Divider

Цветок грез и магии

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:343
Баллы:83
ЦВЕТОК ГРЕЗ И МАГИИ

Одно из красивейших и нежнейших созданий природы, цветок мака, к сожалению, пользуется в последнее время дурной славой опасного для человека наркотика. Из цветка грез и магии он превратился в цветок порока. Между тем, мак с древнейших времен сопровождает человека, и во все времена у большинства народов Европы был любимейшим цветком.

Мак-самосейка (papaver rhoeas), как называют в науке этот вид мака, привлекал к себе внимание человека уже в древности.
Древнегреческие девушки любили его яркие цветы. Они обрывали их атласные лепестки и, положив их на образованный согнутыми большим и указательным пальцами левой руки круг, ударяли по ним изо всей силы ладонью. Удар сопровождался более или менее громким хлопком, лепесток разрывался, и по силе треска молодые гречанки определяли, как сильно влюблен в них их воздыхатель.
Забава эта называлась у них "игрой в любовь", а сам выдававший, так сказать, сердечную тайну цветок носил название dylephilon - любовный шпион.
Такая же игра была у древних римлян, а от них она перешла и к итальянцам. Ее отголоски сохранились также и в Германии, где мак поэтому часто называют розой-хлопушкой (klatschrose). Уже к концу XIX в. эта игра потеряла свое гадательное значение для молодежи и служила лишь забавой для детей.
Еще более эта игра изменилась во Франции. Здесь дети играют маковыми цветами, не столько употребляя их лепестки в качестве хлопушек, сколько делая из них куколок. Чтобы сделать такую куколку, лепестки мака отгибались книзу и связывались травинкой. Тогда коробочка (головка) мака представляла собой как бы головку и тело куколки, а отвернутые лепестки - ее платьице. Куколку эту называли enfant du choeur, то есть мальчиком, прислуживающим у католиков за обедней в церкви, так как платье у этих мальчиков бывает большею частью красное.
Другое применение во французских детских забавах цветы мака нашли еще в игре "Петушок или курочка?", где требуется разгадать, содержит ли в себе нераспустившийся еще бутон мака белые или красные лепестки. Если лепестки белые - значит, курочка, если красные - петушок. Отгадать это довольно трудно, так как лепестки в этих бутонах бывают почему-то вначале иногда белые, хотя впоследствии все становятся одинаково красными.
Кроме этих детских забав, цветы мака в юго-западных католических странах используются для украшения церквей в день Сошествия Святого Духа. Особенно это практикуется во многих местностях Прованса, где маленькие дети, одетые ангелочками, идут в этот день в процессии перед священником, несут Святые Дары и усыпают маковыми цветами его путь. Оттого, вероятно, цветы эти в Провансе называются еще цветами ангелов.
В России, хотя цветы мака и не имеют особого значения в церковных празднествах, церковные главы носят часто название золотых маковок. Москва за многочисленностью своих храмов в старину сопровождалась даже постоянно народным эпитетом "золотые маковки". А в Сергиевом Посаде гора, на которой стоит Лавра, называется Маковец.
Здесь, конечно, название маковок относится более к верхней части головы, которую мы обыкновенно называем "макушкой, маковкой"- тем не менее, некоторая, вытекающая из сходства маковой головки с нашей головой символика наблюдается и во многих русских поговорках и песнях. В украинских песнях мак - символ красоты и молодости.
Но гораздо большее значение мак имеет в народных поверьях и обрядах как растение, обладающее снотворным действием.
Так, древние греки верили, что мак вырос из слез Афродиты, которые она проливала, узнав о смерти своего дорогого Адониса, и считали его необходимым атрибутом бога сна - Гипноса и его родного брата бога смерти - Танатоса. Поэтому бог сна изображался в виде лежащего или сидящего юноши с опущенными крыльями, держащего в руках маковые головки.
Иногда венком из маковых головок была украшена и его голова. Бога же смерти изображали юношей с венком из мака, но с черными крыльями, в черном одеянии и гасящего опрокинутый факел.
Точно так же и богиня ночи всегда представлялась у древних обвитой гирляндами маковых цветов - как символ спускающегося на землю в это время покоя отдохновения, а равно и бог сновидений - Морфей, даже жилище которого - царство сна - представлялось в их фантазии засаженным маковыми растениями.
Овидий в своих прелестных "Метаморфозах" описывает это жилище так:
"Вход в жилище засажен маковыми цветами и множеством трав, доставляющих ночи усыпляющие соки, которые потом она разносит по всему погруженному во мрак миру... Здесь-то вокруг (Морфея) в тысячах различных видов покоятся там и сям легкие сны, столь же многочисленные, как колосья хлебных полей, как листья в лесах или как песчинки, которые море выбрасывает на берег".
"Когда Морфей, -- говорили древние римляне, -- хочет кого-либо усыпить или навеять на него приятные грезы, то он прикасается к нему только маковым цветком".
Мак был посвящен также богине жатвы - Церере, так как он рос всегда среди хлебных злаков, которым она и покровительствовала в память о том, что Юпитер дал ей маковых зерен, чтобы доставлять ей сон и успокоение от душевных страданий, когда она оплакивала свою похищенную богом ада Плутоном любимую дочь Прозерпину. Наконец, с маком же изображалась и богиня ночного неба - Персефона, разливающая по всей земле сон.
Во всех этих случаях, исключая разве богиню Цереру, мак являлся символом снотворного действия и олицетворял собой сон, а иногда даже и смерть...
Кто был первым, подметившим снотворное действие мака, и кто был первым, начавшим добывать сок из этого растения, - достоверно неизвестно. Известно только, что приготовленное из мака снотворное зелье имелось уже у древних египтян, которые пользовались им как лекарством и для этого возделывали даже близ города Фив тот же самый вид мака (papaver somniferum), который возделывается и сейчас. Также использовали маковое зелье как наркотическое средство и древние римляне. При них сок мака стали делить на два сорта: опиум (opos - по-гречески сок) и мекониум.
Заметить, впрочем, усыпляющее действие мака было нетрудно - всякий мак издает довольно сильный одуряющий запах, от которого можно даже заснуть. Вследствие этого в Германии сложилось поверье, будто тот, кто окажется в маковом поле, заболевает "сонной болезнью".
Древние греки и римляне опиум не курили и употребляли его лишь в качестве болеутоляющего и усыпительного средства. Нередко случалось, что от чересчур большой дозы этого лекарства больной умирал.
В качестве лекарства опиум стали чаще пользовать в средние века.
Карл Великий в своих капитуляриях приказал даже, чтобы мак возделывался в каждом крестьянском саду и чтобы при платеже податей от двора вносилось по четверику (более двух ведер) мака. После этого случаи отравления маковым зельем участились настолько, что известный средневековый врач Табернемонтанус нашел даже нужным написать книгу "Magsamensaft" ("Сок маковых сеян"), где он указывал на опасность чрезмерного потребления наркотического средства из мака.
Опиум продолжает использоваться в медицине и в наше время, но уже более в виде полученного из него химического алкалоида - морфия, открытого в 1804 г. ганноверским аптекарем Сертюрнером.
Чрезмерное употребление этого средства ведет, как известно, к не менее гибельным последствиям, чем злоупотребление опиумом.
Курение опиума распространилось прежде всего в странах мусульманских, главным образом в Аравии. Оно являлось здесь как бы заменой запрещенного по закону Магомета употреблению вина и вообще всяких спиртных напитков. Можно справедливо сказать, что дьявол был заменен Вельзевулом, так как опиум, прозванный магометанами "маш Алла" - "даром Господним" на самом деле по своим гибельным последствиям во много раз хуже всякого вина.
Первоначально приготовлением опиума для курения занимались Турция и частично Аравия, но потом (к 1740 г.) главным центром его производства сделалась Индия, где англичане, поняв всю выгоду торговли этим ядом, стали разводить его в громадном количестве для вывоза в магометанские страны и особенно в Китай, жители которого, вкусив сладости курения опиума, увлеклись им чуть ли не поголовно. Для бедного люда здесь были устроены всюду специальные курильни, называемые англичанами опиумными лавочками. Они были волей-неволей разрешены китайским правительством после позорнейшей войны, объявленной ему англичанами за то, что оно, находя курение опиума гибельным для своего народа, хотело запретить его ввоз. Англичане победили, и китайцам пришлось покориться.
Отличительным признаком такой курильни служил приклеенный у ее входа желтый листок бумаги, служивший для фильтрации опиума. Это были и вывеска, и приглашение зайти.
А между тем как красиво выглядит цветущее поле этого яда! Особенно в Китае.
"Я не мог оторвать глаз, - говорит один видевший такое поле русский путешественник, - от моря чудных цветов, ярких, как огненные точки, нежно-розовых, бледно-лиловых, нежно-белых.
Никогда в России я не видал такого разнообразия оттенков в цветах мака, и никогда у нас эти цветы не бывают так велики и пышны. Я смотрел, и мне казалось, что каждый цветок дышит, живет, смеется. Набежал горячий ветерок - цветы заволновались и выпрямились опять..."
По книге Н.Ф.Золотницкого "Цветы в легендах и преданиях". (СПб., 1914).
 

Аихоши

Well-Known Member
Регистрация:28 Авг 2014
Сообщения:1.556
Реакции:0
Баллы:0
Благодарю за тему.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу