Unagdomed
Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Мукa в обычаях и обрядах славян
В настоящей статье основное внимание уделяется обрядово-магической практике и верованиям, связанным с мукой. В аграрном коде мука занимает пограничное положение как продукт, относящийся и к сфере природы, и к сфере культуры: с одной стороны, она генетически связана с зерном, т.е. тем, что создано природой (с участием человека), с другой - мука проходит долгий путь испытаний, прежде чем из зерна превращается в продукт, изготовленный руками человека, из которого получается основной продукт питания - хлеб. Триада зерно-мука-хлеб (через стадию теста, т.е. муки, смешанной с водой, которая в приготовлении хлеба также играет весьма важную роль) непосредственно связана с аграрным кодом в обрядовой практике славян.
Мука как смолотое зерно является одним из состояний последнего, этапом его «жизненного пути». К муке относятся не только с уважением, но и с сочувствием: ведь прежде чем превратиться в хлеб - продукт питания - она претерпевает поистине огромные муки: зерно подвергается измельчению, растиранию между двух камней жерновов, после чего образовавшаяся субстанция смешивается с водой, закваской и отправляется в печь, где, наконец, превращается в хлеб. Об этом же свидетельствует этимология слова мука, которая восходит к глаголам со значением ‘мять', ‘дробить', ‘размягчать' (Фасмер 1971/3: 6).
В славянском фольклоре широко известен мотив «жития» растений, представленный в песнях, играх, загадках, где излагается весь «круг жизни» от момента посева до получения конечного продукта - пояса, рубахи, полотенца, хлеба («“Житие” растений и предметов», ССД 2: 221).
Выделение одного из этапов «жизни» зерна весьма условно, поэтому его описание нередко включает и некоторые аспекты (в акциональном и семантическом плане) других периодов жизненного цикла растения.
Будучи одной из ипостасий зерна, мука обладает всеми его свойствами. По народным представлениям, зерно - средоточие вегетативной силы, символ плодородия, здоровья, богатства, оно наделяется продуцирующей и защитной семантикой («Зерно», CСД 2: 324).
Мука при замешивании теста увеличивается в объеме, что отражает ее продуцирующее начало, возрождение ее в новом качестве и рост изобилия. В народной культуре мука окружена почетом, к ней относятся как к божеству, заботятся о ее качестве: чтобы мука была белой, приступая к молотьбе, в области Кюстендила кладут на стожар (столб в середине тока, гумна, к которому привязывают скот при молотьбе) белую рубаху. В других славянских зонах привезенную с мельницы муку насыпают в ларь (ящик), зажигают свечу и окуривают ладаном. При выпечке хлеба неоднократно крестятся сами и крестят муку, тесто в деже, а в конце этого процесса готовые хлебы. Изделия из муки обязательно присутствуют на всех праздниках семейного и календарного цикла - от маленьких фигурных до огромных свадебных и пасхальных хлебов.
Мука как символ плодородия и богатства использовалась в календарной и семейной обрядности славян.
Богатство, благополучие новой семьи закладывали все члены рода, о чем свидетельствует древний обряд печения свадебного каравая, мука для которого должна быть принесена всеми членами рода, а на Украине приносили не муку, а зерно и мололи его в доме невесты на ручной мельнице (Грушевский 1914: 625- Зеленин 1991: 119). В Полесье (с. Олтуш Малоритский р-н Брестская обл.) также отмечен коллективный сбор муки на свадебный каравай (ПА).
В свадьбе болгар и украинцев просеивание муки для свадебного хлеба представляет собой развернутый обрядовый комплекс (болг. засевки), в котором сакрализуется каждое действие, что свидетельствует об особой значимости этого этапа в контексте свадебного обряда. Так, например, на Украине существовал особый свадебный чин - каравайницы - женщины, которые пекли хлебы для свадьбы. В народных представлениях болгар замешивание, выпекание хлеба символизировало создание новой семьи, рождение потомства, что нашло отражение и в лексике. В Родопах одновременно с хлебом «замешивали» свадьбу (вазмисват свадба - Меракова 1995: 65), чтобы и молодые замешались как тесто (да са намесят веке и младите - Вакарелски 1935: 343), а во Фракии ее «запекали» (запицат свадбата - Вакарелски 1935: 344). Смысл обрядового комплекса приготовления хлеба объяснялся как залебваньето на новото семейство, начало на домът (обл. Софии, Ракшиева 1984: 222).
