Unagdomed
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.498
Реакции:353
Баллы:83
Британские учёные, проанализировав текст одного из древнейших на планете письменных свидетельств – индийские гимны Ригведа, получили необычные выводы.
Одним из самых распространённых сюжетов Ригведы является ритуал получения божественного напитка Сома. Напиток добывали путём прессования растительной массы и он имел явно выраженные наркотические свойства.
Неоднократно упомянутое в тексте устройство для получения этого напитка состояло из «2-х давильных камней». Тяжёлый верхний камень опускался на нижний и за счёт своей массы выдавливал сок из размещённого между ними растения.
Сопоставив несколько конструкций древних индийских ритуальных сооружений Лингам Шивы, дошедших до нашего времени, учёные предположили, что описанный в Ригведе механизм и есть столь распространённый в Индии до сегодняшнего времени Лингам.
Предназначением этого культового сооружения являлось получение сока путём прессования.
Конструкция Лингама состоит из основания - Йони (нижнего давильного камня) выполненного в форме круга или квадрата с каналом по краю для направления полученной жидкости к месту её сбора.
Верхний давильный камень - Лингам, представляет собой тяжёлый каменный стержень, опускаемый в имеющееся в нижнем камне отверстие. За счёт своего веса камень создаёт давление на растительную массу, а выделяемый при этом сок стекает в ёмкости по каналу присутствующему в конструкции любого Лингама.
Внутри нижнего давильного камня присутствует съёмный элемент, принимающий на себя основное давление. По мере износа этот элемент заменяется, что позволяет использовать пресс многократно.
Своё предположение учёные подтвердили, изучив поверхностный слой наиболее древних каменных Лингамов. Анализ показал наличие остатков растительных наркотических алкалоидов, таких как каннабинол, эфедрин, морфин.
Шива является одним из наиболее значительных и почитаемых богов Индуизма. Известно более тысячи его имен, раскрывающих многообразие его образов и функций.
В ведический период Шиву называют именем Рудра , «Рычащий». Он носит шкуру и обитает в горах, его излюбленное оружие - лук и стрела, а также молния. Он обитатель гор - Гириша. Скитаясь по лесам, он является властелином лекарственных растений и Вдадыкой зверей - Пашупати. Он божественный целитель. Атхарва Веда провозглашает Рудру господином всех двуногих и четвероногих существ. Он быстрый и ловкий стрелок, и никто не может уклониться от него. Он тысячеглазый, то есть Всевидящий. Он везде - на земле, в воздухе, на небе, то есть Вездесущий.
Рудра - обитатель погребений, посыпающий прахом свое обнаженное тело, покрытое оленьей шкурой и украшенное ожерельем из черепов, блуждающий в джунглях и горах, несущий чашу с милостыней в виде половинки черепа, сопровождаемым собаками.
В своей милостливой форме он Шамбху. Он Шива - Благой.
В этой форме он предстает как Единый Бог-Творец, Ишвара. Он вбирает в себя функции Вишну и Брахмы- созидание, сохранение и разрушение.
Он есть душа вселенной. Шива несет диск, трезубец, булаву, топор, носит пояс и яджнопавиту - священный шнур, сделанный из змей; он смеется, поет и танцует в экстазе. Как танцор он Натараджа. Он Величайший Йогин и Аскет, Создатель и Хранитель Йоги и Тантры. Лишь Он Один способен принять все существующие во Вселенной Позы (асаны).
«Есть единственный Рудра, который является самой сокровенной душой всех людей, который создает все существа и защищает их. Рудра есть высочайший Брахман и включает в себя всю Вселенную. Он использует Майю или Пракрити и становится Махешварой. Нет подобного ему. Он познается через веру и любовь. Он поощряет добродетель и рассеивает порок. Он создал Брахму и превзошел Веды».
Днями особого почитания Шивы являются дни чатурдаши - 14 и 29 лунные дни, а также все понедельники. Мужчины, несущие в себе энергии Шивы, наделены большим духовным потенциалом и несгибаемой волей, постоянно работают как над своим духом, так и над телом. Они суровы и аскетичны по отношению к себе, но добры и снисходительны к другим.
Шива может быть Ишта-дэватой тех, кто рожден в понедельник, в 14-й и 29-й лунные дни, проявляя себя как Рудра (Разрушитель), а также в 24-й и 27-ой лунные дни, проявляя себя как Садашива (Благой).
Символическое значение некоторых основных атрибутов Шивы:
Жезл (Данда) - представляет смерть.
Лимон (Джамбхара) - семя мира.
Трезубец (Шула, Тришула) - означает учение.
Тришула (Trisula) - три шулы представляют Саттва, Раджас и Тамас гуны.
Щит (Кхетака) - представляет Дхарму, Закон.
Спутанные волосы - многообразие Брахмана-Абсолюта.
Полумесяц (Каумуди) - символизирует божественность Шивы.
Змей Васуки Яджнопавита (Vasuki Yajnopavita) - его гнев, который покоряет зло.
Тигровая шкура (Вьягхра-Чамара) - символизирует победу над звериной природой.
Бык Нанди - символизирует Дхарму, Закон, а также духовную преданность.
Барабанчик (дамара) - символ разрушения и созидания Вселенной в конце кальпы.
Шивалингам
Символ Шивы- Лингам - такой же древний, как сам Индуизм. Шива означает Единое, в котором сущее отдыхает после разрушения. Лингам олицетворяет ту же самую реальность - место, в котором объекты растворены после распада Вселенной, после чего Шива поддерживает и отправляет Вселенную в небытие. Таким образом, Шивалингам представляет самого Бога.
Является Шивалингам фаллическим символом, или нет - вопрос открытый. Шива не имеет формы - он «всеобъемлющий». Так как он включает в себя все возможные формы, ничто в мире не может полностью его охватить.
Шивалингам воплощает в себе идею «бесформенности» и «всеформенности», объединение женского и мужского начал. Верхняя часть Лингама называется питха и представляет собой мужское начало, основание Лингама - йони, представляет начало женское. У Шивы - тысяча голов, тысяча глаз, тысяча рук и ног. Вершина Шивалингама в форме сферы также включает в себя тысячу голов. По сторонам циллиндрического тела расположены его лики, глаза и руки. Круглое основание олицетворяет его ступни. Таким образом, Шивалингам является воплощением всеобъемлющего Пуруши.
Шивалингамы устанавливают в храмах или домашних алтарях. Стационарные лингамы обычно высечены из камня и состоят из трех частей. Нижняя часть в виде квадрата зовется Брахмабхага и представляет Брахму-творца. Средняя часть, восьмиугольная, зовется Вишнубхага и представляет Вишну-вседержителя. Две эти части являются основанием. Рудрабхага - выступающая часть, на которой совершались культовые церемонии. Поэтому она также зовётся Пуджабхага. На Пуджабхага наносятся линии, которые называются брахмасутра. Они являются необходимым атрибутом Пуджабхага.
Легенды, связанные с Шивой
Величие Шивалингама
В бездонной пучине первичных вод в глубоком сне возлежал Вишну. Из пупка бога появился стебель лотоса, из которого родился Брахма. Он посмотрел вокруг себя, но увидел только безбрежное водное пространство. Он был счастлив, считая себя Перворожденным. Но Брахма обнаружил, что стебель лотоса, на котором он был рожден, выходит из пупка Вишну, который возлежал на змее Ананте (Вечности), плавающем в первобытных водах. Вишну спросил у Брахмы, кто он такой. Брахма ответил, что является Создателем. Вишну начал оспаривать утверждение Брахмы, говоря, что он, Вишну, а не Брахма, является Творцом. Между ними произошла ссора.
В то время как они были увлечены словесным поединком, перед ними возник гигантский Лингам, который выглядел подобно великому всеобъемлющему огню. Брахма и Вишну прекратили спор и решили найти начало и конец великого Лингама. Брахма принял форму кабана и спустился под землю, в то время как Вишну в форме Гаруды взлетел в небо. Но ни Вишну, ни Брахма не смогли найти вершины и основания этого великого всеобъемлющего огня. Это заставило их понять, что существует кто то более великий, чем они.
После этого в совершенном смирении они принесли поклонение великому столбу огня. Удовлетворенный их поклонением, Шива появился на теле Лингама с тысячью рук и ног, с солнцем, луной и огнем в качестве трех его глаз. Далее Шива поведал Брахме и Вишну, что они поддерживают соответственно его левую и правую стороны, и что их разделение на троих - иллюзия, в действительности они едины. Сказав это великий Махадева исчез. С этого времени Лингам стал объектом всеобщего поклонения.
История о мальчике Вичарасармане
Вичарасарман пас стадо коров, которое раньше пас очень жестокий мальчик-пастух. Вичарасарман нежно заботился о коровах, поэтому они начали давать молока больше, чем могло выдержать их вымя, и молоко проливалось из вымени. Мальчик стал собирать это молоко в сосуды и омывать им Лингу, сделанную из песчаника, предлагая таким образом поклонение Шиве. Слухи об этом дошли до отца Вичарасармана. Когда он повстречал своего сына, льющего молоко на песчаную насыпь, то в великом гневе пнул насыпь. Его сын, выйдя из глубокой медитации, проклял совершившего святотатство отца и отсёк ему ногу, которая пнула священный объект поклонения.
Шива был очень доволен этим поступком и появился перед своим юным приверженцем с супругой Парвати, даровав ему милость. Он сделал Вичарасармана главой своих ганов и управляющим домашним хозяйством Шивы, дав ему имя Чандеша.
Шива дарует свой диск Вишну
Шива-Пурана повествует о том, как Шива, получив удовлетворение от поклонения Вишну, даровал ему свое собственное Колесо, или Диск, для использования его в качестве оружия. Однажды, когда Вишну вел борьбу с Асурами, он понял, что не может победить их только своими силами. Тогда Вишну предложил поклонение Шиве и попросил у Шивы его Колесо. Вишну ежедневно предлагал Шиве тысячу цветов лотоса. Однажды он обнаружил, что не хватает одного цветка. Он немедленно вырвал один из своих глаз, который был лотосоподобный (Камала-найяна).
История о том, как Нандикешвара или Адхикаранди добился милости от Шивы.
Согласно одной из версий, мудрец Шаланкайяна, у которого не было сына, находился в уединении практиковал суровый аскетизм. Вишну, довольный его религиозным рвением и набожностью, осчастливил его, даровав сына, обладающего великими добродетелями. Сын мудреца появился по правую сторону от Вишну и имел сходство с Шивой. Ему было дано имя Нандикешвара.
По другой версии мифа риши по имени Нанди заявил, что выполнит великую епитимью на горе Мандара. Шива был очень доволен этим и появился перед Нанди. Последний попросил Шиву сделать его главой гана. Шива даровал ему милость, о которой просил Нанди.
История о слепом мудреце
Еще одна легенда рассказывает нам о слепом мудреце по имени Шилада, который начал практиковать суровый аскетизм с целью получить сына, который не был рожден смертными родителями. По совету бога Индры он начал предлагать поклонение Шиве. Последний был так доволен своим почитателем, что сам предложил быть рожденным как его сын. И чтобы Шилада не прерывал поклонения, молодой юноша, появившийся в комнате, был как две капли воды похож на Шиву, нес в руках трезубец, резак, жезл и молнию. Шива дал юноше имя Нанди. Нанди начал жить в ашраме (уединенном жилище, хижине отшельника) со своим отцом и добился больших успехов в изучении Вед. Теперь он выглядел подобно любому другому мальчику.
Узнав, что он является смертным, мальчик Нанди начал предлагать с большим пылом поклонение Шиве. Весьма довольный, Шива появился перед ним и обнял Нанди, накинув ему на шею собственную гирлянду. Мальчик теперь стал выглядеть как точная копия Шивы, с тремя глазами, десятью руками и прочими атрибутами Шивы. Шива сделал Нанди бессмертным и назначил его главой гана. Позже Нанди женился на Суйясу дочери Марутов.
Шива и Арджуна
Арджуна, третий принц из рода Пандавов пожелав получить могучее оружие Шивы пашупатастру, отправился в Гималаи чтобы предложить ему поклонение. Довольный аскетизмом Арджуны, Шива приблизился к нему в образе охотника - кирата. Разгневавшись, Арджуна вступил в бой с охотником, в котором внезапно признал самого Шиву. Он распростерся у ног Шивы и принес ему поклонение. Шива, вдвойне довольный своим почитателем и его мастерством лучника, подарил ему свой могучий пашупатастра - внушающее ужас боевое оружие.
Шива и Равана
Однажды Равана, царь Ланки (современный Цейлон) возвращался после успешной экспедиции против Куберы, Бога Богатства. В Гималаях он разбил прекрасный сад и отправился туда на своей Вимане (небесной колеснице) Пушпаке. Внезапно он обнаружил, что его средство передвижения не может двигаться дальше. В этот момент Равана встретил Нандикешвару, могущественного предводителя гана Шивы. Равана сообщил ему, что не может сдвинуться с места, так как Шива развлекается на горе со своей супругой Умой и по этой причине никому не разрешает пересечь это пространство. Равана в беседе неуважительно отозвался о Шиве и унизил Нандикешвару, сравнив его с обезьяной. Разъяренный Нандикешвара проклял Равану, предсказав ему, что последний будет уничтожен обезьянами.
Равана пришел в ярость, и, не рассчитав свои силы, попытался вырвать гору Кайласу из земли. Он приблизился к горе и начал ее трясти. Когда гора начала сотрясаться, находящиеся на ней боги были испуганы. Ума в великом страхе уцепилась за своего властелина. Шива, зная о том, кто виновен в сотрясании горы, спокойно поставил палец своей руки на ее основание, что заставило гору непоколебимо встать на свое место. Равана оказался прижатым горой и никак не мог освободиться из этого плена. Увидев великую мощь Шивы, и осознав собственную беспомощность перед ним, Равана начал восхвалять Шиву. Он приносил поклонение Шиве тысячу лет, пока Шива, удовлетворившись этим, не позволил ему вернуться на Ланку, подарив Раване меч.
Шива и Брахма
Однажды случилось так, что ученые люди прошлого, которые желали познать истину, начали размышлять о происхождении Вселенной, ее создателе.
Они приблизились к Брахме с вопросом. Брахма ответил, что он является создателем вселенной. Шива, который между тем прибыл на место действия, пришел от этого заявления Брахмы в ярость, потребовав от Брахмы признать его утверждение ошибочным, что последний отказался сделать. Шива различными способами попытался продемонстрировать свою силу, но Брахма продолжал стоять на своем.
Взбешенный Шива принял форму Бхайравы и отсек одну из пяти унизивших его голов. Это убило Брахму, но ненадолго, так как по причине его великой добродетели Брахма быстро воскрес. Но Шива при этом невольно совершил грех Брахмахатьи (грех убийства Брахмана), который должен был искупить. Смывая с себя этот грех, Шива скитался двенадцать лет, просил милостыню, используя для сбора подаяний череп Брахмы капалу.
Шива отправился за советом к Вишну, чтобы узнать, как он может искупить свой грех. Но когда он достиг владений Вишну, его привратник Вишваксена, который был Брахманом, не впустил его внутрь. Шива напал на Вишваксену, убил его, и тем самым совершил очередное Брахмахатья. Вишну посоветовал Шиве отправиться в Варанаси с телом Вишваксены. В этом священном месте Шива очистился от грехов, после чего удалился в свое жилище на гору Кайласу.
Шива, убивающий Гаджасуру - Демона-слона.
Курма-Пурана повествует о том, как Шива начал носить слоновью шкуру. Однажды, в то время когда Брахманы вознося молитвы, сидели вокруг Шивалинги, перед ними появился демон в форме слона и стал беспокоить их. Шива был сильно разгневан этим и появился рядом с Лингой, убил слона-демона и использовал его шкуру в качестве верхней одежды.
Другой текст - Супрабхедагама дает другую версию легенды. Король демонов Андхака замыслил похитить Парвати, супругу Шивы. Для этого другой демон, Нила, принял форму слона с намерением убить Шиву. Когда Нанди, бык Шивы, узнал об этом плане, он поведал об этом Вирабхадре, сыну Шивы. Тогда Вирабхадра принял форму льва и убил Нилу-слона. После чего он подарил шкуру слона своему отцу Шиве, который использовал ее как верхнюю одежду. Сам Шива после этого отправился уничтожать демона Андхаку.
Шива, разрушающий Три Дворца.
Махабхарата, великий Индийский эпос, содержит историю о разрушении трех дворцов, построенных могучими сыновьями демона Андхакасуры - Видьюнмали, Таракакшей и Камалакшей.