Divider

ЗУРВАН И ЗУРВАНИЗМ

IPSISSIMUS

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:39.252
Реакции:1.293
Баллы:113
ЗЕРВАН (ЗУРВАН)
Об этом боге времени и судьбы следует сказать особо. Он стал предметом культа, религиозного течения зерванизма, которое даже соперничало с маздеизмом. Не очень ясно, когда и как он возник. Предполагается, что сравнительно поздно. Однако, по-видимому, еще раньше бытовал миф о Зерване, который в пересказе М. Дрездена звучит так.
Некогда не существовало ничего: ни земли, ни неба, ни каких-либо тварей на небе или на земле. Был только один Зерван.
Ему было одиноко, и в продолжении тысячи лет он совершал жертвоприношения, прося себе сына, чье имя было бы Ормазд (Ахура Мазда) и который создал бы небо и землю и все, что есть на них. Совершая так жертвоприношения тысячу лет, он начал размышлять: «Есть ли польза от моих жертвоприношений, будет ли у меня сын, или все мои старания напрасны?»
И пока он так размышлял, в материнском чреве зародились и Ормазд, и Ахриман. (Из этого следует, что это первосуще-ство – человекоподобный Зерван – был двуполым по природе своей.) Ормазд предугадал его мысли, и как сама Правда сказал о них Ахриману. Тогда тот разорвал чрево и явил свое отвратительное обличье отцу Зервану, сказав: «Я твой сын, Ормазд».
С отвращеньем отвернулся от него Зерван, видя в нем исчадье тьмы, ощущав его смердение и чувствуя в нем творца зла. Он зарыдал. И тогда появился на свет его сын Ормазд – светлый и благоуханный.
Ахриман приблизился к Зервану и напомнил о его зароке: «Берегись, разве ты не поклялся первому пришедшему дать владычество над миром». И Зерван ответил: «Сгинь, Нечистый- я сделаю тебя царем на девять тысяч лет, но Ормазд будет править над тобой, а после отведенного времени будет царствовать Ормазд и все исправит по своей воле». Так и свершилось.
Этот миф, как всякий другой, оперирует человекоподобными образами. По всей вероятности, жрецы привнесли в него мысль о великом благе и действенной силе жертвоприношений. Народная фантазия украсила его живописными деталями и острой сюжетной коллизией. Однако у него есть глубокая философская основа. Он повествует о Вечности, которая существовала изначально и содержала – в материальном воплощении – изначальную двойственность, мужское и женское начало, без разделения добра и зла, без всего разнообразия известного нам материального мира.
В средневековом сочинении «Бундахише» («Первотворение»), в котором пересказаны, как считается, утраченные космологические взгляды, содержавшиеся в соответствующем разделе Авесты, есть гимн Вечности, где сказано: Зерван – могущественнее обоих творений – Добра и Зла. Все, что происходит в этом мире, уже предопределено Зерваном, и судьба каждого человека в его ведении.
Эти идеи стали основой манихейства, считающего равнозначными, равновеликими силами Добро и Зло. Более того, убеждаясь на горьком жизненном опыте в торжестве зла, нередко побеждающего добро, лжи, которая привлекает многих больше, чем правда, некоторые зерванисты утверждали, что в мире правит Ахриман, а Ормузду суждено вечно бороться с ним, так и не одерживая окончательной победы.
Интересней другое. Обратим внимание на выделение Вечности и Временности, то есть существования череды событий, которая служит материальным воплощением течения времени. Эту идею можно толковать как существование изначальной неопределенности, отсутствие следов каких-либо объектов и явлений. В таком случае о начале творения говорить не имеет смысла. Можно судить только о том периоде, когда в мире уже оформились и стали действовать две первичные силы.
Если обратиться к современным взглядам на структуру Вселенной, то появление материальных носителей «положительной» и «отрицательной» первоосновы мира сопоставимо с возникновением из космического вакуума частиц и античастиц. Но для такого «саморождения» (в физике этот процесс называется фоторождением) требуется «сгущение» энергии вакуума в отдельных «узлах»…
Не станем вдаваться в детали (тем более что теория фоторождения Вселенной еще не создана, заявлена лишь гипотеза). Самое замечательное, что в дальнейшем должно было происход
 

Ин-когнито

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:866
Реакции:2
Баллы:0
К сожалению, Зрван упоминается только в русском переводе. Да и не во всех. В пехлевийских текстах его нет в том контексте, в котором он упоминается в зерванизме. А та цитата из текстов, на которой он базируется - вырвана из контекста. Поэтому её можно трактовать как душе угодно. Причём сама структура предложения на пехлеви можно понять двояко. Чтобы понять значение, нужно обратится к контексту.

О происхождении Ахура Мазды в Бундахишне говорится о неком Зендегах. Что это, трудно сказать. Если дословно зенде &quot-живой&quot-, а гах &quot-обозначение для некое-го места, пространства&quot-. Возможно - &quot-источник жизни&quot-.

Миф, описанный здесь, не имеет подтверждения ни в одним из сохранившихся памятников. Многие приписывают его самому Дрездену, пытавшемуся придать некий мистицизм, присущий, например, китайской мифологии, где великий предел - единица - рождает двойку - ян и инь.

Далее, на счёт двухполого Зрвана и его человекоподобности. Человекоподобность особо вызывает сомнение. Зрван всё таки существо духовное, бестелесое , аморфное существо. Идея священнодейства и сомнения во время его проведении возможно имеет древние корни, но остальное (я о чреве) - фантазия исследователя.

Кстати, имя Ахура Мазда тоже сочетает в себе элементы мужского и женского. Слово Ахура в авестийском языке - в форме мужского рода, Мазда - в форме женского. Т.е. получается некая бесполость.

Не отрицая существование зурванизма, не поддерживаю приписываемой ему первичности. Тот сгусток, о котором идёт речь в конце статьи, может быть и тем самым Зендегах, о котором современные зурваниты предпочитают почему-то умалчивать.

ПС: я так понимаю, это статья Рудольфа Константиновича Баландина
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу