Divider

Символы и ритуальные предметы Буддизма .

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
ВАДЖР




Как ритуальный предмет ваджр представляет собой мужское начало – сострадание и радость.
Ваджр означает – хозяин камней, алмаз. В важдраяне алмаз является символом нерушимости и просветленного разума. Ваджр – главный атрибут Будды-Акшобхьи, семейство которого также известно как ваджра-семейство.

Каждая деталь ваджра имеет свое символическое значение.
Середина ваджра соответствует природе ума, всем ее качествам и полной реализации. Обрамление из лепестков лотоса символизирует чистоту и представляет 8 бодхисаттв. Ребра, или спицы, соединяюшие центр с концами, также имеют свое значение в зависимости от количества (бывают ваджры с 1,2,3,5 и 9 спицами).
В Тибетском Буддизме наиболее распространены ваджры с 5-ю спицами, одна в центре, окруженная 4-мя по краям. Эти четыре спицы, расходящиеся по четырем направлениями по странам света, восходят из ртов четырех Макар (морских чудовищ) и соединяются с центральным ребром на концах. Макары символизируют четыре качества ( Любовь, сострадание, сострадательная радость и умиротворение), четверо врат к просветлению ( медитация на пустоту, бессущностность, отсутствие желаний и недвойственность), четыре вида активности (умиротворение, обогащение, притяжение и разрушение), четыре направления как четыре первоэлемента: земля, вода, огонь и воздух.
Пять спиц в верхней части ваджра означают пять просветленных качеств Дхьяни-Будд и трансформацию пяти мешающих эмоций (гнев, гордыня, привязанность, зависть и неведение), соответствующие Будда-мудростям. Это пять скандх ментальных состояний личности.
Пять спиц на нижней части ваджра символизируют пять супруг Будд-мужчин. Пять супруг олицетворяют пять первоэлементов: земля, вода, огонь, воздух и пространство.
Сумма всех десяти спиц символизирует десять шагов на пути Бодхисаттвы, десять направлений или десять видов освобождающей активности (Skt. Paramita, Tib. Pha rol phyin pa).
Если у ваджра девять спиц, они означают девять средств Линии Нингма – три из класса Сутры и шесть из класса Тантры (четыре класса Тантры, и подразделения высшего класса на Маха- Ану- и Ати-Тантру)
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Да?мару (санскр. ????) или да?мру — маленький двухмембранный барабан в Индии и Тибете, имеющий форму песочных часов.





Этот барабан обычно делается из дерева. Его высота колеблется в пределах от нескольких дюймов до немногим больше фута. На нём играют одной рукой. Звук в основном производится шариками, которые прикреплены к струне или кожаному шнуру, обмотанному вокруг узкой части дамару. Также в производстве звука могут участвовать узелки, завязанные на шнуре. Когда человек покачивает барабан, используя волнообразные движения запястьев, то шарик (или шарики) ударяют по обеим сторонам дамару. Этот музыкальный инструмент используется странствующими музыкантами всех видов из-за своего маленького размера. Также он используется в ритуальной практике тибетского буддизма.

Дамару вообще хорошо известен на всём Индийском субконтиненте. Среди шиваитов он ассоциируется с формой Шивы под названием Натараджа, являясь символом последнего. Четырёхрукий Натараджа держит дамару в верхней правой руке, когда совершает свой космический танец тандава. Считается, что дамару озвучивает сам первозвук (нада). Существует легенда, что все звуки санскрита произошли от звуков игры Шивы на дамару. Бой этого барабана символизирует ритм сил при сотворении мира, а обе его половинки олицетворяют мужское (лингам) и женское (йони) начало. А соединение этих частей является тем самым местом, где зарождается жизнь.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Канглинг




(в другом варианте русской транкрипции: ганлин, , транслитерация Вайли: rkang-gling) — ритуальный духовой музыкальный инструмент Тибета. Упоминания о канглинге восходят к учению Бон. Изготавливался обычно из берцовой кости человека, зачастую оправляемой в серебро. Два отверстия, расположенные в его расширяющейся части носят название «лошадиных ноздрей». Канглинг используется при совершении обряда чод. Существует специальный ритуал по изготовлению ганлина,должен отвечать следующим требованиям: одна сторона ганлина — это двухглавая берцовая кость, в лучшем случае белого цвета, темная кость — это средний вариант, в худшем случае пойдет и пятнистая кость. Не нужно пользоваться костью очень старой, серого цвета. Форма ее должна быть немного изогнутой, звук должен извлекаться мягко, без усилия. Не нужно использовать кости с различными дефектами. Лучше всего подходят кости людей в возрасте от шестнадцати до шестидесяти лет. Не нужно использовать кости самоубийц, безумных, оскверненную кость убийцы, человека, умершего от голода, человека-извращенца, человека, родившегося от кровосмешения, человека исчезнувшего рода (нации, крови), садиста. Кости человека, не имевшего таких недостатков, являются совершенным ганлином. Нельзя использовать очень старую кость, кость больного, например, прокаженного, пользоваться железными, медными, деревянными, роговыми и другими подделками. В особенности, не нужно их делать из рогов и костей животных, например, яка. Духи, услышавшие звук такого ганлина, могут быть введены в заблуждение тембром звучания, и это может быть причиной их дискомфорта, недовольства и ярости. Место, на котором звучал такой ганлин, может стать местом различных неблагоприятных событий. Свирель из человеческой кости, как инструмент, вызывающий существ из мира без форм, не должна иметь таких недостатков. Просто так дуть в ганлин запрещается, а только лишь разрешается использовать инструмент в ритуальных целях.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Пхурба




(Пхурбу, Пурбу, Пурба) — ритуальный тибетский кинжал.
Пхур-Бу (от тибет. «колышек» или «гвоздь») — ритуальный кинжал, используемый в эзотерических обрядах тибетского буддизма для изгнания злых духов. Рукоятку кинжала с трехгранным клинком увенчивает лошадиная голова свирепого охранительного тибетского божества Хай-ягривы. Пхур-Бу также украшают «узлами» бессмертия, головой макары — чудовища с туловищем крокодила — и сплетшимися змеями. Ритуальный кинжал используется для заклинания и истребления демонов следующим образом: колдуны наносят им колющие удары, повторяя основную мантру «хум», материальным воплощением которой является данный кинжал.
Пурба это символический кинжал, который имеет трехгранную форму, имеет рукоятку в виде трех голов гневного божества «Защитника».
Пурба символизирует разрушение всех концепций и привязанности к собственному «я», а также представлений о реальности иллюзорного мира. В некоторых специальных ритуалах тантрического Буддизма, пурба используется в качестве оружия для подчинения сил, противоборствующих учению. С помощью пурбы практикующий йогин их символические образы буквально пригвождает к земле.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Тибетский нож – Дигуг, ещё его называют топором.


Дигуг — ритуальный кривой нож. Подобные ножи использовались для разделки туш животных. Символизирует отсечение привязанности к собственному «я».

Если копнуть чуть глубже в символизм, то дигуг это метод, которым побеждается эго. В качестве символа эго выступает собственное материальное тело, которое рассекается с помощью дигуга на части.
Разумеется, это упражнение ума, а не совершение конкретных действий над физическим телом.
Практик способен избавиться от эго – таков, по сути, смысл дигука.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Индийский меч «Риди».





Ритуальный предмет для тантричеких практик. Символ Бодхисаттвы мудрости Манджушри. Символизирует отсечение неведения и двойственного видения мира. Его можно увидеть на изображениях Манджушри в его правой руке.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Чётки


(от др.-рус. чьт? — считать, читать, почитать) — шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины (зёрна), пластинки или иные однородные элементы. Во многих религиях: буддизме, индуизме, исламе, христианстве — используются для счёта прочитанных молитв или иных ритуальных действий, сохранения внимания и концентрации, задания ритма и так далее.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Капала


