IPSISSIMUS
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.263
Реакции:1.372
Баллы:113
Хуруф мукатта‘а — это комбинации букв, с которых после басмалы[1] начинаются 29 сур Корана, и которые читаются раздельно. Например, «алиф-лам-мим», «йа-син» и «сад». Эти буквы также называют «мукатта‘ат»[2] (разрозненные), «хуруф ал-фаватих» (открывающие буквы), «ава’ил ас-сувар»[3] (началы сур) и «фаватих ас-сувар» (открывающие суры)[4]. Западные исследователи Корана называют их «таинственные буквы»[5]. Названия «фаватих ас-сувар» и «ава’ил ас-сувар» более удачны, так как в принципе представляют собой часть начальных фрагментов сур[6]. Все суры, которые начинаются мукатта‘атами были ниспосланы в Мекке, за исключением суры «Корова» и суры «Семейство ‘Имрана», которые были ниспосланы в Медине в первые годы переселения. Согласно куфийской школы, которая ссылалась на ‘Али ибн Аби Талиба[7], мукатта‘аты в некоторых случаях считаются отдельными сурами[8], а в других — нет[9].
В прошлом специалисты пытались связывать смысл этих букв с противостоянием иудеев с Пророком в то время, когда ниспосылался Коран. Однако мы не имеем каких-либо достоверных сведений о том, что сподвижники спрашивали об этом у Пророка или получали от него какой-то ответ. По мнению Ибн Хаджара ‘Аскалани, причина этого кроется в том, что смысл этих букв был им ясен и очевиден[10].
Эти буквы всегда занимали умы учёных и исследователей Корана. Мало найдётся книг по толкованию Корана, где эта тема не затронута. По ней даже написаны отдельные труды, такие как "ал-Хуруф ал-мукатта‘а фи ал-Кур’ан" ‘Абд ал-Джаббара Шарары (Кум, 1414 г.л.х.), "Ава’ил ас-сувар фи ал-Кур’ан ал-карим" ‘Али Насуха Тахира (Амман, 1333 г.с.х.) и "И‘джаз ал-Кур’ан: тахлили амарии хуруфи мукатта‘а" Рашшада Халифы (Шираз, 1365 г.с.х.). Однако в виду того, что в арабском языке эти буквы не дают иного смысла, кроме своих названий как букв алфавита, а также отсутствия ясных высказываний Пророка о них, учёные разошлись во мнениях. Одни утверждают, что согласно некоторым преданиям "эти буквы часть тех тайн, которые известны лишь Аллаху"[11], и потому дистанцируются от всяких размышлений и высказываний на эту тему[12]. Другие считают, что они есть некая тайна между Аллахом и Его посланником, которую Аллах открыл только ему[13]. Таково было мнение и Имама Джа‘фара Садика[14]. Некоторые сторонники этой идеи при этом считают эти буквы одними из "неясных айатов", смысл которых известен лишь Богу[15]. Об этом также говорится в шиитских преданиях[16]. Третьи говорят, что под словом "иносказательные" в седьмом айате суры "Семейство ‘Имрана" подразумеваются именно эти буквы[17]. Ниспослание этого айата было связано с тем, что иудеи хотели путём подсчёта мукатта‘атов выявить сколько лет просуществует ислам, а Пророк, читая фаватихы последовательно, запутал их.
Однако между иносказательными айатами и разрозненными буквами много различий. Потому что первые несут очевидную смысловую нагрузку, что-то подтверждают, что-то опровергают, а последние не таковы. Другими словами, в Коране иносказательные айаты идут в противовес ясно изложенным. Название "иносказательные" указывают на то, что эти айаты имеют лексическое значение, а их истинный смысл отожествляется с иносказательным, а мукатта‘аты не имеют таких значений и смыслов. Таким образом, они вне категории "ясные — иносказательные"[18]. Однако Абу Зайд, ссылаясь на то, что произношение мукатта‘атов ни на что не указывает, считал некоторые из этих букв иносказательными айатами, смысл которых понятен лишь Богу.
