Divider

Виды Йоги.

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Классические виды йоги : Бхакти-йога , Карма-йога , Джнана-йога , Раджа-йога.

Другие виды йоги : Агни-йога , Аштанга-виньяса-йога , Интегральная йога , Крийя-йога , Кундалини-йога , Лайя-йога , Сахаджа-йога , Сурат-шабд-йога , Хатха-йога, Шесть йог Наропы , Йога-спорт.

А теперь о каждой по отдельности ...
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Бха?кти-йо?га — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма.
Практика бхакти-йоги направлена на установление и культивацию личностных взаимоотношений с одной из форм или ипостасей Бога посредством бхакти — служения Богу с любовью и преданностью.
Практика бхакти-йоги настоятельно рекомендуется различными священными писаниями индуизма как самый лёгкий и действенный вид йоги в настоящую эпоху Кали-югу. В «Бхагавата-пуране», бхакти описывается как стадия совершенства, превосходящая по уровню духовного осознания даже мокшу, а в «Бхагавад-гите» провозглашается её превосходство над остальными тремя основными видами йоги — карма-йогой, джнана-йогой и раджа-йогой. Течения в индуизме, в которых бхакти является основной практикой, называют движениями бхакти. В вайшнавизме, одном из основных направлений индуизма, традиционно существуют девять форм бхакти-йоги.

«Бхакти» — это санскритский термин, который используется для обозначения эмоциональной привязанности и любви между преданным (бхактой) и личностной формой Бога. Практика развития взаимоотношений с Богом называется бхакти-йогой. В своём труде «Бхакти-расамрита-синдху» средневековый гаудия-вайшнавский (кришнаитский) богослов Рупа Госвами определил пять основных видов бхакти, называемых бхава:

-шанта-бхава — нейтральные отношения с Богом
-дасья-бхава — связь с Богом отношениями слуги и господина
-сакхья-бхава — общение с Богом как с другом
-ватсалья-бхава — выполнение роли отца или матери Бога
-мадхурья-бхава — отношение к Богу как к своему возлюбленному

В процессе бхакти-йоги, бхакта культивирует один из пяти видов бхакти, который наиболее близок его умонастроению. В кришнаизме отношения с Богом как с возлюбленным рассматриваются как наиболее возвышенная форма бхакти, которая включает в себя все остальные. Высшим проявлением этой любви Рупа Госвами называет любовь гопи Вриндавана к Кришне.
Бхакти включает в себя ряд общих принципов, также характерных для других мировых религий.

Девять форм бхакти-йоги

В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупы Госвами даётся описание девяти процессов бхакти-йоги, следуя одному или нескольким из них можно достичь высшего совершенства — чистой любви к Богу:

1.Шравана («слушание о Боге») — слушание историй из священных писаний, повествующих о Боге и повторение Святых Имён Бога (джапа).

2.Киртана («прославление Бога») — воспевание Святых Имён Бога или описание Его всепривлекающих черт и деяний.

3.Смарана («памятование о Боге») — внутренняя медитация на формы, имена, деяния или личностные качества Бога.

4.Пада-севана («служение лотосным стопам Бога») — выполнение какого-либо конкретного личного служения Богу.

5.Арчана («поклонение мурти Бога») — поклонение (пуджа) какой-либо из форм мурти Бога в индуизме.

6.Вандана («вознесение молитв Богу») — вознесение различного рода молитв Богу.

7.Дасья («служение Богу») — выполнение какого-либо служения для удовлетворения Бога.

8.Сакхья («установление дружеских отношений с Богом») — установление дружеских отношений с Богом на внутреннем уровне.

9.Атма-ниведана («принесение всего в жертву Богу») — предание всех мыслей и действий Богу.

Девять видов бхакти-йоги также описываются в «Бхагавата-пуране»:

Махараджа Прахлада сказал: Слушать трансцендентное святое имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого преданного служения. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание.
Эти девять видов бхакти-йоги помогают преданному постоянно находится в контакте с Богом. Методы джапы и внутренней медитации преданного на выбранную им определённую форму Бога (ишта-девата) пользуются особой популярностью в различных школах бхакти.
Бхакти — это процесс йоги, целью которого является духовный, любовный союз с Богом. Форма Бога и тип этого любовного союза разнится в различных течениях бхакти в индуизме, однако основная суть процесса всегда остаётся неизменной.

Бхакти-йога в «Бхагавад-гите» :

Несмотря на обширное религиозное и философское применение «Бхагавад-гиты» в различных её толкованиях многочисленными течениями индуизма, «Бхагавад-гита» является также богословской основой индуистского теизма бхакти, в особенности в вайшнавизме. Из слов Кришны в «Бхагавад-гите» очевидно, бхакти является могущественнейшей движущей силой в духовной жизни вайшнава-преданного:

Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточенный на Мне, ты непременно придёшь ко Мне.
Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению всё сознание человека сосредотачивается на Мне, он вступает в царство Бога.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Ка?рма-йо?га также известна как бу?ддхи-йога — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма.
Карма-йога основана на учении «Бхагавад-гиты» — священного индуистского писания на санскрите, и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (дхармы) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение мокши (спасения) или любви к Богу (бхакти). Это происходит посредством выполнения предписанных обязанностей без эгоистических мотивов с единственной целью удовлетворения Всевышнего.
Слово «карма» происходит от санскритского глагола кри, что означает «делать»- в буквальном переводе, карма означает «действие», а йога можно перевести как «объединение» или «единение». Таким образом, дословный перевод термина «карма-йога» — «единение через действие».
В «Бхагавад-гите» содержится сжатое описания процесса карма-йоги. «Бхагавад-гита» представляет собой отрывок из другого литературного произведения «Махабхараты». Это беседа между принцем Арджуной и его другом Кришной, который играет роль колесничего, управляя боевой колесницей Арджуны. Беседа происходит на поле боя, незадолго до начала кровопролитной Битвы на Курукшетре между армиями двух враждующих династий — Пандавов и Кауравов.
Причиной начала беседы является печаль и сомнения Арджуны перед началом решающего сражения, в котором его родственники и друзья присутствуют на обеих сторонах поля битвы. В ответ, Кришна объясняет ряд философских систем йоги, в том числе и карма-йогу, согласно которой Арджуна должен сражаться, выполняя свой долг воина и не беспокоясь о результате.
Карма-йога описывается как путь действия, мышления и желания в согласии с долгом (дхармой) каждого человека без принятия во внимания личных эгоистических желаний и вкусов, как действие без какой-либо привязанности к результатам своих действий, к плодам своего труда.

Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не стремясь к плодам своего труда, — так он придёт ко Всевышнему.

В «Бхагавад-гите», несмотря на то, что из чувства сострадания к своим родственникам и друзьям, находившимся в рядах противника, Арждуна не хотел сражаться, он принял участие в битве ради исполнения своего долга воина и выполнения божественного плана Кришны. Кришна затем объясняет, что Арджуна должен посвятить плоды своих (как плохих, так и хороших) действий Ему, Всевышнему:

Поэтому, о Арджуна, посвяти Мне все свои действия и познай Меня до конца. Отбрось стремление к личной выгоде и, отказавшись от всяких собственнических притязаний, стряхни с себя апатию и сражайся!

Кришна описывает, что выполнение предписанных обязанностей без ожидания результата и эгоистичной мотивации, очищает ум и постепенно возвышает человека до духовного уровня. Кришна также говорит, что для практики духовной жизни нет необходимости уединяться и прекращать всякую деятельность — состояние действия или бездействия является прежде всего состоянием сознания.
Для достижения совершенства жизни, Кришна подчёркивает важность контроля над всеми желаниями ума и над стремлением наслаждаться чувственными удовольствиями. Практика карма-йоги в повседневной жизни посредством выполнения предписанной деятельности и медитации позволяет человеку усилить свой разум, развить интуитивную способность познавать и научиться управлять умом, став трансцендентным к нему.
Карма-йога основывается на принятии и понимании законов кармы и реинкарнации (самсары). Говорится, что человек рождается с определёнными самскарами — как позитивными, так и негативными, которые переносятся индивидуумом из одной жизни в другую и в каждой конкретной жизни побуждают его к определённой благочестивой или греховной деятельности. Этот процесс продолжается до тех пор, пока индивидуум полностью не освобождается от бремени кармы и не достигает мокши.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Джна?на-йо?га, джняна-йога или гья?на-йо?га — один из видов йоги в философии индуизма, базирующийся на философской системе адвайта-веданты. Джнана в переводе с санскрита означает «знание». Джнана-йога — это путь самоосознания, на котором индивид с помощью своего ума учится отличать реальность от иллюзии, пытается осознать своё истинное «Я». В ходе практики джана-йоги, индивид постигает разницу между материальной природой с её продуктами и своей истинной духовной сущностью. Полностью осознав свою истинную духовную природу, он достигает стадии освобождения.
В своём комментарии к «Бхагавад-гите», Шанкара, отражая точку зрения школы адвайта-веданты, описал основное значение джнана-йоги как знание о безличном аспекте Абсолюта — Брахмане. В дуалистической традиции вайшнавизма известный средневековый философ и основоположник философской системы вишишта-адвайта Рамануджа рассматривал джнану как одну из составных частей бхакти.
В «Бхагавад-гите» Кришна объясняет, что джнана заключается в правильном понимании «кшетры» (поля деятельности, то есть тела) и «кшетраджна» («знающего поле», то есть души):
«Знай же, о потомок Бхараты, что, находясь в каждом из тел, Я также знаю их и что понимание природы тела и знающего тело называется знанием. Таково Моё мнение».

Затем Кришна объясняет необходимость осознания разницы между полем деятельности и знающим поле:
«Те, кто смотрит на мир глазами знания, кто видит разницу между телом и знающим тело и может найти путь, ведущий к освобождению от рабства в материальном мире, достигают высшей цели».
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Ра?джа-йо?га («царская йога»), также известна как классическая йога или просто йога — одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Основная цель раджа-йоги — контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. Так как практика раджа-йоги делится на восемь этапов, её также называют аштанга-йогой «восьмиступенчатой йогой».
Термин «раджа-йога» является ретронимом, введённым в употребление в XIV веке в «Хатха-йога-прадипике» для установления отличия школы основанной на «Йога-сутрах» от нового течения в хатха-йоге. В XX веке термин также начал использоваться Брахма Кумарис для обозначения практикуемой ими медитационной практики. Раджа-йога Брахма Кумарис, однако, представляет собой крайне упрощённый вариант классической раджа-йоги Патанджали
Раджа-йога так называется потому, что она направлена на работу с умом. Ум традиционно считается «царём» психо-физической структуры индивида, который, сознательно или нет, следует его приказам. Из-за природы взаимоотношений между телом и умом, тело должно быть сначала поставлено под контроль посредством самодисциплины и очищено различными способами (см. хатха-йога). Перед началом практики более возвышенных аспектов йоги, необходимо достичь более высокого уровня общего физического и психологического здоровья. Разного рода дурные привычки не дают возможности достичь духовной уравновешенности. Через практики воздержания (яма), такие как целибат, отказ от алкоголя и наркотиков и постоянное внимание ко всем своим действиям на уровне тела, речи и ума, человек становится способным заниматься медитацией. Подобная аскеза или самодисциплина является другим значением слова «йога». Свами Сатчитананда говорит по этому поводу, что: «Каждая мысль, чувство или воспоминание приводит в движение ум, меняет его, окрашивая зеркало ума в разные цвета. Если вы сможете удержать ум от изменений — он станет спокойным и неподвижным и вы сможете войти в контакт с вашим истинным „Я“». В самом начале «Йога-сутр» Патанджали утверждается йогаш читта-вритти-ниродхах (1.2) «Йога есть обуздание волнений, присущих уму». Затем там детально описываются методы, с помощью которых ум в конце концов можно привести к спонтанному состоянию, называемому «нирбиджа», в котором у него уже не будет существовать мысленных объектов сосредоточения.
Практики, которые обеспечивают для индивида возможность достичь этого состояния, можно отнести к раджа-йоге. Таким образом, раджа-йога включает в себя, но одновременно стоит в стороне от остальных видов йоги, побуждая ум избегать сосредоточение на различных практиках, которые могут привести к созданию иллюзорных мысленных объектов. В этом контексте раджа-йогу называют «царской йогой» — все йогические процессы рассматриваются как потенциальные инструменты для достижения этой стадии нирбиджа, которая выступает как пункт отправления на пути очищения от кармы и достижения мокши или нирваны. Исторически, школы йоги, называющие себя «раджа», предлагают своим ученикам сочетание йогической практики с философским мировоззрением подобного рода.
Раджа-йога нацелена на установление контроля над умом. В то время как в хатха-йоге садхана начинается с асан и пранаямы, у практикующего раджа-йогу — с обучения управлять умом, хотя определённые минимальные практики асан и пранаямы также имеют место, являясь частью подготовительного процесса к медитации и сосредоточению. В практике раджа-йоги существуют восемь ступеней или уровней, из-за чего её также называют аштанга-йогой (от санскритского ашта — восемь):

-Яма — нормы поведения — самоограничение

-Нияма — следование религиозным правилам и предписаниям — полное посвящение себя духовным практикам

-Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности

-Пранаяма — контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума

-Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами

-Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума

-Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадххьянаи)

-Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда эти восемь уровней разделяют на четыре низшие и четыре высшие. При этом, низшие уровни ассоциируются с хатха-йогой, а высшие — принадлежат к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Яма состоит из пяти элементов: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (воздержание от воровства), брахмачарья (целибат), и апариграха (отсутствие алчности).

Нияма заключается в следовании пяти правилам: шауча (внутренняя и внешняя чистота), сантоша (удовлетворённость), тапас (аскеза), свадхьяя (изучение священных писаний и повторение мантр), и ишварапранидхана (предание себя Богу и поклонение Ему).
Те, кто практикуют медитацию не следуя безукоризненно моральным принципам, без практики ямы-ниямы не смогут получить плоды своей медитации. Вначале необходимо очистить ум через практику ямы-ниямы, и только потом заниматься обыкновенной медитацией, в конце концов достигая совершенства.

Асаной называется любая устойчивая, неподвижная поза. Асаны укрепляют тело. Эта ступень йоги характеризуется снятием напряжённости и медитацией.

Пранаяма приостанавливает беспокойную деятельность ума. Часто её путают с дыхательными упражнениями. Прана означает «жизненная сила», а «яма» — контролировать, управлять.

Пратьяхара даёт внутреннюю духовную силу. Она позволяет достичь умственного сосредоточения и увеличивает силу воли.

Дхарана.Настоящая йога начинается с сосредоточенности, которая переходит в медитацию. Конечный результат медитации — самадхи. Умственному сосредоточению способствуют удержание дыхания, брахмачарья, саттвическая еда, уединение, молчание, сатсанга (нахождение в обществе гуру) и ограничение общения с людьми. В особенности рекомендуется концентрация на трикути (пространстве между бровями, которое также называют третьим глазом). Таким образом можно достичь контроля над умом, так как трикути считается точным местоположением ума.

Дхьяна.Основными препятствиями в медитации являются сон, блуждания ума, привязанность к объектам чувственного удовлетворения, тонкие материальные желания и стремления, лень, секс и алчность. Для достижения прогресса в йоге необходимо свести до минимума удовлетворение телесных нужд и научится управлять страстями. Вайрагья помогает успокоить ум. Необходимо избегать борьбы с умом во время медитации, так же как и усиленных попыток сосредоточить ум. Когда приходят нежелательные мысли, советуется не сопротивляться им и не пытаться побороть их с помощью силы воли, так как это вовлекает ум в нежелательную деятельность и приводит к потери энергии. Чем больше мы прилагаем усилий чтобы побороть материальные мысли, тем сильнее и сильнее они становятся, атакуя вновь и вновь. Поэтому рекомендуется просто оставаться безразличным свидетелем и пытаться заменить материальные мысли духовными, таким образом вовлекая ум в положительную деятельность. Важную роль в практике медитации также играет регулярность.
Так как ум находится под влиянием трёх качеств материальной природы — саттвы, раджаса и тамаса, он обычно находится на одной из пяти различных стадий:

-Кшипта (блуждание)

-Викшипта (собранность)

-Мудха (невежество)

-Экагра (целенаправленность)

-Ниродха (противоположность)

Контролируя свой ум, садхака постепенно обретает различные сиддхи и в конце концов достигает асампрагьята-самадхи или кайвальи. Сиддхи, однако, рассматриваются как нежелательные, так как они выступают как огромный соблазн на пути практикующего раджа-йогу и могут привести к падению. Раджа-йоги практикует самьяму — одновременную практику дхараны, дхьяны и самадхи.
Ум управляется посредством абхьясы (практики) и вайрагьи (отречения). Любая практика, которая уравновешивает ум и делает его целенаправленным, называется абхьясой.

Медитация на слог «Ом» устраняет препятствия в садхане и помогает достичь самадхи. Пять немощей, которые необходимо преодолеть для того, чтобы достичь самадхи, это:

-Авидья (невежество)

-Асмита (эгоизм)

-Рага (симпатии)

-Двеша (антипатии)

-Абхинивеша (привязанность к материальной жизни)

Самадхи бывает двух типов:

Савикалпа, сампрагьята или сабиджа
Нирвикалпа, асампрагьята или нирбиджа.

В савикалпе существует трипути — триада познающего, познаваемого и знания. На этой стадии все оставшиеся самскары полностью исчезают. В нирвикалпа самадхи подобной триады не существует. Савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, сасмита и сананда — это различные формы савикалпа самадхи.
Самадхи, которого достигает бхакта, называется бхава-самадхи, джнани обретает баддха-самадхи, а раджа-йоги — ниродха-самадхи.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Жива?я Э?тика, или А?гни Йо?га — религиозно-философское учение, претендующее на синтез всех йог и религий и указывающее на единую духовно-энергетическую основу мироздания — так называемый «Пространственный Огонь». Философия Агни-Йоги основана на идеях эзотеризма. Учение рассматривает духовно-нравственные стороны бытия и содержит многие медицинские, астрологические, психологические и другие знания о жизни в её многообразных аспектах.
По утверждению Е. И. Рерих, книги Агни-Йоги были написаны в результате «бесед» с Махатмой Мориа. Это сотрудничество продолжалось в 1920—1940 годы. Елена Рерих утверждала, что методом яснослышания получала от Махатмы Мориа послания, которые были изданы серией из 14 книг, составляющих учение Агни-Йоги.
Идеи Н. К. Рериха и Е. И. Рерих, а также возникшее в 1990-е годы рериховское движение почитателей «Живой этики», повлияли на развитие Нью-эйдж в России.

Основные положения учения Живой Этики

1.
Согласно Живой Этике, космос содержит проявленные и непроявленные миры. Он беспределен в пространстве и вечен во времени.
Мироздание — это целостная энергетическая структура. Все ее части, включая и человека, взаимодействуют между собой в энергоинформационном обмене, который рассматривается как одна из движущих сил космической эволюции. В основе Мироздания лежит материя, в понятие которой включены как формы, изучаемые современной наукой, так и более тонкие, науке пока не известные.
Множественные миры в космосе образуются за счет существования и развития разных состояний материи с различным числом измерений.
Вселенная развивается по космическим законам. В ее развитии принимает участие Космический Разум, частью которого является человечество Земли. Поэтому изучение космических законов является важнейшей задачей человечества.
В Живой Этике утверждается, что «человек является самым мощным претворителем космических сил», что он есть «часть космической энергии, часть стихий, часть Космического разума, часть сознания высшей материи».

2.
Главная задача эволюции — одухотворение (создание более высоких форм) материи через утончение ее энергетики. Одухотворяет материю дух, который является тонкоматериальной и высоковибрационной энергетикой. Материя есть кристаллизованный дух, дух есть сублимированная материя. Он занимает в Мироздании главенствующее положение и выступает в качестве основы космического творчества.
Человек как энергетическая структура не только является частью космоса, но и несет его в своем внутреннем мире. Это дает возможность человеку посредством энергетики своего духа влиять на эволюционное творчество космоса.

«…в каждом творении необходимо участие энергий человека, как носителя высших принципов Космоса».

Совершенствуя свою материальную и духовную природу, отношения между людьми и отношение с природой, человек выступает активным субъектом эволюции. Основным средством такого совершенствования является психическая энергия — субстанциальная основа всех психических проявлений человека, которая носит универсальный характер.В связи с этим Е. И. Рерих пишет, что

«все энергии, все элементы исходят из единой всеначальной энергии, или из единого элемента — Огня, потому и говорится о ЕДИНСТВЕ всего, о ЕДИНОМ НАЧАЛЕ, из которого возникла ВСЕЛЕННАЯ».

Всеначальная энергия неисчерпаема по своим запасам, ее формы многообразны. Для человека она не является ни «доброй», ни «злой», это человек может использовать ее на добро или зло.

3.
Живая Этика рассматривает воздействие энергии мысли человека на окружающее пространство. Это воздействие определяется нравственными мотивами деятельности человека и степенью их соответствия идее общего блага. Оно может быть как положительным, конструктивным, творческим, так и отрицательным, деструктивным, антикультурным.

«Во имя благого сотрудничества для новой ступени совершенно неотложно усвоить значение мысли. Ведь весь Космос строится на мысли! Все благо, все разрушение зиждется на мысли. Мысль несет жизнь, мысль приносит смерть! Когда же это будет познано? Нет в Космосе рычага сильнее мысли, насыщенной психической энергией».

Любое земное явление Живая Этика рассматривает с точки зрения взаимодействия духа и материи, энергетики этого взаимодействия. Это позволяет выявить реальный смысл явления и установить его причинные связи. Человек сам своими мыслями, желаниями и действиями предопределяет основные вехи своей будущей жизни. Согласно Живой Этике, нарушение человечеством законов космоса завело его в тупик. Это грозит разрушением планеты.

4.
В Живой Этике широко поставлена проблема Культуры как средства спасения планеты от грядущих катаклизмов.Культура трактуется как самоорганизующаяся система духа, которая связана с тонко-энергетической (духовной) составляющей человека.Возникающие в пространстве Культуры Любовь и Красота, согласно Живой Этике, являются устоями эволюции и определяют ее качество. Отсутствие какого-либо из этих устоев прерывает космическую эволюцию и уводит процесс в инволюцию.Поэтому человечеству необходимо стремиться к духовному самосовершенствованию, расширению сознания и созиданию культуры. Важно сохранять и преумножать культурное богатство всех народов Земли.

5.
С процессом расширения сознания и эволюции человечества тесно связано одно из важнейших положений системы познания Живой Этики — «Учитель — ученик» — принцип, который известен еще из пространства культуры и философии Древнего Востока. В методологии Живой Этики этот важнейший принцип расширен до универсальных масштабов и рассматривается как космический принцип обучения и познания в процессе эволюции, без которого невозможно какое-либо продвижение человечества. Если в древности Учитель выступал в качестве мифологического культурного героя, то в современной теории познания он представлен как один из космических Иерархов, влияющих на эволюционные процессы. Эта Иерархическая цепь «Учитель — ученик» состоит из многочисленных звеньев, переходящих одно в другое и уходящих в Беспредельность, но она имеет и свою земную часть — земных Учителей и земных учеников. Человек же включен в цепь космической Иерархии, без духовного творчества которой была бы невозможна ни эволюция Космоса, ни развитие человечества.

6.
Придавая большое значение религии в истории человеческого общества, Живая Этика на современном этапе отводит основную роль такой форме познания как наука.

«Наука должна укрепить пути к высшему познаванию. Наступило время, когда древние символы знания должны претвориться в научные формулы».

Живая Этика в своем понимании мира и человека предполагает научное объяснение в будущем всем явлениям Мироздания. Феномены, не поддающиеся пока научному объяснению, обязательно получат научную интерпретацию, и их сущность будет раскрыта в процессе познания. Согласно Живой Этике, область науки не может ограничиваться изучением только биологических объектов, она должна исследовать психические и духовные явления, такие как душа (психея), сознание, мысль, психическая энергия, проблема бессмертия и смысла жизни, которые относились ранее к сфере религии.
«Наука пусть шире ведет к познанию неограниченному».
Эти идеи Живой Этики схожи с программой Тейяра де Шардена, который считал, что «удовлетворительное истолкование универсума, даже позитивистское, должно охватывать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону вещей, не только материю, но и дух. Истинная физика та, которая сумеет включить всестороннего человека в цельное представление о мире». Живая Этика утверждает, что для выполнения своей роли наука должна претерпеть существенные изменения, отбросив устаревшие догмы, став более открытой и более одухотворенной. Также она должна быть этической, непредубежденной и принимать различные формы знания. Новой науке необходимо использовать духовные наработки человеческой культуры. Она должна выйти на новый уровень изучения тонких явлений, которые требуют научных объяснений и научной практики. В качестве основного научного метода Живая Этика видит опытное познание.

«Мир будущий, мир высший грядет в доспехе лучей лабораторных. Лаборатории укажут на преимущество высшей энергии и не только установят превосходство психической энергии человека над всеми до сих пор известными энергиями, но будет уявлена наглядная разница в ее качестве, и, таким образом, значение духовности будет установлено в полной мере. Техника будет подчинена духу, результатом чего будет познание высших законов, и отсюда и познание высших целей, которое поведет к преображению всей материальной природы. Преображенная природа и преображенный дух народа подскажут и новые лучшие формы устроения всей жизни»

7.
Согласно Живой Этике, важнейшей задачей эволюции на современном этапе является переход от вражды, конфронтации и разъединения к согласию, единению и сотрудничеству. Человечеству необходимо стремиться к равенству всех людей независимо от пола, национальных, расовых или социальных различий. Во всех сферах деятельности должно преобладать нравственное начало. Без искоренения несовершенства и невежества невозможно установить справедливую жизнь на Земле. Поэтому каждый человек должен стремиться к совершенствованию: изживать самость, эгоизм (во всех его видах), утверждать и развивать самоотверженность и терпимость в отношениях между людьми. В этом процессе человеку необходимо выполнять свой долг перед семьей, страной и всем человечеством и действовать во имя общего блага. Нет необходимости отдаляться от мира, уходить от людей, замыкаться в себе. Живая Этика утверждает активную жизненную позицию каждого члена общества.

8.
Живая Этика называет наступающую эпоху Эпохой Женщины. Женщине предстоит сыграть важную роль в процессе становления высококультурного общества. Она должна осознать свое космическое предназначение, восстановить свои попранные права, внести в мир начала любви, согласия и высокой духовности.

«Идущее время снова должно предоставить женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной, ее вечным сотрудником. Ведь все величие Космоса зиждется на этих двух Началах. Основа Бытия есть величие двух Начал. Как же возможно умаление одного из них? Все переживаемые и грядущие бедствия и космические катаклизмы имеют в основании причину — унижение женщины».

«Конечно, главным стимулом к раскрепощению женского сознания и ее подчиненного положения явится новое воспитание. Оно от ранних лет будет закладывать понимание основ бытия, назначения и роли человека в мироздании и тем даст новое направление всему мышлению, следствием чего явится расширение горизонта во всех областях жизни. И только тогда можно будет ожидать искоренения многих вреднейших привычек и предрассудков, ставших обычаем, и пошлейших устремлений и занятий, являющихся главным злом и причинами происходящего массового разложения и безумия».

9.
Согласно Живой Этике, важнейшими средствами совершенствования являются непрерывное обучение и труд. Человеку необходимо знать культуру прошлого и настоящего, достижения науки, изучать окружающий мир и самого себя. Труд должен быть добровольным, творческим, напряженным, но посильным. Важная роль отводится качеству труда. В процессе осознанного, устремленного труда, при его высоком качестве, развивается психическая энергия человека, овладение которой ведет к развитию высших форм сознания, таких как чувствознание и духоразумение. Их частичными проявлениями являются интуиция и озарение. В живой Этике указывается естественный путь развития психической энергии. Это путь сердца, любви и труда. На этом пути человеку необходимо очищать свое мышление, развивать возвышенные чувства и мысли через приобщение к искусству и постоянное сердечное устремление к Свету.

10.
Живая Этика открыта для всех, но не навязывается никому. Она выступает против всех форм миссионерства. «Двери к Знанию широко открыты, но желающий может войти только сам»
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Аштанга-виньяса-йога — одна из современных синкретичных систем хатха-йоги, которую Вамана Риши изложил в Йога Корунте[источник не указан 207 дней]. Этот текст был получен Шри Кришнамачарьей в начале XX века от своего гуру Рама Мохана Брахмачари, позже был передан Паттабхи Джойсу.
Хранителем традиции школы в последние десятилетия являлся Шри Паттабхи Джойс, возглавлявший институт этой йоги в Майсуре, Индия. Он умер 18 мая 2009 года, дела перешли его внуку Шарату Рангасвами.
Хранитель традиции утверждает, что не Йогу надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам Традиции.
Аштанга Виньяса является динамической практикой йоги, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений — виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой, бандхами и дришти. Во время выполнения практики сохраняется дхьяна.
Тренировки существуют шести базовых уровней (возможно, существует седьмой). Информация по первым пяти уровням доступна: выпущены фильмы, где наиболее опытные из западных учеников Паттабхи Джойса (Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим Миллер, Лино Миеле) выполняют виньясы разных уровней.
Для того, чтобы стать сертифицированным преподавателем, надо обучаться в Майсоре около 10 лет.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Интегральная йога — один из современных видов йоги, основанный на учении Шри Ауробиндо и Матери. Интегральной йогой называют комплексный подход к духовному совершенствованию духа и тела. В настоящее время существуют несколько направлений интегральной йоги и разных направлений йоги, использующих это наименование.
Впервые интегральной йогой в современной истории назвал свою систему Шри Ауробиндо (1872—1950), подчеркнув этим всеобъемлющий подход к системе совершенствования своего сознания, духа и тела. Это направление использует бхакти, карма, шакти йоги, для изменения своего сознания и преобразования всех частей и составляющих человека, для осуществления преобразования и трансформации тела и приближения жизни божественной в этом материальном мире.
Принципом интегральной йоги является преобразование человеческого сознания в божественное, Шри Ауробиндо утверждал, что эта йога идет от Божественного и направлена на преобразование самой материи и материального мира в божественное творение. Именно поэтому эта йога называется интегральной, то есть полной, всеобъемлющей, так как для достижения конечного результата этой йоги не достаточно достичь нирваны, йогического транса или самадхи, или же каких-нибудь сиддхи, необходима полная трансформация сознания и тела, чтобы само человеческое воплощение в этом мире могло вместить Божественный дух, силу и знание.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Кри?йя-йо?га — йога действия. Являет собой разновидность йоги для применения в повседневной жизни (в противоположность тем её направлениям, которые предназначены для медитативного уединения). Некоторые считают крийя йогу начальной йогой, которую необходимо освоить прежде чем перейти к систематическим медитациям. В трактате «Йога-сутры» Патанджали разделяет ее на три компонента: тапас (управление собственным телом), свадхьяя (умственное самопостижение) и ишвара-пранидхана (эмоциональное отношение, или внимательность к Богу).
Основателем этого вида йоги считается индийский святой Лахири Махасаи, живший в в XIX веке в г. Варанаси (Бенарес). Считается, что эти методы ему передал мистический гималайский святой Бабаджи, достигший бессмертия. Самый известный представитель — Парамаханса Йогананда, автор книги «Автобиография йога» (1946)
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Кундали?ни-йо?га — одно из направлений йоги, система упражнений, призванная заставить энергию кундалини подниматься из основания позвоночника. Она должна поэтапно пройти по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где должно произойти ее слияние с Шивой, а также и прекращение собственного сознания йогина. Наиболее известное пособие по кундалини-йоге — Прапанчасара-тантра (то есть Тантра о сущности миросоздания), в которой нижняя чакра отождествляется с вместилищем Брахмана в виде шиваитского фаллоса линги, вокруг которого и свертывается женская «змееобразная энергия» кундалини, принуждаемая затем к восхождению в высший центр посредством мистических средств (садхана) и йоги, в результате чего наступает «освобождение».
Для Западного мира кундалини-йогу открыл Йоги Бхаджан, основавший в США благотворительный фонд «Здоровые, Счастливые, Благословенные», — организацию, обучающую йоге.
Йоги Бхаджан о кундалини-йоге: «Существует 22 основные формы йогической практики. И в каждой из них подчеркивается та или иная грань целого. Некоторые делают ударение на использовании формы тела, как в Хатха йоге, другие подчеркивают использование звука, как в Мантра йоге, или визуальных форм, как в Янтра йоге. Хорошим примером, описывающим эту ситуацию, является бриллиант. Разные формы практики можно уподобить его граням. Бриллиант прекрасен. Отдельные грани его отшлифованы так, что свет преломляется, сияя на них, привлекая ваше внимание и открывая разные измерения. Кундалини йога – это сам бриллиант. Если посмотреть на него с какой-то стороны – вы увидите грань. Но если вы попытаетесь понять весь кристалл через эту отдельную грань, вас ждет неудача, ваше понимание будет поверхностным и неполным».
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Лайя-йога («йога растворения») — один из видов йоги, соотносящийся согласно традиционному делению на семь ачар тантры (веда-, вайшнава-, шайва-, дакшина-, вама-, сиддханта- и каула-) с высшей — каулачарой[1], её философской основой является Адвайта-веданта (недвойственность), а целью — достижение Освобождения (мукти) и обретение бессмертного божественного тела (дивья-деха) за одну жизнь.
Термин «Лайя» на санскрите буквально переводится как «ритм» — «растворение», то есть возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом). «растворение в Абсолюте». Мгновенный путь Просветления, когда путь и идущий по пути с самого начала признаются неотличными от плода конечной реализации.
Учение Лайя-йоги считается мистическим откровением, дошедшим до наших дней практически без искажений, благодаря непрерывности особой традиции устных наставлений категории «упадеша», передаваемых от Учителя к ученику. Первое упоминание о Лайя-йоге содержится в поздних тантрических Упанишадах.
Сущность учения Лайя-йоги заключается в поддержании особого состояния круглосуточного бдительного присутствия (осознанности). Лайя-йога — это путь вне метода, вне концепций и усилий, путь спонтанного самоузнавания. В этом случае мы перестаём жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего.
Лайя-йога не ограничена ни религиозными догматами или концепциями нашего мышления, ни культурными традициями поскольку состояние погружения в неконцептуальную осознанность выше любых религиозных ограничений.

Первые упоминания о Лайя-йоге содержатся в Упанишадах:

"Лайя-йога восхваляется десять миллионов раз — это растворение сознания- идёшь ты, стоишь, спишь или ешь, всегда размышляй об Атмане [о том, кто воспринимает]. Таков смысл Лайя-йоги».(Йога-таттва-упанишада)"

Считается, что Учение зародилось около 3-5 тыс. до н. э. и окончательно оформилось в традицию в VIII—XI вв. По-видимому первоначально Лайя-йога не отделялась в самостоятельное учение от других видов йоги, а была их кульминацией, высшей ступенью. Эти знания были общими для традиций натхов, каулов, канпхатов и др.
Во взглядах на мир и творение вселенной за основу принята традиционная Адвайта-веданта в толковании Даттатрейи, Гаудапады, Шанкары. Взгляды близки кашмирскому шиваизму, идеям буддизма Ваджраяны (Дзогчен, Махамудра), а в некоторых аспектах неотличны от них. Подобный подход имеет место в виду «двоякой» принадлежности многих махасиддхов как к традиционному индуизму, так и к буддизму.
В ранних буддистских текстах упоминается, что Будда выполнял садханы (практики) Лайя-йоги, предписанные его Учителем (Гуру) Уддалакой. В частности, говорится, что он выполнял мудры сосредотачиваясь на внутреннем Свете и звуке, закрыв уши и надавливая на глазные яблоки. Скорее всего речь идёт о шанмукха-мудре или йони-мудре. Путь растворения «я» в трансцендентном неконцептуальном сознании является сущностью буддизма, даосизма, бон, индуизма и некоторых других религий.

Философской, концептуальной основой Лайя-йоги безусловно является Адвайта-веданта. Понимание недвойственности, тождество «я» и Брахмана — фундамент всех высших учений йоги и тантры.

"Я никогда не был рожден, и Я никогда не умру. И при этом Я не исполняю никаких действий — ни хороших, ни плохих. Я — тот чистый Брахман, лишенный каких бы то ни было качеств. Как в таком случае для меня может быть связанность или освобождение? Так как Брахман вездесущий, самосияющий, недвижимый, цельный и непрерывный, то я не вижу никакого разнообразия. Как оно может быть внутри или вовне?"
Даттатрея. «Авадхута-гита».

Таким образом, в основе философии Лайя-йоги лежит недвойственное видение Реальности, вне слов и концепций, достигаемое лишь в самадхи — чистом состоянии ума. Это Исконное «Я» есть «Сахаджья» — естественное состояние каждого, но оно затмевается покровом двойственных мыслей и клеш. Когда йогин может пребывать в созерцании, естественное состояние раскрывается, обнажая пустотную природу Ума.
В Лайя-йоге самадхи достигается за счёт естественного созерцания без усилий, а не за счёт метода. Также, в отличие от других видов йоги, в Лайя-йоге нирвикальпа-самадхи — не самоцель, а всего лишь промежуточная ступень для достижения более высоких — сахаджа-самадхи и саруба-самадхи.
Саруба-самадхи предполагает Просветление не только ума, но и энергии, тела, проявляющиеся как звук, свет, божества (нада, джьоти, дэвата). Практика с усилием на этом уровне прекращается и становится «не практикой» — «не методом» — «анупайя», «не медитацией», так как любое усилие является помехой.
Сахаджа-самадхи — это особое состояние сознания йога, когда он естественно, без усилий погружён в присутствие Атмана независимо от того, ест он, работает, говорит, спит, ходит или сидит. Такая погружённость и есть бхава (чувство). Ничего не отрицается, всё объединяется с присутствием в этом состоянии. Всё больше отдаваясь этому чувству («прапати» — самоотдача), йогин растворяет «я» в Высшей Реальности Брахмана. Полностью отдавшись ему, он испытывает неописуемое состояние непрерывного естественного единства- без усилий, без отречения, без техник и медитаций, реализовав ум без опоры — «нираламбха». В этом самадхи он окончательно узнаёт своё «я» как тождественное Брахману (пратьябхиджня) и с этого момента не отождествляет себя ни с чем иным. Цель и средства здесь объединяются. Цель — погружённость в Атман, средство — тоже.
Путь — это методы созерцания, медитации, управления внутренней энергией. Путь состоит из трех главных принципов:
прямое введение в естественное состояние с помощью Учителя (шравана)-
прояснение с помощью обдумывания и устранения сомнений (манана)-
неуклонное продолжение созерцательного присутствия с помощью особых методов Лайя-йоги (нидидхьясана).
Главным же методом практики является непрерывная внимательность к естественному состоянию, созерцание, самоосвобождение двойственного восприятия благодаря присутствию осознанности.
Созерцание в Лайя-йоге означает безусильное присутствие бдительного осознавания, которое не фокусируется на чем-либо конкретном. Йогин старается не цепляться за прошлое, не фантазировать о будущем, не схватываться концепциями настоящего, а пребывать за пределами концепций в естественном состоянии.
Естественное состояние ни внутри, ни снаружи, оно подобно небу без границ и центра. Это ум в его Истинной Таковости. Он подобен пространству без качеств, однако все качества возникают из него.
Узнав своё сознание — Чити как безграничное пространство, подобное небу, йогин учится поддерживать его, не отвлекаясь на пути к высшей цели — саруба-самадхи — трансмутации физического тела. Для этого он учится воспринимать весь мир недуальным способом как манифестацию, игру сознания — Чити-Шакти. Весь мир он видит как свой ум, а ум не имеет ни качеств, ни основы- своё тело — как иллюзорное, а свою чистую энергию — как божества, звук — нада и свет — джьоти.
Медитация включает в себя пять путей или пять янтр Лайя-йоги:
Путь Мудрости (Праджня-янтра)-
Путь Энергии (Шакти-янтра)-
Путь Сновидений (Нидра-янтра)-
Путь Звука (Нада-янтра)-
Путь Света (Джьоти-янтра).
Путь Мудрости (Праджня-янтра) предполагает овладение непрерывным созерцательным состоянием, погруженностью в природу Ума (сахаджа-стхити). Для этого йогин тренируется в медитации сидя и в движении.
К практикам сидячей медитации относятся:
упражнение-концентрация (дхьяна) для овладения однонаправленностью ума,
медитация на входящее и выходящее дыхание (Анапанасати),
медитация на чувство «я» (ахам-вритти),
медитация на пустотное состояние ума,
медитация на Великое изречение (Махавакью),
решение парадоксальных задач (аналог коанов дзен),
медитация на пространство неба,
медитация на просветляющие силы вселенной, пяти элементов и т. д.,
медитация на световое пространство и другие.
К практикам созерцательной ходьбы относятся:
наблюдение за телом,
наблюдение за дыханием,
ходьба с поддержанием санкальпы (аффирмации),
самовспоминание,
созерцание Света,
созерцание Бесконечного пространства,
настройка на нисходящие силы Вселенной,
интеграция с пятью элементами и другие.
Путь энергии (Шакти-янтра) включает практики работы с каналами (нади), ветрами (праной) и центрами (чакрами) для:
пробуждения Кундалини,
получения опыта нектара бессмертия,
выходов тонкого тела,
обретения непрерывного сознания в самадхи,
раскрытия четырех блаженств и пяти пространств в теле.
Для этого используются практики: асаны, мудры, бандхи, пранаямы, визуализации чакр, каналов, слияние с пятью элементами стихий и другие.
Путь сновидений (Йога-нидра) включает обучение специальным методам ночных практик для:
осознавания себя во сне,
развития тела сновидений (Майя-дэха),
управления и трансформации сновидений,
вхождения в осознание сна без сновидений и Ясного Света.
Путь йоги Звука (Нада-йога) включает десять стадий сосредоточения на внутренних звуках для достижения нирвикальпа-самадхи и практику, когда йогин работает с единством Звука и пустотного осознавания.
Путь йоги Света (Джьоти-йога) содержит в том числе некоторые тайные методы созерцания Света, которые за короткое время генерируют световые видения: божеств, мандалы, сферы света и др. Упражняясь в созерцании, йогин работает с видениями, последовательно проходя четыре стадии: «начала», «сосуда», «нарастания», «исчерпания». Путь йоги Света считается очень глубокой садханой, позволяющей сделать быстрый скачок в практике — за одну жизнь реализовать бессмертное тело Света.
 

Narasimha

Well-Known Member
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:2.273
Реакции:2
Баллы:0
Сахаджа-йога — новое религиозное движение, имеющее древние индийские корни.В нем утверждается, что сахаджа-йога является процессом пробуждения Кундалини, при котором человек получает самореализацию. Это проявляется в достижении состояния безмысленного осознания (ментальной тишины, Нирвичара Самадхи). Практикующие Сахаджа-йогу чувствуют прохладу на ладонях и макушке головы во время медитации. Среди других ощущений отмечается расширение зрачков и состояние глубокой релаксации.
Движение основано в 1970 году Нирмалой Шривастава (1923 г.—2011 г.), более известной как Шри Матаджи Нирмала Деви («Шри» является обращением к уважаемой личности, «Матаджи» — матушка, «Нирмала Деви» — полная форма имени Нирмала). На сегодняшний день Сахаджа-йога распространена более чем в ста странах мира.Международная организация Сахаджа-йоги называется Vishva Nirmala Dharma или Sahaja Yoga International.
Слово сахаджа состоит из двух частей: саха? означает «с» и джа «рожденный».Слово йога означает «союз». В Сахаджа-йоге это союз с Всепроникающей Энергией Божественной Любви, которая ассоциируется с понятием Рух в Коране, прохладным ветерком Святого Духа Пятидесятницы в Библии и Всепроникающей Энергией — Парамчайтаньей — в индийских писаниях. Сахаджа-йога фактически понимается как квинтэссенция всех духовных идей и религий посредством осязаемого опыта, а не на умственном уровне.
Первые упоминания термина относятся к 15 веку, к известному индийскому поэту-мистику Кабиру. Отличие современной Сахаджа-йоги состоит в разработке Нирмалой Шривастава доступного всем метода получения самореализации. При этом человек получает возможность более глубокой интроспекции и самосовершенствования.Нирмала Шривастава предлагает принимать утверждения Сахаджа-йоги как гипотезу, проверяя их достоверность на собственном опыте. Это знания, направленные на благо как одной личности, так и всего мира.

"Шри Матаджи Нирмала Деви. «Сахаджа Йога»:
…человек поднимается над всеми оковами рабства и ему больше не нужны наставления никакого гуру. Он становится своим собственным учителем и больше не ищет наощупь опору в темноте. Он становится абсолютно свободным. Никто не может запугать сахаджа йога или манипулировать им. … По мере очищения себя живым процессом Сахаджа Йоги он находит истину полного единства всех религий. Таким образом, в Сахаджа Йогу могут прийти люди, исповедующие любую религию и принадлежащие к любой расе, и не столкнуться с проблемами фундаментализма или расизма."

В Сахаджа-йоге утверждается, что каждый человек имеет внутри себя тонкую систему, состоящую из энергетических центров, доступных для ощущения после получения самореализации. Эти ощущения дают возможность объективной оценки физиологического и психологического состояния, а так же позволяют улучшить их. Процессы в тонком теле отражаются в центральной нервной системе посредством вибраций — прохладного или теплого потока на руках, над теменем и вокруг тела. Теплые или горячие вибрации свидетельствуют о наличии проблем, которые необходимо решать.
Тонкая система состоит из трех каналов , семи основных энергетических центров (чакр), Кундалини и некоторых других элементов. Определения этих понятий в Сахаджа-йоге не полностью соответствуют аналогичным определениям в других традициях йоги.

Каналы
В тонком теле человека имеются три канала, которые для простоты часто называются левым, правым и центральным. Им ставятся в соответствие левая и правая симпатические и парасимпатическая нервные системы (различие левой и правой симпатических систем введено в Сахаджа-йоге). Активность левого канала формирует суперэго представляя эмоции и желания. Он несет память о прошлом, таким образом помогая действиям. Правый канал соответствует физической активности и интеллекту, способности действовать, реализовывать желания. Он формирует эго. Центральный канал служит проводником для жизненной Энергии известной как Кундалини (у нереализованного человека пребывающей в «дремлющем» состоянии). Левый и правый каналы пересекаются на уровне лба после чего формируют эго с левой стороны и суперэго с правой.
Левый энергетический канал (так же называемый лунный, женский) — Ида нади (санск.) связан с правой и задней сторонами головного мозга на физическом уровне и с подсознанием на психическом. Он представляет качества Инь — мягкость, сострадание и т. д., выражаемые в радости и заботе о других, желании познать истину. При наличии проблем в нем наблюдаются такие крайности как чрезмерная эмоциональность (возбуждение или депрессия), устойчивые дурные привычки.
Правый энергетический канал (так же называемый солнечный, мужской) — Пингала нади (санск.) на физическом уровне связан с левой и передней сторонами головного мозга и с надсознательным человека на психическом. Он представляет качества ян — логическое мышление, анализ, активные действия и т. п., реализующий желания, рождающиеся в левом канале. Пингала нади отвечает за правильные взаимоотношения и обязанности. Если в нем наблюдаются проблемы (например, в следствие чрезмерной работы), то могут проявляться такие негативные качества как деспотизм, эгоизм, жестокость и злоба.
Центральный энергетический канал — Сушумна нади (санск.) координирует деятельность безусловных рефлексов являясь проводником парасимпатической системы. В учении Нирмалы Шривастава акцентируется, что все духовные действия являются спонтанными и термин «сахаджа» был выбран чтобы отметить этот факт (в переводе с санскрита целиком он так же означает «спонтанность»).

Чакры
Энергетические центры или чакры на физическом уровне проявляются как нервные сплетения, ответственные за различные органы тела. Каждая чакра соответствует различным качествам физического, ментального, эмоционального и духовного состояния. Различается семь основных чакр и некоторые дополнительные центры. Ниже представлено их перечисление с кратким описанием, принятым в Сахаджа-йоге.
Создание чакр происходило в процессе эволюции человечества, открывая новые её этапы. Каждой чакре соответствует отражение определенного божества, понимаемого как воплощение тех или иных аспектов Бога Всемогущего. Большинство центров имеют левую и правую компоненты.
Первым центром, расположенным чуть ниже крестца является Муладхара чакра. Она соответствует качествам невинности, мудрости, интуиции, памяти и способности к учебе, проявляясь на физическом уровне как тазовое нервное сплетение. Божеством центра является Шри Ганеша. С Муладхарой ассоциируются элемент Земля и крутящаяся по часовой стрелке свастика. Центр ослабляют нечистота в мыслях, разврат, тантризм и оккультные практики.
Над Муладхарой в крестце находится Муладхар — местонахождение Кундалини.
Вторым центром является Свадистана чакра. В её функции входит наблюдение за состоянием почек, поджелудочной железы, селезенки и матки. Качествами Свадистана являются творчество, чистое знание, вдохновение. Чакра служит началом правого канала. Божествами являются Шри Сарасвати Брахмадева, символом — звезда Давида, а элементом — огонь. Свадистан ослабляют алкоголь, наркотики, гнев, чрезмерное планирование, практикование магии, доминирование над другими.
Третьим центром является Наби чакра, находящаяся в позвоночнике немного выше пупка. Физическое проявление Наби — солнечное сплетение. Чакра соответствует щедрости, удовлетворенности, благополучию в семье, материальному достатку, морали и духовному восхождению. Божествами чакры являются Шри Лакшми Вишну, символом — Инь-Ян, элементом — вода. Наби ослабляют аскетизм, алкоголь, наркотики, плохое питание, проблемы в семье, чрезмерная забота о деньгах и пренебрежение духовностью.
Наби и Свадистан чакры вмещает Войд (не является чакрой) — Океан Иллюзий, который необходимо преодолеть для духовного роста. Он отделяет уровень осознания от истины до получения самореализации. Качества Войда: принцип Гуру (быть учителем самому себе), дхарма, праведность и убежденная (не слепая) вера в Бога. Божество — Шри Ади Гуру Даттатрея и его десять инкарнаций (Раджа Джанака, Авраам, Моисей, Заратустра, Лао-Цзы, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Гуру Нанак и Саи Баба из Ширди).
Четвертым центром является Анахата чакра, находящаяся в позвоночнике за грудиной. Она является вместилищем Духа, Атмана человека и на физическом уровне соответствует сердцу и легким. Качествами Анахаты являются чистая непривязанная любовь, радость, правила достойного поведения (мариады), защищенность. Божествами чакры являются Шри Шива Парвати, Шри Сита Рама, Шри Джагадамба, элементом — воздух, а символом — пламя. Центр ослабляют чувство незащищенности, неуверенность в себе, привязанности, атеизм, проблемы отношений с родителями, чрезмерная физическая и умственная деятельность.
Пятым центром является Вишудхи чакра, которой соответствуют уровень седьмого шейного позвонка в позвоночнике и передняя часть горла в яремной выемке. Качествами центра являются коллективность, чистые взаимоотношения и дипломатичность. Божествами Вишудхи чакры являются Шри Радха Кришна, символом — колесо времени, элементом — эфир. Центр ослабляют чувство вины, аморальность, саркастичность, хитрость, агрессивность и высокомерие.
Шестым центром является Агия чакра. Она находится на пересечении зрительных нервов в головном мозгу. Качествами центра являются прощение, сострадание, логика, память и образное мышление. Божествами центра являются Шри Мария Иисус, символом — крест, а элементом — свет. Ослабляют центр непрощение, тщеславие, бегающие глаза, фанатизм, сомнения, жестокость.
Седьмым центром является Сахасрара чакра, находящаяся в лимбической области головного мозга. Качествами центра являются интеграция всех чакр, безмыслие, тишина, радость, ощущение единства и целостности. В Сахасраре объединены все божества в материнском и отцовском аспектах Бога Всемогущего. Ей соответствуют все элементы, а символом является бандхан. Ослабляют центр сомнения в Боге, атеизм и догматизм.

Кундалини и самореализация
Согласно Сахаджа-йоге чакры и каналы могут быть сбалансированы путем подьема Кундалини — энергии чистого желания духовного совершенствования и осознания своей сути. Кундалини ассоциируется с материнской энергией, в дремлющем состоянии находящейся свернутой в три с половиной витка в крестцовой кости. Нирмала Шривастава учит, что Кундалини является отражением Святого Духа или Ади (Изначальная) Шакти и йога как союз с божественным невозможна без её подъема.
Кундалини проходит через шесть чакр в спинном и головном мозгу в процессе своего подъема. Под самореализацией понимается прохождение Кундалини седьмой чакры — Сахасрары. При этом достигается состояние безмысленного осознания, что дает йогу и является целью пробуждения Кундалини.Самореализацию можно почувствовать как прохладный ветерок на кончиках пальцев, ладонях и над теменем (область родничковой кости). Нирмала Шривастава сравнивает пробуждение Кундалини и самореализацию с прорастанием семени, посаженного в Мать Землю. Достижение состояния самореализации не требует материальных затрат и доступно в региональных центрах Сахаджа-йоги по всему миру, а так же самостоятельно онлайн.
Практика Сахаджа-йоги позволяет укрепить и углубить состояние, достигнутое при получении самореализации. Она включает в себя сахадж-медитацию и простые методы очистки тонкого тела, предложенные Нирмалой Шривастава

Образ жизни
Основа образа жизни сахаджа йога — непрестанная практика духовного восхождения. Это достигается путем регулярных медитаций. Как правило, достаточно 10 — 15 минут утром и вечером. При этом сахаджа йог является активным членом общества, который в любой ситуации остается спокойным, уравновешенным, и с любовью относится к людям и миру.

"Шри Матаджи Нирмала Деви:
Ничто не нужно менять снаружи. Но вы сами проникнетесь разумными вещами, мудрыми вещами, которые хороши для вас. Вы сами прибегните к этому, Я ничего не должна говорить вам об этом."
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу