Divider

Тарка-санграха и Тарка-дилика

Unagdomed

Administrator
Регистрация:19 Апр 2013
Сообщения:25.496
Реакции:344
Баллы:83
Есть 9 субстанций: Земля, Вода (apa), Огонь (tejas), Ветер (vayu), Акаша (akasa), Время (kala), Пространство (dik), Атман (atman), Манас.

Первые четыре: Земля, Вода, Огонь, Воздух – атомарные. 4 материальные субстанции (телесные).

Земля отличается запахом. Бывает 2-х видов: вечная (атомарная форма) и невечная. 2-й вид – невечная (karya) проявляется в телах (человека, животных, божеств), которые делятся на утробного и неутробного происхождения (насекомые, божества, (т.е. в субъектах), и в объектах (глина, камни, примеси в эмпирических объектах). Эта невечная Вода воспринимается через нос (кончик носа). Имеет вкус. Объекты земли обладают цветом.

Вода отличается прохладным ощущением (осязанием) и сладкий вкус. Бывает 2-х видов: 1. вечная (атомарная форма) 2. невечная. Обладает только одним вкусом – сладким. Невечная форма воспринимается через орган вкуса (язык) и делится на тела (существа неутробного рождения в воде) и на объекты (океан, моря, реки, водоёмы). Имеет температуру (прохладное).

Огонь – признаки – горячее температурное осязание и бело-блестящий цвет. 2-х видов: 1. вечная (атомарная) и 2. невечная. В невечной форме воспринимается через зрение – глаз и проявляется в телах (существа с огненным от рождения телом, например бог Солнца – Сурья) и объектах, в которых огонь делится на 1. небесный (молния), 2. земной, 3. утробный (для переваривания пищи), 4. рудничный (золото и др. металлы).

Ветер – признак – тактус (осязание) 2-х видов: 1. вечный (в форме атомов) 2. невечный. Невечный ветер воспринимается через осязание всем телом и проявляется в телах (существа мира бога вайю) и объектах (как причина раскачивания деревьев). Кроме того есть внутренний ветер: 1. Прана – в груди, 2. Диана – в прямой кишке, 3. Самана – в области пупка, 4. Удана – в области гортани, 5. Вьяна – во всем теле.

Возникновение и уничтожение стихий. благодаря желанию творения у Ишвары в атомах возникает (внутренняя) активность. Отсюда при наличии соединения двух атомов возникает (агрегат) двьянука. Тремя двьянуками порождается трьянкука. И таким образом из последовательного (соединения) чатуранука (это четыре трьянуки) и т.д. возникают великие Земля, вода, огонь и ветер.

Силой желания разрушения (у Ишвары) в атомах возникает активность посредством которой при разъединении двух атомов (происходит) распад двьянук, благодаря этому – распад трьянук. Из него – распад чатуранук, а затем т.о. (происходит и) распад великой земли и прочего.



Атом – конечный предел делимости. Атомы – материальные причины эмпирических объектов. Они недоступны обычной перценции (восприятию), но могут быть различены йогическим сосредоточением.

Сначала из атомов образуются диады – двьянука, которые как и атомы не воспринимаются обычным восприятием. Затем из диад образуются объекты. Предельно воспринимаемой единицей субстанции выступает триэда – трьянука – корпускул, единица телесности, подобная пылинке в солнечном луче.

Двьянука – два атома, связанные симметричным отношением (соединение). Когда karya (невечное, объекты) разрушаются, то это происходит не вследствие разрушения атомов, а потому, что разрушаются связующее отношения. Т.о. под разрушением целостных эмпирических объектов подразумевалось постепенное распадение их на составные части путём уничтожения отношений samyoda между ними.

Характерно, чтто в синкретической школе атомы рассмтаривались как отличающиеся друг от друга не количественно (как Демокрита-Левкиппа), а качественно. Каната закрепил за атомами реферект «отдельное» - (вишеша), обеспечивающее отличие одного атома от другого. Т.о. субстанции в своём атомарном модусе – в отличие от карья – вечны.



Базовые принципы.

1. принцип субстанциональности. Субстанции – dravya (дравья). Субстанция рассматривается как объект йогического постижения и только в этом смысле как объект познания. Но м.б. и субстанции – следствия составляющие объекты эмпирического мира. В этом смысле материальный предметный мир и мир йогического медитативного опыта объединяется принципом субстанциональности.

2. принцип дхарма-дхарми-бхеда. Принцип несводимости части и целого. Он распространяется на 6 субстанций: земля, вода, огонь, ветер, Атман, манас. Материальные субстанции: Огонь, Воздух, Вода, Земля. Бестелесные субстанции: акаша, пространство, время. Духовные субстанции: Атман, манас.

3. эти три (акаша, пространство, время) существуют только как вечные и не нуждаются во 2 принципе. Эти субстанции суть вместилища опыта – как эмпирического, так и йогического.

4. принцип несводимости свойства и его носителя. Любой объект эмпирического мира трактуется как субстанция в её качественно-количественной определённости, т.е. как dharma (следовательно, здесь dharma и karya-dravya – синонимы). Чистая субстанция как потенциальный носительн свойств выступает субстратом (dharmin) преходящих вещей (dharma).



Акаша – 5-я субстанция. Вездесущая, всепроникающая, бестелесная. Акаша – то, что имеет качество звука. Она единственная, всепроникающая и вечная. Акаша как особый вид пространства, в котором распространяется звук. Здесь звук – это прежде всего звучание ведической речи, которой приписывалось сакральное значение. Пространство, производящее звук – акаша. Пространство производящее разграничение эмпиричных объектов по сторонам света и геометрическому направлению – dik.

Число – есть причина выражений один, два и других. Оно, начиная с 1 и до высших чисел, пребывает в 9 субстанциях. Единица – вечная и невечная. Двоичность же и прочее – везде только невечные. Признавалась объективная реальность числа, но в тоже время число относилось к качествам (качество). Каждый объект должен быть осмыслен как единица, потом идёт процесс счёта единиц.
 

сильван

Well-Known Member
Регистрация:3 Ноя 2014
Сообщения:782
Реакции:1
Баллы:18
Адрес: Кемерово
Спасибо, Магистр Ипсиссимус. Интересная статья.
 
Divider

Personalize

Сверху Снизу