(санскр. ???? kapala?, тиб.- «череп, чаша») — сосуд, сделанный из верхней части человеческого черепа, используемый для ритуальных целей как в индуистской, так и в буддистской тантре. В Тибете они зачастую богато украшались золотом и драгоценными камнями.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Медные тарелки, или цимбалы (пали sammata?a), – музыкальный инструмент, состоящий из двух металлических чаш, издающих при ударе друг о друга резкий звенящий звук- символизирует звук. Является атрибутом богини Шабда. Входит в набор из восьми предметов, устанавливаемых на алтарь в качестве подношений.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Опахало из ячьего хвоста, или чамара (санскр. и пали camara, тиб. rnga yab), раньше являлось одним из атрибутов царской власти. Такие опахала украшались драгоценностями. В буддизме такое опахало стало одним из атрибутов бодхисаттв. С чамарой изображаются архаты-стхавиры Ангаджа, Ваджрипутра, Ванавасин.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Раковина (санскр. ?ankha, тиб. dung) в древности являлась музыкальным духовым инструментом, поэтому естественно, что она символизирует звук. В буддистских ритуальных практиках она используется в качестве трубы или как сосуд для пожертвований. Белая раковина, у которой спираль закручена вправо, символизирует Слово Будды.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Кхатванга (санскр. kha?va?ga, тиб. kha tvang ga) – ритуальный жезл, чья верхняя часть состоит из сосуда с нектаром бессмертия, стоящего на ваджре, двух голов и черепа, увенчанного ваджрой или трезубцем. Изначально кхатванга считалась волшебным оружием бога Шива, и её носили отшельники и йогины. В буддийской иконографии этот атрибут имеют Гуру Падмасамбхава, богиня Ваджраварахи и некоторые другие божества.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Зеркало, или мелонг (санскр. adarsa, тиб. me long), – атрибут, символизирующий чистую мудрость Дхармы. Традиционно мелонг имеет круглую форму, выполнен из металла (это медь и, вероятно, ещё какие-то добавки), орнамент зеркала имеет центральную симметрию. Зеркало держит в руках, например, богиня Дордже Юдонма.
Мелонг является тибетским оберегом, защищающим от разнообразных проявлений негативной энергии. Как правило, мелонги больших размеров вешаются снаружи входной двери или внутри дома по направлению к двери в качестве зеркал для отражения отрицательной энергии, порчи и сглаза. Мелонги меньших размеров можно использовать в качестве нательных амулетов, отражающих различные отрицательные энергетические влияния, так же имеющие форму порчи и сглаза.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Тибетская песочная мандала


Ма?ндала (санскр. ?????, «круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет.

Символика мандалы

Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Её даже могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.

Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала сделанную мандалу разрушают.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
&quot-Кэнгэргэ&quot- - Большой плоский барабан, установленный на спец. подставке внутри Храма.

&quot-Харанга&quot- - Большой круглый ритуальный гонг-сковорода из меди. Используется для вхождения в медитацию.

&quot-Цан&quot- - Медные тарелки-литавры

&quot-Дэншик&quot- - Маленькие медные тарелочки, соединённые между собой ремешком. Служат для призыва неприкаянных духов.

&quot-Дунгар&quot- - Ритуальная морская раковина в серебре с ультразвуковым звучанием.

&quot- Рагдонг&quot- - Многометровая ритуальная труба с низким звучанием.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
&quot-Скула-друм&quot- - Ритуальный барабан из двух развёрнутых крыш человеческих черепов, обтянутых человеческой кожей.

&quot-Хонхо&quot- - Небольшой колокольчик с рукояткой, на наружной стороне которого нанесена мантра - &quot-ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ&quot-.

&quot-Поющая чаша&quot- - Особая система из меди или серебра, позволяющая изменять внутренние биоритмы человеческого организма.
Тибетские поющие чаши (The Tibetan singing bowls) – древнее средство медитации. Уникальный сплав металлов, из которого изготавливаются поющие чаши, позволяет получать звук значительно отличающийся от звучания всех других музыкальных инструментов. В отличие от синтезаторов, издающих внешне подобные звуки, звучание тибетских чаш «заряжено» благодаря трению дерева о металл. Это имеет множество важных последствий, таких, например, как целительные свойства звуков поющих чаш или их способность повышать восприимчивость некоторых желез, выполняющих роль своеобразных «переключателей» между симпатической и парасимпатической нервными системами.

Звучание тибетских поющих чаш состоит из безграничного потока обертонов, которые образуют звуковые спирали, вращающиеся вокруг «действительного» (основного слышимого) звука. В основе такого взаимодействия обертонов лежит волновой принцип: два звуковых потока встречаются, образуют стоячую волну и растворяются в «океане» звуков. В отличие от механического повторения, характерного для минимализма, здесь каждая такая встреча – это отдельное, уникальное, событие, каждая немного, почти незаметно отличается от остальных. Прозрачное, насыщенное обертонами звучание поющих чаш – прекрасная энергетически насыщенная музыка для медитации и целительства.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
&quot-Линка&quot- - Магическая фигурка святого из металла или теста. Часто содержит внутри себя не безопасное постороннему заговоренное содержимое.

&quot-Бурханы&quot- - скульптурные или рисованные изображения ламаистских божеств.

