Еще во времена Плиния было известно, что игру опала можно улучшать, нагревая его, а затем быстро охлаждая, в результате чего он покрывается трещинками. Поскольку эти трещинки заполнены воздухом, а не твердым материалом, нетрудно догадаться, что такие имитации имеют посредственный вид.
Так как опал — очень пористый материал, то широко применяются различные методы окрашивания опалов. Путем окрашивания можно получить черный, глубокий темно-синий цвет, дымчатую окраску.
Нередко встречаются имитации черного опала, получаемые путем пропитки низкокачественного опала раствором сахара с дальнейшей обработкой серной кислотой.
Иногда игру опала улучшают пропитыванием опалов плохого качества бесцветными материалами. Для этого используют несколько видов масел, восков и глицерина. Также они помогают скрыть трещины и неровности на поверхности опала. Но при носке такого камня масло может высохнуть или медленно вытечь. То же происходит и с глицерином.
Для улучшения игры света в опалах используют отражающую свет фольгу, перламутр. Также для покрытия задней части кабошонов используют черную краску, которая поглощает свет.
Так как благородный опал часто встречается в виде тонких пленок, то достаточно широко распространены комбинированные камни — дублеты и триплеты.
В дублетах пленка опала искусственно скрепляется какой-нибудь подложкой: черным стеклом, низкокачественным опалом, черным ониксом, черным обсидианом или черной пастой. Дублеты могут быть так же прекрасны, как и сплошные черные опалы, но, естественно, они значительно дешевле. С целью маскировки такие камни часто крепятся в глухую оправу, закрывающую место склейки опала с подложкой. «Предупреждающий знак» дублета — совершенно плоская или лишь слегка искривленная верхняя поверхность камня.
Триплеты могут состоять из кварцевого или стеклянного верха, тонкой опаловой середины и нижней части из черного стекла, оникса и т. д. Верхняя пленка из кабошона горного хрусталя предохраняет опал от повреждении, но изменяет его блеск и иризацию. В таком случае достаточно рассмотреть камень с помощью лупы, чтобы увидеть места склейки.
В последние десятилетия на рынок попадает немалое количество и синтетических опалов. Они очень красивы, похожи на природные, и специалистам, кроме диагностических приборов, нередко требуется большое искусство и опыт, чтобы отличить их от природных. Синтетический опал в сотни раз дешевле природного, не считая тех случаев, когда его выдают за природный.
Свойства камня так же противоречивы и переменчивы, как и его окраска. Даже одного и того же человека он может удерживать от низменных страстей и прихотей, а может и толкать на путь запретных удовольствий. Считается камнем обманчивых надежд. Поддерживает природные способности своего владельца, как созидательные, так и разрушительные.
Боэций де Боот писал: «В опале есть невероятная смесь цветов и игры света, он успокаивает нервы, помогает при болезни сердца, действует против меланхолии, грусти, обмороков, сохраняет от подлых страстей и раздражения, возвращает остроту зрения и блеск глазам».
В качестве талисмана обеспечивает успех в делах, но лишь в том случае, если его носит порядочный благородный человек, в котором нет жадности. Не рекомендуется носить опал людям с неустойчивым характером. У злобных людей он рождает подозрения.
Белый опал помогает тем, кто посвятивл себя помощи больным и душевнобольным людям. Также эта разновидность опала способна поддерживать в людях художественные и артистические способности. Рекомендуется писателям, художникам, артистам.
Энергетически опал очень трудно уживается со всеми знаками Зодиака. Без особого риска его могут носить люди, рожденные под знаком Весов,— в большинстве гороскопических таблиц это их камень.
Считается также, что камень помогает слабым, неуверенным в себе людям.
Для сильных же, склонных к постоянному действию личностей он может стать опасным врагом, порождает кошмары, боязнь темноты, вызывает необоснованные подозрения и скандалы.
Черный опал располагает к занятиям черной магией, его еще называют первым камнем сатаны. Он способствует медиумической связи с самыми низшими демонами, которые чаще других вмешиваются в жизнь людей.
Черный опал носит славу дьявольского камня-искусителя. По поверьям, дьявол заключает в опал души злых и корыстных людей и выпускает их только в том случае, когда нужно воплотить в жизнь какие-нибудь страшные дьявольские замыслы. Какое-то время камень оберегает своего владельца от расплаты за прегрешения, если тот сознательно идет по пути зла.
Но на Востоке черный опал всегда считался исключительно счастливым камнем, исцеляющим всевозможные хронические заболевания. В этих целях опалы носили на указательном пальце правой руки и обязательно в золотой оправе.
Опалы светлых оттенков восточные ясновидцы использовали в целях предсказания будущего и чтобы иметь возможность видеть и толковать сны.
Некоторые астроминералоги рекомендуют носить опал только на среднем пальце и ни никаком другом. Причем, в силу того, что этот камень обманчив, желательно в течение дня надевать кольцо со среднего пальца одной руки на средний палец другой руки. Нежелательно носить украшения с опалом постоянно, не снимая. Какими бы прекрасными ни были эти камни на прилавках магазинов, нужно хорошо подумать, прежде чем их приобретать. Они работают положительно только в руках предельно гармоничного, целостного человека.
По мнению оккультистов, опал — это, пожалуй, единственный минерал, который опасно передавать по наследству или дарить, если вы не хотите нажить себе врагов, поскольку он может рождать враждебные чувства к дарителю. Влияние подаренного опала продолжается только одно поколение, поэтому его можно подарить дочери для ее детей.
Опалы требуют осторожного обращения. Они хрупки, имеют сравнительно низкую твердость (5—6) и легко повреждаются. Поэтому они больше подходят для брошей и кулонов, чем для колец, где камень ежедневно подвергается опасности быть расколотым или поцарапанным.
Многие опалы способны абсорбировать некоторые жидкости, поэтому их внешний вид можно испортить, если погрузить их в грязную воду, чернила или другую окрашенную жидкость.
Кроме того, безвозвратно испортить опалы может их чрезмерное нагревание. Опалы, имея в своем составе воду, действительно не любят сухости, «теряют воду» при старении, что может вызывать растрескивание поверхности камня и даже его полное разрушение. Поэтому для того, чтобы дольше сохранить опалы, их нужно время от времени погружать в чистую воду.
В последнее время научились «реанимировать опалы», утратившие игру света, в камерах высокого давления.