Наряду с этими мусульманскими учёными есть и другие, которые дали этим буквам иные интерпретации. Некоторые считают мукатта‘аты названиями сур[19]. Такое мнение, которое Туси и Табраси считают самым удачным толкованием этих букв, высказывали Убайй ибн Ка‘б, Хасан Басри и Зайд ибн Аслам[20]. Таков же был взгляд Халила ибн Ахмада и Сибавайха[21]. Однако нельзя считать это мнение верным, так как некоторые суры начинаются одинаковыми буквами. Несмотря на то, что некоторые толкователи и исследователи Корана дали свои разъяснения этому противоречию[22], его всё же трудно устранить[23]. Кроме того, широкая известность сур под другими названиями, такими как "Корова", "Семейство ‘Имрана" и т.п. среди сподвижников и их последователей в последующих поколениях лишь подтверждает несостоятельность этого мнения[24].
Катада, Муджахид, Ибн Джурайдж, Судди и Калби считали мукатта‘аты названиями Корана так же, как и "Фуркан" (Различение) и "Зикр" (Напоминание)[25]. Ибн ‘Аббас и ‘Икримы говорили, что они суть имена Бога, которыми Он клянётся[26]. Аргументируя эту идею, они ссылались на предание от Имама ‘Али, в котором он говорит: "О, Каф-Ха-Йай-‘Айн-Сад, прости меня". Однако Ахфаш считал, что Господь приносит клятву этими буквами потому, что буквы сами по себе благородны, так как ими написаны все небесные книги на разных языках[27].
Еще одно мнение принадлежит Муджахиду. Согласно ему, мукатта‘аты это начало сур, т.е. они указывают на начало одной и конец другой суры[28]. Другие сказали, что это буквы алфавита, и что Господь ограничился упоминанием лишь этих, а не всех 28, как, например, говорят "такой-то учит алиф-ба-та", имея в виду алфавит, или говорят "Кифа набки...", имея в виду поэму Имру’ ал-Кайса[29].
Однако самое древнее и наиболее популярное толкование этих букв заключается в том, что арабы должны были осознать, что чудесный Коран состоит из тех же букв и слов, которыми они говорят и пишут, и что если они сомневаются в его божественности, то пусть напишут нечто ему подобное[30]. Такое мнение бытует и в шиитских источниках[31]. Сайид Кутб вообще посчитал это мнение единственным достойным упоминания[32]. И более того, согласно Табатаба’и[33], некоторые толкователи в прошлом, основываясь на этом мнении, утверждали, что именно мукатта‘аты и есть "ясно изложенные" айаты, а остальные айаты Корана "иносказательные". Потому что мукатта‘аты это основа, на которой зиждутся все остальные айаты. Сторонники этого мнения основывают свои воззрения на некоторых тонких и деликатных замечаниях[34]. Но в то же время следует помнить, что оно зиждется на двух основах. Во-первых, эти буквы такие же, как и все буквы арабского алфавита, которыми они говорят и пишут, и которыми написан сам Коран. Во-вторых, несмотря на это арабы не смогли создать нечто подобное ему. И потому ни в одном из этих двух случаев никакие символы, знаки и тайны не нужны[35].
Суйути писал, что мукатта‘аты указывают на то, что Господь сообщал иудеям и после них христианам, что ниспошлёт Мухаммаду такое писание, некоторые суры которого будут начинаться разрозненными буквами[36]. Некоторые шииты так же, как и сунниты, используя некоторые мукатта‘аты, составляют такие предложения, которые указывают на правильность именно их течения[37].
Ибн Мас‘уд, Ибн ‘Аббас и Ша‘би говорили, что эти буквы суть величайшее имя Бога[38]. Также Са‘ид ибн Джубайр говорил, что мукатта‘аты составляют величайшее имя Бога, и если люди сумеют правильно расставить их, то смогут прочитать его, однако мы не в состоянии это сделать[39]. Такой смысл содержится и в некоторых изречениях имамов[40].
Согласно одной из самых ранних теорий, мукатта‘аты это аббревиатура имён и качеств (в основном, Божьих имён и эпитетов). Причём каждая из этих букв имеет смой смысл, который отличается от смысла такой же буквы в другом месте. Такое мнение, которое высказывали Ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд и некоторые другие сподвижники, а также Са‘ид ибн Джубайр[41], широко отражено в книгах по тафсиру и кораническим наукам. А затем оно послужило основанием для высказываний иных взглядов суфиями, хуруфитами и востоковедами.
Согласно этой теории, каждая из этих букв указывает на одно из имён или качеств Аллаха. Например, буква "алиф" на "Аллах", "лам" на "Латиф" (Проницательный) или "мим" на "Маджид" (Славный)[42]. Также возможно, что мукатта‘аты в началах сур это аббревиатура целых предложений. Поэтому возможно, что "алиф-лам-мим" означает "Ана Аллах а‘лам" (Я — Аллах всеведущий), "алиф-лам-мим-сад" — "Ана Аллах а‘лам ва уфассил" (Я — Аллах знаю и решаю), а "алиф-лам-мим-ра" — "Ана Аллах а‘лам ва ара" (Я — Аллах знаю и вижу)[43]. В переводе тафсира Табари эта теория выражается и в переводе Корана, т.е. в некоторых местах мукатта‘атам даются переводы[44].
В некоторых шиитских сборниках по хадисам даются разные толкования мукатта‘атам, которые приписываются Имаму Садику[45]. Комментируя эти изречения, Табатаба’и пишет, что если они принадлежат непорочным имамам, то можно допустить, что эти буквы указывают на имена и эпитеты Аллаха, но не прямым образом, т.е. истинный высокий смысл этих таинственных букв скрыт и недоступен для нас, так как они выше нашего понимания[46]. Вероятно, это мнение перекликается с тем, что мукатта‘аты — это тайна между Аллахом и Пророком.
Муджахид считал эти буквы договорным слогом[47]. Однако его слова не очень понятны. Возможно, имеется в виду, что Господь предъявляет отличный от известного арабского алфавита порядок букв. Или, возможно, пересказчики допустили ошибку, потому что в другом месте передаётся "все начальные буквы сур это разрозненные слоги"[48]. Если допустить, что последнее верно, то в таком случае Муджахид так же, как и Ибн ‘Аббас и другие, считает мукатта‘аты знаком сокращения.
Другая группа толкователей утверждает, что мукатта‘аты — это таинственные буквы, сопряжённые с символическим смыслом, основанным на количественном значении арабских букв, что называется "‘Адду Аби Джад" (Счёт Аби Джада) и "Хисаб Джумал" (Счёт предложений)[49]. Под влиянием иудеев, эти толкователи попытались связать эти буквы с датами основания и падения государств, жизнью и правлением разных племён, в частности с исламской уммой, и предсказать всё это[50]. Например, Мукатил ибн Сулайман (ум. 150 г.л.х.), сказал: "После некоторого высчитывания мы подсчитали, и в итоге получилось 744 года, и это продолжительность существования этой общины". Другой сказал: "Мы повторно посчитали, и получили цифру 693"[51]. В некоторых шиитских сборниках хадисов приводятся изречения имамов, где они дают толкования, основанные на количественном значении букв[52]. Однако они не согласуются с другими сообщениями, в которых такое допустимость такого толкования опровергается.
Современный исследователь ‘Али Насух Тахир убеждён, что количественное значение мукатта‘атов указывают на количество айатов одной или нескольких взаимосвязанных сур. Чтобы аргументировать свою точку зрения, он самовольно соединил между собой несколько сур, чтобы получить необходимое число. Например, он соединил 111 айатов 12 суры "Йусуф" со 120 мекканскими айатами 11 суры "Худ", чтобы получилось 231 айат, т.е. количественное значение мукатта‘ата "Алиф-лам-ра". Этими тремя буквами начинаются две вышеуказанные сура, а также 10, 14 и 15 суры, но Тахир не упоминает их. Следует отметить, что число айатов ни одной суры не совпадает с количественным значением мукатта‘атов и нигде количество основных или меканнских айатов, которые предлагает Тахир, не соответствуют современным изданиям Корана (например, с теми, которые издаются в Медине), не говоря о хронологической последовательности их ниспослания.
Толкование смысла мукатта‘атов на основе их количественного значения возвращается ко времени ниспослания Корана и диспутов иудеев с Пророком. Согласно некоторым источникам, высчитывая количественное значение этих букв, иудеи хотели определить продолжительности существования ислама[53]. Исследуя эти источники, можно выявить, что Пророк никогда не подтверждал верность такого толкования мукатта‘атов[54], и сами иудеи не были убеждены в правильности своих толкований.
Абу Бакр ибн ‘Араби, Ибн Хаджар ‘Аскалани, Ибн Халдун и некоторые другие учёные считали такое толкование неприемлемым. Чтобы опровергнуть такие воззрения, Ибн Хаджар ‘Аскалани ссылался на Ибн ‘Аббаса и говорил, что тот запрещал счёт Аби Джада и считал его колдовством, так как это не имело никаких шариатских основ[55]. Ибн Халдун считал такое толкование неприемлемым по двум причинам[56]. Во-первых, он не считал количественное значение букв естественным и разумным. Во-вторых, иудеи, которые первые высказали такое мнение, не имели достаточных знаний в этой сфере, и потому на них нельзя опираться[57].
Согласно ещё одной теории, каждая из "разрозненных букв" означает восклицательный знак. Поскольку язычники договорились между собой игнорировать Коран, и если кто-то будет читать его громко, то не слушать его и повышать свои голоса[58], постольку Бог начинает некоторые айаты этими буквами, чтобы привлечь к ним внимание и призвать к слушанию[59]. На вопрос, почему Господь не употребил известные восклицательные союзы, отвечают, что Коран не похож на людскую речь. Поэтому необходимо, чтобы восклицательные союзы были не общепринятыми, чтобы быть более красноречивыми и эффективными[60].
С точки зрения сторонников этой теории, непосредственное упоминание ниспослания Корана после этих букв свидетельствует о её верности, особенно потому, что все эти суры, кроме "Коровы" и "Семейства ‘Имрана" ниспосланы в Мекке. Даже эти дву суры были ниспосланы в Медине в то время, когда между мусульманами и иудеями имели место жаркие дискуссии[61]. Один из богословов по имени Хуйи или Хуиби говорил, что, возможно, когда мысли Пророка были заняты преходящими проблемами, Всевышний повелевал Джибрилю читать суры с мукатта‘атами, чтобы привлечь его внимание[62]. Он, однако, не считал, что эти восклицательные союзы обращены не к самому Пророку, которого всегда переполняла духовная бдительность, а к язычникам, христианам и иудеям Мекки и Медины[63].
Один из современных учёных провёл статистическое исследование разделённых букв на компьютере. Подсчитав количество всех букв всех сур современных экземпляров Корана, он вывел абсолютное, процентное и среднее количество каждой из буквы из четырнадцати мукатта‘атов. Распределение этих букв в сурах настолько математически точны, что вне всяких сомнений такое не по силам человеку. Например, он подсчитал, что в суре "Каф" больше всего использована буква "каф", а в суре "Нун" — буква "нун"[64]. Это исследование, которое не выдвигает новой теории, но лишь нацелено на подтверждение выдвинутой в средние века теории[65], вызвало особый интерес многих исламских исследователей, в том числе иранских[66]. Однако во многих местах его итоги неоднозначны. Кроме того, современные экземпляры Корана и кира’аты отличаются от более ранних. Поэтому результаты этого исследования не кажутся неоспоримыми.
Некоторые толкователи Корана убеждены в верности всех вышеприведенных теорий. Они утверждают, что Господь начал некоторые суры мукатта‘атами, чтобы указать ими на множество смыслов, а не на один[67].
В прошлом специалисты пытались связывать смысл этих букв с противостоянием иудеев с Пророком в то время, когда ниспосылался Коран. Однако мы не имеем каких-либо достоверных сведений о том, что сподвижники спрашивали об этом у Пророка или получали от него какой-то ответ. По мнению Ибн Хаджара ‘Аскалани, причина этого кроется в том, что смысл этих букв был им ясен и очевиден[10].
Эти буквы всегда занимали умы учёных и исследователей Корана. Мало найдётся книг по толкованию Корана, где эта тема не затронута. По ней даже написаны отдельные труды, такие как "ал-Хуруф ал-мукатта‘а фи ал-Кур’ан" ‘Абд ал-Джаббара Шарары (Кум, 1414 г.л.х.), "Ава’ил ас-сувар фи ал-Кур’ан ал-карим" ‘Али Насуха Тахира (Амман, 1333 г.с.х.) и "И‘джаз ал-Кур’ан: тахлили амарии хуруфи мукатта‘а" Рашшада Халифы (Шираз, 1365 г.с.х.). Однако в виду того, что в арабском языке эти буквы не дают иного смысла, кроме своих названий как букв алфавита, а также отсутствия ясных высказываний Пророка о них, учёные разошлись во мнениях. Одни утверждают, что согласно некоторым преданиям "эти буквы часть тех тайн, которые известны лишь Аллаху"[11], и потому дистанцируются от всяких размышлений и высказываний на эту тему[12]. Другие считают, что они есть некая тайна между Аллахом и Его посланником, которую Аллах открыл только ему[13]. Таково было мнение и Имама Джа‘фара Садика[14]. Некоторые сторонники этой идеи при этом считают эти буквы одними из "неясных айатов", смысл которых известен лишь Богу[15]. Об этом также говорится в шиитских преданиях[16]. Третьи говорят, что под словом "иносказательные" в седьмом айате суры "Семейство ‘Имрана" подразумеваются именно эти буквы[17]. Ниспослание этого айата было связано с тем, что иудеи хотели путём подсчёта мукатта‘атов выявить сколько лет просуществует ислам, а Пророк, читая фаватихы последовательно, запутал их.
Однако между иносказательными айатами и разрозненными буквами много различий. Потому что первые несут очевидную смысловую нагрузку, что-то подтверждают, что-то опровергают, а последние не таковы. Другими словами, в Коране иносказательные айаты идут в противовес ясно изложенным. Название "иносказательные" указывают на то, что эти айаты имеют лексическое значение, а их истинный смысл отожествляется с иносказательным, а мукатта‘аты не имеют таких значений и смыслов. Таким образом, они вне категории "ясные — иносказательные"[18]. Однако Абу Зайд, ссылаясь на то, что произношение мукатта‘атов ни на что не указывает, считал некоторые из этих букв иносказательными айатами, смысл которых понятен лишь Богу.
Наряду с этими мусульманскими учёными есть и другие, которые дали этим буквам иные интерпретации. Некоторые считают мукатта‘аты названиями сур[19]. Такое мнение, которое Туси и Табраси считают самым удачным толкованием этих букв, высказывали Убайй ибн Ка‘б, Хасан Басри и Зайд ибн Аслам[20]. Таков же был взгляд Халила ибн Ахмада и Сибавайха[21]. Однако нельзя считать это мнение верным, так как некоторые суры начинаются одинаковыми буквами. Несмотря на то, что некоторые толкователи и исследователи Корана дали свои разъяснения этому противоречию[22], его всё же трудно устранить[23]. Кроме того, широкая известность сур под другими названиями, такими как "Корова", "Семейство ‘Имрана" и т.п. среди сподвижников и их последователей в последующих поколениях лишь подтверждает несостоятельность этого мнения[24].
Катада, Муджахид, Ибн Джурайдж, Судди и Калби считали мукатта‘аты названиями Корана так же, как и "Фуркан" (Различение) и "Зикр" (Напоминание)[25]. Ибн ‘Аббас и ‘Икримы говорили, что они суть имена Бога, которыми Он клянётся[26]. Аргументируя эту идею, они ссылались на предание от Имама ‘Али, в котором он говорит: "О, Каф-Ха-Йай-‘Айн-Сад, прости меня". Однако Ахфаш считал, что Господь приносит клятву этими буквами потому, что буквы сами по себе благородны, так как ими написаны все небесные книги на разных языках[27].
Еще одно мнение принадлежит Муджахиду. Согласно ему, мукатта‘аты это начало сур, т.е. они указывают на начало одной и конец другой суры[28]. Другие сказали, что это буквы алфавита, и что Господь ограничился упоминанием лишь этих, а не всех 28, как, например, говорят "такой-то учит алиф-ба-та", имея в виду алфавит, или говорят "Кифа набки...", имея в виду поэму Имру’ ал-Кайса[29].
Однако самое древнее и наиболее популярное толкование этих букв заключается в том, что арабы должны были осознать, что чудесный Коран состоит из тех же букв и слов, которыми они говорят и пишут, и что если они сомневаются в его божественности, то пусть напишут нечто ему подобное[30]. Такое мнение бытует и в шиитских источниках[31]. Сайид Кутб вообще посчитал это мнение единственным достойным упоминания[32]. И более того, согласно Табатаба’и[33], некоторые толкователи в прошлом, основываясь на этом мнении, утверждали, что именно мукатта‘аты и есть "ясно изложенные" айаты, а остальные айаты Корана "иносказательные". Потому что мукатта‘аты это основа, на которой зиждутся все остальные айаты. Сторонники этого мнения основывают свои воззрения на некоторых тонких и деликатных замечаниях[34]. Но в то же время следует помнить, что оно зиждется на двух основах. Во-первых, эти буквы такие же, как и все буквы арабского алфавита, которыми они говорят и пишут, и которыми написан сам Коран. Во-вторых, несмотря на это арабы не смогли создать нечто подобное ему. И потому ни в одном из этих двух случаев никакие символы, знаки и тайны не нужны[35].
Суйути писал, что мукатта‘аты указывают на то, что Господь сообщал иудеям и после них христианам, что ниспошлёт Мухаммаду такое писание, некоторые суры которого будут начинаться разрозненными буквами[36]. Некоторые шииты так же, как и сунниты, используя некоторые мукатта‘аты, составляют такие предложения, которые указывают на правильность именно их течения[37].
Ибн Мас‘уд, Ибн ‘Аббас и Ша‘би говорили, что эти буквы суть величайшее имя Бога[38]. Также Са‘ид ибн Джубайр говорил, что мукатта‘аты составляют величайшее имя Бога, и если люди сумеют правильно расставить их, то смогут прочитать его, однако мы не в состоянии это сделать[39]. Такой смысл содержится и в некоторых изречениях имамов[40].
Согласно одной из самых ранних теорий, мукатта‘аты это аббревиатура имён и качеств (в основном, Божьих имён и эпитетов). Причём каждая из этих букв имеет смой смысл, который отличается от смысла такой же буквы в другом месте. Такое мнение, которое высказывали Ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд и некоторые другие сподвижники, а также Са‘ид ибн Джубайр[41], широко отражено в книгах по тафсиру и кораническим наукам. А затем оно послужило основанием для высказываний иных взглядов суфиями, хуруфитами и востоковедами.
Согласно этой теории, каждая из этих букв указывает на одно из имён или качеств Аллаха. Например, буква "алиф" на "Аллах", "лам" на "Латиф" (Проницательный) или "мим" на "Маджид" (Славный)[42]. Также возможно, что мукатта‘аты в началах сур это аббревиатура целых предложений. Поэтому возможно, что "алиф-лам-мим" означает "Ана Аллах а‘лам" (Я — Аллах всеведущий), "алиф-лам-мим-сад" — "Ана Аллах а‘лам ва уфассил" (Я — Аллах знаю и решаю), а "алиф-лам-мим-ра" — "Ана Аллах а‘лам ва ара" (Я — Аллах знаю и вижу)[43]. В переводе тафсира Табари эта теория выражается и в переводе Корана, т.е. в некоторых местах мукатта‘атам даются переводы[44].
В некоторых шиитских сборниках по хадисам даются разные толкования мукатта‘атам, которые приписываются Имаму Садику[45]. Комментируя эти изречения, Табатаба’и пишет, что если они принадлежат непорочным имамам, то можно допустить, что эти буквы указывают на имена и эпитеты Аллаха, но не прямым образом, т.е. истинный высокий смысл этих таинственных букв скрыт и недоступен для нас, так как они выше нашего понимания[46]. Вероятно, это мнение перекликается с тем, что мукатта‘аты — это тайна между Аллахом и Пророком.
Муджахид считал эти буквы договорным слогом[47]. Однако его слова не очень понятны. Возможно, имеется в виду, что Господь предъявляет отличный от известного арабского алфавита порядок букв. Или, возможно, пересказчики допустили ошибку, потому что в другом месте передаётся "все начальные буквы сур это разрозненные слоги"[48]. Если допустить, что последнее верно, то в таком случае Муджахид так же, как и Ибн ‘Аббас и другие, считает мукатта‘аты знаком сокращения.
Другая группа толкователей утверждает, что мукатта‘аты — это таинственные буквы, сопряжённые с символическим смыслом, основанным на количественном значении арабских букв, что называется "‘Адду Аби Джад" (Счёт Аби Джада) и "Хисаб Джумал" (Счёт предложений)[49]. Под влиянием иудеев, эти толкователи попытались связать эти буквы с датами основания и падения государств, жизнью и правлением разных племён, в частности с исламской уммой, и предсказать всё это[50]. Например, Мукатил ибн Сулайман (ум. 150 г.л.х.), сказал: "После некоторого высчитывания мы подсчитали, и в итоге получилось 744 года, и это продолжительность существования этой общины". Другой сказал: "Мы повторно посчитали, и получили цифру 693"[51]. В некоторых шиитских сборниках хадисов приводятся изречения имамов, где они дают толкования, основанные на количественном значении букв[52]. Однако они не согласуются с другими сообщениями, в которых такое допустимость такого толкования опровергается.
Современный исследователь ‘Али Насух Тахир убеждён, что количественное значение мукатта‘атов указывают на количество айатов одной или нескольких взаимосвязанных сур. Чтобы аргументировать свою точку зрения, он самовольно соединил между собой несколько сур, чтобы получить необходимое число. Например, он соединил 111 айатов 12 суры "Йусуф" со 120 мекканскими айатами 11 суры "Худ", чтобы получилось 231 айат, т.е. количественное значение мукатта‘ата "Алиф-лам-ра". Этими тремя буквами начинаются две вышеуказанные сура, а также 10, 14 и 15 суры, но Тахир не упоминает их. Следует отметить, что число айатов ни одной суры не совпадает с количественным значением мукатта‘атов и нигде количество основных или меканнских айатов, которые предлагает Тахир, не соответствуют современным изданиям Корана (например, с теми, которые издаются в Медине), не говоря о хронологической последовательности их ниспослания.
Толкование смысла мукатта‘атов на основе их количественного значения возвращается ко времени ниспослания Корана и диспутов иудеев с Пророком. Согласно некоторым источникам, высчитывая количественное значение этих букв, иудеи хотели определить продолжительности существования ислама[53]. Исследуя эти источники, можно выявить, что Пророк никогда не подтверждал верность такого толкования мукатта‘атов[54], и сами иудеи не были убеждены в правильности своих толкований.
Абу Бакр ибн ‘Араби, Ибн Хаджар ‘Аскалани, Ибн Халдун и некоторые другие учёные считали такое толкование неприемлемым. Чтобы опровергнуть такие воззрения, Ибн Хаджар ‘Аскалани ссылался на Ибн ‘Аббаса и говорил, что тот запрещал счёт Аби Джада и считал его колдовством, так как это не имело никаких шариатских основ[55]. Ибн Халдун считал такое толкование неприемлемым по двум причинам[56]. Во-первых, он не считал количественное значение букв естественным и разумным. Во-вторых, иудеи, которые первые высказали такое мнение, не имели достаточных знаний в этой сфере, и потому на них нельзя опираться[57].
Согласно ещё одной теории, каждая из "разрозненных букв" означает восклицательный знак. Поскольку язычники договорились между собой игнорировать Коран, и если кто-то будет читать его громко, то не слушать его и повышать свои голоса[58], постольку Бог начинает некоторые айаты этими буквами, чтобы привлечь к ним внимание и призвать к слушанию[59]. На вопрос, почему Господь не употребил известные восклицательные союзы, отвечают, что Коран не похож на людскую речь. Поэтому необходимо, чтобы восклицательные союзы были не общепринятыми, чтобы быть более красноречивыми и эффективными[60].
С точки зрения сторонников этой теории, непосредственное упоминание ниспослания Корана после этих букв свидетельствует о её верности, особенно потому, что все эти суры, кроме "Коровы" и "Семейства ‘Имрана" ниспосланы в Мекке. Даже эти дву суры были ниспосланы в Медине в то время, когда между мусульманами и иудеями имели место жаркие дискуссии[61]. Один из богословов по имени Хуйи или Хуиби говорил, что, возможно, когда мысли Пророка были заняты преходящими проблемами, Всевышний повелевал Джибрилю читать суры с мукатта‘атами, чтобы привлечь его внимание[62]. Он, однако, не считал, что эти восклицательные союзы обращены не к самому Пророку, которого всегда переполняла духовная бдительность, а к язычникам, христианам и иудеям Мекки и Медины[63].
Один из современных учёных провёл статистическое исследование разделённых букв на компьютере. Подсчитав количество всех букв всех сур современных экземпляров Корана, он вывел абсолютное, процентное и среднее количество каждой из буквы из четырнадцати мукатта‘атов. Распределение этих букв в сурах настолько математически точны, что вне всяких сомнений такое не по силам человеку. Например, он подсчитал, что в суре "Каф" больше всего использована буква "каф", а в суре "Нун" — буква "нун"[64]. Это исследование, которое не выдвигает новой теории, но лишь нацелено на подтверждение выдвинутой в средние века теории[65], вызвало особый интерес многих исламских исследователей, в том числе иранских[66]. Однако во многих местах его итоги неоднозначны. Кроме того, современные экземпляры Корана и кира’аты отличаются от более ранних. Поэтому результаты этого исследования не кажутся неоспоримыми.
Некоторые толкователи Корана убеждены в верности всех вышеприведенных теорий. Они утверждают, что Господь начал некоторые суры мукатта‘атами, чтобы указать ими на множество смыслов, а не на один[67].