&quot-Танка&quot- - Буддистская икона на холсте. Выносится во время церемоний, в виде знамени на шесте.

&quot-Сор&quot- - жертвенная пирамидка из теста тсампы, поглощающая врагов буддизма.

&quot-Торма&quot- - маленькие цветные или серые пирамидки из масла яка и тсампы с медальонами, изображающими божеств. Делаются в честь праздников.

&quot-Тсатса&quot- - Маленькие иконки из глины, собранной со святых мест.

&quot-Лун-па&quot- - &quot-Ветряные лошади&quot- - флаги с заклинаниями, устанавливаемые на 4-х углах крыши дома, чтобы препятствовать проникновению в жилище злых духов.

&quot-Лунг-да&quot- - Пачки цветных бумажных листовок с молитвами, разбрасываемые по ветру на горных перевалах.

&quot-Хадаки&quot- - Узкие белые(реже-чёрные или жёлтые) длинные шёлковые шарфы для ритуальных подношений статуям святых, а также - людям, в знак почтения.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Ступа – символ буддийской вселенной и Просветлённого Ума


Слово "ступа" в переводе с санскрита означает вершина, верхушка. Так в древней Индии назывались могильные курганы.
Первоначально ступа (пали тхупа, тиб. чортен) представляла собой холм, содержавший останки святого человека или объекты, связанные с его жизнью. Через столетия ступа преобразовалась в высокие монументы со шпилями, напоминающими храмы Таиланда, Шри-Ланки, Кореи, Японии. В буддизме она стала символом мироздания, схематически выраженного ступенчатой структурой ступы. Ступа символизирует собой вселенскую гору Сумеру. Архитектура ступы может меняться от страны к стране, но всегда остаются пять составляющих ее частей: основание, лестница (ступени), купол (полушарие) шпиль и навершие. В буддизме этим частям ступы ставятся в соответствие различные значения. Например, соответствие с пятью первоэлементами: основание соотносится с элементом Земля- лестница – с Водой- купол – с Огнём- шпиль – с элементом Ветер (Воздух)- навершие – с Пространством. Или другое соотношение: основание – омрачения ума- лестница и купол – начало пути к просветлённому состоянию ума- шпиль – состояние бодхисаттвы, навершие – состояние Будды.

Таким образом, ступа также является символом Просветлённого Ума Будды. В буддийских текстах упоминается, что после кремации тела Будды останки его были поделены на восемь частей, каждая из которых была помещена в специальную ступу. Эти реликвии стали объектом поклонения буддистов.

Реликвии, помещаемые в Ступах Просветления, представляют собой объекты веры: мощи буддийских святых, предметы, которыми они пользовались, священные тексты. Так, например, внутри Ступы Просветления, построенной недавно в Элисте, тибетскими ламами были заложены:

субстанция, выступившая на костях Будды Кашьяпы-
кусочек ткани, в которую были завернуты тексты Праджняпарамиты, принесенные Нагарджуной из страны нагов-
печать, которой Гуру Ринпоче запечатывал свои терма-
тексты учений-терма Падмасамбхавы-
бусина из четок 14-го Кармапы-
волосы 15-го Кармапы-
кусочек одежды 16-го Кармапы-
земля из Лумбини, места рождения Будды Шакьямуни-
частицы ступы Сваямбху и другие реликвии.

Кроме того, в Ступу было заложено множество символических предметов, мантр, молитв и драгоценных вещей.

Во времена распространения буддизма обладание подобными реликвиями, а также строительство ступ были очень важны- ступы с реликвиями были символом приверженности Дхарме, способствовали обретению благой мотивации и заслуг. Упоминается, что индийский царь Ашока после встречи с Гуру Ринпоче обрёл глубокую приверженность Учению Будды и при своей жизни возвёл миллион ступ.
Ступы - это монументы, способствующие сохранению мира в мире. Это архитектурные сооружения, в совершенной форме выражающие чистую природу ума, Просветление. Они были построены тысячелетия назад в Азии и оказывают позитивное влияние на энергию всей вселенной.





Однажды приняв самостоятельное участие в строительстве ступы, можно получить много содержательной и практической информации от учителей и специалистов, руководящих строительством. Это огромная радость - пройти однажды самому через весь процесс подготовки и строительства ступы и при этом узнать все подробности из первых рук. Одновременно узнаёшь многое о собственном уме.

