть, за которой начинается преображение и воскресение.
Число 13 является видным в масонской символике. Оно было введено в состав Печати США во время принятия Конституции в 1789 году. 13 звезд над головой американского орла символизируют собой 13 штатов, которые присоединились к Союзу. Соломонова печать с ее магической основой включает в себя 13 звезд. Исследователь символики Ф. Гудман в своей книге “Магические символы” пишет:
“Число 13, несомненно, имело большое значение, чем объясняется наличие в левой лапе орла тринадцати стрел и тринадцати отростков оливковой ветви, находящейся в другой лапе. Одна лапа символизирует мир, другая войну… эти крайности были отражением требований времени.”
Тринадцатый Эон считался в гностической традиции основным, управляющим остальными двенадцатью и связывался с Иисусом Христом.
Мистическим корнем числа 13, к которому приходят в результате теософского сложения чисел 1 и 3, является число четыре – священный тетрактис пифагорейцев.
Число 14 (Четырнадцать)
Выражая розенкрейцерскую точку зрения на это число, Мебиус определяет его основное качество как “умеренность”. Сходным образом рассматривают его древние авторы, отождествляя 14 с идеей герметического равновесия.
А. Ольгин напоминает, что оно состоит из двух семерок, что у древних каббалистов считалось признаком счастья и “означало число превращений”. X. Э. Керлот утверждает, что “четырнадцать обозначает слияние и организацию, а также справедливость и сдержанность”. Арканологический подход к числу 14 связывает его с понятием дедукции, обратимости или необратимости тех или иных процессов, и “синтетического исследования энтропии замкнутых систем” (Мебиус).
Мистическим корнем числа 14, получаемым в результате теософского сложения числа 1 и 4 является число пять.
Число 15 (Пятнадцать)
Данное число рассматривалось многими авторами и что отличало их мнения – так это их разнообразие. Одни видели в данном числе божественное проявление, другие, напротив, дьявольское начало. Так X. Э. Керлот достаточно категорично утверждал, что “пятнадцать явно эротично и ассоциируется с дьяволом”. Действительно, одно из значений 15 Аркана – фигура Бафомета, низший аспект которого можно отождествить с дьяволом. Однако число 15 имело и другие, значительно более положительные, значения и присутствовало в библейской числовой символике. А. Ольгин дает следующую характеристику пятнадцати:
“Число духовных вознесений, пятнадцатое число седьмого месяца было уважаемо и освящено. Таинственно связано с проблемой добра и зла. Незаметно может сделать человека рабом пентаграмм. Для каббалистов оно представляло значение зла.”
Число 15 в оккультной философии и практике отождествлялось с так называемым вихрем, который имеет двойственную природу. Если подойти к сокровенной сути числа 15 с точки зрения арканологии, то можно прийти к идее выбора путей, заложенной в самой природе Аркана. Это предопределено мистическим корнем числа 15, который равняется числу шесть, что опять-таки связано с идеей изначального выбора.
Число 16 (Шестнадцать)
Считалось счастливым числом, поскольку пифагорейский символизм мыслил его как составленное из четырех четверок – священных тетрактисов. Умножение четыре на четыре выступало как гарантия счастья.
Число 16 тесно связано с числом 10: оба они, по определению Рене Генона, “занимают одно и то же место, четвертое, в последовательности чисел как треугольных, так и квадратичных”. Иными словами, они содержаться как в треугольнике, так и в квадрате. В сумме они дают 26, но данное число есть численное значение букв, образующих знаменитую арканологическую тетраграмму – “йод-хе-вау-хе”. Генон отмечает, что “10 есть численное значение первой буквы (йод), а 16 есть сумма трех других букв (хет-вау-хет)- такое деление тетраграммы совершенно нормально, и соответствие ее двух частей также очень многозначительно: Тетрактис таким образом отождествляется с йод в треугольнике, тогда как оставшаяся часть тетраграммы вписывается в квадрат, помещенный под треугольником”. И треугольник, и квадрат содержат четыре ряда точек, встречающихся в тех фигурах геомантии, которые своими кватернерными сочетаниями 1 и 2 дают число 16=4х4. Генон говорит далее, что “геомантия, как указывает само ее имя, находится в особой связи с землей, которая, согласно дальневосточной традиции, символизируется квадратом”.
Астрологическая традиция, рассматривавшая законы действия чисел в метафизической плоскости мышления, связывала число шестнадцать с понятием “дедукции”, построенной на утверждении одних тезисов за счет исключения других.- Если посмотреть как данный принцип дедукции работает на всех трех оккультных планах, становится понятным почему три заголовка шестнадцатого Аркана имеют столь общее значение: “Логическое исключение”, “Астральное принуждение” и “Физическое разрушение”. Это общее значение числа 16, связанное с идеей борьбы, преодоления и подчинения, обусловлены тем, что его мистическим корнем, к которому приходят в результате теософского сложения чисел 1 и 6 является число семь, символизирующее собой победу и господство.
Число 17 (Семнадцать)
Считалось числом, дающим надежду. Арканологическая традиция связывала его с идеей предвидения, способности заглянуть в будущее, потому практически во всех арканологических трактатах астрология, которая в определенном смысле представляет собой науку прогноза грядущего по расположению звезд, рассматривалась на фоне изложения сущности семнадцатого Аркана. Именно поэтому графическим символом данного Аркана и числа считалась большая восьмиконечная звезда, окруженная такими же маленькими. Отсюда и заголовки семнадцатого Аркана, объясняющие глубинную сущность данного числа – “Надежда”, “Интуиция”, “Естественное прорицание”, связанное со способностями чтения знаков природы, то есть свойства с помощью внутреннего постигать внешнее. Эта способность основана на глубинном равновесии между внутренним и внешним, что в свою очередь восходит к образованному с помощью теософского сложения мистическому корню числа 17 (1+7) – числу восемь, представляющему собой символ равновесия и кармы.
Число 18 (Восемнадцать)
В оккультизме считалось числом, приносящим несчастья и кары, олицетворяющим собой рок. Арканологическая традиция связывает его с понятием “оккультные враги”, и даже “энвольтация”, а также с действием иерархического закона, который в данном случае может иметь негативную окраску.
Мистическим корнем данного числа, к которому приходят теософского сложения двух чисел, его составляющих (1+8), является число девять – последняя однозначная цифра натурального ряда чисел и, соответственно, последнее архетипическое однозначное число. Более подробно свойства чисел 9 и 18 будут рассмотрены отдельно, в главе “Числа, циклы, история”.
Число 19 (Девятнадцать)
Герметическая традиция связывает данное число с Солнцем и идеей “солнечного делания”, провозглашенной еще Гермесом Трисмегистом. Алхимики видели в нем сакральный символ золота и полагали, что оно является также числом “философского камня”, несущий в себе законченность и совершенство, которые рождены от сочетания первого и последнего однозначного числа архетипического плана. В Каббале данное число также рассматривалось как благоприятное, поскольку оно состоит из двух счастливых чисел, порождающих еще более счастливое и совершенное число.
Мистическим корнем числа, к которому приходят в результате акта теософского сложения двух чисел (2+9), является число десять, олицетворяющее собой идею законченности и закона.
Число 20 (Двадцать)
Данное число, завершающее собой вторую десятку двузначных чисел, символизирует собой идею перемен, эволюции, обновления. Одним из подзаголовков двадцатого Аркана является понятие трансформации, совершаемой во времени. Это связано с тем, что планета Сатурн, эзотерически ответственная за управление процессами времени, считается, согласно Мебиусу, и розейкрейцерской традиции астрологическим патроном данного Аркана.
Мистическим корнем числа 20, к которому приходят в результате теософского сложения двух чисел его составляющих (2+0), является число два – символ Великой Природы, Матери Всего Сущего и Божественной Двойственности.
Число 21 (Двадцать один)
Считалось числом “короны магии”. С арканологической точки зрения двадцать первый Аркан является исключительным и настолько выделяется из других Арканов, что ему было присвоено второе специальное название – “нулевой” Аркан. Число 21 связывается с прорицаниями, заклинаниями и теургическими действиями, поскольку состоит из трех семерок или семи троек, сочетание которых считалось обладающим необыкновенными оккультными свойствами. Потому молитвы, мантры, заклинательные формулы различных религий и эзотерических традиций требуют либо троекратного, либо семикратного повторения.
Мистическим корнем числа, к которому приходят в результате акта теософского сложения двух чисел его составляющих (2+1) является число три – символ Божественного Разума, Сына, Гармонии.
Число 22 (Двадцать два)
Считалось числом, олицетворяющим собой высший Разум и глубокую мудрость, носящую завершающий конечный характер. Не зря графическим символом этого числа считается великий Змий, укушающий себя за хвост. Число букв еврейского языка, алфавит которого считался солнечным.
Мистическим корнем числа 22, к которому приходят в результате акта теософского сложения двух чисел его составляющих (2+2), является число четыре – божественный Тетрактис пифагорейцев.
Число 24 (Двадцать четыре)
Считалось священным и на Востоке и на Западе. Индийская философская система санхъя рассматривала данное число как сакральный символ мироздания, соответствующий количеству изначальных качеств (саттв), из которых она состоит. Алхимическая традиция стремилась увязать данное число с геометрическими пространственными свойствами, говорила о шести пирамидах, “каждая их которых состоит из четырех треугольников”, означающих элементы и дающих в сумме “магическое число 24, число Старейшин перед Троном” (Мэнли Холл).
Яков Беме рассматривает число 24, как мистическое удвоение числа 12, связанное с числом букв алфавита:
“Число двенадцать охватывает два царства: ангельское и человеческое. Каждое из этих царств, в свою очередь, заключает по два сенера: один огненный – достояние бездны, и другой воздушный – достояние животных и существ земных. Центр каждого из этих сенеров производит новые сенеры, земные или огненные, смотря по планете- так происходит число двадцать четыре, и здесь основание букв алфавита.”
Мистическим корнем данного числа является число шесть – символ космического равновесия.
Число 26 (Двадцать шесть)
Считалось священным числом прежде всего в каббалистической традиции. Если рассматривать Древо Сефирот и сложить числа четырех Сефирот в центральной колонне, начинающейся в высшей точке Древа – Короне (Кетер), то возникшая сумма 1+6+9+10 будет равна числу 26. Потому данное число называется числом Иеговы.
Мистическим корнем числа 26 будет восьмерка – символ Кармы с ее законом равновесия, существующего между причиной и следствием.
Число 27 (Двадцать семь)
Пифагорейская традиция считала данное число священным, на уровне третьей десятки, завершающей цикл первых чисел и представляющей собой символ Мировой Души как в ее статическом, так и в динамическом аспекте. Излагая пифагорейскую и платоновскую систему взглядов по поводу чисел, французский астроном и эзотерик Камилл Фламмарион писал:
“…27 есть сумма первых линейных чисел, – чисел простых между собою, их квадратов и кубов, сложенных с единицей: сначала 1, означающее точку- затем 2 и 3, первые простые числа, из которых одно – чет, а другое – нечет- 4 и 9, первые площади, оба квадраты, одно – чет, а другое – нечет- наконец, 8 и 27, оба объемы, или кубы, одно – чет, а другое – нечет- и последнее (т. е. 27) составляет сумму всех (F3) первых. Итак, принимая число 27 за символ вселенной, а заключаемые в нем числа за символы элементов и составных частей вселенной, выходит, что Мировая Душа, которая есть основание и форма мирового состава и порядка, содержит в себе такие же элементы, как и число 27.” Мистическим корнем числа 27 является число девять.
Число 28 (Двадцать восемь)
Считалось числом, мистически связанным с луной, поскольку оно было равно числу дней лунного месяца. Сакральное число в Исламе. Число букв в арабском языке, алфавит которого считался лунным.
В каббалистической традиции 28 является числом совершенного человека, триединый состав которого (дух, душа и тело) имеет числовое выражение. Хосе Аргуэлес утверждает, что “28 – это сумма 1+2+3+4+5+6+7, которую можно представить в виде треугольника со стороной равной семи”. Потому три периода по 28 лет равны 84, числу, которое считается идеальной длиной человеческой жизни.
Мистическим корнем числа 28, к которому приходят в результате акта теософского сложения двух чисел его составляющих (2+8), является число десять – Священная Декада пифагорейской традиции.
Число 32 (Тридцать два)
Считалось в пифагорейской традиции символом правосудия, поскольку, как писал А. Ольгин, “оно может последовательно делится на равные части, не отдавая ни одной предпочтения”. Священное число Каббалы, которое еврейская традиция наделяла особой мудростью и с которым связывала идею 32 путей к Богу.
Каббалистическая традиция называет эти Пути тридцатью двумя зубами Большого Лика или тридцатью двумя нервами, идущими от Божественного Мозга. Мэнли Холл отмечает, что они “аналогичны 32 степеням Масонства, которые поднимают кандидата до положения Принца Королевского Секрета”. Имя Бога в изначальном еврейском Священном писании встречается в первой главе книги Бытия 32 раза.
Каббалисты считали, что “десять (числа) плюс двадцать две (буквы) дают оккультное число 32, которое означает 32 пути к познанию Тайн Творения, тщательно скрываемых от непосвященных.
Мэнли Холл утверждает, что “в мистическом анализе человеческого тела, согласно раввинам, 32 спинных позвонка ведут вверх к черепу – Храму Мудрости”.
Мистическим корнем числа 32, к которому приходят в результате акта теософского сложения двух чисел его составляющих (3+2), является число пять – символ Божественной индивидуальности и Совершенного человека.
Число 33 (Тридцать три)
Священное число многих духовных традиций, в том числе и русской (тридцать три богатыря”, “тридцать лет и три года”). А. Ольгин пишет:
“Некоторые исследователи находят связь 33 букв алфавита с 33 позвонками в позвоночнике человека. И даже количество шейных (7), грудных (12), поясничных (5), крестцовых (5) и копчиковых (4) считают не простым рядом чисел. С одной стороны, они соответствуют определенным буквам алфавита, с другой – 7 главным планетам, 12 знакам Зодиака, 5 первоэлементам в состоянии ЯН, 5 первоэлементам в состоянии ИНЬ и 4 стихиям – Огню, Воздуху, Воде, Земле.
Во многих традициях, в том числе христианской считается символом священного возраста, по достижении которого у правильно развивающегося человека полностью раскрываются все духовные силы и способности. Возраст Иисуса Христа.
Мистическим корнем числа 33, к которому приходят в результате акта теософского сложения двух чисел его составляющих (3+3), является число шесть – символ космического равновесия.
Число 40 (Сорок)
Считалось числом абсолютной законченности, завершенности. Блаженный Августин полагал, что число 40 выражает путешествие человека к истине и Богу. 40 дней длился пост Христа в пустыне. А. Ольгин указывает, что “для нормального внутреннего развития ребенка нужно носить его 7х40=280 дней – десять (“полное число”) лунных месяцев и что слово “карантин” в буквальном переводе означает “сорокадневный период”. Исследователь чисел А. Зиновьев писал:
“”Сорок” – это и единица счета. “Сорок сороков” – очень много и вместе с тем систематизированное множество. “Сорок морозов после праздника сорока мучеников”. Сороковины. Сорокоуст. Сорок лет пребывал Моисей в пустыне. “Сорок” – это собрание всех, всеобщность, собор. Поэтому обозначим:
Все=40, Вселенная=40, Собор=40, Христос=40.” Мистическим корнем числа 40 является священный Тетрактис пифагорейцев.
Число 49 (Сорок девять)
Считалось священным числом в гностической традиции, поскольку в нем другое священное число – семь – повторяется семь раз. Выступало как символ числа Божественных огней – главных эволюционных сил мироздания. Агни Йога, продолжая данную традицию, говорит об этих огнях как о скрытых невидимых психоэнергетических центрах человека, раскрытие и огненная трансмутация которых ведет к Посвящению.
Мистическим корнем числа 49 является четверка – священный Тетрактис пифагорейцев.
Число 50 (Пятьдесят)
Считалось священным и в Исламе, и в европейском мистицизме (Алхимия, Каббала, Розенкрейцерство), где связывалось с идеей освобождения от рабства и полной свободой. Свойство свободы давала комбинация числа 5 и числа 10, в результате умножения которых десятикратно умножалось количество свободы за счет этого переходящее в новое качество. Было распространено в древнегреческой мифологии (пятьдесят Данаид, пятьдесят аргонавтов, пятьдесят сыновей Приама и Египта), что побудило
X. Э. Керлота считать его “символом того могущественного эротического и человеческого качества, которое столь типично для эллинских мифов”.
Мистическим корнем числа пятьдесят является число пять – символ Совершенного Человека и Высшей Свободы.
Число 60 (Шестьдесят)
Исследователь символизма чисел А. Ольгин пишет: “Как и 3, 7, 12 число 60 издревле считалось священным. Наряду с десятеричной системой,, халдейские маги, умевшие производить сложнейшие астрономические вычисления, пользовались шестидесятеричной системой. Осколки этих знаний дошли и до нас: круг делится на 60 градусов, в каждом градусе 60 минут по 60 секунд в каждой, час длится 60 минут и т. д.”. Многие из тех, кто занимался изучением чисел (Блаватская, Генон, Холл) указывали на внутреннюю связь, существующую между числом 60 и кругом. Мистическим корнем числа 60 выступает шестерка – символ Божественного равновесия.
Число 64 (Шестьдесят четыре)
Считалась священным числом в древнекитайском символизме. “Книга Перемен” говорит о 64 гексаграммах, смысл которых необходимо разгадать. Помимо данной книги, сакральность данного числа хорошо иллюстрирует игра в шахматы, поскольку шахматная доска, как известно, разделена на 64 клетки. Значение фигур и их передвижение глубоко символично. Мэнли Холл дает следующее описание эзотерического смысла шахматной игры, принятым как в индийской, так и в персидскозороастрийской традиции:
“Белый король – это Ормузд, черный король – Ариман, и в просторах космоса разыгрывается бесконечная война между Светом и Тьмой через все века. С философской стороны король представляет дух, королева – ум, епископы (слоны) – эмоции, рыцари (кони) – жизненность и замки (ладьи) – физическое тело. Пешки и фигуры на стороне короля – положительные, а на стороне королевы – отрицательные. Пешки (восемь частей души) являются чувственными импульсами и инструментами восприятия. Белый король и его свита символизируют Я и его средства. Черный король со свитой символизирует не Я, а ложное Эго и его легион. Игра в шахматы, таким образом, представляет вечную борьбу частей человеческой сложной природы против собственной тени. Природа каждого шахматиста открывается в способе, которым он двигает фигуры, а геометрия является ключом к его интерпретации. Например, ладья (чело) движется вдоль клеток, а слоны (эмоции) двигаются по диагонали: король, будучи духом, не может быть пленен, но проигрывает игру, будучи окружен таким образом, что не может избегнуть плена.”
Мистическим корнем числа 64 является единица – исток всех чисел и символ первоединства.
Число 66 (Шестьдесят шесть)
Данное число особо почитается в Исламе, где в нем видят одно из зашифрованных титулов (имен) Аллаха.
Его мистическим корнем является число три – символ Божественного Самосознания и Разума, число равновесия мира.
Число 72 (Семьдесят два)
Считалось священным числом в Иудаизме. В придании о Скинии (Храме) древние евреи упоминают о 72 бутонах миндаля, которыми они украшали подсвечник, используемый в обряде. Представляет собой комбинацию 12 и 6 (то есть половины 12) и олицетворяет реализованную гармонию.
Мистическим корнем числа 72 является легендарная девятка.
Число 77 (Семьдесят семь)
Считалось священным в розенкрейцерской, и вообще в западной оккультной традиции, поскольку обозначало общее число энергетических центров человека. Ислам рассматривал данное число как семикратное повторение числа Аллаха – II.
Мистический корень данного числа – пятерка, или пентада пифагорейцев,
- символ Совершенного человека.
Число
Далее, после первой десятки, вслед за таинственным числом 10, начинаются двузначные числа. Они являются комбинацией однозначных чисел и потому вторичны по отношению к ним.
Каждое двузначное число путем суммирования составляющих его цифр может быть сведено к однозначному, которое следует считать его скрытой сущностью. Такое однозначное число относится к двузначному как сущность к явлению.
Если однозначные числа являются божественными и архетипическими, то двузначные числа можно определить как “числа творения”.
Тем не менее поскольку акт Творения считается священным, то и двузначные числа несут в себе и священный аспект. Расчеты и гадания обычно принимают во внимание лишь числа, принадлежащие первой девятке.
Символика наиболее важных двузначных чисел.
Число II (Одиннадцать)
Считалось священным числом, символизирующим собой “двойственность в использовании силы” (Мебиус), что приводило либо к очистительным духовным последствиям, либо к разрушениям и хаосу. Это связано с амбивалентной природой числа II, основанной на отрицании 10.
Библейский смысловой символизм, разработанный Августином, говорит, что если десятка – это закон, то число одиннадцать несет в себе революционное попрание всякой идеи законности. В сакральном эзотерическом смысле является числом, символизирующим понятие очищение, знак жизни и смерти, открывающий путь в высшие сферы бытия. Представляет собой число наиболее верных учеников Иисуса Христа. X. Э. Керлот пишет о числе II следующее:
“Одиннадцать символизирует переход, избыток и опасность, а также конфликт и мученичество. Согласно Шнайдеру, в нем присутствует некое инфернальное свойство: поскольку в нем имеется некий излишек совершенного числа (десять), то, следовательно, оно означает несдержанность- но в то же самое время оно соответствует (подобно двойке) горе в виде мандорлы, центральной точке символического Превращения и антитезису, поскольку оно составлено из единицы плюс один (сравнимого по своему способу образования с двойкой).”
Оккультно-герметическая традиция отождествляла с числом II идею эгрегорных цепей, управляемых божественной волей. Соотношение чисел 5 и 6, то есть их сложение 5+6=11, дает формулу, применяемую в церемониальной магии: “Микрокосм действует на макрокосм” (числа 6 и 5 считались числами Макрокосма и микрокосма). Суфийская традиция также придавала большое значение числу II, считая его основным в своем числовом символизме, где оно означало одно из имен Аллаха. Рене Генон подчеркивал универсальное присутствие числа II в символизме Данте и многих тайных организациях и говорил о важности его произведений:
“22 есть число букв еврейского алфавита, известно какое он имеет значение в Каббале- 33 есть число лет земной жизни Христа, которое встречается в символическом возрасте масонского Розенкрейца, а также в числе степеней шотландского масонства- у арабов – это общее числовое значение имени Аллаха, а 99 – это число главных божественных атрибутов согласно исламской традиции.”
Глубокую сакральность числа II подчеркивает исследователь древнеегипетской нумерологии И. П. Шмелев, который пишет о сохранившихся склепах страны Кем следующее:
“В склепе Хеси-Ра размещались 22 панели, среди которых одна заглавная (“декан”). Значит, представлено II полей с изображениями и еще столько же с тыльных сторон, на которых написаны схемы, поясняющие, видимо, использование технологии канона. Итого 22 поля, несущих информацию… Основные научные положения (принципы) Древнего Египта сформулированы в 22 арканах, состоящих из двух групп по II арканов в каждой. Первая группа излагала основополагающие идеи о мироустройстве. Число 22 было магическим (силовым), потому что первая единица второго шага (яруса) десятичной системы есть начальная (задающая) ступень следующего десятичного “слоя” – она одновременно является “иерархом” предыдущей десятки. “Мозговым трестом” Древнего Египта, как известно, были жрецы-ИЕРОФАНТЫ (читающие судьбу или знающие будущее) – хранители тайных (герметических) знаний, в число которых, как отмечалось, входили знания гармонии. Иерофантов насчитывалось II человек вместе с предводителем-деканом на Юге (в Верхнем Египте) и столько же “дублеров” на Севере (в Нижнем Египте).”
Генон отмечает, что “число 22 было сохранено в ритуале 33 шотландской степени, в которой оно ассоциируется с датой отмены Ордена Тамплиеров, исчисленной согласно масонскому летоисчислению, а не общепринятому”.
Нелишне вспомнить и 11-летний цикл Солнечной активности, оказывающий согласно открытию Чижевского столь большое влияние на Землю.
Число 12 (Двенадцать)
Считалось сверхсовершенным числом, символом “философского камня”, законченности и божественного круга, вращающего вселенную. Двенадцатеричная структура мироздания, присутствие числа 12 во многих реалиях жизни и религиозно-духовных традициях отмечались многими исследователями. Так Лосев, говоря об античной культуре и произведениях Гомера, свидетельствует:
“Кроме приведенных у нас выше 12 гесиодовских титанов мы находим у Гомера: 12 убитых Диомедом фракийцев, 12 погибших троянцев при появлении Ахилла после смерти Патрокла- 12 пленников, приносимых Ахиллом в жертву- 12 жертвенных быков, 12 участников Одиссеевой разведки, 12 итакийских женихов Пенелопы, 24 (два раза по. 12) жениха из Зама- 12 рабынь, занятых помолом зерна- 12 неверных и казненных служанок в доме Одиссея, 12 феакийских царей, 12 коней Агамемнона для примирения с Ахиллом, 12 жеребят Борея, 12 жертвенных телят Гектора, 12 быков в качестве цены треножника для победителя на играх в честь Патрокла, 12 кобыл у одного из женихов Пенелопы, 12 ног у Сциллы. И это еще не все примеры на употребления числа 12 у Гомера. Оно применялось к городам, кораблям, сараям для свиней, амфорам, топорам, украшениям, одеждам.”
Действительно, “12 знаков Зодиака, 12 часов дня и ночи, 12 главных олимпийских богов, 12 библейских колен, 12 апостолов, 12 дней Рождества” по мысли исследователя символизма чисел А. Ольгина говорят о всепроникающей и вездесущей природе числа двенадцать. Арканологический герметизм связывает с данным числом идею жертвы, как единственно возможного условия восхождения человека к Богу. Х.Э.Керлот пишет: “Двенадцать символизирует космический порядок и спасение. Оно соответствует числу знаков Зодиака и является основой всех двенадцатеричных групп. С ним связаны понятия пространства и времени, а также колеса и круга”.
Число 12, отмечают многие оккультисты, представляет собой произведение 3 и 4, вмещающее в себе все проявления материи и духа, разнообразные ритмы вселенной, миропорядок проявленного космоса.
Из всех чисел “двенадцать” имеет самый широкий охват, поскольку формулы Таро содержат две группы по двенадцать и четыре по четырнадцать, однако компоненты этих чисел не обладают сакральной и архетипической значимости. Керлот пишет по этому поводу:
“Учитывая, что двумя сущностными прототипами количества являются числа “три” и “четыре” (означающие соответственно динамизм или внутреннюю духовность, и стабильность или внешнюю активность), можно утверждать, что их сумма и их произведение дают два следующих за ними по значимости числа: “семь” и “двенадцать”. Последнее соответствует геометрическому двенадцатиугольнику- оно, однако, может связываться и с окружностью, поскольку их символические значения практически идентичны. Таким образом, системы или схемы, основанные на круге или цикле, имеют тенденцию получать в виде конечного предела число “двенадцать”. Даже если вначале структуры состоят менее чем из двенадцати элементов, позднее проявляется их тенденция стремиться к совершенному числу “двенадцать”, как, например, в музыке, где модальная шкала из семи нот развилась в двенадцатинотную систему Арнольда Шенберга и его школы.”
Круговая природа числа двенадцать свидетельствует о присутствии в нем особого порядка, основанного на схемах, способных распадаться либо на чисто внутреннее трехчастное деление внешней четверичной схемы, либо на внешнее четырехчастное деление уже внутренней троичной схемы. Все это свидетельство особого символизма Зодиака, построенного на принципе возможности проявления четырех стихий тремя различными способами (уровнями). Вместе это дает двенадцать делений. Мистик Сент-Ив д’Альвейдер считал, что в сообществах людей, следующих символической традиции “окружность, стоящая выше всего и ближе всего подходящая к таинственному центру, состоит из двенадцати делений, которыми представлена высшая инициация (способности, добродетели и знания) и которые, в числе прочего соответствуют Зодиаку”. Интересные мысли по поводу данного числа высказывает Генон, утверждающий, что двенадцатиричную формулу можно обнаружить в “круговом Совете” Далай-Ламы, в лице легендарных рыцарей Круглого Стола и исторических двенадцати пэров Франции Керлот указывает, что по данному принципу делилось этрусское государство, а Ромул учредил институт двенадцати ликторов.
Символика числа 12 была тесно связана с образом Небесного Иерусалима. В откровении Иоанна Богослова содержится следующее описание Мистического Града:
“Он (город) имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов- на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот,, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований и на них имена двенадцати Апостолов Агнца”. В другом месте “Апокалипсиса” говорится: “И показал мне чистую реку воды жизни, светлую как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой- а листья дерева для исцеления народов.”
Число 13 (Тринадцать)
Обычно число 13 считается несчастливым, потому во многих странах эта цифра отсутствует на дверях кабинетов, номеров в гостиницах, кают кораблей, домов. Это связано с тем, что данное число на единицу превышает считающуюся сверхсовершенной дюжину, а это опасно дисгармонией, взрывом, слишком стремительным переходом к новому качеству. Отсюда связь данного числа с понятием смерти, поскольку последняя означает переход в новую фазу жизни, являющуюся инобытием по отношению к посюстороннему существованию. Оккультная традиция утверждает, что число 13 заключает в себе несколько разновидностей смерти в зависимости от вызывающих ее причин, что выражается различными способами разложения самого числа. Вот какие виды смерти выделяет Мебиус:
1) 13=1+12 – смерть добровольно принятая как жертва-
2) 13=12+1 – насильственная смерть-
3) 13=11+2 – смерть осознанно выбравшая свой полюс-
4) 13=3+10 – естественная смерть с точки зрения логики человека-
5) 13=10+3 – естественная смерть с точки зрения логики макрокосма, смерть в родах-
6) 13=4+9 – смерть, раскрывшая свои тайны при посвящении
7) 13=9+4 – преждевременная смерть от неподходящих условий жизни-
13=5+8 – смерть в силу требования закона (например, смертная казнь)-
9) 13=8+5 – смерть, основанная на попирании высшего закона, то есть самоубийство-
10) 13=6+7 – смерть в борьбе за победу идеи-
11) 13=7+6 – смерть в неравной борьбе-
12) 13=12+1 – смерть как следствие законченности задачи человека на земле.
Число 13 играло важную роль в некромантии и темных культах, где оно использовалось как сила, с помощью которой вызывались духи. Вместе с тем с эзотерической точки зрения число 13 символизирует собой смерть, за которой начинается преображение и воскресение.
Число 13 является видным в масонской символике. Оно было введено в состав Печати США во время принятия Конституции в 1789 году. 13 звезд над головой американского орла символизируют собой 13 штатов, которые присоединились к Союзу. Соломонова печать с ее магической основой включает в себя 13 звезд. Исследователь символики Ф. Гудман в своей книге “Магические символы” пишет:
“Число 13, несомненно, имело большое значение, чем объясняется наличие в левой лапе орла тринадцати стрел и тринадцати отростков оливковой ветви, находящейся в другой лапе. Одна лапа символизирует мир, другая войну… эти крайности были отражением требований времени.”
Тринадцатый Эон считался в гностической традиции основным, управляющим остальными двенадцатью и связывался с Иисусом Христом.
Мистическим корнем числа 13, к которому приходят в результате теософского сложения чисел 1 и 3, является число четыре – священный тетрактис пифагорейцев.
Число 14 (Четырнадцать)
Выражая розенкрейцерскую точку зрения на это число, Мебиус определяет его основное качество как “умеренность”. Сходным образом рассматривают его древние авторы, отождествляя 14 с идеей герметического равновесия.
А. Ольгин напоминает, что оно состоит из двух семерок, что у древних каббалистов считалось признаком счастья и “означало число превращений”. X. Э. Керлот утверждает, что “четырнадцать обозначает слияние и организацию, а также справедливость и сдержанность”. Арканологический подход к числу 14 связывает его с понятием дедукции, обратимости или необратимости тех или иных процессов, и “синтетического исследования энтропии замкнутых систем” (Мебиус).
Мистическим корнем числа 14, получаемым в результате теософского сложения числа 1 и 4 является число пять.
Число 15 (Пятнадцать)
Данное число рассматривалось многими авторами и что отличало их мнения – так это их разнообразие. Одни видели в данном числе божественное проявление, другие, напротив, дьявольское начало. Так X. Э. Керлот достаточно категорично утверждал, что “пятнадцать явно эротично и ассоциируется с дьяволом”. Действительно, одно из значений 15 Аркана – фигура Бафомета, низший аспект которого можно отождествить с дьяволом. Однако число 15 имело и другие, значительно более положительные, значения и присутствовало в библейской числовой символике. А. Ольгин дает следующую характеристику пятнадцати:
“Число духовных вознесений, пятнадцатое число седьмого месяца было уважаемо и освящено. Таинственно связано с проблемой добра и зла. Незаметно может сделать человека рабом пентаграмм. Для каббалистов оно представляло значение зла.”
Число 15 в оккультной философии и практике отождествлялось с так называемым вихрем, который имеет двойственную природу. Если подойти к сокровенной сути числа 15 с точки зрения арканологии, то можно прийти к идее выбора путей, заложенной в самой природе Аркана. Это предопределено мистическим корнем числа 15, который равняется числу шесть, что опять-таки связано с идеей изначального выбора.
Число 16 (Шестнадцать)
Считалось счастливым числом, поскольку пифагорейский символизм мыслил его как составленное из четырех четверок – священных тетрактисов. Умножение четыре на четыре выступало как гарантия счастья.
Число 16 тесно связано с числом 10: оба они, по определению Рене Генона, “занимают одно и то же место, четвертое, в последовательности чисел как треугольных, так и квадратичных”. Иными словами, они содержаться как в треугольнике, так и в квадрате. В сумме они дают 26, но данное число есть численное значение букв, образующих знаменитую арканологическую тетраграмму – “йод-хе-вау-хе”. Генон отмечает, что “10 есть численное значение первой буквы (йод), а 16 есть сумма трех других букв (хет-вау-хет)- такое деление тетраграммы совершенно нормально, и соответствие ее двух частей также очень многозначительно: Тетрактис таким образом отождествляется с йод в треугольнике, тогда как оставшаяся часть тетраграммы вписывается в квадрат, помещенный под треугольником”. И треугольник, и квадрат содержат четыре ряда точек, встречающихся в тех фигурах геомантии, которые своими кватернерными сочетаниями 1 и 2 дают число 16=4х4. Генон говорит далее, что “геомантия, как указывает само ее имя, находится в особой связи с землей, которая, согласно дальневосточной традиции, символизируется квадратом”.
Астрологическая традиция, рассматривавшая законы действия чисел в метафизической плоскости мышления, связывала число шестнадцать с понятием “дедукции”, построенной на утверждении одних тезисов за счет исключения других.- Если посмотреть как данный принцип дедукции работает на всех трех оккультных планах, становится понятным почему три заголовка шестнадцатого Аркана имеют столь общее значение: “Логическое исключение”, “Астральное принуждение” и “Физическое разрушение”. Это общее значение числа 16, связанное с идеей борьбы, преодоления и подчинения, обусловлены тем, что его мистическим корнем, к которому приходят в результате теософского сложения чисел 1 и 6 является число семь, символизирующее собой победу и господство.
Число 17 (Семнадцать)
Считалось числом, дающим надежду. Арканологическая традиция связывала его с идеей предвидения, способности заглянуть в будущее, потому практически во всех арканологических трактатах астрология, которая в определенном смысле представляет собой науку прогноза грядущего по расположению звезд, рассматривалась на фоне изложения сущности семнадцатого Аркана. Именно поэтому графическим символом данного Аркана и числа считалась большая восьмиконечная звезда, окруженная такими же маленькими. Отсюда и заголовки семнадцатого Аркана, объясняющие глубинную сущность данного числа – “Надежда”, “Интуиция”, “Естественное прорицание”, связанное со способностями чтения знаков природы, то есть свойства с помощью внутреннего постигать внешнее. Эта способность основана на глубинном равновесии между внутренним и внешним, что в свою очередь восходит к образованному с помощью теософского сложения мистическому корню числа 17 (1+7) – числу восемь, представляющему собой символ равновесия и кармы.
Число 18 (Восемнадцать)
В оккультизме считалось числом, приносящим несчастья и кары, олицетворяющим собой рок. Арканологическая традиция связывает его с понятием “оккультные враги”, и даже “энвольтация”, а также с действием иерархического закона, который в данном случае может иметь негативную окраску.
Мистическим корнем данного числа, к которому приходят теософского сложения двух чисел, его составляющих (1+8), является число девять – последняя однозначная цифра натурального ряда чисел и, соответственно, последнее архетипическое однозначное число. Более подробно свойства чисел 9 и 18 будут рассмотрены отдельно, в главе “Числа, циклы, история”.
Число 19 (Девятнадцать)
Герметическая традиция связывает данное число с Солнцем и идеей “солнечного делания”, провозглашенной еще Гермесом Трисмегистом. Алхимики видели в нем сакральный символ золота и полагали, что оно является также числом “философского камня”, несущий в себе законченность и совершенство, которые рождены от сочетания первого и последнего однозначного числа архетипического плана. В Каббале данное число также рассматривалось как благоприятное, поскольку оно состоит из двух счастливых чисел, порождающих еще более счастливое и совершенное число.
Мистическим корнем числа, к которому приходят в результате акта теософского сложения двух чисел (2+9), является число десять, олицетворяющее собой идею законченности и закона.
Число 20 (Двадцать)
Данное число, завершающее собой вторую десятку двузначных чисел, символизирует собой идею перемен, эволюции, обновления. Одним из подзаголовков двадцатого Аркана является понятие трансформации, совершаемой во времени. Это связано с тем, что планета Сатурн, эзотерически ответственная за управление процессами времени, считается, согласно Мебиусу, и розейкрейцерской традиции астрологическим патроном данного Аркана.
Мистическим корнем числа 20, к которому приходят в результате теософского сложения двух чисел его составляющих (2+0), является число два – символ Великой Природы, Матери Всего Сущего и Божественной Двойственности.
Число 21 (Двадцать один)
Считалось числом “короны магии”. С арканологической точки зрения двадцать первый Аркан является исключительным и настолько выделяется из других Арканов, что ему было присвоено второе специальное название – “нулевой” Аркан. Число 21 связывается с прорицаниями, заклинаниями и теургическими действиями, поскольку состоит из трех семерок или семи троек, сочетание которых считалось обладающим необыкновенными оккультными свойствами. Потому молитвы, мантры, заклинательные формулы различных религий и эзотерических традиций требуют либо троекратного, либо семикратного повторения.
Мистическим корнем числа, к которому приходят в результате акта теософского сложения двух чисел его составляющих (2+1) является число три – символ Божественного Разума, Сына, Гармонии.
Число 22 (Двадцать два)
Считалось числом, олицетворяющим собой высший Разум и глубокую мудрость, носящую завершающий конечный характер. Не зря графическим символом этого числа считается великий Змий, укушающий себя за хвост. Число букв еврейского языка, алфавит которого считался солнечным.
Мистическим корнем числа 22, к которому приходят в результате акта теософского сложения двух чисел его составляющих (2+2), является число четыре – божественный Тетрактис пифагорейцев.
Число 24 (Двадцать четыре)
Считалось священным и на Востоке и на Западе. Индийская философская система санхъя рассматривала данное число как сакральный символ мироздания, соответствующий количеству изначальных качеств (саттв), из которых она состоит. Алхимическая традиция стремилась увязать данное число с геометрическими пространственными свойствами, говорила о шести пирамидах, “каждая их которых состоит из четырех треугольников”, означающих элементы и дающих в сумме “магическое число 24, число Старейшин перед Троном” (Мэнли Холл).
Яков Беме рассматривает число 24, как мистическое удвоение числа 12, связанное с числом букв алфавита:
“Число двенадцать охватывает два царства: ангельское и человеческое. Каждое из этих царств, в свою очередь, заключает по два сенера: один огненный – достояние бездны, и другой воздушный – достояние животных и существ земных. Центр каждого из этих сенеров производит новые сенеры, земные или огненные, смотря по планете- так происходит число двадцать четыре, и здесь основание букв алфавита.”
Мистическим корнем данного числа является число шесть – символ космического равновесия.
Число 26 (Двадцать шесть)
Считалось священным числом прежде всего в каббалистической традиции. Если рассматривать Древо Сефирот и сложить числа четырех Сефирот в центральной колонне, начинающейся в высшей точке Древа – Короне (Кетер), то возникшая сумма 1+6+9+10 будет равна числу 26. Потому данное число называется числом Иеговы.
Мистическим корнем числа 26 будет восьмерка – символ Кармы с ее законом равновесия, существующего между причиной и следствием.
Число 27 (Двадцать семь)
Пифагорейская традиция считала данное число священным, на уровне третьей десятки, завершающей цикл первых чисел и представляющей собой символ Мировой Души как в ее статическом, так и в динамическом аспекте. Излагая пифагорейскую и платоновскую систему взглядов по поводу чисел, французский астроном и эзотерик Камилл Фламмарион писал:
“…27 есть сумма первых линейных чисел, – чисел простых между собою, их квадратов и кубов, сложенных с единицей: сначала 1, означающее точку- затем 2 и 3, первые простые числа, из которых одно – чет, а другое – нечет- 4 и 9, первые площади, оба квадраты, одно – чет, а другое – нечет- наконец, 8 и 27, оба объемы, или кубы, одно – чет, а другое – нечет- и последнее (т. е. 27) составляет сумму всех (F3) первых. Итак, принимая число 27 за символ вселенной, а заключаемые в нем числа за символы элементов и составных частей вселенной, выходит, что Мировая Душа, которая есть основание и форма мирового состава и порядка, содержит в себе такие же элементы, как и число 27.” Мистическим корнем числа 27 является число девять.
Число 28 (Двадцать восемь)
Считалось числом, мистически связанным с луной, поскольку оно было равно числу дней лунного месяца. Сакральное число в Исламе. Число букв в арабском языке, алфавит которого считался лунным.
В каббалистической традиции 28 является числом совершенного человека, триединый состав которого (дух, душа и тело) имеет числовое выражение. Хосе Аргуэлес утверждает, что “28 – это сумма 1+2+3+4+5+6+7, которую можно представить в виде треугольника со стороной равной семи”. Потому три периода по 28 лет равны 84, числу, которое считается идеальной длиной человеческой жизни.
Мистическим корнем числа 28, к которому приходят в результате акта теософского сложения двух чисел его составляющих (2+8), является число десять – Священная Декада пифагорейской традиции.
Число 32 (Тридцать два)
Считалось в пифагорейской традиции символом правосудия, поскольку, как писал А. Ольгин, “оно может последовательно делится на равные части, не отдавая ни одной предпочтения”. Священное число Каббалы, которое еврейская традиция наделяла особой мудростью и с которым связывала идею 32 путей к Богу.
Каббалистическая традиция называет эти Пути тридцатью двумя зубами Большого Лика или тридцатью двумя нервами, идущими от Божественного Мозга. Мэнли Холл отмечает, что они “аналогичны 32 степеням Масонства, которые поднимают кандидата до положения Принца Королевского Секрета”. Имя Бога в изначальном еврейском Священном писании встречается в первой главе книги Бытия 32 раза.
Каббалисты считали, что “десять (числа) плюс двадцать две (буквы) дают оккультное число 32, которое означает 32 пути к познанию Тайн Творения, тщательно скрываемых от непосвященных.
Мэнли Холл утверждает, что “в мистическом анализе человеческого тела, согласно раввинам, 32 спинных позвонка ведут вверх к черепу – Храму Мудрости”.
Мистическим корнем числа 32, к которому приходят в результате акта теософского сложения двух чисел его составляющих (3+2), является число пять – символ Божественной индивидуальности и Совершенного человека.
Число 33 (Тридцать три)
Священное число многих духовных традиций, в том числе и русской (тридцать три богатыря”, “тридцать лет и три года”). А. Ольгин пишет:
“Некоторые исследователи находят связь 33 букв алфавита с 33 позвонками в позвоночнике человека. И даже количество шейных (7), грудных (12), поясничных (5), крестцовых (5) и копчиковых (4) считают не простым рядом чисел. С одной стороны, они соответствуют определенным буквам алфавита, с другой – 7 главным планетам, 12 знакам Зодиака, 5 первоэлементам в состоянии ЯН, 5 первоэлементам в состоянии ИНЬ и 4 стихиям – Огню, Воздуху, Воде, Земле.
Во многих традициях, в том числе христианской считается символом священного возраста, по достижении которого у правильно развивающегося человека полностью раскрываются все духовные силы и способности. Возраст Иисуса Христа.
Мистическим корнем числа 33, к которому приходят в результате акта теософского сложения двух чисел его составляющих (3+3), является число шесть – символ космического равновесия.
Число 40 (Сорок)
Считалось числом абсолютной законченности, завершенности. Блаженный Августин полагал, что число 40 выражает путешествие человека к истине и Богу. 40 дней длился пост Христа в пустыне. А. Ольгин указывает, что “для нормального внутреннего развития ребенка нужно носить его 7х40=280 дней – десять (“полное число”) лунных месяцев и что слово “карантин” в буквальном переводе означает “сорокадневный период”. Исследователь чисел А. Зиновьев писал:
“”Сорок” – это и единица счета. “Сорок сороков” – очень много и вместе с тем систематизированное множество. “Сорок морозов после праздника сорока мучеников”. Сороковины. Сорокоуст. Сорок лет пребывал Моисей в пустыне. “Сорок” – это собрание всех, всеобщность, собор. Поэтому обозначим:
Все=40, Вселенная=40, Собор=40, Христос=40.” Мистическим корнем числа 40 является священный Тетрактис пифагорейцев.
Число 49 (Сорок девять)
Считалось священным числом в гностической традиции, поскольку в нем другое священное число – семь – повторяется семь раз. Выступало как символ числа Божественных огней – главных эволюционных сил мироздания. Агни Йога, продолжая данную традицию, говорит об этих огнях как о скрытых невидимых психоэнергетических центрах человека, раскрытие и огненная трансмутация которых ведет к Посвящению.
Мистическим корнем числа 49 является четверка – священный Тетрактис пифагорейцев.
Число 50 (Пятьдесят)
Считалось священным и в Исламе, и в европейском мистицизме (Алхимия, Каббала, Розенкрейцерство), где связывалось с идеей освобождения от рабства и полной свободой. Свойство свободы давала комбинация числа 5 и числа 10, в результате умножения которых десятикратно умножалось количество свободы за счет этого переходящее в новое качество. Было распространено в древнегреческой мифологии (пятьдесят Данаид, пятьдесят аргонавтов, пятьдесят сыновей Приама и Египта), что побудило
X. Э. Керлота считать его “символом того могущественного эротического и человеческого качества, которое столь типично для эллинских мифов”.
Мистическим корнем числа пятьдесят является число пять – символ Совершенного Человека и Высшей Свободы.
Число 60 (Шестьдесят)
Исследователь символизма чисел А. Ольгин пишет: “Как и 3, 7, 12 число 60 издревле считалось священным. Наряду с десятеричной системой,, халдейские маги, умевшие производить сложнейшие астрономические вычисления, пользовались шестидесятеричной системой. Осколки этих знаний дошли и до нас: круг делится на 60 градусов, в каждом градусе 60 минут по 60 секунд в каждой, час длится 60 минут и т. д.”. Многие из тех, кто занимался изучением чисел (Блаватская, Генон, Холл) указывали на внутреннюю связь, существующую между числом 60 и кругом. Мистическим корнем числа 60 выступает шестерка – символ Божественного равновесия.
Число 64 (Шестьдесят четыре)
Считалась священным числом в древнекитайском символизме. “Книга Перемен” говорит о 64 гексаграммах, смысл которых необходимо разгадать. Помимо данной книги, сакральность данного числа хорошо иллюстрирует игра в шахматы, поскольку шахматная доска, как известно, разделена на 64 клетки. Значение фигур и их передвижение глубоко символично. Мэнли Холл дает следующее описание эзотерического смысла шахматной игры, принятым как в индийской, так и в персидскозороастрийской традиции:
“Белый король – это Ормузд, черный король – Ариман, и в просторах космоса разыгрывается бесконечная война между Светом и Тьмой через все века. С философской стороны король представляет дух, королева – ум, епископы (слоны) – эмоции, рыцари (кони) – жизненность и замки (ладьи) – физическое тело. Пешки и фигуры на стороне короля – положительные, а на стороне королевы – отрицательные. Пешки (восемь частей души) являются чувственными импульсами и инструментами восприятия. Белый король и его свита символизируют Я и его средства. Черный король со свитой символизирует не Я, а ложное Эго и его легион. Игра в шахматы, таким образом, представляет вечную борьбу частей человеческой сложной природы против собственной тени. Природа каждого шахматиста открывается в способе, которым он двигает фигуры, а геометрия является ключом к его интерпретации. Например, ладья (чело) движется вдоль клеток, а слоны (эмоции) двигаются по диагонали: король, будучи духом, не может быть пленен, но проигрывает игру, будучи окружен таким образом, что не может избегнуть плена.”
Мистическим корнем числа 64 является единица – исток всех чисел и символ первоединства.
Число 66 (Шестьдесят шесть)
Данное число особо почитается в Исламе, где в нем видят одно из зашифрованных титулов (имен) Аллаха.
Его мистическим корнем является число три – символ Божественного Самосознания и Разума, число равновесия мира.
Число 72 (Семьдесят два)
Считалось священным числом в Иудаизме. В придании о Скинии (Храме) древние евреи упоминают о 72 бутонах миндаля, которыми они украшали подсвечник, используемый в обряде. Представляет собой комбинацию 12 и 6 (то есть половины 12) и олицетворяет реализованную гармонию.
Мистическим корнем числа 72 является легендарная девятка.
Число 77 (Семьдесят семь)
Считалось священным в розенкрейцерской, и вообще в западной оккультной традиции, поскольку обозначало общее число энергетических центров человека. Ислам рассматривал данное число как семикратное повторение числа Аллаха – II.
Мистический корень данного числа – пятерка, или пентада пифагорейцев,
- символ Совершенного человека.
Число