vilen
Искусство Ислама, развивающееся на северных границах мусульманского мира в творчестве поволжских татар, имеет свою специфику, сформировавшуюся определенными историческими и территориальными условиями. Ученые вынуждены буквально по крупицам, сохранившимся в музейных фондах, восстанавливать общую картину исламской культуры и народных верований, существовавших на территории Поволжья в досоветский период.
Самым ярким проявлением исламского искусства у татар (и наиболее широко представленным), пожалуй, является печатный шамаиль, появившийся в Казани в начале прошлого века 1. Тиражирование и широкое распространение иллюстрированных печатных листов с текстами на арабском и старо-татарском языках было связано с движением просветительства и модернизации Ислама, развитием национальных типографий и постепенным возрождением у татар городской культуры. Просветительная роль печатного шамаиля в этот период, как мусульманской энциклопедии, бесспорна. Часть текстов шамаилей, так или иначе, традиционно была связана с образом пророка Мухаммада 2.
Как известно, словесные описания внешних черт почитаемого в Исламе Пророка легли в основу каноничных по своему композиционному исполнению и содержанию произведений, распространенных в Турции под термином «хилйа» (араб. «украшение, драгоценная вещь» [4], С. 17–18). Обычно хилйа выполнялись профессиональными каллиграфами и представляли образцы высокого искусства 3. Центром композиции неизменно являлся круг с вписанным в него текстом-описанием качеств и достоинств Пророка.
В татарском искусстве так же сохранился образец хилйи (обычно называемый «шамаилем»), выполненный в 1851 году профессиональным каллиграфом Али Махмудовым, основателем первой школы каллиграфии при Казанском императорском университете (рис. 1).
Еще одна небольшая литография с описанием качеств и достоинств Пророка в форме хилйи хранится в одной из частных коллекций г. Казани 4 (рис. 2). Интересно, что описания качеств пророка Мухаммада совмещаются здесь с надписью суфийского ордена маулавийа (надписи на престоле «О, хазрат Маулана») и силуэтом чалмы, в очертание которой вписан традиционный круг хилйи. Композицию хилйи дополняют символические завесы, присутствующие на подобных шамалях суфийского содержания с изображениями головных мусульманских уборов.
Текст этого произведения также описывает внешние качества и достоинства пророка Мухаммада: «От (слов) Али, да облагородит Всевышний Аллах лицо его и да будет им доволен. Если бы ему предоставилось описать Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал бы (что) не был он ни вытянуто высоким, ни низкорослым, а был он человеком среднего роста. И не был он особо кудрявым и не были его волосы прямыми (а) как у обычного человека. Не был он черезмерно красивым и не был безобразным. Его лицо было не скулисто, а цвет лица был притягательно белого цвета; глаза черные, а ресницы необычайно длинные (...) 5 При ходьбе он шел отрывисто (твердой поступью), как будто шел по склону. Если поворачивался, то поворачивался всем станом. Между двух плечей у него печать пророчества (родимое пятно), и он — Печать всех пророков. Превосходил всех остальных людей в широте груди (или в щедрости) (...). Характер имел самый благороднейший. Один из соплеменников, который близко был знаком с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и хорошо его знал, проникся к нему любовью и сказал: „Я не ведел никого, кто мог бы сравниться с Пророком ни до него, ни после. О Аллах! Благослови и приветствуй пророка Мухаммада и ниспошли на (племя) Мухаммада милость Твою и заступничество. Люди эти чисты и добросердечны, приветствуй их множество раз“» ([4], С. 87).
Интересно, что этот устойчивый композиционный прием с вписанным в изображение окружности текстом нашел свое отражение даже в народном искусстве шамаилей, выполненных на стекле (рис. 2‑а. Стекло, фольга, нач. XX в., неизвестный мастер. ГМИИ РТ).
В печатных шамаилях содержание текста в этом случае, как правило, было традиционно связано с именем или словесным описанием пророка Мухаммада (рис. 3, 4). Композиционным центром одного из таких шамаилей, например, служит круг с вписанным в него именем пророка Мухаммада и расходящимися лучами (рис. 4).
Использование в композиции шамаиля окружностей различной величины напоминает композиционное построение хилйи. Концепция Света Мухаммада нашла свое воплощение в стилизованном изображение солнечного диска. Пророк Мухаммад образно воспринимался в народном Исламе как свет от света Аллаха.
Хорошо известна знаменитая молитва о свете, приписываемая пророку Мухаммаду : «О Боже, ниспошли свет моему сердцу, и свет моему языку, и свет моему слуху, и свет моему зрению, и свет моим чувствам, и свет всему моему телу, и свет передо мной, и свет позади меня. Дай, молю Тебя, свет моей правой руке, и свет моей левой руке, и свет надо мной, и свет подо мной. О Боже, приумножь свет во мне, и ниспошли мне свет, и сделай меня просветленным!» Вспомним известное высказывание, приписываемое самому пророку Мухаммаду : «Я — свет божества, и все создано из моего света». Золоченый цвет фона усиливает ассоциацию с солнцем.
Тема Света в этом шамаиле активно перекликается с темой Мироздания. Так, в окружностях по периметру большого круга расположены описания семи уровней Мироздания. Над кругом фраза — «Первое, что сотворил Аллах — Свет». В лучи, исходящие от начертанного имени Мухаммада вписано детальное описание процесса создания Пророка, чьи качества воплотили в себе божественные свойства:
«Сотворил Аллах основу Пророка, мир ему, из благодатей райских,
Сотворил Аллах лицо Пророка, мир ему, из лучей Всевышнего,
Сотворил Аллах глаза Пророка, мир ему, из скромности,
Сотворил Аллах нос Пророка, мир ему, из райской амбры,
Сотворил Аллах уши Пророка, мир ему, из амбры благословенной,
Сотворил Аллах язык и рот Пророка, мир ему, из поминания Всевышнему,
Сотворил Аллах зубы Пророка, мир ему, из божественных лучей,
Сотворил Аллах сердце Пророка, мир ему, из искренности,
Сотворил Аллах предплечья Пророка, мир ему, из силы,
Сотворил Аллах руки Пророка, мир ему, из щедрости,
Сотворил Аллах плоть Пророка, мир ему, из райского мускуса,
Сотворил Аллах горло Пророка, мир ему, из райского меда,
Сотворил Аллах грудь Пророка, мир ему, из райского яхонта,
Сотворил Аллах внутренности Пророка, мир ему, из стойкости,
Сотворил Аллах волосы Пророка, мир ему, из райского растения,
Сотворил Аллах кости Пророка, мир ему, из райского камфарного древа,
Сотворил Аллах стопы Пророка, мир ему, из поклонения Всевышнему ([4], С. 88).
Описание качеств пророка Мухаммада встречаются и в других формах печатных шамаилей, например в квадрате (рис. 5).
В центре шамаиля — словесное описание внешних качеств пророка Мухаммада, выполненное на арабском языке, заключенное в квадрат, выделенный черным цветом. Текст с описанием качеств и достоинств пророка Мухаммада убедительно демонстрирует сложившиеся каноны в описаниях Пророка как в шамаилях, так и в хилйи.
Рис. 1. Али Махмудов. Хилйа. Литография с рукописного оригинала 1851 г. ОРК НБ КГУ, публикация: альбом «Декоративно-прикладное искусство татар». М., 1990
Рис. 2. Хилйа с изображением чалмы суфийского братства маулавийа. Цветная литография, 29/20 см, типография Вараксина, издатель — Исмагил (?), предположительно втор. пол. XIX в.
Рис. 4. Неизвестный мастер. «Мухаммад». Цвет. литография, 38/55 см, нач. XX в., Национальный музей РТ
Рис. 5. Мухаммад Гали бин Минхажетдин. Шамаиль с описанием пророка Мухаммада, ч/б литография, 38/50 см, типография М. Чирковой. 1896 г. Национальный музей РТ
Продолжение следует......
