Татарское молитвенное наследие

Поддержать проект


Поддержать проект

Галерея Периодических Изданий и Артефактов «Тайные Знания»


Галерея Периодических Изданий и Артефактов «Тайные Знания»

Цитата дня


«Одержание происходит, лишь когда доступ открыт. Мало того, до одержания уже зло шепчет и подготовляет слабый дух. У нуждающихся во зле появляются и привлеченные ими сущности. Карма одержимых тяжка! »

Новые темы



Правила сайта

Правила сайта

Аватара пользователя
vilen
Сообщения: 697
Зарегистрирован: 28 июн 2013, 20:46
Откуда: Казань

Татарское молитвенное наследие

Сообщение »

Молитвенники представляют собой богатый пласт религиозной литературы, распространенной среди татар в изданном виде. Более того, этот вид книжной продукции имел массовый характер, в чем мы можем убедиться по количеству изданий и по их тиражу.

Сюда относятся сборники молитв, зикров, вирдов, хизбов и комментарии к ним. Большим спросом у татар-мусульман стали пользоваться, особенно с 40-х годов ХIХ века, молитвенники и таблицы-шамаили. По свидетельствам современников, “этот вид печатной продукции переживает своеобразный бум”. Это явление рядом исследователей называлось “засорением” татарской книжной продукции. Но А. Г. Каримуллин справедливо отмечает, что это “было связано с противодействием миссионерской деятельности местных христианизаторов”.

Первый молитвенник رسالة فرض عين هم دعوات Рисала фард `айн һәм да`ават (Книжка заповедей особенных и молитв) и первая таблица вышли в свет в 1847 г. А за три года (с 1848 по 1850) количество изданных молитв и таблиц достигло сорока двух. Это означает, что в течение года издавалось не менее десяти молитвенников и таблиц. Среди них есть как молитвы за пророка, так и индивидуальные, групповые обрядовые, праздничные, приуроченные к определенным событиям и предваряющие некоторые действия и т. п. Как мы видим, широко издаются собрания арабских славословий на разнообразные случаи жизни с переводом арабского текста и с толкованием его.

Молитвенники издавна существовали в арабском мире. Даже самыми серьезными мусульманскими учеными в свое время создавались произведения, посвященные молитвам. Известно, что широко распространены были сборники молитв, зикров, вирдов, хизбов и комментариев к молитвам таких авторов, как ал-Газали (ум. 505/1111), ал-Килани (ум. 561/1165), ал-Навави (ум. 676/1278 г.), ал-Джазари, ал-Биркави (ум. 981/1573), ал-`Аскалани (ум. 852/1449 г.), ал-Кари ал-Харави (ум. 1014/1605), ал-Каши и другие.

Из издававшихся татарами можно назвать следующие авторские молитвенники:

دلائل الخيرات Дала’ил ал-хайрат, издавался 10 раз (1845, 1846, 1894, 1895, 1901, 1902, 1903, 1904, 1913, 1915 гг.).

اوراد فتحيه Аврад фатхийа = Победные вирды [славословия]. Суфийские молитвы. Автор их известный сайид и суфий по прозванию الامير الكبير ал-Амир ал-Кабир или امير سيد Амир Саййид, полное имя его مير سيد على همدانى Мир Саййид `Али б. Шихаб Хамадани (714/1314-786/1384 г.). Он родился в Хамадане, откуда бежал при нашествии Тимура в Кашмир, где распространял мусульманство.

Умер на обратном пути в Иран и похоронен в Кулябе, в современном Таджикистане, где имеется над его могилой мавзолей (Мазар ал-Амир). Этот молитвенник также иногда издавался татарами под полным названием كتاب مستطاب شريف مآب اوراد فتحية Китаб мустатаб шариф мааб Аврад фатхийа. Издавался 8 раз (1848, 1865, 1877, 1878, 1888, 1891, 1896, 1905 гг.).

دعاء جنة الاسماء Ду`а’ джаннат ал-`асма` (Молитва Рай имен), автор زين الدين ابو حامد محمد الغزالىЗайнуддин Абу Хамид Мухаммад ал-Газали (1058-1111 гг.). С 1848 по 1911 годы вышло в свет 22 издания, причем тираж некоторых доходил до 30000 экз.

حزب البحر Хизб ал-бахр (Хизб моря), автор - احمد بن عبد الله الشاذلى Ахмад б. `Абдаллах ал-Шазили (ум. 656/1258 г.). Три издания (1873, 1882, 1889 гг.).

شرح نظم الشيخ الاجل نور الدين
الدمياطى فى اسماء الله تعالى الحسنى Шарх назм аш-Шайх ал-аджалл Нураддин ад-Димйати фи Асма' Аллах Та`ала ал-хусна (Комментарий к стихам шейха преславного Нуруддина Димйати “О прекрасных именах бога”), автор محيى الدين البونى Мухииддин [Абу `Аббас] ал-Буни (ум. в 622/1225 г.). Одно издание 1971 года и одно издание, год которого не указан, под названием “Шарх касида аш-Шайх ал-аджалл Нураддин ад-Димйати фи асма' Аллах та`ала ал-хусна” (Толкование на касыду шейха преславного Нуруддина Дамйати “О прекрасных именах бога”).

Этот род изданий представляет немалый интерес и требует специального изучения, так как занимает определенное место как в истории татарского книгопечатания, так и в истории татарской литературы. Именно в качестве жанров малой литературы их первыми из татарских ученых начали изучать Г. Рахим и Г. Газиз. Правда, по их мнению, для литературы важную роль играли только "хасият" (свойства) молитв, помещаемые в начале изданий. Каждый "хасият" начинался по шаблону, характерному для большинства подобных книг, с упоминания проповеди пророка, которую он произносил, оперевшись спиной на "михраб" (по мусульманской легенде в то время пророку ангел Джабраил в подарок приносит определенную священную молитву).

После этого начинается повествование о свойствах молитвы. Как правило, часть свойств считается имеющей важное значение для потустороннего мира, а часть для этого - реального. Перед тем, как рассказать о всех свойствах, составитель молитвенника предупреждает, что ни в коем случае нельзя сомневаться в них, иначе их владелец будет лишен всех благ. Как правило, имеющий их при себе и читающий их спасется от любых неприятностей: от тюрьмы, болезней, сглаза и порчи, его род будет укреплен, любим, путь будет удачным, враги побеждены, сам он будет защищен как от хищных животных, так и от нечистой силы, от отравления, потерь, бездетности, пожара, потопа. Заблудившийся в пути, имея при себе молитву, найдет дорогу, бедный - разбогатеет и т. п.

Для описания в качестве примера авторы взяли две молитвы из числа самых распространенных среди народа دعاء سيفى خاصيتلرى برلان "Ду`а'и сайфи хассийатләре берлән" (Молитва о мече и ее свойства) и دعاء رجال الغيب"Ду`а'и риджал ал-`айб". В описании свойств последней молитвы отражено сказание из исламской мифологии - поверье о 360 мужах, которым предписано помогать людям в различных сложных ситуациях. Их количество неизменно. В случае смерти одного из них они тут же похищают кого-нибудь из людей ему в замену. И эта молитва дана для испрашивания милости у них. Издатель книги для доказательства необычных свойств этой молитвы приводит в качестве примера несколько небольших рассказов. В основу одного из них положен знаменитый сюжет о Лейле и Маджнуне.
Продолжение следует...


Аватара пользователя
чародей
Сообщения: 2472
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 22:18
Откуда: Россия
Пол: М

Re: Татарское молитвенное наследие

Сообщение »

Благодарю вас за урок Уважаемый Вилен Эфенди.


Мир вам.


Кто, Ангел или Демон - вечная тема Добра и Зла.
Аватара пользователя
Clarissa
Сообщения: 3007
Зарегистрирован: 15 июн 2013, 19:11
Пол: Ж

Re: Татарское молитвенное наследие

Сообщение »

Уважаемый Вилен Эфенди, благодарю Вас за тему о татарском молитвенном наследии.
С уважением.


Аватара пользователя
фея888
Сообщения: 1776
Зарегистрирован: 18 ноя 2014, 15:58
Пол: Ж

Re: Татарское молитвенное наследие

Сообщение »

Уважаемый Вилен Эфенди, благодарю Вас за знания. С уважением.


Nelya de Giz
Сообщения: 3564
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 20:03
Пол: Ж

Re: Татарское молитвенное наследие

Сообщение »

Благодарю за познавательную информацию, уважаемый vilen Эфенди.
С уважением.



  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Школа Мусульманской Магии "Карамат" 4 ступень»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: CommonCrawl [Bot] и 0 гостей