Unagdomed
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.498
Реакции:371
Баллы:83
ТРО́ИЦА СВЯТА́Я (ст.-слав. Троица — "калька" греч. trias — "трое") — представление троичности божества, свойственное многим мифологическим, дохристианским образам (см. треугольник; триада; Тривия; "Три грации"; Трилока). В мистических учениях Древнего Востока три начала составляют понятие Ом, в древнеиндийской религии — Тримурти (см. индуистские божества). В истории изобразительного искусства известны многие фигуры, условно обозначающее идею троичности. Такие фигуры называют трина́криями (греч. trinakria — "трехконечная"). К ним относятся изображения трех рыб или рыбы, состоящей из трех туловищ, но с одной головой, а также трикветр. В христианстве представления о троичности Бога складываются в IV в., они отчасти связаны с неоплатонической философией, в которой на основе античных образов разрабатывалась сходная идея.
В западноевропейском искусстве X—XVI вв. встречаются изображения Св. Троицы в виде трех совершенно одинаковых фигур с ликом Иисуса Христа, иногда восседающих на одном троне. Несмотря на запрет изображения Св. Духа в облике человека, художники, вероятно, стремились подчеркнуть сходство Отца, Сына и Духа, что связано с укреплением понятия "филиокве" (лат. filioque — "и Сына") об одновременном исхождении Св. Духа от Отца и Сына. Это понятие отстаивал Карл Великий, король франков (768—814), на церковных соборах в Эксе и Франкфурте. Догмат сформулирован на соборе в Толедо в 589 г. и утвержден Папой Римским Николаем I в 860 г. Трехликие изображения были запрещены в XVI в. Тридентским собором (см. трентино) и повсеместно уничтожались. Запреты повторялись в 1628 и 1745 гг. В восточной церкви их распространение, вероятно, связано с текстом "Видение Св. Петра Александрийского". В ортодоксальной (православной) догматике принята формула: все наделено бытием от Отца через Сына и существует в Духе, ибо получает от него жизненную целостность.
Смесоипостасное изображение из старинного календаря (фото фрески)
Преподносится сие средневековое европейское искусство как одно из доказательств "древнего славянского православия", мол это с тех времен сохранились иконописные образы "триглавов".
На самом деле, данные изображения - весьма характерные для западной Европы 13-16 ВВ иконописные изображения святой троицы. В Европе были признаны "еретическими и кощунственными" в 1628 году папой Урбаном 8.
Были подобные иконы и в России
Одна из подобных икон была подарена Екатерине 2. Она передала ее на рассмотрение Синода и синод их так же запретил, как не отвечающим канону.
Ну и еще немного икон смесоипостасной троицы. Тут Европа и Россия, и разный разброс по времени.
Троица – тройное лицо. Неизвестный немецкий художник начала 17 века. Холст, масло, 35,5×26 см. Тирольский музей народного искусства. Инсбрук, Германия.
"Иконографический мотив трехликой Троицы обычно предполагает изображение Христа с совмещенными изображениями его лица анфас и в трехчетвертном повороте вправо и влево. Впервые зафиксирован в стенописях притвора церкви св.Климента в Охриде (1295) и в фресках черногорской церкви Рождества Богородицы в Матейче (около 1360 года). В Западной Европе известен с 15 до 18 века, несмотря на неоднократные запрещения этого образа".
Самые необычные иконы «Святой Троицы» – смесоипостасные. Слово «ипостась» означает сущность бытия или форму, способ его проявления. Название «смесоипостасная» дано потому, что лики Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа на иконе не отличаются друг от друга. Все лица
сведены в один образ: глаза центрального лика принадлежат одновременно ещё двум, расположенным справа и слева. Неизвестный иконописец стремился таким образом выразить единство, неразделимость Святой Троицы.
Смесоипостасная икона «Святая Троица» - большая редкость, хотя так было не всегда. Те, что сохранились до наших дней, датируются 17-18 веками. В 18 веке Священный Синод (государственный орган управления церковью) запретил такие изображения, что косвенно свидетельствует об их распространении в то время. В результате до нас дошли иконы, хранившиеся далеко от столиц.
Церковь Святой Троицы. Жудец Брасов. Румыния.
Трехликое божество. Рельеф в антрвольте внутренней колоннады кьостро (дворика) базилики Сан Паоло фуори ле мура в Риме. 1220—1230
В западноевропейском искусстве X—XVI вв. встречаются изображения Св. Троицы в виде трех совершенно одинаковых фигур с ликом Иисуса Христа, иногда восседающих на одном троне. Несмотря на запрет изображения Св. Духа в облике человека, художники, вероятно, стремились подчеркнуть сходство Отца, Сына и Духа, что связано с укреплением понятия "филиокве" (лат. filioque — "и Сына") об одновременном исхождении Св. Духа от Отца и Сына. Это понятие отстаивал Карл Великий, король франков (768—814), на церковных соборах в Эксе и Франкфурте. Догмат сформулирован на соборе в Толедо в 589 г. и утвержден Папой Римским Николаем I в 860 г. Трехликие изображения были запрещены в XVI в. Тридентским собором (см. трентино) и повсеместно уничтожались. Запреты повторялись в 1628 и 1745 гг. В восточной церкви их распространение, вероятно, связано с текстом "Видение Св. Петра Александрийского". В ортодоксальной (православной) догматике принята формула: все наделено бытием от Отца через Сына и существует в Духе, ибо получает от него жизненную целостность.


Преподносится сие средневековое европейское искусство как одно из доказательств "древнего славянского православия", мол это с тех времен сохранились иконописные образы "триглавов".
На самом деле, данные изображения - весьма характерные для западной Европы 13-16 ВВ иконописные изображения святой троицы. В Европе были признаны "еретическими и кощунственными" в 1628 году папой Урбаном 8.
Были подобные иконы и в России

Одна из подобных икон была подарена Екатерине 2. Она передала ее на рассмотрение Синода и синод их так же запретил, как не отвечающим канону.
Ну и еще немного икон смесоипостасной троицы. Тут Европа и Россия, и разный разброс по времени.








"Иконографический мотив трехликой Троицы обычно предполагает изображение Христа с совмещенными изображениями его лица анфас и в трехчетвертном повороте вправо и влево. Впервые зафиксирован в стенописях притвора церкви св.Климента в Охриде (1295) и в фресках черногорской церкви Рождества Богородицы в Матейче (около 1360 года). В Западной Европе известен с 15 до 18 века, несмотря на неоднократные запрещения этого образа".
Самые необычные иконы «Святой Троицы» – смесоипостасные. Слово «ипостась» означает сущность бытия или форму, способ его проявления. Название «смесоипостасная» дано потому, что лики Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа на иконе не отличаются друг от друга. Все лица
сведены в один образ: глаза центрального лика принадлежат одновременно ещё двум, расположенным справа и слева. Неизвестный иконописец стремился таким образом выразить единство, неразделимость Святой Троицы.
Смесоипостасная икона «Святая Троица» - большая редкость, хотя так было не всегда. Те, что сохранились до наших дней, датируются 17-18 веками. В 18 веке Священный Синод (государственный орган управления церковью) запретил такие изображения, что косвенно свидетельствует об их распространении в то время. В результате до нас дошли иконы, хранившиеся далеко от столиц.

Церковь Святой Троицы. Жудец Брасов. Румыния.