Самым ярким проявлением исламского искусства у татар (и наиболее широко представленным), пожалуй, является печатный шамаиль, появившийся в Казани в начале прошлого века 1. Тиражирование и широкое распространение иллюстрированных печатных листов с текстами на арабском и старо-татарском языках было связано с движением просветительства и модернизации Ислама, развитием национальных типографий и постепенным возрождением у татар городской культуры. Просветительная роль печатного шамаиля в этот период, как мусульманской энциклопедии, бесспорна. Часть текстов шамаилей, так или иначе, традиционно была связана с образом пророка Мухаммада 2.
Как известно, словесные описания внешних черт почитаемого в Исламе Пророка легли в основу каноничных по своему композиционному исполнению и содержанию произведений, распространенных в Турции под термином «хилйа» (араб. «украшение, драгоценная вещь» [4], С. 17–18). Обычно хилйа выполнялись профессиональными каллиграфами и представляли образцы высокого искусства 3. Центром композиции неизменно являлся круг с вписанным в него текстом-описанием качеств и достоинств Пророка.
В татарском искусстве так же сохранился образец хилйи (обычно называемый «шамаилем»), выполненный в 1851 году профессиональным каллиграфом Али Махмудовым, основателем первой школы каллиграфии при Казанском императорском университете (рис. 1).
Еще одна небольшая литография с описанием качеств и достоинств Пророка в форме хилйи хранится в одной из частных коллекций г. Казани 4 (рис. 2). Интересно, что описания качеств пророка Мухаммада совмещаются здесь с надписью суфийского ордена маулавийа (надписи на престоле «О, хазрат Маулана») и силуэтом чалмы, в очертание которой вписан традиционный круг хилйи. Композицию хилйи дополняют символические завесы, присутствующие на подобных шамалях суфийского содержания с изображениями головных мусульманских уборов.
Текст этого произведения также описывает внешние качества и достоинства пророка Мухаммада: «От (слов) Али, да облагородит Всевышний Аллах лицо его и да будет им доволен. Если бы ему предоставилось описать Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал бы (что) не был он ни вытянуто высоким, ни низкорослым, а был он человеком среднего роста. И не был он особо кудрявым и не были его волосы прямыми (а) как у обычного человека. Не был он черезмерно красивым и не был безобразным. Его лицо было не скулисто, а цвет лица был притягательно белого цвета; глаза черные, а ресницы необычайно длинные (...) 5 При ходьбе он шел отрывисто (твердой поступью), как будто шел по склону. Если поворачивался, то поворачивался всем станом. Между двух плечей у него печать пророчества (родимое пятно), и он — Печать всех пророков. Превосходил всех остальных людей в широте груди (или в щедрости) (...). Характер имел самый благороднейший. Один из соплеменников, который близко был знаком с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и хорошо его знал, проникся к нему любовью и сказал: „Я не ведел никого, кто мог бы сравниться с Пророком ни до него, ни после. О Аллах! Благослови и приветствуй пророка Мухаммада и ниспошли на (племя) Мухаммада милость Твою и заступничество. Люди эти чисты и добросердечны, приветствуй их множество раз“» ([4], С. 87).
Интересно, что этот устойчивый композиционный прием с вписанным в изображение окружности текстом нашел свое отражение даже в народном искусстве шамаилей, выполненных на стекле (рис. 2‑а. Стекло, фольга, нач. XX в., неизвестный мастер. ГМИИ РТ).
В печатных шамаилях содержание текста в этом случае, как правило, было традиционно связано с именем или словесным описанием пророка Мухаммада (рис. 3, 4). Композиционным центром одного из таких шамаилей, например, служит круг с вписанным в него именем пророка Мухаммада и расходящимися лучами (рис. 4).
Использование в композиции шамаиля окружностей различной величины напоминает композиционное построение хилйи. Концепция Света Мухаммада нашла свое воплощение в стилизованном изображение солнечного диска. Пророк Мухаммад образно воспринимался в народном Исламе как свет от света Аллаха.
Хорошо известна знаменитая молитва о свете, приписываемая пророку Мухаммаду : «О Боже, ниспошли свет моему сердцу, и свет моему языку, и свет моему слуху, и свет моему зрению, и свет моим чувствам, и свет всему моему телу, и свет передо мной, и свет позади меня. Дай, молю Тебя, свет моей правой руке, и свет моей левой руке, и свет надо мной, и свет подо мной. О Боже, приумножь свет во мне, и ниспошли мне свет, и сделай меня просветленным!» Вспомним известное высказывание, приписываемое самому пророку Мухаммаду : «Я — свет божества, и все создано из моего света». Золоченый цвет фона усиливает ассоциацию с солнцем.
Тема Света в этом шамаиле активно перекликается с темой Мироздания. Так, в окружностях по периметру большого круга расположены описания семи уровней Мироздания. Над кругом фраза — «Первое, что сотворил Аллах — Свет». В лучи, исходящие от начертанного имени Мухаммада вписано детальное описание процесса создания Пророка, чьи качества воплотили в себе божественные свойства:
«Сотворил Аллах основу Пророка, мир ему, из благодатей райских,
Сотворил Аллах лицо Пророка, мир ему, из лучей Всевышнего,
Сотворил Аллах глаза Пророка, мир ему, из скромности,
Сотворил Аллах нос Пророка, мир ему, из райской амбры,
Сотворил Аллах уши Пророка, мир ему, из амбры благословенной,
Сотворил Аллах язык и рот Пророка, мир ему, из поминания Всевышнему,
Сотворил Аллах зубы Пророка, мир ему, из божественных лучей,
Сотворил Аллах сердце Пророка, мир ему, из искренности,
Сотворил Аллах предплечья Пророка, мир ему, из силы,
Сотворил Аллах руки Пророка, мир ему, из щедрости,
Сотворил Аллах плоть Пророка, мир ему, из райского мускуса,
Сотворил Аллах горло Пророка, мир ему, из райского меда,
Сотворил Аллах грудь Пророка, мир ему, из райского яхонта,
Сотворил Аллах внутренности Пророка, мир ему, из стойкости,
Сотворил Аллах волосы Пророка, мир ему, из райского растения,
Сотворил Аллах кости Пророка, мир ему, из райского камфарного древа,
Сотворил Аллах стопы Пророка, мир ему, из поклонения Всевышнему ([4], С. 88).
Описание качеств пророка Мухаммада встречаются и в других формах печатных шамаилей, например в квадрате (рис. 5).
В центре шамаиля — словесное описание внешних качеств пророка Мухаммада, выполненное на арабском языке, заключенное в квадрат, выделенный черным цветом. Текст с описанием качеств и достоинств пророка Мухаммада убедительно демонстрирует сложившиеся каноны в описаниях Пророка как в шамаилях, так и в хилйи.

Рис. 1. Али Махмудов. Хилйа. Литография с рукописного оригинала 1851 г. ОРК НБ КГУ, публикация: альбом «Декоративно-прикладное искусство татар». М., 1990

Рис. 2. Хилйа с изображением чалмы суфийского братства маулавийа. Цветная литография, 29/20 см, типография Вараксина, издатель — Исмагил (?), предположительно втор. пол. XIX в.


Рис. 4. Неизвестный мастер. «Мухаммад». Цвет. литография, 38/55 см, нач. XX в., Национальный музей РТ

Рис. 5. Мухаммад Гали бин Минхажетдин. Шамаиль с описанием пророка Мухаммада, ч/б литография, 38/50 см, типография М. Чирковой. 1896 г. Национальный музей РТ
Продолжение следует......