Для приготовления свадебного хлеба в северо-западной Болгарии готовили только пшеничную муку (Маринов 1984: 448). При просеивании муки использовались одно, три, семь, девять сит и столько же ночв, которые складывали крест-накрест, а сита - одно над другим (Иванова 1984: 50). В муку нередко опускали кольцо жениха или браслет невесты, изюм и грецкие орехи, (Хаджиеллско, обл. Пырвомая, СбНУ 2: 47), или серебряные монетки (Иванова 1984: 50), также символизирующие богатство и изобилие. В с. Зелено Дырво в обл. Габрово ночвы, над которыми сеяли муку, предварительно смазывали свиным жиром, «чтобы молодые любили друг друга» (за обич - РКС 199), а орехи после просеивания муки высоко подбрасывали, желая тем самым богатого урожая и resp. плодовитости молодым.
Пожелание достатка и благополучия молодой семье прослеживается и в ритуальных действиях с мукой при встрече молодых в доме жениха. В Болгарии и Македонии новобрачную вели прежде всего к амбару или к сундукам с мукой. При входе в дом жениха молодая сначала разрыхляла угли в очаге, а затем прикасалась к сундуку с мукой (с. Макоцево, обл. Софии, Стоянов 1970: 158) или просеивала муку сквозь сито (с. Варкуповица, Санданско, Извори 3: 384). В г. Троян в р-не Плевена молодую подводили к ночвам, где она просеивала муку и втыкала в нее венчальные свечи (РКС 221)- иногда оба новобрачных оставляли свечи догорать в мешках с мукой (обл. Ловеча, ЛК: 389), а в юго-западной Болгарии невеста одаривала ночвы особыми полотенцами - месали ношварски (с. Гега, обл. Петрича, зап. авт. 1998 г.).
В области Скопье при приезде молодоженов женщины-помощницы на свадьбе стелили перед невестой полотно от ворот до амбара, где хранилась мука и зерно, а затем вели ее туда по полотну, прислоняли головой к стене помещения и посыпали волосы и лоб мукой, после чего все присутствующие желали молодой, чтобы Бог ей послал мужское и женское потомство (Вакарелски 1998: 207).
В обычаях и обрядах славян мука, наряду с зерном и хлебом, нередко выступала в качестве дара, воплощая идею богатства, жизненной силы, представляющего собой «Божий дар», ср. в.-слав. «хлеб - дар Божий». Дарение как ритуальная форма чаще встречается в семейных обрядах: родинно-крестинном, свадебном и похоронном. Среди других сфер функционирования муки как дара - обходные обряды календарного цикла, а также многие окказиональные (при засухе, эпидемиях) и этикетно-бытовые ситуации.
Колядующие в южной Сербии получали от хозяина дома в дар муку, после чего со словами благопожелания вращали чашу из-под муки по большому блюду (Ђорђевић 1958: 334), чтобы богатство завертелось в этом доме (Плотникова 1996: 109). В Полесье колядников и щедровавших также одаривали мукой (с. Копачи Чернобыльский р-н Киевская обл., Любязь Любешовский р-н Волынская обл., Любешов, ПА). При первом выгоне скота, чаще всего в день св. Юрия, пастуху давали миску муки- одаривали пастухов и на Пасху, и осенью, в день св. Михаила (с. Копачи, ПА).
В обряде вызывания дождя, известном южным славянам, обходивших село девушек и главное обрядовое лицо (пеперуда, додола, росоманка - «Додола», ССД 2: 100-103) наиболее часто одаривали мукой, которую давали в сите, «чтобы год был сытым» (Троян, обл. Плевена, РКС 221). В некоторых районах Болгарии хозяйка дома сеяла муку над головой пеперуды, а затем катила сито[1] (СбНУ 15: 14-15, РКС 21, с. Писарево, обл. Горной Оряховицы, РКС 58, с. Ветово, р-н Русе) или сеяла муку в мешок, который девушки забирали как дар (РКС 55, с. Одырне, обл. Плевена, РКС 86, с. Игнатиево, р-н Варны). В юго-западной Болгарии в конце обхода девушки готовили кушанье из муки с маслом (бръкадан - с. Гега, обл. Петрича, зап. авт. 1998 г.), а в Македонии пеперугарки выпекали из собранной муки лепешку (погача) и съедали на совместной трапезе (с. Конопница, обл. Кривопаланки, Извори 3: 148). В Родопах пеперугин хляб, считавшийся самым сладким, поскольку муку для него собирали со всего села, девушки раздавали всем проходящим на перекрестке (Райчевски 1998: 47). В области Самокова в северо-западной Болгарии участницы обряда додола на берегу реки просеивали в воду полученную при обходе муку (Соф.: 255).
Подобные действия (сеяние муки над головой пеперуды или над водой) связаны с народными представлениями о «небесном дожде», дающем блага и символизирующем оплодотворяющую силу, и основаны на магии подобия. Имитация природного явления была призвана вызвать реальный дождь и обеспечить плодородие.
В Полесье при опасности эпидемии вдовы собирали от каждого дома по горсти муки, из которой пекли хлеб и раздавали его по селу (с. Олбин Козелецкий р-н Черниговская обл., ПА).
В настоящей статье основное внимание уделяется обрядово-магической практике и верованиям, связанным с мукой. В аграрном коде мука занимает пограничное положение как продукт, относящийся и к сфере природы, и к сфере культуры: с одной стороны, она генетически связана с зерном, т.е. тем, что создано природой (с участием человека), с другой - мука проходит долгий путь испытаний, прежде чем из зерна превращается в продукт, изготовленный руками человека, из которого получается основной продукт питания - хлеб. Триада зерно-мука-хлеб (через стадию теста, т.е. муки, смешанной с водой, которая в приготовлении хлеба также играет весьма важную роль) непосредственно связана с аграрным кодом в обрядовой практике славян.
Мука как смолотое зерно является одним из состояний последнего, этапом его «жизненного пути». К муке относятся не только с уважением, но и с сочувствием: ведь прежде чем превратиться в хлеб - продукт питания - она претерпевает поистине огромные муки: зерно подвергается измельчению, растиранию между двух камней жерновов, после чего образовавшаяся субстанция смешивается с водой, закваской и отправляется в печь, где, наконец, превращается в хлеб. Об этом же свидетельствует этимология слова мука, которая восходит к глаголам со значением ‘мять', ‘дробить', ‘размягчать' (Фасмер 1971/3: 6).
В славянском фольклоре широко известен мотив «жития» растений, представленный в песнях, играх, загадках, где излагается весь «круг жизни» от момента посева до получения конечного продукта - пояса, рубахи, полотенца, хлеба («“Житие” растений и предметов», ССД 2: 221).
Выделение одного из этапов «жизни» зерна весьма условно, поэтому его описание нередко включает и некоторые аспекты (в акциональном и семантическом плане) других периодов жизненного цикла растения.
Будучи одной из ипостасий зерна, мука обладает всеми его свойствами. По народным представлениям, зерно - средоточие вегетативной силы, символ плодородия, здоровья, богатства, оно наделяется продуцирующей и защитной семантикой («Зерно», CСД 2: 324).
Мука при замешивании теста увеличивается в объеме, что отражает ее продуцирующее начало, возрождение ее в новом качестве и рост изобилия. В народной культуре мука окружена почетом, к ней относятся как к божеству, заботятся о ее качестве: чтобы мука была белой, приступая к молотьбе, в области Кюстендила кладут на стожар (столб в середине тока, гумна, к которому привязывают скот при молотьбе) белую рубаху. В других славянских зонах привезенную с мельницы муку насыпают в ларь (ящик), зажигают свечу и окуривают ладаном. При выпечке хлеба неоднократно крестятся сами и крестят муку, тесто в деже, а в конце этого процесса готовые хлебы. Изделия из муки обязательно присутствуют на всех праздниках семейного и календарного цикла - от маленьких фигурных до огромных свадебных и пасхальных хлебов.
Мука как символ плодородия и богатства использовалась в календарной и семейной обрядности славян.
Богатство, благополучие новой семьи закладывали все члены рода, о чем свидетельствует древний обряд печения свадебного каравая, мука для которого должна быть принесена всеми членами рода, а на Украине приносили не муку, а зерно и мололи его в доме невесты на ручной мельнице (Грушевский 1914: 625- Зеленин 1991: 119). В Полесье (с. Олтуш Малоритский р-н Брестская обл.) также отмечен коллективный сбор муки на свадебный каравай (ПА).
В свадьбе болгар и украинцев просеивание муки для свадебного хлеба представляет собой развернутый обрядовый комплекс (болг. засевки), в котором сакрализуется каждое действие, что свидетельствует об особой значимости этого этапа в контексте свадебного обряда. Так, например, на Украине существовал особый свадебный чин - каравайницы - женщины, которые пекли хлебы для свадьбы. В народных представлениях болгар замешивание, выпекание хлеба символизировало создание новой семьи, рождение потомства, что нашло отражение и в лексике. В Родопах одновременно с хлебом «замешивали» свадьбу (вазмисват свадба - Меракова 1995: 65), чтобы и молодые замешались как тесто (да са намесят веке и младите - Вакарелски 1935: 343), а во Фракии ее «запекали» (запицат свадбата - Вакарелски 1935: 344). Смысл обрядового комплекса приготовления хлеба объяснялся как залебваньето на новото семейство, начало на домът (обл. Софии, Ракшиева 1984: 222).
Для приготовления свадебного хлеба в северо-западной Болгарии готовили только пшеничную муку (Маринов 1984: 448). При просеивании муки использовались одно, три, семь, девять сит и столько же ночв, которые складывали крест-накрест, а сита - одно над другим (Иванова 1984: 50). В муку нередко опускали кольцо жениха или браслет невесты, изюм и грецкие орехи, (Хаджиеллско, обл. Пырвомая, СбНУ 2: 47), или серебряные монетки (Иванова 1984: 50), также символизирующие богатство и изобилие. В с. Зелено Дырво в обл. Габрово ночвы, над которыми сеяли муку, предварительно смазывали свиным жиром, «чтобы молодые любили друг друга» (за обич - РКС 199), а орехи после просеивания муки высоко подбрасывали, желая тем самым богатого урожая и resp. плодовитости молодым.
Пожелание достатка и благополучия молодой семье прослеживается и в ритуальных действиях с мукой при встрече молодых в доме жениха. В Болгарии и Македонии новобрачную вели прежде всего к амбару или к сундукам с мукой. При входе в дом жениха молодая сначала разрыхляла угли в очаге, а затем прикасалась к сундуку с мукой (с. Макоцево, обл. Софии, Стоянов 1970: 158) или просеивала муку сквозь сито (с. Варкуповица, Санданско, Извори 3: 384). В г. Троян в р-не Плевена молодую подводили к ночвам, где она просеивала муку и втыкала в нее венчальные свечи (РКС 221)- иногда оба новобрачных оставляли свечи догорать в мешках с мукой (обл. Ловеча, ЛК: 389), а в юго-западной Болгарии невеста одаривала ночвы особыми полотенцами - месали ношварски (с. Гега, обл. Петрича, зап. авт. 1998 г.).
В области Скопье при приезде молодоженов женщины-помощницы на свадьбе стелили перед невестой полотно от ворот до амбара, где хранилась мука и зерно, а затем вели ее туда по полотну, прислоняли головой к стене помещения и посыпали волосы и лоб мукой, после чего все присутствующие желали молодой, чтобы Бог ей послал мужское и женское потомство (Вакарелски 1998: 207).
В обычаях и обрядах славян мука, наряду с зерном и хлебом, нередко выступала в качестве дара, воплощая идею богатства, жизненной силы, представляющего собой «Божий дар», ср. в.-слав. «хлеб - дар Божий». Дарение как ритуальная форма чаще встречается в семейных обрядах: родинно-крестинном, свадебном и похоронном. Среди других сфер функционирования муки как дара - обходные обряды календарного цикла, а также многие окказиональные (при засухе, эпидемиях) и этикетно-бытовые ситуации.
Колядующие в южной Сербии получали от хозяина дома в дар муку, после чего со словами благопожелания вращали чашу из-под муки по большому блюду (Ђорђевић 1958: 334), чтобы богатство завертелось в этом доме (Плотникова 1996: 109). В Полесье колядников и щедровавших также одаривали мукой (с. Копачи Чернобыльский р-н Киевская обл., Любязь Любешовский р-н Волынская обл., Любешов, ПА). При первом выгоне скота, чаще всего в день св. Юрия, пастуху давали миску муки- одаривали пастухов и на Пасху, и осенью, в день св. Михаила (с. Копачи, ПА).
В обряде вызывания дождя, известном южным славянам, обходивших село девушек и главное обрядовое лицо (пеперуда, додола, росоманка - «Додола», ССД 2: 100-103) наиболее часто одаривали мукой, которую давали в сите, «чтобы год был сытым» (Троян, обл. Плевена, РКС 221). В некоторых районах Болгарии хозяйка дома сеяла муку над головой пеперуды, а затем катила сито[1] (СбНУ 15: 14-15, РКС 21, с. Писарево, обл. Горной Оряховицы, РКС 58, с. Ветово, р-н Русе) или сеяла муку в мешок, который девушки забирали как дар (РКС 55, с. Одырне, обл. Плевена, РКС 86, с. Игнатиево, р-н Варны). В юго-западной Болгарии в конце обхода девушки готовили кушанье из муки с маслом (бръкадан - с. Гега, обл. Петрича, зап. авт. 1998 г.), а в Македонии пеперугарки выпекали из собранной муки лепешку (погача) и съедали на совместной трапезе (с. Конопница, обл. Кривопаланки, Извори 3: 148). В Родопах пеперугин хляб, считавшийся самым сладким, поскольку муку для него собирали со всего села, девушки раздавали всем проходящим на перекрестке (Райчевски 1998: 47). В области Самокова в северо-западной Болгарии участницы обряда додола на берегу реки просеивали в воду полученную при обходе муку (Соф.: 255).
Подобные действия (сеяние муки над головой пеперуды или над водой) связаны с народными представлениями о «небесном дожде», дающем блага и символизирующем оплодотворяющую силу, и основаны на магии подобия. Имитация природного явления была призвана вызвать реальный дождь и обеспечить плодородие.
В Полесье при опасности эпидемии вдовы собирали от каждого дома по горсти муки, из которой пекли хлеб и раздавали его по селу (с. Олбин Козелецкий р-н Черниговская обл., ПА).