Вообще, говорят, что духовное влияние ступы столь велико, что те, кто её почитают, кто принимают участие в строительстве, а также те, кто живут поблизости от неё, воспринимают её позитивное воздействие как источник мира, счастья и благополучия. В ряду символов тела, речи и ума просветлённых существ ступа относится к уму. Кроме того, она символизирует сообщество практикующих - Сангху. Это также причина, по которой ступа как символ Сангхи должна стоять на алтаре или вблизи алтаря. Будда всегда представлен через статуэтку или изображение, Дхарма через тексты, а Сангха - через ступу. Это может быть также изображение ступы.

Эти Три Драгоценности - прибежище всех буддистов. Ступа - хранилище реликвий Учителя, достигшего совершенства. Она наполняется символами тела, речи и ума всех Будд, то есть статуэтками, формами из глины (цаца), текстами и реликвиями. Раньше в больших ступах были Канджур, поучения самого Будды, и Тенджур, комментарии индийских учителей, а в небольших - тексты Праджняпарамиты. Уже в основании должно быть много ценных материалов. Правильное заполнение очень важно, оно должно происходить под руководством квалифицированного учителя.

Различные виды ступ

Так как с течением времени возникли большие различия в формых ступ, человек по имени Бишукама в тексте "Цуктор Дриме Гье Чунг" установил определённые правила для различных форм. Большинство форм связаны с событиями из жизни Будды. Есть четыре главных и четыре второстепенных места, из которых Будда распространял своё учение. Важнейшие восемь видов ступы непосредственно связаны с этими местами.

Будда советовал своим ученикам, чтобы они после его ухода в паринирвану посещали четыре главных места, а именно: Лумбини, Бодхгайя, Сарнатх, Кушинагара, и делали там подношения, чтобы очищаться от своих завес.

Итак, объясним восемь видов ступы в том порядке, в каком они связаны с жизнью Будды:

1. Ступа лотоса. Она была построена при жизни Будды и стояла в Лумбини. Главная часть имеет форму лотоса и символизирует рождение Будды.

2. Ступа Просветления, или ступа Победы над всеми препятствиями. Она была построена Дхарма-королём Бимбисарой в Бодхгайя после Просветления Будды. Вечером перед Просветлением Будда Шакьямуни устранил последние тонкие завесы и препятствия в уме. Это также отражено в значении этой формы.

3. Ступа мудрости, или также ступа 16 ворот. Она была построена в связи с первыми поучениями Будды, которые он дал в Сарнатхе (Варанаси) - о "Четырёх благородных истинах".

4. Ступа чудес. Будда переубедил последователей неправильных взглядов с помощью чудес. Эта форма была построена человеком по имени Лисаби в Шравасти.

5. Ступа схождения с небес Тушита. Будда дал поучения своей матери в мире богов на небесах Тушита. Схождение из этого мира символизируется многими ступенями этой ступы, которая возникла в Шанкасе.

6. Ступа примирения, или ступа единства. Девадатта, двоюродный брат Будды, создавал трудности внутри сообщества практикующих. В связи с примирением была сооружена эта ступа в Раджгире.

7. Ступа совершенной победы. Незадолго до своей смерти Будда продлил свою жизнь по просьбе учеников на 3 месяца. Это произошло в Вайшали.

8. Ступа паринирваны. Эта форма символизирует вхождение в паринирвану в Кушинагаре. Главная часть имеет форму колокола, и это символ совершенной мудрости Будды.

Важнейшая форма из всех восьми - ступа Просветления. Она символизирует цель буддийского пути - узнавание собственного ума, полное Просветление. Это означает освобождение от всех мешающих чувств, как и от тенденции их иметь, и раскрытие всех способностей ума, особенно совершенной мудрости Будды. Она является одновременно символом преодоления всех препятствий, всех завес.

У всех восьми ступ нижняя часть до львиного трона и верхняя часть после колец одинаковы. Середина имеет разные формы. В случае ступы лотоса, например, она состоит из лотосов.

Символика ступы Просветления

1. Драгоценная ваза. В основание ступы вливается драгоценная ваза. Она означает восемь сулящих счастье знаков, но главным образом символизирует неисчерпаемые качества тела Будды.

2. Основная плоскость. Это плоскость, "удерживающая Землю". Символизирует десять позитивных действий тела, речи и ума.

3. Три ступени над основной плоскостью. Эти три ступени символизируют Три Драгоценности - прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе.

4. Львиный трон. Выше трёх ступеней находится высокий квадратный блок, представляющий трон. На нём часто изображены снежные львы. Этот так называемый львиный трон символизирует непобедимость Дхармы, четыре вида бесстрашия Будды.

5. Малый и большой лотосы. Следующие два уровня представляют малый и большой лотос. Они символизируют шесть освобождающих действий (парамит), а именно: щедрость, этику, терпение, усердие, медитативное сосредоточение и мудрость.

6. Квадратная поверхность трона. Она состоит из большой квадратной плиты. Четыре угла символизируют четыре неизмеримых: неизмеримую любовь, неизмеримое сочувствие, неизмеримую радость и неизмеримую равностность.

Будда-аспекты сидят преимущественно на львином троне, лотосе, солнечном и лунном диске. Таково и здесь значение этого основания. После того, как у человека развивается внимательность по отношению к своим действиям и тем самым он принимает на себя ответственность за свою собственную жизнь, он обращается к Прибежищу и развивает Просветленный Настрой ума. Это есть основание для начала практики Дхармы. Следующая часть, от первой ступеньки над троном до вершины ступы, символизирует так называемые Пять Путей.

Пять Путей

Всё развитие, начиная с первого контакта с освобождающим учением и до полного Просветления, может быть описано как Пять Путей: Путь Накопления, Путь Соединения, Путь Видения, Путь Медитации и Путь Без Учения. Эти Пять Путей можно объяснить в соответствии либо с Малой Колесницей, либо с Великой. Люди, которые обладают потенциалом Махаяны, развили Просветлённый Настрой и очищаются от завес в уме, движутся по Пути Накопления в Великой Колеснице.

7. Первая ступенька над троном. Символизирует малый Путь Накопления. Она показывает "Четыре вида внимательного рассмотрения" - внимательность к телу, к чувствам, к мыслям и ко внешним явлениям.

8. Вторая ступенька над троном. Символизирует средний Путь Накопления. Здесь должны быть осуществлены "Четыре вида совершенного отказа", что означает: 1) отказаться от всех негативных действий- 2) не забывать об этом- 3) совершать позитивные действия- 4) постоянно их умножать.

9. Третья ступенька над троном. Символизирует большой Путь Накопления и состоит из "Четырёх чудесных опор": поворота к Дхарме, непоколебимой выдержки, однонаправленной концентрации и точного исследования.

10. Четвёртая ступенька над троном. Представляет Пять Способностей на Пути Соединения: доверие, усердие, внимательность, медитативную концентрацию и мудрость.

11. Неизменная основа, поддерживающая вазу. Символизирует Пять Сил на Пути соединения, которые выражают полное развитие Пяти Способностей предыдущей ступени.

12. Ваза. Символизирует Семь Ветвей Пробуждения на Пути Видения: глубокую внимательность, глубокое распознавание явлений, глубокое усердие, глубокую радость, глубокий навык, глубокую медитацию и глубокую уравновешенность. В Великой Колеснице это равнозначно достижению первой ступени Бодхисаттвы.

13. "Тре" над вазой (квадратная поверхность для вершины ступы). Эта часть соответствует промежутку от второй до десятой ступени Бодхисаттвы. "Тре" указывает на "Восьмеричный Путь Благородных" на Пути Медитации: правильный взгляд, правильное понимание, правильную речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильную внимательность и правильное медитативное сосредоточение.

14. Древо жизни (оно внутри ступы и его не видно). Это центральный стержень ступы. Древо символизирует "Десять видов трансцендентального знания", различные аспекты мудрости Будды. На Пути Без Учения достигается полное Просветление:

15. Тринадцать колец символизируют "Десять Сил", то есть десять аспектов мудрости Будды плюс "Три существенных воспоминания" - то есть знание трёх времён, прошлого, настоящего и будущего.

16. Зонт и его соединительная деталь. Этот зонт, который является одним из восьми сулящих счастье символов, означает преодоление всех страданий.

17. Гирлянды (царацак). Они - украшение всех возвышенных качеств состояния Будды.

18. Луна. Символ относительного Просветлённого Настроя и мудрости Будды.

19. Солнце. Символ неограниченного сочувствия ("подобного лучам солнца") и абсолютного Просветлённого Настроя.

20. Драгоценный камень. Символизирует неразрушимую природу ума и исполнение всех желаний, ясный свет ума.

21. Статуя Будды (в вазе). Она показывает познание природы ума на Пути Видения и полное освобождение из круга перерождений.

Польза строительства и обхождения ступы

Главное назначение строительства ступы в том, чтобы помогать существам очищаться от негативных впечатлений и вместо этого увеличивать позитивные впечатления, вследствие чего возрастают заслуги и мудрость. Всё это - предпосылки для достижения высочайшего Просветления. Когда ступа, неважно какого размера, строится с чистым намерением, то вследствие этого очищаются препятствия, обретаются чистое видение, мудрость и прочие высочайшие качества. Мотивация должна быть направлена на следующие моменты:

1. На сохранение Дхармы Будды, освобождающего учения.

2. На ограниченное временными рамками и окончательное благо для всех существ.

3. На всеохватывающую Будда-активность совершенного Учителя.

4. На очищение завес и развитие всех качеств практикующих.

Те, кто живут вблизи ступы, могут делать простирания, благопожелания, поклоны и подношения. Проходящие или проезжающие мимо могут пережить неожиданную вспышку ясности в уме. Даже тот, на кого упадёт тень ступы, накапливает тем самым большую заслугу.

Отвечая на вопрос Шарипутры, Будда дал следующие объяснения: "Вот польза, которую получает тот, кто обходит ступу. Свободный от восьми неблагоприятных условий, он переродится в благородной семье и будет владеть большим богатством. Свободный от таких мешающих чувств, как жадность, он сможет радостно упражняться в щедрости. Он будет привлекательным, у него будет хорошая кожа, и другие счастливы будут его видеть. Он будет иметь власть над миром и будет королём Дхармы. Он будет всегда удачливо перерождаться и чувствовать вдохновение от учения Будды. По завершении практики он будет демонстрировать великие чудеса и обретёт 32 чистых знака и 80 признаков физического совершенства тела Будды".

Это только некоторые виды заслуги, происходящие от обхождения ступы. Можно было бы назвать ещё много других. Даже прикоснувшись к ступе или посмотрев на неё, получая поучения о её качествах или вспоминая о ней, проходя через её тень или соприкоснувшись с ветром, веющего от неё, можно стать счастливым в этой жизни и достичь в будущем окончательного пробуждения.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Меч Мудрости




Меч интуиции, рассекающий мрак неведения, или Меч Мудрости, является атрибутом Манджушри (Манджугхоши). Такой же меч (тиб. ral-gri / ральди, санскр. кхадга), с рукояткой в форме ваджры и с языком пламени, поднимающимся к лезвию меча, мы увидим и у других богов: у Ваджрабхайравы, у Гухьясамаджи.


В медитативной практике, связанной с Манджушри, меч представляют как духовное оружие, уничтожающее нашу плохую карму: клеши, препятствия, болезни, страсти. Меч на лотосе – это символ метода, устраняющего неведение, приводящего к мудрости. Единство метода и мудрости олицетворяется Бодхисаттвой Манджушри.


В "Бодхичарья-аватаре" ("Путь Бодхисаттвы") Шантидэва говорит:


Сперва мысленно отдели
Слои кожи от мяса,
А затем мечом мудрости
Отдели мясо от скелетного остова.

Раздробив кости,
Взгляни на мозг
И задайся вопросом:
"Где же сущность этого тела?"

Тело, с обыденной точки зрения, – это то, что слито с нашим "Я". Но, однако:


Как бы ты ни берёг своё тело,
Безжалостный Владыка Смерти
Украдёт его у тебя и отдаст собакам и грифам.
Что тогда станешь ты делать?

Как видно из приведённого выше отрывка, меч мудрости символизирует и аналитический подход – изучение и размышление. Изучение, размышление и медитация – три составляющих, от которых происходит различающая мудрость (праджня).
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Символические атрибуты божеств


Агни (пламя). Используется в качестве орудия войны, а также как важный компонент пожертвований. Агни часто держит Шива.

Анкуша (крюк). Сделан из небольшой деревянной ручки с острым металлическим крюком наверху. Иногда ручка выполнена в форме ваджры. Когда крюк выполнен с ваджрами, его называют Ваджра-анкуша. Анкуша является атрибутом многих тантрических божеств.

Акшамала (мала, чётки). Являются символом непрерывности и цикличности. Чётки представляют собой замкнутую нить с нанизанными бусинами. Чётки в качестве символов держат Авалокитешвара, Праджняпарамита, Чунда, Васундхара, другие божества.

Бана (стрела). Бана – это стрела. Являтся символом пробуждения. Есть у тантрических божеств Марици, Курукуллы.

Ваджра (тиб. дордже). Первоначально ваджра считалась непобедимым орудием бога Индры. Буквально её можно перевести и как алмаз, и как молния. Значение ваджры – то, что нельзя разрушить, и то, что разрушает неведение. В Ваджраяне она стала символом нерушимого состояния природы ума. В тантрических ритуалах, где ваджра используется совместно с ваджра-колокольчиком, ваджра также символизирует мужской принцип, представляющий метод, а колокольчик – женский принцип, или мудрость. Ваджру держат в правой руке, а колокольчик в левой. Когда их держат в перекрещенных руках, это символизирует объединение метода и мудрости, что приводит к Просветлению.

Ваджра-колокольчик (тиб. дильбу). Представляет женский аспект, символизирует мудрость (санскр. праджня). Во время тантрических ритуальных практик ваджра-колокольчик используют совместно с ваджрой. Колокольчик держат в левой руке, а ваджру – в правой.

Вина (лютня). Это струнный музыкальный инструмент, с которым часто изображают Сарасвати, богиню мудрости, наук и искусств.

Дамару (двойной ритуальный барабан). На обе стороны этого барабана натянута кожа, сужающаяся средняя часть его обвязана, и от неё отходят матерчатая ручка, а также две верёвки, на которых закреплены деревянные или костяные грузила, создающие барабанящий звук при соударении с кожаными мембранами инструмента. Тантрические дамару выполняли из двух черепных коробок, принадлежащих ранее мужчине и женщине. Две половинки дамару символизировали двойственность Сансары с её непостоянством, а одновременные удары по обеим сторонам барабана – объединение в недвойственности.

Дипа (лампа). Это лампада для пожертвования огня. В лампу наливают фитильное масло, и ставят её на алтарь.

Дхармачакра (Колесо Закона). У этого колеса восемь спиц, означающих Восьмеричный Святой Путь Спасения. Говорится, что Колесо Закона поворачивается двенадцать раз, по три поворота для каждой из четырёх Благородных Истин.

Дхануша (лук). Лук обычно держат в правой руке. Он есть у таких божеств как Марици, Курукула. Стрелой с луком Маричи приносит боль марам и злобным существам. Подобно ваджре с колокольчиком, лук со стрелой символизируют взаимодополнение мудрости и метода.

Дхводжа (Знамя Победы). Означает победу буддизма, является одним из восьми благоприятных символов.

Дхуп Дани (сосуд для благовоний). Представляет металлический горшок, для дымящихся благовоний, чей запах жертвуется богам.

Ганлинг (ритуальная костяная труба). Труба, которую обычно делали из человеческой бедренной кости. Она является ритуальным инструментом, который могут использовать во время ритуальной практики Чод.

Капала (чаша из черепа). Эта чаша наполнена кровью, либо плотью (мамса капала). Её держат в руках гневные проявления божеств (херуки) и их дакини. Херука – божество, пьющее кровь. Содержимое чаши – символ наших привязанностей, символ цепляния за "эго". Ликвидация этих привязанностей – это сострадание просветлённых, проявившихся в гневной форме. Значит, капала – чаша, которая символизирует сострадание.

Па (боевой топор). В тантрической иконографии боевой топор в руках гневных божеств символизирует отсечение мирских привязанностей. Помимо лезвия топора на рукоятке закреплена ваджра.

Cтупа (чайтья, чортен, дагаба). Чайтья, или ступа, представляет собой модель буддийской вселенной и является святыней. Её выполняют либо с квадратным, либо с круглым основанием, со шпилем или ступеньками наверху. Каждая ступень представляет Небеса. По четырём сторонам чайтьи размещают изображения четырёх дхьяна-будд: Акшобхью, Ратнасамбхаву, Амитабху, Амогхасиддхи. Место Вайрочаны находится в центре. В некоторых чайтьях Будда Вайрочана смотрит на восток, также как и Акшобхья.

Чамару (опахало). Является одним из восьми благоприятных символов.

Чандра (луна). Она часто появляется над изображениями божеств. В Ваджраяне символизирует взаимодополнение противоположностей. И Самвара, и Шива имеют полумесяцы в своих волосах.

Чатра (зонтик). Является символом защиты от зла. Его держат такие буддийские богини, как Панчаракша, Ушнишасита, Белозонтичная Тара. Чатра является одним из восьми благоприятных символов.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу